Обзор литературы
Обзор литературы. Северо-западное побережье Северной Америки является одним из наиболее изученных в этнографическом отношении районов этого континента. Главными исследователями его являются F. Boas и J. Swanton. Этим авторам принадлежит целая серия работ, посвященных изучению отдельных племен побережья. Особенно многочисленны труды F. Boas, изучающего побережье в течение пятидесяти лет. В диапазон его блестящих исследований входят почти все племена побережья: тлинкиты, хайда, нутка, береговые селиш; но главное свое внимание он сосредоточивает на племени квакиютль и отчасти цимшиян. Изучением квакиютль F. Boas продолжает заниматься и теперь. Последняя его поездка к этому племени была совершена в 1930 г.; в этой поездке принимал участие и автор настоящей работы. В настоящее время F. Boas пишет большой труд, посвященный племенам квакиютль.
Проф. Boas в своих трудах, изображая лишь в основных чертах хозяйственную жизнь и антропологический тип изучаемых племен, главное внимание обращает на исследование мифологии племен и их религиозно-социальных институтов, тайных обществ, шаманизма, зимних мистерий, потлача и т. д. Именно исследованию этих явлений посвящены, главным образом, основные фундаментальные труды F. Boas, как то: „Social Organisation and Secret Societies of the Kwakiutl Indians",[1] „Tsimshian Mythology", „Kwakiutl Religion", „Kwakiutl Ethnology" и др. По фольклору квакиютль и цимшиян Boas опубликовал многотомные труды; назовем здесь его „Kwakiutl Texts", напечатанные в трудах джезуповской экспедиции; „Tsimshian Texts"—в отчетах бюро американской этнографии (A.R.B.A.E.) и „Kwakiutl Tales". Кроме этого, F. Boas занимался изучением весьма своеобразного искусства племен северо-западного побережья и дал блестящее его описание в книгах „Decorative Art of the Indians of the North Pacific Coast" и „Facial paintings of the Indians of Northern British Columbia". Анализ искусства племен побережья сделан им в отдельной главе в его оригинальной и исключительно интересной работе „Primitive Art". Лингвистические исследования также не оказались в стороне от интересов этого выдающегося ученого, являющегося автором ряда грамматических трудов и словарей языков племен побережья.
J. Swanton изучал, главным образом, племена хайда и тлинкит. Главное внимание было сосредоточено им на собирании и анализе фольклора этих племен. Им опубликованы: „Tlingit Myths and Texts", „Haida Texts and Myths" и „Haida Texts". Он является также автором и общих работ, посвященных племенам хайда и тлинкит; „Social Conditions, Beliefs and Linguistic Relationship of the Tlingit Indians", „Contribution to the Ethnology of the Haida".
Кроме Boas и Swanton, северо-западное побережье привлекало внимание и целого ряда других этнографов, как, напр.: Emmons, G., изучавшего ткачество и плетение тлинкит; Farrand, L. занимавшегося изучением племен селиш; Sapir, Е., исследовавшего языки нутка, цимшиян, селиш; Teit, I.—исследователя племен селиш; Tate, Н. собиравшего фольклор цимшиян, и др. Одним из ранних исследователей района был Е. Niblack, давший монументальную монографию о племенах севера побережья „The Coast Indians of Southern Alaska and Northern British Columbia". Необходимо также отметить археологические исследования района, произведенные Н. Smith. Южную часть района изучали J. Teit и Е. Gunther.
Общей чертой всех этих исследований является то, что они ограничиваются лишь эмпирическим описанием отдельных сторон жизни и быта племен. Ни одна работа не поднимается до обобщения отдельных явлений жизни того или иного племени, до раскрытия взаимной связи этих явлений и причин их вызвавших, а также закономерности развития общественных институтов у племен этого района. Нет ни одной работы, которая представляла бы данное конкретное общество в его единстве и многообразии. Это явление объясняется тем, что, как уже явствует из самого названия работ, вопросы экономической структуры индейских обществ менее всего интересовали исследователей. Большинство трудов посвящено исследованию языка, фольклора, обрядовых институтов и пр. Отсутствие знания того, что составляет основу общества, незнание его экономической структуры, голый эмпиризм, отсутствие исторического подхода к изучаемым институтам объясняют несостоятельность американских буржуазных ученых в трактовке анализируемых ими явлений.
Несмотря на многочисленность этнографических трудов о племенах побережья проблема рабства осталась почти не изученной. Этот факт, с одной стороны, можно поставить в связь с общей, вышеуказанной, тенденцией исследователей, а с другой стороны, он является результатом того, что рабство обычно считалось всего лишь незначительной „случайностью" в жизни индейских племен. В работах американских этнографов мы встречаем лишь отдельные упоминания о том, что рабы некогда существовали, что рабы были наследственными, что рабов убивали во время празднеств и т. д. Лишь Niblack останавливается на этом вопросе более подробно. Этим в основном и исчерпывается весь материал этнографических работ по вопросу о рабстве у индейских племен.
[1] Точное название, место и год издания упоминаемой и цитируемой в работе литературы см. в списке литературы, стр. 100—103.