О Мартире и его «Декадах»
Педро Мартир де Англерия или Пьетро Мартире д´Ангьера, уроженец Италии, большую часть взрослой жизни провел в Испании, стал современником открытий и завоеваний в Америке. Находясь при королевском дворе, он регулярно писал об этих событиях своим высоким покровителям в Италии на протяжении около трети века. Изложенные в одной книге, эти материалы дают читателю возможность составить представление о том, как испанцы узнавали Америку, как это знание преломлялось в восприятии одного человека и распространялось за пределы Испании (как в виде писем, так и в форме публикаций).
Мартир родился в Ломбардии в небогатой и не знатной семье, видимо, в 1456 г. В 1471 г. он перебирается в Рим, где попадает в круг итальянских гуманистов, возглавляемых Помпонием Лето. Некоторое время служит секретарем у губернатора Рима. К 30 годам он уже признанный знаток античной истории и литературы. В 1487 г. испанский посол в Риме приглашает его в Испанию.
Когда он отправлялся в Испанию, кардинал Сфорца попросил его писать о делах при испанском дворе, что Мартир регулярно и делал. Так родилось эпистолярное наследие в объеме нескольких сот писем, в нескольких десятков из которых, наряду с другим, речь шла о Новом Свете. В опубликованном сборнике его писем Opus Epistolarum исследователи насчитали 816 писем, из которых 30 имели отношение Новому Свету (Harrisse 1866, p. xliv; Torres Revello 1957, p. 133-134)[i].
Мартир был свидетелем завершения освобождения полуострова от арабов. После овладения испанцами Гранадой он там остался и, более того, получил младший священнический сан, став каноником собора Гранады. В июне 1492 г. он возвращается к королевскому двору и получает там должность наставника в обучении молодых аристократов (noblemen), которую занимал на протяжении 9 лет. В октябре того же 1492 г. он стал придворным королевы (сontino de su casa), а позже - капелланом королевского дома.
В 1501 г. Мартир отправлен с трудной посольской миссией к египетскому султану; она описана в его работе Legatio Babilonica. После этого продолжал наставлять «придворных кавалеров в свободных искусствах». Мартир был также членом Королевского совета по делам Индий[ii] В 1520 г. Мартир стал королевским историографом. Умер в 1526 г. (MacNutt 1912).
Над книгой о событиях за Атлантическим океаном Мартир работал, судя по дате первого письма, с ноября 1493 г. (Martyr d'Anghera 1912, t.1, p. 68)[iii], с перерывами, до конца жизни. Близость ко двору и занимаемые им посты способствовали тому, что мимо его внимания не проходило ни одно значимое событие, связанное с завоеванием Нового Света. Книга, получившая название «Декад», была составлена в форме писем, объединенных в десятки (отсюда и название). Впервые целиком (восемь декад) была опубликована в 1530 г. Мартир писал «Декады» на латинском языке. Я для моего анализа воспользовался их переводом на английский язык, который был сделан северо-американским писателем и дипломатом Ф. А. Макнатом (F. A. MacNutt); иногда я обращался к изданию 1530 г., которое есть в интернете.
Вот как сам Мартир в начале первой декады объяснял свое намерение. Древние тех героев, гений которых и величие души открывали новые земли, называли среди богов. «Поскольку мы, однако, почитаем одного Бога в Трех Лицах и не можем, следовательно, почитать открывателей новых земель, нам остается выразить им наше восхищение. Также мы должны восхищаться государями, под покровительством которых были осуществлены открытия» (1: 57). И много позже он обещал сообщать о «самых последних событиях» (2: 246).
[i] Есть расхождения у цитированных авторов относительно годов рождения и переезда Мартира в Рим.
[ii] Некоторые историки утверждали (и я вслед за ними), что одно время Мартир был секретарем этого Совета, но в соответствующих таблицах Леона Пинело это не находит подтверждения (León Pinelo 1892).
[iii] Далее, цитируя труд Мартира, изданный в 1912 г., я буду указывать только том и страницу.