Некоторые концепции трансформаций культуры, разработанные этнологами на американских материалах в ХХ столетии
Формирование народоведения как самостоятельной науки со своими интересами и объектами исследования, с присущими ей методами изучения (главным из которых стало прямое наблюдение) и собственными объяснениями познанного проходило на протяжении XIX в. Однако его истоки нередко, и справедливо, отыскивают еще у античных авторов. В особенности обильный материал для той отрасли знаний и представлений о человеке, которая впоследствии стала называться этнографией (этнологией, затем культурной антропологией и пр.), дали Великие географические открытия, важной частью которых стали и открытия европейцев в Америке. Ранними путешественниками по Америке, а также завоевателями, чиновниками и миссионерами были накоплены разнообразные сведения о коренных обитателях Нового Света, что затем вошли в арсенал специалистов-этнографов.
Некоторые свидетели и участники завоевания и колонизации Америки не только собирали разнообразные данные о тогдашних жителях Америки, но и делали плодотворные попытки их обобщить, осмысливая сам факт соприкосновения (имевшего, как правило, катастрофические последствия для местных обитателей) представителей двух миров, им известного, «Старого», и необычного во многих отношениях, «Нового». Частью этого осмысления была необходимость определить существо человека Нового Света. В христианской традиции человек мыслился творением бога и представлялся неотъемлемой частью природы, сотворенной богом еще до человека, что особенно хорошо видно в «Апологетической истории» Б. де Лас Касаса (Александренков 2015).
Идея зависимости характера человека от свойств окружавшей его природы, унаследованная от античности, в особенности усилилась под влиянием работ таких натуралистов как Бюффон (Georges-Louis Leclerc, Comte de Buffon) и философов как Корнелиус де Пау (С. de Pauw). Поэтому основой первых классификаций человечества в XVIII и большей части XIX веков была «природа» человека, а именно его физические свойства и его размещение на земном шаре; эти факторы и стали основным стержнем, вокруг которого сложилась наука, получившее название «антропологии». Лишь позже, не без влияния, должно быть, материалистического взгляда на мир, человека стали рассматривать не только как сотворенного, но и как творца. Важную роль в таком подходе к человеку стало играть понятие «культура», под которой, несмотря на многообразие толкований, разумелось и разумеется, в конце концов, то, что произведено и производится человеком - в отличие от того, что дано природой (или, по разумению некоторых, богом). Автором, который способствовал вхождению термина «культура» в этнографический обиход, считается английский исследователь Э. Б. Тайлор (E. B. Tylor), опубликовавший в 1871 г. книгу «Первобытная культура» (Tylor 1871). После нее именно культура человека стала основным предметом внимания этнографов, в том числе и тех, что занимались изучением Америки. О важности культуры в изучении человека говорит тот факт, что одна из отраслей знаний о человеке стала называться в западноевропейских странах «культурной антропологией». В русскоязычной литературе этому термину обычно соответствовали слова «этнография» или «этнология» (Аверкиева 1979, с. 5).
Изначально и в течение длительного времени основным объектом внимания со стороны исследователей, занимавшихся этнографией Америки, были ее коренные обитатели. Поначалу аборигены Америки интересовали этнографов главным образом как представители определенных стадий эволюции человечества, и в этом ключе их культура рассматривалась как некое достаточно единообразное и цельное. Конец XIX в. ознаменовался сменой интересов у этнографов, изучавших аборигенов Америки - от рассмотрения последних (и соответственно их культуры) преимущественно как единого целого к изучению определенных народов (и их культур). Наиболее отчетливо эта тенденция была заметна в США. Переход этот можно объяснить, скорее всего, тем, что коренные обитатели (со времен Колумба получили название «индейцы») к концу века перестали быть (и считаться) периферией американского общества, а оказались включены в него через систему резерваций. Историки этнографии обычно связывают эту смену подходов в американской этнографии с именем Франца Боаса (Fr. Boas). Вероятно, не без влияния Боаса североамериканскими исследователями было высказано несколько идей относительно культуры, обогативших понятийный багаж мировой этнографии.