Сан-Лоренсо
2.2.
Период классической ольмекской культуры в Сан-Лоренсо также подразделяется на три фазы: Сан-Лоренсо (1150-900/800 гг. до н. э.), Накасте (900/800-700 гг. до н. э.) и фаза Палангана (600-400 гг. до н. э.).
Для фазы Сан-Лоренсо характерно несколько типов новой керамики, носящих название «калса-дас карвд» (Calzadas Carved), «хочилтепек уайт» (Xochiltepec) и «лаймон карвд-инсайзд» (Liтоп Carved-Incised) (рис. 42, 43). Первые два типа получили широкое распространение не только в районе Мексиканского залива, но были найдены в археологических контекстах и в других районах Мезоамерики. Именно в это время в Сан-Лоренсо на
Рис. 42. Фрагменты мисок, кувшинов и «текоматес». Сан-Лоренсо (по: [Diehl, 2004, р. 89]).
Рис. 43. Керамика. Основные орнаментальные мотивы, Сан-Лоренсо (по: [Diehl, 2004, р. 90]).
Рис. 44. Наиболее высокая часть плато Сан-Лоренсо (в прямоугольнике). По мнению М. Ко, искусственно создавалась в виде огромной птицы, летящей на восток. 1-вал D; 2-вал С; 3 - центральная площадка (по: [The Olmec World..., 1995, p. 13]).
В центральной части плато сосредоточено несколько групп насыпей, земляных платформ и площадок, контуры которых четко различимы и сегодня. Скорее всего, именно здесь располагались наиболее значимые ритуальные сооружения Сан-Лоренсо. Эти сооружения объединяются археологами в группу А и включают в себя несколько комплексов: центральную площадку (Central Court), южную площадку (South Court), северную площадку (North Court) и палангану (Palangana). Центральная площадка находится в обрамлении четырех насыпей (СЗ-1, СЗ-2, СЗ-3 и СЗ-4). Из них СЗ-1 наиболее крупная - высотой до 6 и длиной (по оси восток-запад) до
Группа В состоит из четырех насыпей в северо-западной части плато. Самая крупная - В2-1 - ок.
Следующие существенные компоненты ансамбля Сан-Лоренсо (уже упоминавшиеся выше) -огромные искусственные платформы-валы (ridges). Их насчитывается шесть: северо-западный (Northwest), группа С (Group С), группа D (Group D), юго-западный (Southwest), центрально-южный (Southwest) и юго-восточный (Southeast)[197].
Важные комплексы располагались и в западной части плато (группы С, D, Е). Именно здесь, еще со времени экспедиции М. У. Стирлинга было обнаружено наибольшее число каменных монументов (более 50), большой участок водопровода (более
Камень (базальт) для монументов доставлялся в Сан-Лоренсо из района гор Тустла, что в
------------------------
Один день в Сан-Лоренсо*
Время: Прошлое, начало лета, ок.
Место действия: Сан-Лоренсо, недалеко от р. Коатцакоалкос, район Мексиканского залива.
Цивилизация: Ольмеки.
Холодным сырым утром, незадолго до рассвета, семья ткачихи просыпается. Днем тропическое солнце будет жарким, но раннее утро хмурое и промозглое. Пока семья одевается и наскоро завтракает кукурузной кашей, небо на востоке начинает светлеть. Ткачиха слегка волнуется, она знает - это будет еще один долгий и тяжелый день, передышки не будет несколько недель: она посвящает все свое время изготовлению одежды, тогда как ее муж работает на семейном участке. Она ткет ткань из хлопка, выращиваемого на семейном поле и с помощью костяных игл шьет одежду (накидки, набедренные повязки). Из местных растений ткачиха получает краситель для окраски тканей и украшения одежды. Ее наиболее доходный промысел - изготовление одежды для богатых семей, которые живут в церемониальном центре на холме вверх по реке. В обмен на нарядную одежду она получает еду или ценные инструменты, такие как острые обсидиановые пластины, которые намного облегчают работу с тканью.
Женщина и ее семья живут в крытой соломой хижине в поселке, который населяют около дюжины семей. Многие из них связаны родством, но из старшего поколения родителей ткачихи и ее мужа уже почти никого нет в живых. Их поселок один из многих, меньших и больших, тесно связанных с большим церемониальным центром. Всего день назад плот с огромной каменной головой перемещали вверх по течению. Плот причалил к подножию холма, на котором расположен церемониальный центр. Сегодня муж ткачихи и многие другие взрослые мужчины из соседних поселков были вызваны вождем, чтобы помочь поднять тяжелый базальтовый монумент по склону к вершине холма. Эти важные хлопоты займут много дней. Для семьи это создает проблему, поскольку семейным полям нужен постоянный уход. Поэтому ткачихе придется ухаживать за посевами самой. А также выполнить важный заказ для сына вождя, который хочет получить нарядную накидку для церемонии, сопровождающей установку огромной каменной головы.
Рис. XI. Каменная голова 1. Сан-Лоренсо. Технология транспортировки и подъема этого 30-тонного гиганта от места изготовления на плато неизвестна (по: [Clewlow et el., 1967, p. IV]).
Приготовив все на день, ткачиха направляется по протоптанной тропинке, которая ведет от реки к полям, а ее супруг идет на берег. Младшие дети, предвкушая праздничную атмосферу, которая обычно сопровождает поднятие огромных каменных монументов на холм, отправляются вместе с ним. Такие события периодически собирают вместе людей из разных поселков и имеют большое социальное значение. Отец с детьми, как и многие соседи, отправляются к месту выгрузки каменной головы на небольших весельных каноэ. Другая часть семьи обрабатывает поля на высоких участках равнины. Земли речной долины обязаны своим исключительным плодородием ежегодным разливам, приносящим ил. Участки на возвышенностях также плодородны, но после нескольких сезонов эксплуатации истощаются и забрасываются. Путь ткачихи пролегает в невысоком лесу между целинными участками земли, активно используемыми в настоящее время, а также недавно заброшенными. Вскоре она достигает семейного указателя и срезает дорогу к своим полям. Маис, высаженный двумя месяцами ранее, поднимается хорошо и должен принести богатый урожай, однако вездесущие сорняки создают постоянную проблему. Прополка -это медленная и трудоемкая работа: некоторые сорняки просто выдергиваются из земли, корни других приходится выкапывать каменной мотыжкой-топором. Вскоре после полудня жара становится настолько нестерпимой, что ткачиха ищет спасения в тени растущих поблизости деревьев. Она ополаскивает руки из сосуда с водой, обедает сушеной рыбой с тортильями.
Когда она возвращается домой. ее старшая дочь перетирает кукурузные початки на каменном терочнике, чтобы приготовить еду на вечер. Полученная мука будет смешана с овощами. Когда посчастливится, они едят свежую рыбу, выловленную у речных отмелей или на озерах. В особенных случаях семья лакомится черепашьим мясом.
Вечером с младшими детьми возвращается муж, Он рассказывает о том, скольких усилий стоило переместить каменную голову с плота на берег. Следует быть очень осторожными, чтобы не повредить недавно высеченный монумент. Сотни мужчин должны приложить не только силу, но и применить аккуратность, перемещая голову под руководством опытных мастеров. Завтра начнется медленная работа по подъему головы по специально подготовленному трапу на вершину холма. В настоящий момент лицо монумента тщательно закутано хлопковой накидкой. Портрет нынешнего вождя был высечен из камня несколькими искусными каменотесами в каменоломнях, расположенных в горах в нескольких днях пути от церемониального центра. Лицо будет закрыто еще несколько недель до начала посвятительной церемонии, когда население всех окрестных поселков и деревушек соберется на большой открытой площади на вершине холма (рис. XI).
* Из кн.: Sabloff J. A, The Cities of Ancient
--------------------
Многие из скульптур, найденных в районе мастерских, были повреждены или фрагментированы. Первоначально археологи предположили, что это результат намеренного повреждения лиц и фигур в результате некоего восстания или бунта. Теперь ясно, что это промежуточные этапы процесса переделки отдельных монументов в новые изображения[199].
Заслуживает особого внимания и т. н. группа Е - комплекс, состоящий из каменного водопровода и скульптурных изображений, посвященных воде или божествам, связанным с водой. Так, например, на одном из концов водопровода был найден монумент 9 - изображение утки. Водопровод предусматривал несколько ответвлений и был проложен в полном соответствии с инженерными требованиям (с углом падения в 3 °)[200].
Комплекс сооружений и скульптур, связанных с водой, дополняет серия из двух десятков искусственных прудов (lagunas), которые, по мнению ряда исследователей, могли служить резервуарами для воды или ритуальными водоемами[201].
Социальную стратификацию ольмекского общества отражает и сам характер расселения в Сан-Лоренсо. Если на наиболее высокой части плато жили представители элиты, то террасированные склоны сохранили следы более скромных жилищ (не более
На плато археологами в разное время было найдено более 120 различных монументов - колоссальные головы, троны, скульптуры. Вес отдельных монументов достигает 25-28 т. Ольмекские мастера воплотили в камне портретные изображения, тематические сцены, сверхъестественных существ и божеств своего сложного пантеона. Большинство специалистов считают, что каменные изображения могли быть экспонированы как по одному (под открытым небом или в специальных «павильонах»), так и целыми скульптурными группами или ансамблями. Есть основания утверждать, что для специфических церемоний, а также в отдельных ландшафтных зонах (на вершинах холмов, устьях притоков) могли создаваться мобильные скульптурные комплексы. Знаменитый монумент 34, судя по всему, имел подвижные деревянные руки. Логично предположить, что многие монументы (в частности, колоссальные головы) могли раскрашиваться и украшаться (рис. 45).
Рис. 45. Монумент 34. Сан-Лоренсо. Высота
Рис. 46. Монумент 10. Сан-Лоренсо. Высота ок.
Рис. 47. Монумент 52. Сан-Лоренсо. В нем исследователи усматривают ольмекское божество воды или дождя. Высота
Две основных темы доминируют в скульптуре Сан-Лоренсо - вполне реалистичные портретные изображения и изображения животных, в особенности ягуара (рис. 46-48). именно в Сан-Лоренсо наиболее ощутим акцент ольмекских мастеров на ритуале трансформации человека (шамана, служителя культа) в ягуара и на различных атрибутах этого хищника - клыках, когтях, шкуре.
Рис. 48. Монумент 14. Сан-Лоренсо. Возможно, являлся троном. Высота
-------------
Ягуар
Рис. XII. Голова 5 из Сан-Лоренсо. Прорисовка лап и когтей ягуара на шлеме (по: [Saunders, 1989, р. 52]).
В Мезоамерике наиболее сильным наземным хищником является ягуар (Panthera onca, или Felis onca).
Ягуар - крупное (ок.
Выдающиеся физические данные ягуара, его красота и грация с глубокой древности были отмечены человеком. В мифологии и религии всех мезоамериканских культур ягуар занимает совершенно особое место.
Древние майя ловили ягуара, чтобы принести в жертву в особых случаях, а астеки, - чтобы содержать в специальных зверинцах, где хищников кормили телами принесенных в жертву людей.
В религиозных ритуалах ранних мезоамериканских культур ягуар, по мнению большинства исследователей, рассматривался как одно из воплощений могущественных шаманов, а в более поздних культурах - как одна из ярких ипостасей богов. Эти представления нашли свое отражение в многочисленных произведениях искусства (барельефах, росписях, пластике, мозаике), в архитектуре (стелах, тронах, лестницах) (рис. XII), в религиозной атрибутике (одеяниях из шкур, покрывалах для тронов), военно-церемониальных структурах (Орден Ягуара у астеков), а также в календарных системах и в иероглифической письменности.
Ольмекское искусство формативного периода особенно насыщено образом ягуара. Именно в нем впервые появляются образы человеко-ягуара и сцены, в которых человек и ягуар выступают в роли партнеров. Эти изображения позволили многим исследователям называть ольмеков «народом ягуара» или «детьми ягуара».
-------------------
В фазе своего расцвета Сан-Лоренсо являлся церемониальным и политическим центром достаточно обширной территории, включавшей практически весь бассейн р. Коатцакоалкос. Южные подступы к Сан-Лоренсо контролировались менее крупными центрами (или центрами второго уровня) -Лома-дель-Сапоте (Loma del Zapote)[202] и Лас-Камелиас (Las Camelias), северные - Эль-Ремолино (El Remolino) и Эль-Бахио (El Bajio), западные - Эстеро-Рабон (Estero Rabon). Ольмекские земледельцы освоили практически все потенциальные возвышенности и даже небольшие полу затапливаемые островки вокруг Сан-Лоренсо. Археологические материалы красноречиво свидетельствуют о существовании здесь десятков мелких центров, поселков и мест сезонного рыболовного промысла, составляющих третий уровень в иерархии ольмекских памятников.
К особой категории следует отнести памятники ритуального значения, традиционно приуроченные к значимым для ольмеков элементам рельефа - источникам пресной воды, одиночным возвышенностям, местам слияния рек.
Рис. 49. План местности в районе памятников Эль-Манати (холм Манати) и Ла-Мерсед (по: [Ortiz, Rodriguez, 1996, p. 156]).
В первую очередь к таким памятникам относится местонахождение Эль-Манати, расположенное в
Эль Манати, как сакральное место для ритуалов и приношений, возник в древности около источника у подножия холма. Благодаря анаэробным условиям (без доступа кислорода) болота, в археологическом контексте сохранились практически все органические материалы, столь редкие на ранее известных ольмекских памятниках. Археологам пришлось работать в буквальном смысле этого слова по колено в жидкой грязи, но эта работа принесла удивительные находки.
В истории Эль-Манати в качестве места, регулярно посещавшегося пилигримами из крупных населенных пунктов, исследователи выделяют несколько фаз. Наиболее древняя из них - фаза Манати A (Manati A phase) датируется в пределах 1600-1500 гг. до н. э. Предполагается, что дно водоема было предварительно выложено плитками песчаника, а затем туда были помещены керамические и каменные сосуды, жадеитовые кельты и бусы, а также девять сфероидов из каучука[204].
Следующий по времени слой с находками относится ко времени фазы Манати В (Manati В phase) и датируется в пределах 1500-1200 гг. до н. э. Его составляют тщательно отполированные жадеитовые кельты, выложенные сериями в горизонтальном положении или с ориентацией по сторонам света. Их дополняют небольшие каучуковые сфероиды, в которых специалисты усматривают мячи для ритуальной игры.
Третий период жертвенных приношений связан с фазой Макаял A (Makayal A phase) и датируется временем 1200-1000 гг. до н. э. В воды священного источника были погружены около 40 деревянных бюстов[205]. Они сопровождались деревянными жезлами, каменными ножами с деревянными рукоятями, фрагментами плетеных циновок и веревок, комками гематита, раскрашенными костями животных, остатками листьев, плодов, орехов (рис. 50).
Рис. 50. Деревянные антропоморфные бюсты. Эль-Манати (по: [The Olmec World..., 1995, p. 16]).
Особое внимание исследователей привлекли находки костей грудных и даже новорожденных детей, принесенных, по всей вероятности, в жертву ольмекским богам вместе с богатыми подарками в приношениями.
Эль-Манати был не единственным подобным священным источником. Исследования на местонахождении Ла-Мерсед (всего в
В зоне, контролируемой Сан-Лоренсо, следует упомянуть еще несколько важных местонахождений. Это Лагуна-де-лос-Серрос (Laguna de los Cerros), Лас-Лимас (Las Limas) и Ла-Оахакенья (
Рис. 51. Общий план памятника Лагуна-де-лос-Серрос (по: [Bernal, 1969, р. 47]).
Лагуна-де-лос-Серрос оценивается как исключительно интересный и важный центр, существовавший в широком хронологическом диапазоне от ран не формативного до классического периода. На площади ок.
Памятник Лас-Лимас (
Ла-Оахакенья - памятник, расположенный на излучине р. Коатцакоалкос в
Одной из главных причин постепенного угасания Сан-Лоренсо в последующее время исследователи считают динамику палеоэкологической обстановки. Есть основания предполагать, что истощение сельскохозяйственных угодий, смещение русла рек и изменение уровня грунтовых вод в районе плато существенно повлияли на экономическую составляющую ольмекского центра. В то же время остается открытым и вопрос о субъективном факторе - вторжении соседей или социальном конфликте.
Керамика фазы Накасте (900/800-700 гг. до н. э.) перекрывает слои с керамикой фазы Сан-Лоренсо в ряде пунктов на плато и маркирует упад могущества этого ольмекского центра. Появляются новые типы керамических изделий и орнаментальных композиций, не характерных для предыдущего времени. Возможно, что это влияние волны иммигрантов, возникшей в районе после упадка Сан-Лоренсо, или результат общей деформации гончарной традиции, чрезвычайно чуткой к любым социально-экономическим колебаниям в культуре[211]. Прерывается традиция строительства каменных монументов и скульптурных изображений. Скорее всего, несколько поколений спустя люди фазы Накасте уходят из Сан-Лоренсо.
Фаза Палангана (600-400 гг. до н. э.) завершает закат Сан-Лоренсо. Археологические исследования показывают, что площадь обитаемой части плато не превышала
[195] По данным в энциклопедии: Archaeology of Ancient
[196] Например, есть интересные факты, позволяющие предположить изобретение и использование ольмеками компаса. В Сан-Лоренсо был найден обломок тщательно отполированного бруска из гематита длиной ок.
Торп Н. Древние изобретения. - М.: Поппури, 1997. - 768 с.
[197] См.: Diehl R. A. Olmec Architecture: A Comparison of
[198] Cyphers A. G. From Stone to Symbols: Olmec Art in Social Context at San Lorenzo Tenochtitlan// Social Patterns in Pre-Classic Mesoamerica, -
[199] Известно, например, что две каменные головы были переделаны из тронов-алтарей.
[200] Отдельные фрагменты каменных частей водопровода найдены и в других частях плато. По всей вероятности, это свидетельствует не о единовременной системе, а о нескольких этапах эксплуатации источников или грунтовых вод на плато.
[201] Некоторые исследователи полагают, что это следы выемки грунта для насыпей и валов или даже результат деятельности фермеров ХТХ-ХХ вв.
[202] Различные части этого местонахождения ранее получили в литературе названия Портэро-Нуэво (Portero Nuevo), Ранчо Эль-Азузуль (Rancho El Azuzul) и Лас-Триента (Las Trienta).
[203] Ortiz P., Rodriguez M.
[204] Находка сфероидов, по мнению большинства исследователей, - первое прямое свидетельство раннего существования ритуальной игры в мяч у ольмеков.
[205] Около двух десятков бюстов было извлечено из слоя еще местными крестьянами. Их так поразили лица изображений, что они стали давать им человеческие имена, а первая статуя даже была крещена под именем «Вики». Традицию присваивать бюстам имена археологи продолжили. Находки бюстов позволили также предположить, что значительную часть ольмекской скульптуры, особенно в центрах второго и третьего порядка, составляли именно деревянные изваяния. Многие также считают, что деревянная скульптура вообще лежит в основе более поздней традиции каменных монументов.
[206] Ortiz P., Rodriguez M.
[207] См.: Bove F. J. Lagunade los Cerros: An Olmec Central Place // Journal of New World Archaeology. - 1978. -Vol. II. N. 3. - P. 1-56; Gillespie S. D. Llano de Jicaro: An Olmec Monument Workshop // Ancient Mesoamerica. - 1994. - N. 5. - P. 231-242.
[208] Cм. : Beltran A. Reportaje grafico
[209] См.: Gomez R. H. Las
[210] См.: Cobean R, H.
[211] См.: Diehl R. A. The Olmecs: