Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

Обвинения и оправдания Альварадо на процессе 1529 г.

Талах Виктор Николаевич ::: Обезьяна Кортеса. Педро де Альварадо в землях майя и пипилей

Из 34 обвинений, предъявленных Альварадо в 1529 г., 20 касались жестокостей и злоупотреблений по отношению к индейцам, в том числе 12 – в Гватемале и Сальвадоре. В общем контексте процесса, на котором председательствовал Нуньо Бельтран де Гусман, прославившийся жестокостями по отношению к коренному населению, такие обвинения выглядели фарсом. Тем не менее, в большинстве случаев они обнаруживают хорошую осведомлённость их авторов и выставляют Альварадо в крайне неприглядном свете. Примечательно, что в своих оправданиях Альварадо в большинстве случаев не отрицает фактической стороны дела (кроме, скажем, слишком уж компрометирующей его бойни в Большом Храме, которую он пытается попросту замолчать, или основанного на неправильно понятом фрагменте из четвертой реляции Кортеса 28 обвинении, где ему приписываются действия Олида). Зато он последовательно оправдывает свои действия высшей целью, каковой, с его точки зрения, является приумножение владений Кастильской Короны. Делает он это подчеркнуто дерзко и задиристо, игнорируя Аудиенсию и обращаясь напрямую к королю: «если бы не поступали так, не открыли бы земли, благодаря чему послужили Вашему Величеству», «если бы действовали по-другому … Ваше Величество претерпело бы великий ущерб, и не имело бы ни земли, ни подданных, которых имеет». Соответственно, свои действия Альварадо считает оправданными: «даже если что-нибудь и произошло, следовало бы это извинить и простить, а не предъявлять мне обвинение в этом», «мне не должны были бы предъявлять этого обвинения, ибо вышесказанное произошло на войне с неверными». Как общий итог, он заявляет: «я больше заслуживаю милостей за то, что покарал их, чем какого-либо наказания»[1].

Портрет Педро де Альварадо из Муниципалитета Гватемалы, до 1801. По всей видимости является копией с прижизненного портрета 1538 г. Послужил основой для позднейших картин Х.Х. Росалеса и Т. Поведано.

Портрет Педро де Альварадо из Муниципалитета Гватемалы, до 1801. По всей видимости является копией с прижизненного портрета 1538 г. Послужил основой для позднейших картин Х.Х. Росалеса и Т. Поведано.

Интересно сопоставить оправдания Альварадо на процессе 1529 г. с посвящённой Гватемале главой знаменитого «Кратчайшего сообщения о разорении Индий» Бартоломе де Лас-Касаса, написанного в 1539 – 1542 гг. Сравнение текстов показывает, что оба автора приводят практически одни и те же факты. Но если Альварадо считает убожество средств, к которым прибегал, оправданным величием цели расширения и усиления христианской империи Карла V, то для Лас-Касаса, руководствующегося христианскими заповедями человеколюбия, его деяния – неискупимые преступления, независимо от того, к каким результатам привели.



[1] Proceso de residencia contra Pedro de Alvarado. Pp.78 - 79, 80 -81.