1.5.
Следующее десятилетие в истории изучения древнеольмекской культуры начинается с двух примечательных конференций. Первая из них — международный симпозиум «Исследования по зарождению цивилизации в Мезоамерике» - проходит в Австрии в 1970 г. Вторая - «Происхождение иконографии и религиозного искусства в доклассической Мезоамерике» — состоялась в 1973 г. в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе[123].
В 1970-х гг. масштабных полевых археологических исследований в штатах Веракрус и Табаско практически не велось. Исключение составляют работы Фредерика Бовэ на памятнике Лагуна-де-лос-Серрос и шурф, который заложил мексиканский археолог Понсиано Ортиз на памятнике Трес-Сапотес вплотную к старой траншее № 26 по раскопкам Ф. Дракера[124]. Однако интересные находки продолжали появляться и в других местах. Самая известная из них - новая колоссальная голова, найденная в местечке Ранчо Кобата (Rancho Cobata) в 1970 г. Это самая крупная из ольмекских голов. Ее высота ок. 3,5 м. Кроме того, голова заметно отличалась от ранее известных скромностью головного убора и закрытыми глазами. Определенное отсутствие реализма и простота изображения позволили некоторым ученым предположить, что голова принадлежит больному человеку. Эта голова вместе с другими каменными монументами и изображениями вошла в каталог ольмекской скульптуры, опубликованный в 1973 г. Беатрис де Ла Фуэнте[125].
Более чем 30 крупных скульптурных изображений, а также наскальных композиций с ольмекскими чертами было открыто в Чиапасе - на памятниках Хок, Пихихиапан, Тцутцукули. Их дополняли многочисленные изделия мелкой пластики из жадеита и других зеленых пород камня - кельты, жезлы, фигурки, украшения, которые в большинстве случаев, к сожалению, трудно продатировать с достаточной точностью. Архитектурные сооружения в подавляющем большинстве относятся к позднеольмекскому времени (например, в Ицапе)[126].
Рис. 35. Самый известный из рельефов в Чалкатзинго, т. н. «Правительница» (El Rey). Высота 3, 2 м. Персонаж восседает на троне внутри пещеры или стилизованной пасти. Из пещеры выходит дым или пар, а сверху из облаков падают крупные дождевые капли (по: [Сое, 1984, р. 79]).
Рис. 36. Монумент 9. Чалкатзинго. Пасть чудовища. Высота 183 см (по: [Diehl, 2004, р. 179]).
Значительное количество вертикально ориентированных объектов (стел) с возможной астрономической функцией появилось в Чиапасе и прилегающих прибрежных районах Гватемалы в средне формативный период. Отсутствие подобных объектов в Веракрусе и Табаско в ранне- и среднеольмекское время и их появление в позднеольмекский период дало повод предполагать, что традиция могла быть принесена с тихоокеанского побережья[127].
В Гватемале были сделаны и другие интересные открытия. В 1976 г. Джон Грэхам из Калифорнийского университета в Беркли, ранее работавший с Робертом Хейзером, начал при поддержке Национального Географического Общества раскопки в плодородных предгорьях на памятнике Абах-Такалик. Грэхам описывал его как «самый важный из ольмекских памятников, ныне известных в тихоокеанских районах Гватемалы»[128]. Площадь памятника около 9 км2, и расположен он на девяти искусственных террасах. Абах-Такалик возник как важный торговый пункт на пути от побережья к горным районам Гватемалы и существовал, как минимум со среднеформативного периода. На памятнике было найдено более 170 каменных монументов, изготовленных из местного андезита. Часть из монументов носит черты «ольмекского стиля». Была также обнаружена одна каменная голова, в древности частично «переделанная» в алтарь с характерной сидящей в нише или пещере человеческой фигурой. Подобному переоформлению, по мнению большинства специалистов, подвергались и каменные головы в районе Мексиканского залива. Другой чертой, сближающей ранние материалы в Абах-Такалик с ольмекскими памятниками в Веракрусе и Табаско, является перемещение изваяний с одного места на другое.
Очевидно, что существованием многоступенчатой транзитной торговли можно объяснить и находки на целом ряде памятников в западной части Мексики (в штате Герреро), таких, как Сан-Мигуэль Амуко, Атопуло и др. Материалы одного из них - Хочипала - экспонировались на специальной выставке в Музее искусств в Принстонском университете в 1972 г.[129]
Рис. 37. Один из барельефов в Чалкатзинго. Штат Морелос. 1 - общий вид; 2 - прорисовка (по: [Evans, 2004, р.186]).
Крупнейшим археологическим проектом, начатым в 1970-е гг., было комплексное исследование Чалкатзинго (штат Морелос), где еще в 1934 г. были обнаружены первые наскальные изображения (рис. 35-37). Десятилетним проектом руководили Дэвид Гроув, Хорхэ Ангуло, Рауль Арана и Анна Сайферс Гуиллен. Для ранних этапов существования этого важного ритуального и торгового центра была предложена последовательность трех фаз развития: Аматэ (1500-1100 гг. до н. э.), Баранка (1100-700 гг. до н. э.) и Кантера (700-500 гг. до н. э.). Ольмекское влияние особо ощущается в рамках второй и третьей фаз. Вдобавок к потоку изделий из жадеита и серпентина, проходившему через памятник по направлению Центральная Мексика - побережье Мексиканского залива, в окрестностях Чалкатзинго имелись и собственные ресурсы для ведения торговли - охра, кремень, каолиновая глина[130].
Особый интерес представляют находки ольмекского происхождения или выполненные в «ольмекском» стиле, обнаруженные в области распространения культуры майя (п-ов Юкатан, Гватемала). Отдельные предметы были опубликованы Альфредом Киддером еще в 1942 г.[131] В 1976 г. появилась расширенная публикация, включающая предметы из маякских центров Кааба (Kabah), Маяпан (Мауараn) и Цибальчен (Dzibalchen). Большое число жадеитовых предметов было извлечено из Священного сенота в Чичен-Ице[132]. Комплекс из разложенных полукругом жадеитовых кельтов и инструментов для кровопускания с керамическими сосудами (аналогичный кладам в Ла-Венте) известен по раскопкам в Сейбале, памятнике майя классического периода[133].
Целая серия интереснейших публикаций, появившихся в 1970-е гг., заслуживает специального упоминания. В первую очередь, это исследования по ольмекской иконографии, любопытные интерпретации комплекса ольмекских изображений в камне и керамике с целью выделения в них изображений богов и их характерных атрибутов. Не менее интересные предположения были высказаны и по поводу ольмекской космологии и уровня астрономических знаний ольмеков[134]. Отметим также сборник «Древние американцы», вышедший в 1978 г. под общей редакций Дж. Дженнингса[135]. В нем последовательно рассматривались все древние культуры американского континента от следов первоначального заселения до высокоразвитых цивилизаций. Специальная глава была посвящена Мезоамерике, а еще один раздел содержал интересную подборку фактов и гипотез о возможностях трансокеанских контактов доколумбовых культур с культурами Европы, Азии и Африки. В Европе в конце 1970-х гг. выходит монография Ж. Сустеля об ольмекской культуре на французском языке[136].
Общие сведения об ольмеках приводятся в многочисленных учебниках, учебных пособиях и детских иллюстрированных книжках в Америке и Европе.
[123] Observations on the Emergence of Civilization in Mesoamerica // Contributions of the University of California Archaeological Research Facility. - 1971. -Vol. 11; Origins of Religious Art and Iconography in Preclassic Mesoamerica. -Los Angeles, 1976.
[124] BoveF. J. Laguna de los Cerros: An Olmec Central Place//Journal of New World Archaeology. - 1978.-Vol. II, N. 3.-P. 1-56.
[125] Fuente B. de la. Escultura monumental olmeca. - Mexico, 1973.
[126] См.: Ekholm-Мillег S. The Olmec Rock Carving at Xoc, Chiapas, Mexico // Papers of the New World Archaeological Foundation. - 1973. - N. 32; Navarrete C. The Olmec Rock Carvings at Pijijiapan, Chiapas, Mexico and Other Pieces from Chiapas and Guatemala // Papers of the New World Archaeological Foundation. - 1974. - N. 35.
[127] Shook Е. М. Inventory of Some Pre-Classic Traits in the Highlands and Pacific Guatemala and Ajacent Areas // Observations on the Emergence of Civilization in Mesoamerica. - Contributions of the University of California Archaeological Research Facility. - 1971. - Vol. 11. - P.70-77.
[128] Graham J. A. Discoveries at Abaj Takalik, Guatemala // Archaeology. -1977. - Vol. 30. - P. 196-197; Idem. Maya, Olmecs and Izapans at Abaj Takalik // Actes du XLII Conrges International des Americatistes. - P., 1979. - Vol. 8. - P. 179-188.
[129] Gay С. Т. Е. Xochipala: The Beginnings of Olmec Art. Exhibition Catalog. - Princeton, 1972; Henderson J. S. Atopula, Guerrero, and Olmec Horizons in Mesoamerica // Yale Publications in Anthropology. - 1979. - Vol. 77.
[130] Grove D. C. Chalcatzingo: Excavations on the Olmec Frontier. - L.; N. Y., 1984.
[131] Kidder A. V. Archaeological Specimens from Yucatan and Guatemala // Carnegie Institution of Washington Notes on Middle American Archaeology and Ethnology. - 1942. - Vol. 9.
[132] Proskouriakoff T. Jades from the Cenote of Sacrifice, Chichen Itza, Yucatan // Memoirs of the Peabody Museum of Archaeology and Ethnology. - 1974. - Vol. 10, N. 1.
[133] Willey G. R. Excavations at Seibal, Department of Peten, Guatemala // Memoirs of the Peabody Museum of Archaeology Mid Ethnology. -1978. - Vol. 14, N. I; Andrews E. W, V. Olmec Jades from Chacsinkin, Yucatan, and Maya ceramics from La Venta, Tabasco // Middle American Research Institute Publication. - 1986. - Vol. 57. - P. 11-49.
[134] Joralemon P. D. A Study of Olmec Iconography. - Washington, D. C, 1971; Idem. The Olmec Dragon: A Study in Pre-Columbian Iconography // Origins of Religious Art and Iconography in Preclassic Mesoamerica. - Los Angeles, 1976; Ancient Art of Veracruz. - Los Angeles, 1971; Hatch M. P. An Hypothesis on Olmec Astronomy, With Special Reference to the la Venta Site // Contributions of the University of California Archaeological Research Facility. - 1971.-Vol. 13.-P. 1-64.
[135] Ancient Native Americans. - San Francisco, 1978. В 1983 г. вышла расширенная и дополненная версия этого издания: Ancient North Americans. - N. Y, 1983.
[136] Soustelle J. Les Olmeques: La plus ancienne civilization du mexique. - P., 1979.Англоязычная версия появилась в 1984 г.: Soustelle J. The Olmecs: The Oldest Civilization in Mexico. - Garden City, 1984.