Введение
Древняя история и культура народов, населявших Новый Свет до начала европейской колонизации, неизменно вызывают интерес в любой аудитории, завораживают своими загадками и тайнами, хроника исследований изобилует сюжетами об интереснейших открытиях и удивительных находках.
Во всех странах американского континента от Аляски до Огненной Земли сегодня открыты и исследуются тысячи разнообразных археологических памятников, материалы которых повествуют о культуре коренных обитателей от эпохи палеолита (12-11 тыс. л. н.) до времени европейской экспансии в конце XV - начале XVI в.
Колонизация Нового Света начиналась с территории современной Мексики. Испанцы встретились в Мексике с цивилизацией астеков, которая поражала своими многолюдными цветущими городами, храмами и ступенчатыми пирамидами, ярким и самобытным искусством, развитыми ремеслами и торговлей. Но уже авторам первых письменных свидетельств и хроник эпохи конкисты было ясно, что культуре астеков предшествовали другие, не менее могущественные культуры. Впечатляющими свидетельствами этих культур были величественные руины городов, построенных и покинутых задолго до возникновения астекской империи. Совсем недалеко от столицы астеков Теночтитлана высились огромные пирамиды «города богов» Теотиуакана, чуть дальше - каменные статуи воинов и остатки строений столицы легендарных тольтеков - города Толлана (Тулы). В конце XVIII - начале XIX в. ученый мир узнал о многочисленных городах майя, скрытых в джунглях и горных областях полуострова Юкатан. Их культура была еще древнее, чем культура Теотиуакана и Тулы, и уходила своими корнями в первые века нашей эры. Майя с их удивительной иероглифической письменностью, поразительными познаниями в астрономии, математике, архитектуре и искусстве представлялись совершенными «гениями древности», давшими начало всем последующим культурным импульсам в регионе, который археологи называют Мезоамерикой. И лишь исследования, произведенные археологической экспедицией Национального географического общества в конце 1930-х - начале 1940-х гг. в мексиканских штатах Веракрус и Табаско, позволили выделить самую раннюю и наиболее загадочную из мезоамериканских культур - ольмекскую.
Мезоамерика определяется как особая культурно-географическая область в Новом Свете. Впервые она была выделена профессором Полом Кирхоффом в
Географические рамки Мезоамерики (Mesoamerica) включают Центральную и Южную Мексику (от р. Сото-Ла-Марина в штате Тамаулипас на юге и р. Фуэрте в штате Синалоа на севере), Гватемалу, Белиз, Сальвадор, а также западные районы Гондураса и Никарагуа до границы с Коста-Рикой (примерно между 25 и 9° с. ш.). Площадь Мезоамерики ок. 912 км2.
Исторически Мезоамерика является одним из шести очагов возникновения мировых цивилизаций. П. Кирхофф отмечал, что для мезоамериканского исторического контекста характерен ряд специфических черт, которые были присущи существовавшим здесь в различное время культурам и цивилизациям. Список этих черт достаточно обширен: ступенчатые пирамиды, сложный календарь, состоящий из 260-дневного ритуального и 365-дневного солнечного циклов; иероглифическая система письма; складывающиеся наподобие ширмы книги из кожи или бумаги; карты; система астрономических знаний; командная игра в мяч из каучука на специально построенных площадках-кортах; развитая система рынков и торговли; изумительная по сложности обработка обсидиана (вулканического стекла) и жадеита, особые традиции в приготовлении пищи и в одежде, зерна какао в качестве денег; война, как средство захвата пленников для принесения их в жертву на многочисленных церемониях; ритуальное кровопускание, сложнейший пантеон богов, духов и демонов и т. д.
Основой экономики практически для всех мезоамериканских культур являлись земледелие (выращивание маиса, сквош, бобов, перца), животноводство (в меньшей степени), ремесла, торговля, разнообразные формы охоты и собирательства, а также озерного и морского рыболовства.
Почти вся территория Мезоамерики расположена в тропической зоне, но в силу разнообразного рельефа (горные хребты Sierra Madre Occidental, Siera Madre Oriental и Sierra Madre del Sur, плоскогорья, предгорья, полупустыни, влажные тропические леса, болотистые низменности, морские побережья) и уровня осадков она серьезно различается по климатическим условиям, составу флоры и фауны.
Несмотря на то что в Мезоамерике достаточно много рек, они, в большинстве своем, не являются судоходными по всей протяженности и не связывают весь регион в единую систему, как, например, Нил в Древнем Египте или реки Тигр и Евфрат в Междуречье. В древности это обстоятельство вкупе с отсутствием вьючных животных предопределило особенности торговли, осуществлявшейся, в основном по сухопутным маршрутам носильщиками или на разнообразных лодках, каноэ и плотах вдоль океанских побережий.
Следует указать, что в археологической литературе также используются понятия «древняя Мексика» (Ancient Mexico) (территория современной Мексики) «Центральная Америка» (Central America) (территория Никарагуа, Коста-Рики и Панамы, а также восточных районов Сальвадора и Гондураса) и «Средняя Америка» (Middle America), под которой подразумевается весь регион от Панамского перешейка на юге и до районов американского Юго-Запада на севере[2].
Средняя Америка, в свою очередь, состоит из 17 районов[3], обладающих набором особенностей рельефа, климата, гидроресурсов, а также особенностей культурогенеза. Самый северный из районов носит название Северо-западной границы (Northwestern Frontier), а самый южный - Юго-восточной Мезоамерики (Southeastern Mesoamerica) (рис. 2).
Археологическая периодизация, принятая для Мезоамерики и Центральной Америки, существенно отличается от привычной для отечественного читателя схемы «каменный век - бронзовый век -железный век». Она предполагает подразделение на следующие периоды:
- палеоиндейский (Paleoindian period) - 12-10 тыс. л. н.;
- архаический (Archaic period) - 10-4 тыс. л. н.;
- формативный (Formative period) - 4 тыс. л. н. -
- классический (Classic period) - 300-
- постклассичекий (Postclassic period) - 900-
Внутри периодов выделяются более дробные этапы и подпериоды. В частности, формативный период, в рамках которого существовала ольмекская культура, состоит из начальноформативного (Initial Formative) - 4-3,2 тыс. л. н., раннеформативного (Early Formative) - 3,2-2,9 тыс. л. н., среднеформативного (Middle Formative) - 2,9-2,3 тыс. л. н., позднеформативного (Late Formative) -2,3 тыс. л. н. - рубеж эр и терминального формативного (Terminal Formative) - рубеж эр -
* * *
В восточной части Мезоамерики находится обширная зона низменностей (Lowlands). Она протянулась вдоль побережья Мексиканского залива более чем на
Рис. 2. Основные культурные районы Средней Америки.
1 - северная аридная зона; 2 - северо-западная граница; 3 - Западная Мексика; 4 - Мичоакан и Бахио; 5 - Герреро; 6 - Центральное нагорье; 7 - Южное нагорье; 8 - побережье Мексиканского залива, северный район; 9 - северо-центральный район; 10 - Южно-центральный район; 11 -южный район; 12 - перешеек Теуантепек и тихоокеанское побережье; 13 - Чиапас и Гватемальское нагорье; 14 - Южный Юкатан, Петен и Белиз; 15 - Северный Юкатан; 16 - Юго-Восточная Мезоамерика; 11 - промежуточная зона (адаптировано по: [Evans, 2004, р. 56]).
Возникновение и расцвет ольмекской культуры археологи связывают с Южно-центральным и Южным районами, территория которых совпадает с территорией современных штатов Веракрус и Табаско (ок. 16 тыс. кв. км). Именно здесь находился первый увиденный испанскими конкистадорами в Новом Свете крупный город (с населением до 80 тыс. чел.), именно здесь Э. Кортес основал первый форпост-плацдарм для дальнейшего наступления вглубь Мексики - город Веракрус, именно здесь он впервые повстречал Марину (Малише), ставшую его верной подругой, переводчиком и счастливым талисманом авантюрного похода к столице астеков Теночтитлану.
В течение ряда лет автор настоящей книги читает лекции для студентов гуманитарных специальностей новосибирских вузов серию спецкурсов, посвященных доколумбовой Америке[6]. Рассказ о возникновении и становлении ранних цивилизаций в Мезоамерике наиболее удобно начинать именно с ольмекской культуры. На фоне интенсивного развития целого ряда региональных культур ольмекская культура ярко выделяется своеобразным и легко распознаваемым художественным стилем, совершенными изделиями из жадеита, эффектными произведениями монументального искусства, такими как колоссальные каменные головы, стелы с изображениями представителей элиты, жречества и уфологических персонажей, многотонные каменные алтари-троны, скульптуры, рельефы и настенные росписи. Уже семь десятилетий специалисты по археологии и древней истории ведут дискуссию о степени влияния ольмекской культуры на соседние районы Мезоамерики, и какими разными бы не были точки зрения, все они подразумевают широкое распространение предметов «ольмекского стиля» от основного ареала культуры и их особую ценность и значимость.
Район сосредоточения памятников ольмекской культуры (т. н. «нуклеарная зона» или «Ольман») приурочен к системам трех рек - Папалоапан, Коатцакоалкос и Тонала. За исключением небольшого гористого участка (горы Тустла), не превышающего
Таким проектом и стала настоящая книга. При ее подготовке автор учитывал несколько обстоятельств. Американистика - научное направление, изучающее историю и культуру коренных обитателей американского континента, - становится все более востребованной в структуре гуманитарных курсов высшего образования (археологии, этнографии, этнологии, культурологи, истории древнего мира, истории первобытного общества, и др.). Увеличивается число научных и научно-популярных публикаций по различным сюжетам, количество образовательных и познавательных фильмов и передач, кардинально раздвигают информационные горизонты возможности Интернета и использование электронных библиотек, на принципиально иной уровень выходят формы общения и сотрудничества с зарубежными коллегами. Постепенно совершенствуются и технические возможности самих лекционных курсов - от показа картинок по книгам и просмотра слайдов к широким возможностям видео- и мультимедийного обеспечения.
И тем не менее мировая практика подтверждает, что испытанным средством закрепления лекционного материала, основой более глубокого и детального знакомства с тематикой курсов, а также первой ступенькой на пути к самостоятельному изучению интересующей проблематики были и остаются учебники и учебные пособия. Этот проверенный путь тем эффективнее, чем более интересными и яркими будут эти издания, чем больше и разнообразнее будет набор этих книг и чем чаще они будут обновляться, следуя за постоянно увеличивающимся объемом нового материала и научных публикаций. Диалог преподавателя и студента продуктивен там, где у обеих сторон есть выбор в объеме рекомендуемой литературы и в рассмотрении различных точек зрения на проблемы.
Учебные пособия - совершенно особый и нелегкий для исполнения жанр. Они создаются для систематизации обширного материала в определенном научном направлении и его доступного изложения для самой широкой аудитории. В отличие от учебника, повторяющего в основном структуру лекционного курса, учебное пособие является дополнительным и, одновременно, самостоятельным источником информации по материалу курса.
Совершенно очевидно и то, что ни одно учебное пособие не может, во-первых, претендовать на исчерпывающее изложение фактов и монополию интерпретаций, а во-вторых, издание, рассчитанное на студенческую аудиторию, по самой своей природе, отличается от исследовательской монографии. Это обзор результатов исследований, гипотез, концепций, а также наиболее важных проблем.
Ни в коей мере не претендует на универсальность или на принципиально новое слово в мезоамериканистике и наша книга. В рамках богатейшей проблематики изучения ольмекской культуры мы предпочли ориентироваться, в первую очередь, на информативность и иллюстративность. Этим задачам и соответствует структура книги. Она состоит из двух частей. В первом разделе - «Из истории изучения ольмекских древностей» - в хронологическом порядке повествуется об основных событиях открытия и изучения древнеольмекской культуры от середины XIX в. до нашего времени. Специальный подраздел в нем посвящен работам отечественных исследователей. Рассматривая свою книгу как определенный тематический срез, автор настоятельно рекомендует читателю, интересующемуся мезоамериканскои проблематикой, обратиться к этим публикациям, - написанные в основном во второй половине XX в., они ни в коей мере не потеряли своей ценности и значимости.
Во втором разделе - «Ольман - страна ольмеков» - освещается современный уровень наших знаний об ольмекской культуре, а также рассматриваются проблемы интерпретации археологического материала и перспективные направления исследований.
Оба раздела мы постарались сопроводить максимальным количеством иллюстраций и фотографий, чтобы у читателя сложилось как можно более полное представление об этой интереснейшей культуре. В отдельных тематических вставках в первом и втором разделах книги рассказывается о выдающихся исследователях ольмекской культуры, мы знакомим читателя с наиболее яркими культурными компонентами мезоамериканского исторического контекста, с самыми интересными гипотезами и догадками. Повествование сопровождается достаточно подробными комментариями.
Приложение, содержащее информацию по наиболее значимым персоналиям исследователей, а также данные об исследовательских центрах, институтах, научных фондах и периодических изданиях, дополняет библиографические ссылки и комментарии.
С настоящей книгой можно работать как при более углубленном изучении собственно ольмекской культуры, так и всего мезоамериканского региона в доколумбову эпоху. Она будет полезна и студенту, и специалисту, и просто заинтересованному читателю. Советуем обратить внимание на ряд работ обобщающего характера, посвященных археологии Мезоамерики, которые появились в последние 5-7 лет[7].
* * *
Завершая вводную часть, хотелось бы выразить искреннюю благодарность за бесценную многолетнюю помощь и консультации североамериканским коллегам М. Блейку (Университет Британской Колумбии), К. О. Брюнс (Университет Сан-Франциско), Б. Ворхис (Университет Калифорния, Санта-Барбара), Р. Дилу (Университет Алабама), Д. Карраско (Принстонский университет), Дж. Килтеру (Библиотека Дамбартон Оакс), М. Ко (Иельский университет), Дж. Маккафферти (Университет Калгари), К. Пулу (Университет Кентакки), Б. Мэггерс (Смитсоиовский институт), М. Смиту (Университет штата Нью-Йорк), Д. Сэндвайсу (Университет Мэн), К. Таубе (Университет Калифорния, Риверсайд), Д. Уэбстеру (Пенсильванский университет), Д. Хупсу (Университет Канзас), С.Т. Эванс (Пенсильванский университет); фонду FAMSI (Foundation for the Advancement of the Mesoamerican Studies), Программе Фулбрайт и сотрудникам библиотеки Дамбартон Оакс (г. Вашингтон) за любезную поддержку исследовательских проектов. Автор также признателен за сотрудничество и советы своим российским коллегам - доктору исторических наук Ю. Е. Березкину (Кунсткамера, Санкт-Петербург) и доктору исторических наук В. И. Гуляеву (Институт археологии РАН, г. Москва). Особая благодарность моей супруге графику Ю. В. Табаревой за кропотливую работу по иллюстрированию и оформлению данной книги.
[1] См.: Kirchoff P. Mesoamerica: Sus limites geograficas, composition etnica у caracteres culturales //Acta
[2] Helms M. W. Middle America: A Culture History of Heartland and Frontiers. - Lanham, 1982; West R. C, J. P. Augelli.
[3] Такое подразделение предлагается, в частности, в одной из последних обобщающих работ по региону: Evans S. Т. Ancient
[4] В современной литературе по Мезоамерике используется также термин «преклассический» (Preclassic).
[5] Некоторые специалисты добавляют т. н. колониальный период (Colonial period) -
[6] См.: Табарев А. В. Древняя Мезоамерика: Программа спецкурса. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 1999. - 12 с; Крупянко А. А., Табарев А. В. Проблемы первоначального заселения Нового Света: археологические факты и гипотезы: Учеб.-метод. программа спецкурса. - Владивосток: Изд-во ДВГУ, 2001. - 20 с; Табарев А. В. Индейцы Северной Америки: Учеб.-метод, программа спецкурса. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2004. - 35 с.
[7] См., напр.: Carmack R. J., Gasco J., Gossen G. H. The Legacy of