2.4.
Памятник, известный археологам как Трес-Сапотес, расположен в западной части предгорий небольшого массива Тустла вдоль берегов ручья Арройо Уеапан. Комфортная экологическая нища с плодородными землями, оптимальный баланс осадков (1 900 мм в год) и среднегодовой температуры предопределили раннее возникновение и развитие здесь земледелия. К преимуществам этого микрорайона (примерно 11x4 км) следует также отнести богатый состав флоры и фауны (возможности охоты, рыболовства и собирательства), минеральные ресурсы (качественная глина, базальт) и гидросистему, связывавшую Арройо Уеапан с другими реками в бассейне р. Папалоапан. Эти преимущества самым положительным образом сказались на относительно высокой плотности населения, и поэтому мы находим практически непрерывную последовательность местных археологических культур вплоть до начала Конкисты.
Трес-Сапотес - памятник, с которого, с одной стороны, фактически и начиналась история изучения ольмекских древностей[238], с другой стороны - это памятник, на котором собственно ольмекский компонент не составляет основного археологического контекста.
Новейший этап исследований в Трес-Сапотес связан с комплексным проектом RATZ (Recorrido Arqueologico de Tres Zapotes) под руководством Кристофера Пула (Университет Кентакки, США), осуществленным в 1995—1997 гг.[239]
В ходе детальной инструментальной съемки и поверхностных сборов было установлено, что археологические материалы встречаются на значительно большей площади, чем это считалось ранее, - ок. 450 га. С другой стороны, стало очевидно, что на этой площади в течение 1 500 лет существовал не один, а несколько населенных пунктов. Ольмекская часть памятника с возрастом 1200-1000 гг. до н. э. перекрыта более мощными слоями с материалами эпиольмекского и классического времени. В общей сложности на исследуемой территории было зафиксировано ок. 160 земляных насыпей, платформ и других сооружений искусственного происхождения. Насыпи концентрируются в три крупные комплекса-группы (Group 1-3). В Группе 1 выделяются четыре крупных насыпи, между которыми просматривается площадка 200 х 100 м. Небольшая насыпь в центре делит ее на две практически равные части (западную и восточную). Эта группа выделялась еще во время работ экспедиции М. Стирлинга в 1938-1939 гг. К. Вейант называл ее «группа головы» («Cabeza Group»), поскольку здесь и была найдена первая колоссальная голова[240].
Рис. 85. Стела С (нижняя часть). Трес-Сапотес (по: [Сое, 1984, р.77]).
Группа 2 расположена примерно в 1 км на восток от группы 1. Здесь также выделяется площадка, окруженная четырьмя насыпями. В западной оконечности площади находится самая высокая в Трес-Сапотес насыпь (насыпь 7) - «Loma Camila», достигающая 12 м в высоту. Вокруг центрального комплекса с площадкой располагаются и другие насыпи, в частности «Длинный маунд» (насыпь 9), вытянувшийся на 135 м при высоте ок. 7 м.
Группа 3 занимает участок, господствующий над всем памятником, в 1,2 км на северо-восток от группы 2. В ней выделяется несколько комплексов насыпей и площадок. Группа 3 примечательна еще и тем, что именно здесь с промежутком в 30 лет были найдены части знаменитой Стелы С (рис. 85). В ходе исследований 1995-1997 гг. здесь были обнаружено еще несколько фрагментов базальтовых стел и колонн.
Кроме этих основных групп, примерно в 700 м от основной зоны исследований находится еще одна группа насыпей, которую можно вслед за М. Стирлингом обозначить как группу 4. Еще две удаленные группы насыпей получили название Серро-Рабон и Нестепе (Cerro Rabon и Nestepe Group). По мнению авторов проекта, в истории Трес-Сапотес можно с определенностью выделить несколько культурных периодов. Наиболее ранняя керамика синхронна фазам Охочи и Бахио в Сан-Лорен-со и датируется возрастом 1500-1250 гг. до н. э. Ее количество незначительно. Еще один небольшой компонент составляют фрагменты сосудов, соответствующих типам «Calzadas Carved», «Limon Carved-Incise» и «Tatagapa Red», характерных для фаз Чичаррас и Сан-Лоренсо - 1250-900 гг. до н. э.[241]
Следующий период (900-400 гг. до н. э.), названный авторами фазой Трес-Сапотес, прослеживается по концентрации керамического материала в нескольких пунктах. По-прежнему, трудно с определенностью отнести к этому периоду какие-либо насыпи и иные искусственные сооружения[242]. Стилистически к этому периоду относят часть монументальной скульптуры - две колоссальных каменных головы (монументы А и Q), а также монументы Н, I, J и М. Однако пока нет доказательств того, что в данный период Трес-Сапотес был достаточно крупным центром, чтобы запечатлеть своих правителей в столь элитной скульптурной форме или чтобы обеспечить транспортировку таких крупных объектов.
Рис. 86. Стела А. Трес-Сапотес. Высота ок. 250 см (по: [Bernal, 1969, PI. 16]).
Рис. 87. Стела D. Трес-Сапотес. Высота 145 см. (по: [Bernal, 1969, PI. 16]).
Расцвет Трес-Сапотес приходится на следующий период (400 г. до н. э. - 100 г. н. э.), т. н. фазу Уеапан (Hueyapan phase). В это время центр занимает площадь ок. 500 га. К этому времени археологи относят значительную часть насыпей, каменных монументов и стел (включая Стелу С с датой 32 г. до н. э.) (рис. 86, 87). Именно в это время Трес-Сапотес становится наиболее крупным из известных нам сегодня эпиольмекских центров. Связано ли это только с благоприятной внутренней обстановкой, или на расцвет Трес-Сапотес повлиял приток населения с востока из района Ла-Венты?
Последний период (100—300 гг. н. э) носит название фазы Некстепетль (Nextepetl phase). В этом промежутке размеры памятника значительно сокращаются, его роль и значение в регионе как политического центра драматически снижаются. Ядром поселения остается группа Ранчито, но и она, по всей видимости, покидается обитателями после мощного извержения вулкана в конце фазы Некстепетль. Новый этап в истории Трес-Сапотес связан уже с классическим периодом.
В период наивысшего расцвета Трес-Сапотес был не единственным памятником эпиольмекского времени в районе гор Тустла. Только на территории между Трес-Сапотес и оз. Катемако на восток на площади в 400 км2 археологами локализовано ок. 10 средних и более 40 мелких поселений эпиольмекского периода. В первую очередь надо упомянуть Бесуапан (Bezuapan) и Ла-Хойя (La Joya), где зафиксированы следы жилых построек из глины с хозяйственными ямами-хранилищами, обломками терочников, многочисленными керамическими изделиями и обсидиановыми инструментами, сырье для которых доставлялось от расположенных в 200-250 км источников. В Ла-Хойе под земляной насыпью удалось также обнаружить несколько погребений. Несомненный интерес вызывает крупный памятник с насыпями Эль-Пикайо (El Picayo) и многие другие еще не исследованные местонахождения[243].
Рис. 88. Стела 9. Серро-де-лас-Месас (по: [Stirling, 1943, р. 37]). Рис. 90. Стела из Серро-де-ла-Пьедра (по: [Bernal, 1969, р.148]).
Рис. 89. Стела из Альварадо (или, возможно, из Серо-де-ла-Пьедра). Высота ок. 370 см (по: [Bernal, 1969, р. 63]).
На рубеже 200-250 гг. и. э. эпиольмекская культура на территории штата Веракрус сменяется новой культурой, относящейся уже к классическому периоду (Classic Veracruz). Новыми центрами становятся Серро-де-лас-Месас (рис. 88), а позднее — Матакапан (Matacapan) в районе оз. Катемако. Появляются новые скульптурные стили и керамические традиции, но характер этих изменений (импульсы извне или трансформация на местной основе) еще предстоит выяснить. Одиночные каменные стелы и монументы, а также земляные насыпи и керамика ольмекоидного типа известны также по находкам из Серро-де-ла Пьед-ра (рис. 89, 90), Эль-Мезон и позднее - в Эль-Вьехон[244].
[238] Именно здесь была найдена в середине XIX в. первая из колоссальных каменных голов и именно здесь в 1938-1939 гг. начались первые стационарные археологические исследования (см. разд. 1, подразд. 1,2).
[239] Pool С. A. Settlement Archaeology and Political Economy at Tres Zapotes, Veracruz, Mexico. - Los Angeies: Cotsen Institute of Archaeology, 2003.
[240] Weiant C. W. An Introduction to the Ceramics of Tres Zapotes. - 1943. - Bulletin 139.
[241] Присутствие раннеольмекского компонента в Трес-Сапотес определяется только по керамике без археологического контекста. Соответствующие культурные слои или горизонты пока не зафиксированы.
[242] Возможно, к таковым относится насыпь 5 в группе 1, но какой-либо датировки поэтому объекту нет (см.: Pool С. А. Settlement Archaeology and Political Economy at Tres Zapotes, Veracruz).
[243] См.: Arnold P. J. Sociopolitical Complexity and the Gulf Olmecs: A View from the Tuxtla Mountains. Veracruz, Mexico // Olmec Art and Archaeology in Mesoamerica. -New Hayen; L., 2000. -P. 117-135; Santley R. S., Arnold P. J. Ш. Prehispanic Settlement Patterns in the Tuxtla Mountains, Southern Veracruz, Mexico // Journal of Field Archaeology. - 1996. - Vol. 23. - P. 225-259.
[244] 1 См.: Medellin Zenil A. Monolitos ineditos Olmecas // La palabra у el hombre. - 1960. - N. 16. - P. 75-97.