Моче - Уари
Культура Моче
100-800 годы н.э.
Распространенная на северном побережье Перу культура Моче получила свое название по речной долине, образующей вместе с долинами Виру и Чикама ее центр. К моменту своего расцвета культура Моче занимала территорию протяженностью около 250 км вдоль береговой полосы - от долины Лече на севере до долины Непенья на юге.
В это время численность населения сильно выросла, в долинах рек сложилась единая политическая организация. Основа политической власти заключалась в строительстве и контроле за оросительными системами. Религиозные представления и политическая власть были неразрывно связаны.
Культура Уари
500-1100 годы н.э.
Империя Уари и Тиауанако (Тиванако) возникла примерно в 500 году н.э. и в эпоху своего расцвета распространилась на территории более 1500 км. Развитие культуры сопровождалось серьезными изменениями в социальной, политической и религиозной жизни, что отразилось в изменении структуры поселений, появлении новых архитектурных форм, расширении инфраструктуры и выработке иных погребальных ритуалов. Многое позднее было заимствовано империей инков.
Именно в культуре Уари-Тиауанако началось массовое производство предметов из бронзы. Памятники из золота встречаются редко, их отличает простота оформления.
Текст: «Тысяча лет золота инков». Из собрания Музея золота Перу в Лиме ГМИИ им. А.С. Пушкина 18 марта - 26 мая 2013 года (Каталог к выставке).
Использованы фотографии:
- Ирина Дворкина, «Артобъектив»; Блог ЖЖ;
- Александра Сопова, Известия;
- Кирилл Лебедев, «Газета.Ru»;
- Петр Болховитинов, «Вечерняя Москва»;
- http://museum-world.livejournal.com
- Каталог к выставке.
23. Украшение для носа
Культура Моче I. Золото. 13,0 х 21,5 см. Ранний промежуточный период (200 до н.э.-700 н.э.)
Овальная центральная часть с отверстием для крепления в носу имеет два трапециевидных продолжения вверху. В центре изображено лицо человека, а под ним две отчеканенные руки.
По сторонам лица к пластине прикреплены дискообразные подвески, украшенные круглыми чешуйками.
24. Нагрудное украшение
Культура Моче I. Посеребренная медь. 29,0 х 57,0 см. Ранний промежуточный период (200 до н.э.-700 н.э.)
Нагрудный щит разделен на сектора девятью серебристыми рифлеными пластинами. По-видимому, при помощи других декоративных элементов это украшение можно было поднять, превратив в воротник-стойку. Изображения подобных украшений можно найти на керамических изделиях. Кроме того, подобные предметы были обнаружены в гробницах Сипана.
25. Маска
Культура Моче I. Медь. 19,0 х 28,5 см. Ранний промежуточный период (200 до н.э.-700 н.э.)
Маска в виде лица человека, изготовленная из цельного листа меди. Черты лица отчеканены: глаза имеют миндалевидную форму, нос широкий, торчащие уши, возможно, были украшены серьгами.
26. Фигурный сосуд
Культура Моче I. Керамика. 24,4 х 17,6 см. Ранний промежуточный период (200 до н.э.-700 н.э.)
Керамический сосуд с ручкой и плоским круглым дном. Его верхняя часть выполнена в виде фигуры сидящего воина с коническим боевым шлемом на голове и с круглыми серьгами в ушах. В левой руке, украшенной браслетами, воин держит боевую дубину. Все изображенные предметы воспроизводят реальные, бытовавшие в этой культуре.
27. Небольшая маска (зеркало?)
Культура Моче I. Позолоченная медь. 12,6x9,9 см. Ранний промежуточный период (200 до н.э.-700 н.э.)
Маска четырехугольной формы. Снизу припаяна ручка; это позволяет предположить, что маска могла украшать корпус зеркала - одного из элементов ритуальных обрядов. Четырехугольные глаза инкрустированы ракушками. Форма глаз с закатившимся зрачком, вероятно, должна была передать состояние человека, находящегося под воздействием галлюциногенных веществ во время религиозных церемоний. В носу маски имеется отверстие для крепления пластины. Рот с оскалом хищного животного также инкрустирован ракушками. Параллельные штрихи на голове изображают волосы.
28. Духовой музыкальный инструмент
Культура Моче I. Керамика. 33,0 х 15,0 см. Ранний промежуточный период (200 до н.э.-700 н.э.)
Подобные духовые инструменты использовались для культовых целей. Выходное отверстие выполнено в виде головы ягуара. Двухцветно окрашенный корпус и мундштук в виде змеи декорированы орнаментом, по форме напоминающим арахис.
Ягуар символизировал божественные силы, а также был покровителем и защитником земледельцев и посевов.
29. Украшение для носа
Культура Моче I. Золото, серебро. 11,1 х 17,6 см. Ранний промежуточный период (200 до н.э.-700 н.э.)
Пластина изготовлена из двух спаянных частей.
В центре находится вырез для крепления пластины в носу. Трапециевидные отростки состоят из чередующихся золотых и серебряных фрагментов. В центральной части помещена маленькая человеческая голова с двумя руками под ней. Голова фланкирована фигурами животных.
30. Украшение для носа
Культура Моче I. Золото, хризоколла, бирюза. 11,0 х 18,0 см. Ранний промежуточный период (200 до н.э.-700 н.э.)
Пластина выполнена из листового золота и имеет окантовку. На пластине можно различить маску, окруженную завитками с головами птиц.
В верхней части находится вырез для крепления пластины в носу. Передняя сторона с рельефным декором украшена включениями бирюзы и хризоколлы. По всей поверхности пластины припаяны маленькие крючки с подвижными чешуйками.
31. Украшение для носа
Культура Моче I. Золото, серебро, содалит, раковины, хризоколла. 11,1 х 19,0 см. Ранний промежуточный период (200 до н.э.-700 н.э.)
Прямоугольная пластина изготовлена из серебра и золота. По периметру прикреплено 27 подвижных чешуек. В центре изображена человеческая фигура с поднятыми руками, из-за которой выглядывают змеи. Голова фигуры изготовлена из золота и украшена лентой с мелкими подвесками. От верхних углов пластины отходят стилизованные ветви, на которых сидят попугаи. Ветви декорированы хризоколлой, головы попугаев инкрустированы ракушками, а клюв и лапки выполнены из содалита.
32. Небольшая маска
Культура Моче I. Позолоченная медь. 6,5 х 5,7 см. Ранний промежуточный период (200 до н.э.-700 н.э.)
Маска в виде человеческого лица изготовлена из цельного листа меди и украшена чеканкой и инкрустацией ракушечным жемчугом (глаза) и минералами (зрачки). Глаза миндалевидной формы, нос значительно выступает, на ушах предусмотрены крепления для серег. Лоб украшен фигуркой совы.
33. Украшение для носа
Культура Моче I. Золото, серебро. 6,8 х 17,4 см. Ранний промежуточный период (200 до н.э.-700 н.э.)
Пластина в виде полумесяца состоит из чередующихся золотых и серебряных сегментов; в центре место спайки. Нижний край пластины украшает окантовка в виде 12 отчеканенных из золота и серебра голов животных. В центре верхнего края сделан овальный вырез для крепления пластины в носу, по сторонам которого припаяны прямоугольные петли, выполненные из золота и серебра.
34. Идол
Культура Уари I. Золото, серебро, медь. 22,6 х 13,2 см. Средний горизонт (700-900 н.э.)
Идол в виде женской фигуры с отчеканенными овальными глазами и носом, напоминающим птичий клюв. На лице заметны следы красной краски. Голова украшена убором, ниспадающим на спину.
35. Нагрудное украшение
Культура Уари I. Золото. 18,2 х 42,8 см. Средний горизонт (700-900 н.э.)
Украшение в виде полумесяца выполнено из цельного листа золота. На концы украшения нанесен отчеканенный декор в виде спиралей и точек. По нижнему краю проходит поясок из точек.
36. Шлем
Культура Уари I. Золото, растительные волокна. 28,5 х 20,0 см. Средний горизонт (700-900 н.э.)
На примере этого шлема видно, как искусно в культурах Анд умели комбинировать различные материалы. Золотые пластины здесь скреплены растительными волокнами. Эта технология повысила ценность обычного предмета быта, что также было типичным явлением для Анд.
Почти все использовавшиеся в культуре предметы обихода изготавливались из различных материалов, сохраняя при этом ритуальное или символическое значение; материал же указывал на положение его владельца в социальной иерархии.
Представленный шлем мог сохраниться до нашего времени только в очень сухом климате, поэтому считается, что он происходит с пустынного побережья Перу.