Наказание рабов
Наказание рабов. У тлинкит, по свидетельству Вениаминова, существовала определенная градация наказаний по числу побегов, совершенных тем или иным рабом. „За первый побег,—пишет он,—наказывали телесно, т. е. били чем попало; за второй—скручивали руки за спиной и держали в таком положении несколько времени; а за третий—резали у ног икры (этим путем, вероятнее всего, и был получен шрам у раба по имени «Тяжесть на полу» в упоминаемой выше легенде.—Ю. А.), за четвертый казнили смертью[1]. Наказания за первый побег, казалось бы, не были слишком жестоки; это объясняется исключительно желанием не нарушать сильно и надолго работоспособность раба. С другой стороны, однако, и бить можно по-разному. В легенде цимшиян, напр., описывается случай, когда хайда побил своего раба из племени цимшиян до полусмерти. [2]
Далее следуют наказания за воровство: „За первое воровство,—свидетельствует Вениаминов,—наказывали телесно; за второе—отрезали несколько пальцев у правой руки; за третье — несколько пальцев у левой руки или отрезали губы; за четвертое—казнили".[3]
И в фольклоре племен побережья мы встречаем также частые упоминания о телесных наказаниях рабов. В легенде квакиютль о лососе раб последнего плачет из боязни наказания за сломанные клинья. В легенде хайда вождь побил своего раба за донос об измене его жены.[4] В одной из легенд тлинкит сбежавшему мальчику сняли голову.[5] За убийство, совершенное рабом, по свидетельству Swan об индейцах мыса Фляттери, ему грозит смерть.[6] А „за то, что рабыня ругалась с владельцем, он ее убил".[7] Все эти расправы с рабами хозяин учинял сам. Мы имеем указания в легендах на выделение из среды рабов старшего, „главного раба"; но чтобы им поручалась палаческая миссия на это нет ни малейших намеков. Вероятно, обязанностью главных рабов был надзор за другими рабами. „Труд главного надзора,— читаем мы у К. Маркса, — необходимо возникает при всех способах производства, основанных на противоположности между рабочим, как непосредственным производителем, и собственником средств производства. Чем больше эта противоположность, тем больше роль этого верховного надзора за рабочим. Поэтому своего максимума она достигает в системе рабства".[8] Главный раб у индейцев побережья находился всегда при хозяине, он сопровождал его, говорил от имени его, отправлялся с другими рабами на выполнение поручений господина. Правда, роль специального надзора здесь значительно слабее, чем, напр., в Греции и Риме, потому что рабовладельцы еще трудятся вместе с рабами. Лишь с превращением рабов в основной производящий класс увеличивается и роль специального надзора.
Применялись средства и идеологического воздействия на рабов. Так, Niblack рассказывает, что в поселке Howkan в одном доме можно увидеть пару больших деревянных изображений, представляющих каждый медведя с человеческим лицом и с настоящими человеческими волосами на голове. Эти изображения были сделаны для устрашения рабов, так как они должны были им постоянно напоминать, что в случае попытки бежать рабы превратятся в подобных существ, у которых нижняя часть тела медвежья, а верхняя—человеческая.[9]
По свидетельству исследователей, рабам иногда предоставляли свободу, правда, весьма редко. „Существовали средства, которых я не знаю, при помощи которых человек, недавно попавший в рабство, мог освободиться; но это случалось редко, —пишет Sproat о нутка, — и я не встретил ни одного случая, чтобы человек, родившийся в рабстве, получил свободу. Однако рассказывали о великом вожде Ts’osiatin племени kowitchan, который время от времени освобождал нескольких рабов, чтобы показать свое великодушие. Мне кажется, что туземец хорошего происхождения, попавший в рабство, мог быть выкуплен родственниками за высокую цену. Однако этот институт, на ряду с другими, был сильно поколеблен цивилизацией".[10]
В отношении тлинкит Вениаминов сообщает, что господин всегда имеет право отпустить калгов (рабов) на волю. Но вообще отпускаются они редко, только при следующих случаях: 1) при поминках, 2) при больших пирушках, 3) при пирушках за детей, 4) при выходе девицы из затворничества. „Калга, одевавший хозяина в заветный наряд, отпускается на волю. Калга, одевавшая невесту, также отпускается на волю". [11] Krause сообщает, что рабыня, одевавшая девушку по окончании периода затворничества, получала свободу. Раб, скрывшийся во время сожжения трупа своего господина, считался свободным, — сообщает тот же автор.[12] „На пирушках за детей калгов не бьют, но отпускают на волю по числу детей, за коих делается пирушка".[13] Под детской пирушкой Вениаминов имеет в виду потлач, на котором родители раздавали имущество во имя своих детей. „Тлинкиты и другие племена северо-западного побережья, — пишет Henshaw, — не только освобождали своих рабов, но делали их членами племени. Вольноотпущенный пользовался правами свободного и причислялся к тому роду, к которому принадлежала его мать по рождению, или как рабыня. Причисление к тому же роду по рождению означало, что она в своем племени принадлежала к одноименной фратрии или роду с фратрией и родом племени, у которого она была в рабстве". [14] Рабы отличались бедным одеянием. Они носили накидки из лыка. В одной из легенд хайда рабыни, дочери вождя одеты в лыковые накидки; в другой легенде „раб надел свои две лыковые накидки".[15] „Сверхъестественный раб" появлялся также в лыковых накидках. [16] Эти накидки особо пахнут; по запаху, в легенде хайда, раб вождя узнает накидки рабынь дочери вождя.[17]
Рабы были обязаны носить короткие волосы в отличие от длинных волос у свободных. В легендах цимшиян приводится весьма характерный в этом отношении случай, когда девушка заставляет своего возлюбленного обрезать волосы, а потом жестоко смеется над ним и заявляет, что она не хочет выходить замуж за такого урода, который обрезал свои волосы, как раб.[18] Рабам нутка, квакиютль и чинук не разрешалось уплощать головы.
Рабыни тлинкит, цимшиян и хайда не имели права носить втулки в нижних губах, которые носили женщины этих племен как признак богатства и хорошего происхождения. Женщины-рабыни, кроме всего прочего, играли роль наложниц. Jewitt пишет, что рабыни работают на ряду со свободными женщинами. „Разница заключалась лишь в том, что эти бедные создания рассматривались доступными кому угодно".[19] Дети от сожительства вождей с рабынями считались полурабами, полусвободными; „они носили печать рабства в течение нескольких поколений", — пишет Swan.[20] Индейцы квинаульт, по указанию Olson, имели особые термины для обозначения людей, в жилах которых текла какая-то частица рабской крови. Человек, среди предков которого был один раб, обозначался skwattsoms sadjuke или полураб. Словом skwa tsas, значившим в буквальном переводе: одноглазый, полуслепой, обозначался человек с частицей рабской крови в жилах. Термины gwaits или eskutsas означали — частичный раб. С приходом белых на побережье появилась новая практика использования рабынь в качестве проституток среди рыболовов-европейцев.
[1] Вениаминов, Записки, ч. III, стр. 170.
[2] Boas, Tsim. Mythol., p. 384.
[3] Вениаминов, там же.
[4] Swanton, Haida Texts, p. 72.
[5] Swanton, Tling. Myths, p. 73.
[6] Swan, Indians of Cape Flattery, p. 54.
[7] Swanton, Haida Texts, p. 152.
[8] К. Марко и Ф. Энгельс, Соч., т. XIX, ч. I, стр. 417.
[9] Niblack, Indians South Alaska, p. 252.
[10] Sproat, Scenes and Studies, p. 91- Об этом же свидетельствует Olson (The Quinault Indians, p. 97).
[11] Вениаминов, Записки, ч. Ill, стр. 92, 11, 105.
[12] Krause, TIing. Ind., pp. 218, 227.
[13] Вениаминов, Записки, ч. III, стр. 107.
[14] Henshaw, Slavery, p. 599.
[15] Swanton, Haida Texts, p. 153.
[16] Ibid., p. 375.
[17] Ibid., p. 154.
[18] Boas, Tsim. Mythol., p. 187.
[19] Jewitt, Narrative, p. 73.
[20] Swan, Indians of Cape Flattery, p. 11.