Мотекусома II Младший — последний доиспанский тлатоани
Хотя Ауитсотль правил почти два десятка лет, он был еще сравнительно молодым человеком и, умирая, никого не предложил себе в наследники. Среди претендентов на власть тлатоани был Макуилмалинальтцин (или Малинальтцин), старший сын Ашайакатля, шестого тлатоани, бывший к тому же мужем дочери Несауальпилли, правителя г. Тескоко, и известный как страстный вояка. Однако его кандидатуре серьезно противостояли члены совета по избранию тлатоани, которые якобы настаивали на том, чтобы правителем стал человек из жреческой среды. Поэтому предпочтение было отдано его брату Мотекусоме81, который соответствовал этим требованиям, а Малинальтцин был назван его наследником. Трудно теперь сказать, как на самом деле пришел к власти новый тлатоани, так как его пристрастие к религии могло быть задним числом причислено к достоинствам Мотекусомы уже во время его правления. Борьба, видимо, была как всегда сложной, поскольку претендентами выступали чуть ли не полтора десятка сыновей предыдущих тлатоани, не считая братьев последних. Хотя Мотекусома, действительно, считался наиболее вероятным кандидатом. В итоге совет, в который входили правители г. Тескоко и г. Тлакопана (Несауальпилли и Тотокиуатцин соответственно), наследник Тлакаэлеля сиуакоатль Тлилпотонки, а также 12 выборщиков, назвал новым ацтекским правителем именно Мотекусому (см. рис. 13), сына шестого тлатоани Ашайакатля и племянника Ауитсотля [37, с. 59; 173, с. 220; 219, с. 61; 228, с. 305-306; 318, с. 78-79; 327, с. 119; 351, т. 2, с. 284; 384, с. 343-395].
Мотекусома II Младший (1502 — 1520) был человеком зрелого возраста (ему было далеко за тридцать), имел один из высших военных титулов (тлакатекатля) [288, с. 166]. В одном из источников Мотекусома II назван самым достойным из всех правителей ацтеков, бывших до него [305, с. 196]. Сохранились положительные отзывы о его уме, поскольку он, готовя себя к жреческому поприщу, много внимания уделял проблемам религии, занимался астрологией [288, с. 166], что по тем временам соответствовало представлению о научных занятиях. Он был верховным жрецом племенного бога ацтеков Уитсилопочтли [228, с. 306]. Рассказывают, что когда Мотекусома был объявлен тлатоани, он незаметно удалился. Несауальпилли приказал найти нового правителя. Зная Мотекусому как религиозного человека, отправили за ним в храм и действительно обнаружили его там [173, с. 221-222; 384, с. 395].
При таких обстоятельствах началось правление последнего из доиспанских ацтекских тлатоани. Как всегда, сложно с точной датой начала правления: называются и год «10. кролик» (1502) [219, с. 61], и «11. тростник» (1503), и год, когда испанцы овладели островом Куба (1511), и 11-й год после открытия Америки (1492), о чем, впрочем, ацтеки тогда еще не ведали.
Среди первых мероприятий, проведенных Мотекусомой II, выделялись законодательные указы и установления, т.е. мероприятия не военного, а мирного плана. Как и его далекий тезка Мотекусома I Старший, он провел целую серию системных реформ, отражавших эволюцию, происшедшую в общественных и социально-экономических отношениях. В одном из источников его деятельность в данной сфере определялась следующим образом: «Он ввел новое законодательство» [288, с. 167], хотя только к законотворчеству в привычном смысле слова эти мероприятия нельзя отнести.
Прежде всего новации коснулись сферы управления страной, причем, видимо, в плане борьбы с теми, кто препятствовал его приходу к власти. Мотекусома приказал, сообщают хроники, сиуакоатлю Тлилпотонки (кстати, приходившемуся ему дядей) устранить от управления всех тех, что служили его предшественнику, покойному тлатоани Ауитсотлю, даже курьеров и посланников, а также старейшин общин и более мелких объединений жителей. Все они были преданы смерти, что свидетельствует, по нашему мнению, о накале борьбы за власть, которую ему и его сторонникам пришлось выдержать. Официально такая чистка объяснялась тем, что якобы все, попавшие в опалу, были «людьми низкого происхождения», «необразованными», а Мотекусома II желал видеть в управленческой структуре «людей благородных». Таковыми оказались его «родственники», «братья», «сыновья вождей» [173, с. 223; 228, с. 310; 384, с. 399-400], т.е. как раз те, кто составлял его опору. Чистка особенно коснулась Теночтитлана. Не исключено, что, помимо столкновения интересов различных групп верхушки общества, это достаточно радикальное (если не сказать жестокое) мероприятие нового тлатоани представляло собой удар по родовым устоям, не соответствующим уже реалиям жизни ацтекского государства, давно переросшего возможности маленького островного города, каким когда-то был Теночтитлан. Подтверждением этому служит и приказ Мотекусомы II о том, чтобы сыновья местных вождей разных частей территории, подконтрольной Тройственному союзу, проходили обучение в Теночтитлане, Тескоко или Тлакопане (а фактически только в Теночтитлане) искусству управления, «обращения с иностранцами» и «правилам хорошего тона», проще, принятым законодательным и морально-этическим нормам.
Кроме того, правителям и вождям провинциальных центров и городов было приказано каждый год в течение определенного времени находиться в Теночтитлане при особе тлатоани. Из среды этой знати была отобрана своеобразная гвардия из 600 воинов (с 3-4 вооруженными слугами каждый), постоянно находившаяся в распоряжении тлатоани [173, с. 223; 384, с. 400-401]. Многие из них, оторванные от своих городов, становились, по сути, заложниками. По планам Мотекусомы II они вольно или невольно должны были стать патриотами Теночтитлана, чем нарушались традиционные родовые узы. Обращаясь для сравнения к истории древних обществ Старого Света, нетрудно заметить удивительную схожесть сделанного Мотекусомой с тем, что было в свое время проведено в древней Македонии. Борясь с родовой замкнутостью, Мотекусома II, как и его предшественники, поощрял междинастические связи. Серьезным ударом по родовым традициям стало и фактическое превращение некогда могущественного сиуакоатля в высокопоставленного чиновника, который лишь выполняет указания правителя. Одновременно все более определенными и ясными становились признаки восточной деспотии. Не углубляясь пока в эту проблему (о ней речь идет в гл. 4), отметим лишь очевидную тенденцию к обожествлению правителя [173, с. 223-224; 384, с. 400].
Следуя установившейся традиции, Мотекусома II предпринял инаугурационный поход. Объектом его стал г. Икпатепек, отказавшийся якобы поставить дань для планируемого грандиозного праздника по случаю прихода к власти Мотекусомы II [76, с. 87; 173, с. 224; 351, с. 285; 384, с. 403-408].
На церемонию инаугурации были приглашены представители и недружественных государств — Тлашкалы, Уэшотцинко, Чолулы, тарасков Мичоакана. Когда церемония завершилась, им преподнесли подарки, а ацтекские воины сопровождали их на обратном пути до самых границ их владений. Вообще, согласно хроникам, подобные приглашения враждебных лидеров практиковались кроме такого важного события, как инаугурация, еще раза три в течение года — в связи с наиболее важными праздниками. Представители Тройственного союза также бывали в качестве гостей на праздниках в этих государствах, особенно часто в Тлашкале, правда, как говорят источники, тайно, чтобы народ не знал об этом [173, с. 224-226; 384, с. 412-419]. Так довольно своеобразно складывались мирные межгосударственные отношения в древней Мексике. До Мотекусомы II такая искусная дипломатическая игра в таких масштабах не практиковалась [384, с. 420].
В завоевательной политике Мотекусома II отличался от своего предшественника Ауитсотля. Длительные и изнурительные военные походы последнего, особенно на юг, не приводили к полной интеграции захваченных территорий в структуру ацтекского государства, что делало завоевания не вполне завершенными. В отличие от него Мотекусома стремился в первую очередь к абсорбции ранее покоренных территорий, что и было одной из целей описанных выше реформ. Многие из так называемых завоеваний Мотекусомы II были в значительной степени просто «умиротворением» тех мест, что были уже покорены его предшественниками. В том же случае, когда завоевания все-таки велись, они не носили характера молниеносных вторжений, часто практиковавшихся ранее; это были скорее действия, направленные на систематическое и целенаправленное подчинение.
Особенно упорно и настойчиво эта линия проводилась в отношении южных областей, покоренных предыдущими тлатоани. Мероприятия по систематическому подчинению, абсорбции южных районов (прежде всего Оахаки и Теуантепека) начались на второй год правления Мотекусомы II и проводились в течение десяти лет, т.е. практически почти до прихода испанцев. Мотекусома поначалу столкнулся с открытым выступлением, угрожавшим системе связи Теночтитлана с отдаленным Соконуско, покоренным при Ауитсотле. Восстал г. Икпатепек, располагавшийся в Оахаке, довольно крупный центр в этом районе. Приход к власти нового тлатоани, не отличавшегося воинственностью и коварством, породил там надежду вернуть независимость. Инсургенты перебили доступных им ацтеков и их сторонников и начали готовиться к обороне, возводя защитные сооружения. Карательный поход не заставил себя ждать. Его возглавил сам тлатоани. Среди сопровождавших его был и сиуакоатль Тлилпотонки.
В конце первого дня похода Мотекусома II отдал ему совершенно чудовищный приказ — возвратиться в Теночтитлан и обезглавить всех опекунов (воспитателей) своих детей, компаньонок его жен и наложниц, а также других дворцовых женщин и заменить их новыми. Вслед за Тлилпотонки Мотекусома послал соглядатаев, дабы проверить, исполнено ли его повеление. Ему доложили, что все исполнено. Единственное мало-мальски вразумительное объяснение этой дикой акции, даваемое в источнике, сводится к тому, что Мотекусома хотел таким образом проверить, насколько беспрекословно выполняются его приказы. Во всяком случае, даже этот кровавый сюжет может служить свидетельством растущей власти тлатоани. Сиуакоатль же (некогда очень высокий пост) был низведен до роли высокопоставленного исполнителя его приказов.
Подойдя к Икпатепеку, ацтеки ночью сумели незаметно проникнуть в город, после чего с двух сторон обрушились на оборонявшихся. В наказание за бунт город был подвергнут сильному разрушению. Как сообщается в хронике, охватившие Икпатепек пожары сделали его похожим на действующий вулкан. Одержав победу, Мотекусома приказал организовать триумфальное возвращение его воинов, не уступавшее триумфам Ауитсотля. И действительно, если верить источникам, каждый день на всем пути войска до самого Теночтитлана вожди и знать окрестных городов, сопровождаемые простолюдинами, встречали его, нагруженные подарками [173, с. 227 — 228; 351, т. 2, с. 285; 384, с. 403-408].
Стремясь экономически укрепить свою власть, Мотекусома II предпринял шаги для сближения с торговцами Тлателолько, которые считались тогда самыми крупными и влиятельными в стране. Не роняя престижа самовластного тлатоани, он сумел завоевать признательность тлателольков, которых сорок лет назад его отец, тлатоани Ашайакатль, лишил многих привилегий, значительной автономии и обложил данью. Вначале он призвал к себе руководство Тлателолько, представлявшего к тому времени часть Теночтитлана, и объявил, что они не выплатили причитающуюся дань, в частности, не выполнили поставки, необходимые для ведения войн. Напуганные тлателольские торговцы немедленно исполнили требование Мотекусомы II, после чего он смягчился и освободил Тлателолько от некоторых из ограничений, наложенных его отцом, в частности, отменил запрет тлателолькам строить собственные храмы и восстановил их право организовывать (т.е. фактически финансировать) военные походы в нужные для них районы. Правда, так и не было восстановлено самоуправление Тлателолько, и по-прежнему там распоряжался ставленник тлатоани [162, с. 86-87; 173, с. 228]. Важнейшим же последствием этого шага Мотекусомы II стало превращение защиты своих торгово-экономических интересов в важнейшую задачу государства. Их ущемление пресекалось всеми возможными, прежде всего военными, средствами. На юге интерес ацтеков привлекли независимые от Теночтитлана города Тототепек и Кетсальтепек (в Оахаке), известные благодаря добываемым и обрабатываемым там драгоценным камням и металлам. Мотекусома II отправил туда торговцев с предложением обменять их на ацтекские товары (главным образом ткани). Вожди обоих городов отказались иметь дело с посланниками Мотекусомы, заявив, что не подчиняются ему. Затем торговцы были убиты, а их тела выброшены на берег р. Кетсальтепек на съедение стервятникам. Обнаружив трупы убитых, другие ацтекские купцы сообщили о случившемся Мотекусоме. В 1503 г. он лично возглавил поход в этот район. Ацтекская армия, захватив г. Асиотла, стоявший на ее пути и связанный с Тототепеком, затем, форсировав р. Кетсальтепек и преодолев каменные укрепления, взяла оба города. Только при штурме Тототепека было захвачено 1300 пленников. Благодаря этой экспедиции Теночтитлан мог рассчитывать на поставки какао, бумаги, прекрасных тканей, драгоценных камней, украшений из перьев редких птиц и т.п. [162, с. 224; 173, с. 229-230; 384, с. 426-434].
Несомненные военные успехи Мотекусомы II сопровождались и неблагоприятными событиями, одним из которых был голод 1505 — 1507 гг., вызванный неурожаем в Мексиканской долине. Однако, как и во времена Мотекусомы I, он не затронул район, населенный тотонаками, откуда в Теночтитлан стали доставляться продукты. Поэтому это бедствие в ацтекской истории известно как «голод, обошедший страну тотонаков» (ацт. Netotocacahuicoc) [228, с. 309]; он породил расхожее выражение «отправляться с тотонаками» [37, с. 61], что означало искать спасения в рабстве у тотонаков. Уходили ацтеки и далеко на юг, в земли майя [83, с. 159; 351, т. 2, с. 284]. Мотекусома II и Несауальпилли открыли государственные склады, стараясь спасти население от голодной смерти [130, с. 135; 228, с. 309]. Сильная засуха и неурожай повторились и в 1513 г. (см. рис. 19, 20).
В 1507 г., который соответствовал году «2. тростник», т.е. завершению очередного 52-летия, был отмечен ацтеками в последний раз в их доиспанской истории праздник «Нового огня» [173, с. 239; 219, с. 61; 384, с. 467-468]. По мнению некоторых специалистов, памятник, известный как «Храм священной войны» (см. рис. 24), обнаруженный в г. Мехико в 1926 г. в месте, где когда-то располагался дворец Мотекусомы II (ныне там находится Национальный дворец), был высечен скульпторами и каменотесами именно в это время [294, с. 64]. На нем приведены две даты — «1. кролик» (конец 52-летнего цикла) и «2. тростник» (начало нового исчисления).
Пользуясь неблагоприятной для Теночтитлана ситуацией (голодом), миштекские города Йануитлан и Сосолан (бывшие, вероятно, независимыми) при поддержке строптивого Тототепека (на Тихоокеанском побережье) попытались поставить предел продвижению ацтеков на юг. Они пошли на убийство ацтекских купцов, чем фактически поставили себя в состояние войны с Теночтитланом. В 1506 г. туда была направлена армия Тройственного союза (сам Мотекусома, по всей видимости, в данном походе не участвовал), которая захватила Йануитлан и разрушила его до основания, не пожалев даже деревьев. Затем ацтеки подступили к Сосолану, однако обнаружили город пустым. Оказывается, его жители, боясь, что их постигнет судьба соседей, скрылись в горах, прихватив все самое ценное. Найти их ацтекам не удалось. В Теночтитлане на церемонии жертвоприношения взятых в плен воинов Йануитлана присутствовали в качестве гостей и представители «врагов дома» (городов Тлашкалы, Уэшотцинко и Чолулы) [162, с. 224; 173, с. 336; 228, с. 309; 384, с. 441-442].
В 1507 г. во время столкновения с силами Тототепека, помогавшего Йануитлану и Сосолану, погибли два видных ацтекских полководца [228, с. 309].
Очередной поход в миштекский район был предпринят в 1511 г. На этот раз его объектом стал г. Тлашиако (Тлачкиауко, штат Оахака), лежавший на важных для ацтеков линиях коммуникаций. Его жители совершили опрометчивый шаг, захватив дань, собранную в другах районах для Теночтитлана. Поняв затем пагубность своих действий, они не стали оказывать серьезного сопротивления посланным Тройственным союзом отрядам и согласились выплачивать дань [51, с. 127-128; 162, с. 225].
Борясь за укрепление власти тлатоани и превалирующего положения Теночтитлана в Тройственном союзе, Мотекусома II предпринял нечто вроде религиозной реформы. Он приказал, чтобы на территории главного храма бога ацтеков Уитсилопочтли было построено особое святилище, известное по источникам как Коатеокалли (ацт. Coateocalli — «Храм всех богов»), поскольку в нем были собраны идолы племенных богов из различных районов, покоренных ацтеками. Для освящения этого храма, необычного для времени, когда каждый народ, племя, город и даже селение имели своего сверхъестественного покровителя, требовались военнопленные (для жертвоприношения). Поэтому был предпринят поход против восставшего г. Теуктепека (на Тихоокеанском побережье). Удачное расположение (у реки) и четыре линии укреплений не спасли Теуктепек.
Однако во время решающей битвы произошло, согласно легенде, фантастическое событие: защитники города, оказавшиеся в воде, на глазах победителей превращались в рыб и аллигаторов. Ацтеки были очень встревожены, посчитав это дурным предзнаменованием. От себя добавим, что подобные сюжеты с эсхатологическим оттенком характерны для освещения в источниках времени правления Мотекусомы II, и с ними мы еще встретимся. Они как бы характеризовали предгрозовую атмосферу периода, непосредственно предшествовавшего испанскому завоеванию и краху ацтекского государства.
Но как бы то ни было, победоносная ацтекская армия доставила в Теночтитлан богатую добычу и военнопленных, что позволило провести намеченную церемонию. Мотекусома II, одетый в одежды верховного жреца, взошел на алтарь «Храма всех богов» и совершил жертвоприношение. Затем он вместе с сиуакоатлем Тлилпотонки направился к камню для жертвоприношений и принял участие в ритуале по случаю победы в Теуктепеке [173, с. 236-237; 384, с. 456-460].
Теуктепек был населен в основном сапотеками, и очередное «умиротворение» его ацтеками не поставило точку в судьбе этого города, да и самих сапотеков. Умный и дальновидный сапотекский вождь Косихоеса, политический и военный противник предыдущего тлатоани Ауитсотля, продолжал контролировать часть Оахаки и перешейка Теуантепек, сохраняя минимальные союзные отношения с ацтеками. Сложнее у него обстояли дела с прежними союзниками — миштеками, которым он уступил только небольшое поселение Миштекилья у г. Теуантепек. Позже столкновения между ними возобновились: Косихоеса пытался даже изгнать миштеков из Оахаки.
Между тем жена Косихоесы, согласно источникам, при дурных предзнаменованиях (неблагоприятные небесные явления) родила сына, получившего весьма символическое имя — Косихопий (сапотек. Cosijopi — «Ветер из молний»). Сапотекские жрецы якобы предсказали, что его рождение знаменует скорый конец сапотеков. Как бы то ни было, Косихопиил, который рос и воспитывался в Теуктепеке, остался в нем и правителем. Косихоесе, жившему в сапотекской столице Саахиле, приходилось постоянно бороться с миштеками [158, с. 201] и в то же время вести гибкую дипломатическую игру с ацтеками, чтобы не попасть под их полный контроль. Таково было положение в южных пределах государства Тройственного союза вплоть до прихода испанцев. Главные же для Тройственного союза события в годы правления Мотекусомы II протекали не на юге, при всей экономической значимости этого района, а в центре ацтекского государства, в Мексиканской долине и сопредельных территориях. Речь идет о стремлении Теночтитлана наложить руку на небольшие, но отчаянно сопротивлявшиеся независимые города-государства Тлашкала, Уэшотцинко и Чолула, представлявшие собой как бы бомбу замедленного действия в самом центре Тройственного союза, а также о непрерывной борьбе (чаще скрытой и искусной) Мотекусомы II со своим самым мощным партнером по Тройственному союзу, Несауальпилли, правителем г. Тескоко.
Брат Мотекусомы II, Макуилмалинальтцин, женатый на дочери Несауальпилли, жил в Тескоко, городе, который после прихода к власти нового тлатоани Теночтитлана все более становился центром антиацтекских настроений. Мотекусома II понимал, что его смерть открывает дорогу к власти в Теночтитлане Макуилмалинальтцину. В ход пошло коварство. В 1508 г. тлатоани объявил «цветочную войну» «врагам дома» из г. Уэшотцинко. Тескоканцы, а среди них и Макуилмалинальтцин, также были призваны защитить честь Тройственного союза. Возле г. Атлишко войска Тройственного союза встретились с превосходящими силами противника. Там и погиб Макуилмалинальтцин, а вместе с ним еще 2800 человек, в большинстве тескоканцы. Ходили слухи, что их смерть — результат секретного соглашения с «врагами дома».
Когда потерпевшие поражение воины Тройственного союза возвратились домой, Мотекусома всячески выказывал свою глубочайшую печаль. Уцелевших воинов не встречали с обычной пышностью, только по погибшим был совершен должный траурный ритуал. По случаю этой неудачной битвы правитель Несауальпилли сочинил скорбную песнь, не преминув обвинить Мотекусому II в вероломстве. Последний, в свою очередь, дабы продемонстрировать свою непричастность к случившемуся, не понизил в должности ряд военачальников и отдельных местных вождей, которые не приняли участия в битве, хотя должны были это сделать. Словом, Мотекусома II довольно умело устранил соперника и даже ослабил авторитет Несауальпилли [173, с. 231-232; 228, с. 309-310], тем самым сделав серьезный шаг к утверждению единоличной власти в Тройственном союзе, Тлакопан, третий член союза, и его глава Тлатлакатцин, полностью подчинились Мотекусоме, и только Тескоко с 15 подконтрольными ему городами и районами продолжал борьбу против претензий на единовластие тлатоани Теночтитлана.
После смерти Макуилмалинальтцина Несауальпилли, делавший на него ставку, предпринял ряд шагов для реванша. Через несколько месяцев после трагической битвы у Атлишко, в 1508 г., тесть Мотекусомы II, Тесосомок (правитель г. Аскапотсалько), при обстоятельствах не вполне ясных был публично осужден по обвинению в прелюбодеянии, т.е. в преступлении, за которое полагалась смерть. Однако судьи Теночтитлана ограничились его изгнанием из Аскапотсалько и разрушением его дома. Возмущенные столь неправедным решением суда, жители Аскапотсалько сами наказали Тесосомока: ему отрезали кончик носа в знак позора. Несауальпилли также назвал этот судейский вердикт несправедливым. Воины Несауальпилли схватили преступника, задушили его и затем сожгли. Мотекусома, узнав о случившемся, был взбешен, но ничего не мог поделать, поскольку прелюбодеяние в ацтекском обществе каралось только смертью. После этого по приказанию Несауальпилли был убит и один из любимых племянников Мотекусомы. Разворачивалась своеобразная древнемексиканская вендетта [228, с. 310-311; 318, с. 86, 88-89].
Острота этого момента усиливалась борьбой с «врагами дома», которая переросла в открытую вражду особенно после голода 1505- 1507 гг. (точнее — с 1510 г.). Согласно одному из источников, частота столкновений поражала современников, ибо при предыдущих тлатоани ничего похожего не было. Предполагали даже, что Мотекусома II сам тайно провоцировал обострение ситуации, «дабы получать пленных для жертвоприношений». Правда, возможно, что и «враги дома» хотели «смирить» гордыню Мотекусомы II и его народа [173, с. 237]; иными словами, к борьбе стремились обе стороны. В источниках сообщается о продолжении ритуальных «цветочных войн», войн-турниров (см., например, [173, с. 237-238; 384, с. 461-464], но фактически эти военные забавы уже переросли в открытое столкновение.
Конечно, «врагам дома» бороться с Тройственным союзом было бы легче, если бы между ними существовало взаимопонимание. Об отсутствии такового говорит конфликт между Уэшотцинко и Тлашкалой, начавшийся в 1504 г. и разгоревшийся не на шутку к 1507 г. В его ходе тлашкальцы учинили потраву маисовых полей своих соседей уэшотцинков. Если же учесть, что это было сделано во время голода, то последствия представить несложно. Тлашкальцы, видимо, не могли простить очевидного стремления уэшотцинков пойти на мир с Тройственным союзом, поскольку бесперспективность противостояния и тем более противоборства с могучим соседом представлялась им очевидной. Кстати, еще при Ауитсотле (в 1499 г.) уэшотцинки просили Теночтитлан защитить их от Тлашкалы, но тогда тлатоани им отказал и даже заключил посланников из Уэшотцинко в тюрьму. В описанных же выше условиях новое обращение уэшотцинков за помощью к Теночтитлану было встречено положительно, так как давало удобный повод для начала открытой борьбы с Тлашкалой.
Это столкновение Тройственного союза с Тлашкалой продолжалась 20 дней, не принеся победу ни одной из сторон. В его ходе в плен был захвачен один из тлашкальских военачальников (отоми по происхождению) — Тлауиколли, отличавшийся удивительной отвагой и воинской доблестью. О его судьбе сохранились два рассказа, существенно различающихся в деталях. Согласно первому, ацтекскому, Мотекусома II, выразив пленнику свое восхищение, приказал оставить его в живых и выполнять все его желания. Однако через некоторое время Тлауиколли затосковал, вспоминая своих жен и детей, оставленных в Тлашкале. Жрецы и гадатели объяснили Мотекусоме, что видеть пленника в таком состоянии — очень плохой знак. Тогда тлатоани, вразрез с традицией и принятыми правилами воинского этикета, приказал освободить пленника, но не давать ему пищи и одежды. Зная, что дорога домой ему закрыта, Тлауиколли вынужден был стать бродягой и просить милостыню. Наконец, в отчаянии он отправился в Тлателолько, поднялся на вершину храмовой пирамиды и бросился вниз. Таким образом, он принес себя в жертву богам, после чего ему, уже мертвому, были отданы воинские почести.
Во многом другой рассказ приводится в «Истории Тлашкалы» Д. Муньоса Камарго, чьи предки были связаны с Тлашкалой. Согласно его варианту, в частности, Тлауиколли так понравился ацтекам, что они поставили его во главе войска, направлявшегося в Мичоакан, откуда Тлауиколли вернулся с победой. Тогда Мотекусома II подарил ему свободу, однако воин отказался от нее, так как считал, что его жизнь кончена: он не мог больше воевать за ацтеков, так как они были врагами Тлашкалы, но и домой путь был закрыт, поскольку он воевал на стороне ацтеков. Поэтому он попросил Мотекусому, чтобы ему разрешили умереть достойной смертью, на что тлатоани дал согласие. После нескольких дней отдыха храбрый Тлауиколли, борясь у ритуального камня практически безоружным с прекрасно вооруженными ацтекскими воинами, ранил и вывел из строя более двух десятков соперников, прежде чем сам был побежден и принесен в жертву богам [50, с. 421; 159, с. 27; 173, с. 239-240; 306, с. 138-140; 384, с. 468-470, 474-478].
На протяжении 1508-1513 гг. у ацтеков было еще несколько столкновений с «врагами дома», в том числе и с уэшотцинками, которые вновь оказались в сфере влияния Тлашкалы [162, с. 230]. Около 1515 г. начинается новая фаза войн с Тлашкалой, поводом для которой послужил очередной переход уэшотцинков на сторону Тройственного союза. В результате ацтеки заняли территорию Уэшотцинко, и многие его жители нашли убежище в Теночтитлане.
На 1515 г. («11. кремень») пришлись важнейшие изменения в судьбе г. Тескоко: умер Несауальпилли [37, с. 59; 228, с. 327]. Об этом правителе, расцвет деятельности которого приходился на эпоху тлатоани Ауитсотля, сложилось мнение, что в отличие от своего отца Несауалькойотля, одного из основателей Тройственного союза, много сделавшего для утверждения и военной и интеллектуальной славы Тескоко, он был больше знаменит своими мирными делами, хотя в юности и занимался военными походами и трусом не считался. Несауальпилли много времени уделял вопросам государственного устройства и законодательства (см. гл. 4), строительству и обустройству в подконтрольной ему части Тройственного союза. О нем сообщалось, что он очень любил разводить сады и парки [162, с. 177]. Вместе с тем именно на его время приходится значительное ослабление роли г. Тескоко в Тройственном союзе. О Несауальпилли говорили, что он был большой «маг» и «колдун», предсказавший незадолго перед своей смертью скорое разрушение всей тогдашней Мексики, иначе говоря — приход испанцев. Он также посоветовал Мотекусоме не ввязываться в новые военные действия с Тлашкалой, ибо их исход для Теночтитлана будет неблагоприятным. Незадолго перед смертью он приказал высечь свое изображение на скале Чапультепек рядом с изображениями других правителей Теночтитлана и Тройственного союза. Умер он естественной смертью, «оставив в печали» жен, детей, наложниц, а также жителей Тескоко [173, с. 216- 218; 351, т. 2, с. 288; 384, с. 241]. Шестым правителем г. Тескоко, несмотря на значительное число претендентов, стал его сын Какаматцин82, что было не случайно. Дело в том, что он приходился племянником Мотекусоме II, был сыном его сестры [173, с. 249; 215, с. 242; 228, с. 327; 231, с. 86; 313, с. 51-52; 318, с. 129]. Тлатоани Теночтитлана просто оказал давление на Тескоко, продемонстрировав тем самым, кто является истинным хозяином в Тройственном союзе. С таким исходом дела не согласился Иштлильшочитль, один из сыновей Несауальпилли. Он со своими сторонниками перебрался в г. Отомпан (севернее г. Тескоко), поклявшись восстановить права Тескоко, попранные Теночтитланом. К 1517 г. он утвердился в качестве правителя Отомпана, предыдущий правитель которого погиб в бою. Через некоторое время Иштлильшочитль и Какаматцин пришли к соглашению сохранять сложившийся статус-кво [173, с. 249; 215, с. 242; 313, с. 51-52; 327, с. 120]. Таким образом, некогда единая территория, подконтрольная г. Тескоко, оказалась разделенной на две части. Для Мотекусомы II это было бы только на руку, не изменись трагически ситуация — не появись испанцы. Из выгодной она стала проигрышной: Иштлильшочитль в свое время пополнил ряды союзников конкистадоров, стремясь получить таким образом (ценой предательства) власть в г. Тескоко.
Однако все это дело будущего, в тот же момент Мотекусома II был занят другим. Он, желая якобы проверить истинность предсказания Несауальпилли в отношении Тлашкалы, собрал армию и в 1517 г. начал военные действия против нее и присоединившихся к ней Уэшотцинко и, видимо, Чолулы. Битва, происшедшая в местности Ауайокан, не принесла ацтекам большого успеха. Мотекусома II был страшно разгневан и приказал холодно, без почестей встретить возвратившихся воинов. Но в следующей битве с тлашкальцами было взято в плен много пленников (что было знаком победы), и Мотекусома II был удовлетворен [50, с. 421-423; 173, с. 241-245]. Было устроено жертвоприношение пленных воинов (тлашкальцев и уэшотцинков) в честь богини Тонатцин (Тоси). Как заверяется в источниках, эти жертвоприношения по жестокости превзошли все, что бывало ранее. Пленных разделили на три группы. Первая была принесена в жертву обычным способом: рассекалась грудь и вырывалось сердце. Вторая прошла через испытание огнем: пленных сначала поджаривали на жаровне и затем уже у полумертвых вырывали из груди сердце. Для третьей группы несчастных у храма богини Тонатцин был построен специальный эшафот со столбами; жертв привязывали к столбу и затем убивали стрелами. Мотекусома остался якобы доволен тем, как прошел ритуал. Однако тлашкальцы и уэшотцинки были потрясены жестокостыо, ибо они с пленными ацтеками поступали гуманнее. Принято было, чтобы пленник умирал на жертвенном камне не мучительной смертью (ибо это не казнь), а быстро и легко. В отместку за зверства уэшотцинки направили в Теночтитлан лазутчиков, и те ночью сожгли храм злосчастной богини. Считая пожар в храме дурным знаком, Мотекусома II приказал казнить жрецов, не проявивших необходимой бдительности. Позже, узнав об истинных причинах пожара, он пошел новым походом на «врагов Дома», который оказался сравнительно успешным [173, с. 245-246; 318, с. 90-91].
К 1519 г., т.е. к приходу испанцев, Мотекусома II, не достигнув своих целей в отношении «врагов дома» военными средствами, начал экономическую блокаду со всех сторон окруженной территорией Тройственного союза Тлашкалы. Ее жители лишились возможности обменивать прекрасный маис, выращиваемый ими, на хлопок, соль и другие товары. По сообщению источников, они вынуждены были научиться извлекать соль из почвы. Всем этим можно объяснить (пусть не понять), почему оставшаяся фактически в одиночестве Тлашкала (Чолула к 1519 г. склонилась на сторону Тройственного союза) приняла сторону конкистадоров.
На вопрос же, почему ацтеки, завоевавшие (или поставившие под контроль) земли, лежащие далеко на юге, так и не справились со своим маленьким, но дерзким соседом, территория которого находилась в самом центре Тройственного союза, исследователи дают диаметрально противоположные ответы. Согласно одним, решающую роль сыграли чисто военные факторы. Даже в 1521 г. (по данным Э. Кортеса и Б. Диаса) тлашкальцы могли предоставить испанцам 30 тыс. воинов. Долина, в которой располагалась Тлашкала, удачно укрыта горами, что существенно облегчает защиту и затрудняет нападение; кроме того, тлашкальцы (по сообщениям Х. Торкемады и Б. Диаса) естественные преграды усилили фортификационными сооружениями. Словом, ацтеки хотели бы, да не могли взять Тлашкалу. Другая группа исследователей придерживается иной точки зрения: у Теночтитлана не было экономической заинтересованности для захвата Тлашкалы, поскольку потенциальная дань, какую он мог бы получить в таком случае, не шла в сравнение с тем, что давали ранее покоренные районы83. Кроме того, от концентрированного удара по «врагам дома» ацтеков отвлекали непрерывные восстания покоренных, а также противостояние с тарасками Мичоакана на западных границах [50, с. 423 — 427].
По нашему же мнению, этот спор, по сути, беспредметен, судьба Тлашкалы была предрешена, рано или поздно она стала бы частью Тройственного союза. Военные и административные меры, проводимые Мотекусомой II, сконцентрировавшим в своих руках власть, какой раньше не имел ни один тлатоани, делали это практически неизбежным. Только появление испанцев остановило естественный ход вещей.
Заслуги Мотекусомы II в военных делах, расширении территории в источниках определяются по-разному: одни ограничиваются общим утверждением, что он завоевал много земель, до границ Никарагуа и Тегусигальпы [396, с. 101], в других называются 15 покоренных им больших и малых городов [351, т. 2, с. 285], в третьих это число увеличивается до 44 [288, с. 167] или даже 47 [228, с. 17 — 18]. Действительно, к 1519 г. территория, подконтрольная Тройственному союзу, простиралась по всей Центральной Мексике — от Тихоокеанского побережья до Гватемалы и Чиапаса, составляя около трети всей территории нынешней Мексики [327, с. 119] и охватывая почти целиком нынешние штаты Веракрус, Пуэбла, Идальго, Мехико, Морелос, большую часть Герреры и Оахаки, а также побережье Чиапаса [231, с. 130]. Словом, Тройственный союз превосходил по размерам самое крупное из бывших до него государство — тольтекское [82, с. 47]. Оставались независимыми лишь Тлашкала (с Уэшотцинко и Чолулой не вполне все ясно, хотя их также можно считать, несмотря на половинчатую политику в отношении Тройственного союза, независимыми), а также Метцтитлан (на север от Теночтитлана), Йопитцинко и Тототепек (оба на Тихоокеанском побережье), не представлявшие особого интереса для Теночтитлана либо из-за малой цивилизованности, либо вследствие отдаленности и упорного сопротивления. Северные границы государства проходили по линии Симапан — Ошитипан [162, с. 222]. Большая часть западных границ разделяла Тройственный союз и воинственных тарасков Мичоакана.
Для укрепления и утверждения власти ацтеков Мотекусома II, вслед за его предшественниками, укреплял и развивал систему гарнизонов в разных частях государства.
О перспективах военной политики Мотекусомы II, не будь она прервана приходом испанцев, мнения различны. Одни исследователи считают, что, как уже отмечалось выше, ацтеки, вне всякого сомнения, проникли бы и в глубь Гватемалы, и на п-ов Юкатан. К таким завоеваниям толкали правителя торговцы, заинтересованные в доступе к южным товарам. Были же завоеваны Соконуско и Айутлан еще при Ауитсотле [162, с. 201]. По мнению других, с определенностью настаивать на таком сценарии нельзя, ибо отношения ацтеков с миштеками и сапотеками были неоднозначными (о чем уже шла речь) и удача не всегда была на стороне Теночтитлана [318, с. 88; 327, с. 120], а для похода на юг, на майя, необходимы более или менее надежные тылы. Пожалуй, единственное, на что мог вполне рассчитывать Теночтитлан, так это на неспособность многочисленного и пестрого населения Оахаки и перешейка Теуантепек как-то объединиться из-за серьезных противоречий между ними (пример тому — непрерывные столкновения между миштеками и сапотеками и непрочные альянсы, какие они заключали друг с другом).
В области хозяйственной деятельности Мотекусома II продолжил лучшие традиции своих предшественников. Он занимался строительством (возведение водопровода-акведука в Чапультепеке в год «1. кремень» [219, с. 61], уделял большое внимание развитию земледелия и особенно торговли, которой он, как считают, покровительствовал (см. гл. 2).
Мы уже останавливались на тех реформах, какие он санкционировал в области социально-политических отношений. Поскольку анализ состояния дел в этой области к 1519 г., т.е. году начала Конкисты, ниже будет предметом особого рассмотрения (см. гл. 3-4), ограничимся пока лишь тем, что подчеркнем дальнейший рост социальной дифференциации, которая в условиях раннего общества приобретала черты замкнутости. Эпоха Мотекусомы II — время наибольшего усиления Теночтитлана, эпоха, когда созданный для борьбы с предыдущим гегемоном в Мексиканской долине, тепанекским ранним государством Аскапотсалько, в начале XV в. Тройственный союз превратился, по сути, в державу, контролировавшую гигантскую, по сравнению со всеми предыдущими государствами Мексики, территорию. Мотекусома придал этому государству этнические черты науа. Даже в настоящее время, несмотря на сильное европейское воздействие, влияние науа в Мексике очень значительно [327, с. 119].
Идеологической базой ацтекской государственности при Мотекусоме II, как и в предыдущие периоды, был активно им распространявшийся ацтекский племенной культ. Высказывалось мнение, что Мотекусома намеревался утвердить его от Теуантепека до Пануко и от Гондураса до р. Лерма, т.е. на всей территории, охваченной влиянием Теночтитлана. В соответствии с этой версией Мотекусома II вынашивал идею превратить свое государство, занимавшее Центральное Мексиканское нагорье, из Анауак («Земля науа») в Семанауак («Вся земля науа»), где он, как тлатоани, был бы владыкой и живым богом [318, с. 87 — 88].
Подобное утверждение справедливо лишь отчасти. Действительно, стремление к утверждению единства — важнейший показатель этого древнего государства. Но поиски связующей общегосударственной идеологии протекали не только в направлении распространения культа племенного бога Уитсилопочтли. Наметилась и противоположная тенденция — попытка создать единую эффективную государственную религиозную систему в виде суммы всех многообразных культов, существовавших у важнейших народов, составлявших государство Тройственного союза. Создание Коатеокалли, «Храма всех богов», — яркий пример тому. Поиски на разных направлениях свидетельствуют, что ацтеки настойчиво пытались разрешить данную проблему. По нашему мнению, в Теночтитлане зрела религиозная реформа, сопоставимая с той, что пытался провести в Египте Эхнатон. Такое предположение основывается на появлении в религиозно-мифологической системе и идеологии ацтеков образа так называемого Ипалнемоа, Ипалнемоани (ацт. Ipalnemoa, Ipalnemoani — «Тот, благодаря которому все живет»). В религиозных гимнах ацтеков предиспанского периода он представлен как некая дуальная (мужско-женская) творящая сущность, не ассоциирующаяся с каким-то определенным божеством. Наиболее активно этот образ культивировался при последних тескоканских правителях. Остается только гадать, во что бы все это вылилось, не случись испанского завоевания.