Основные зоны ювелирного искусства
В настоящее время можно определить следующие основные индейские центры обработки золота и ювелирного искусства на территории Колумбии.
Тайрона
До прихода испанских завоевателей обитатели этого края достигли высокого уровня культурного развития и социально-политической организации. Многочисленные остатки каменных сооружений — дорог, мостов, жилищ — указывают на достижения жителей Тайроны в инженерном деле и архитектуре.
Климат склонов Сьерра-Невады в Санта-Марта благоприятствовал развитию сельского хозяйства, особенно возделыванию маиса. Для этой цели строились террасы и ирригационные сооружения.
Ювелиры Тайроны кроме полноценных золотых изделий изготовляли украшения из томпака (сплав золота и меди), которые затем покрывались позолотой. В них, как и в изделиях из керамики, мелких предметах из камня, кости и раковин, соединяются техническое и художественное совершенство.
Жители Тайроны создали сложную религиозную систему, которая все еще сохраняется среди индейских племен, живущих в верхних частях Сьерры.
Среди погребальных обычаев был распространен обычай захоронения в больших глиняных урнах.
Сину
Эта зона соответствует бассейну рек Сину, Сан-Хорхе и Нечи. В доиспанскую эпоху она была разделена на три района: Финсену, Тансену и Сенуфана, объединенные торговыми связями с районами Антиокии, Сьерра-Невады в Санта-Марта и Панамой. Племена, обитавшие на этой территории, строили каналы и вспахивали землю для выращивания культур, следы древнего земледелия можно и ныне видеть на обширных пространствах этого района.
Жители Сину славились своим ювелирным искусством. Их храмы украшались идолами из золота, а в могилы помещалась богатая погребальная утварь. Могилы, которые можно было легко опознать по наземным холмикам, становились объектами грабежа в первые годы испанского завоевания.
Наиболее часто встречающимися формами ювелирных изделий этой зоны были серьги в форме веера (выполненные в технике литой или фальшивой филиграни) и отделка жезлов изображениями птиц, ящериц и животных кошачьей породы. Эти предметы были сделаны из высокопробного золота или позолоченного томпака.
Среди керамики выделяются кубки различных форм и размеров и сосуды шарообразной формы, украшенные человеческими фигурами, изображенными на внутренней стороне сосуда.
Кимбайя
Эта зона находится в средней части долины реки Каука и названа по имени племени, которое обитало на юге современных департаментов Киндио и Рисаральда. Населенная различными индейскими племенами в землях с мягким климатом и отрогах гор, она славилась во времена испанского завоевания своими золотыми украшениями.
В Кимбайе высокого уровня достигла технология ручной обработки золота. Изделия этой зоны отличаются большим реализмом и простотой отделки.
Великолепно выполненная керамика украшена прерывистыми линейными, треугольными и ромбовидными мотивами, а также негативной живописью.
В захоронениях, которые обычно представляли собой вертикальную шахту с боковой нишей, кроме керамики и предметов из камня обнаружено большое количество веретен, что является показателем высокого уровня развития текстильного производства.
Толима
Зона расположена в жарких долинах, через которые протекают реки Салданья и Коэльо, и названа по имени нынешнего департамента Толима.
Ее обитатели — оседлые земледельцы — торговали с соседними племенами, и в частности с муисками.
Обилие россыпного золота в речных долинах способствовало развитию ювелирного искусства. При изготовлении ювелирных изделий мастера применяли метод утраченной восковой модели и использовали золото высокой пробы. Обычно их изделия изображали стилизованных птиц и летучих мышей, а также схематические плоские и угловатые человеческие фигуры.
Среди гончарных изделий преобладают урны, погребальные сиденья и фитоморфные сосуды. Они украшались геометрическими мотивами, выполненными в технике позитивной живописи в несколько цветов.
Муиска
Муиски жили на высокогорье Кундинамарки и Бояки в жилищах, разбросанных или объединенных в поселки. На искусственных террасах они выращивали сельскохозяйственные культуры, главным образом маис — основной продукт питания. Они выделывали хлопок, пряли из него нитки с помощью каменных веретен и затем ткали полотно на деревянных ткацких станках.
Ткани вместе с солью и изумрудами были предметом оживленной торговли внутри этой территории и за ее пределами.
Ювелирные изделия изготовлялись как из золота высокой пробы, так и из томпака и меди, обычно их не полировали. Несмотря на обилие вещей из томпака, муиски не применяли техники золочения. Основные декоративные мотивы — ажурная резьба и рельефы из проволоки. Ювелирному искусству этой зоны свойственно применение каменных матриц для изготовления одинаковых изделий, например звеньев ожерелья.
Характерными для керамики муисков являются антропоморфные жертвенные сосуды, кубки, украшенные позитивной живописью и изображениями змей, а также «кувшины» и сосуды с двумя или несколькими ручками.
Калима
Калима находилась на тихоокеанском склоне Западных Кордильер, в районе, омываемом реками Калима и Дагуа. Ее жители были земледельцами, свои жилища они строили на искусственных террасах, что было характерно и для других индейских племен.
В ювелирном искусстве обращает на себя внимание большой размер изделий и высокая проба золота. Среди декоративных мотивов выделяются большие маски с носовыми украшениями и висячими серьгами, рельефные геометрические бордюры и стилизованные изображения животных. Небольшие сложные фигуры, украшавшие булавки и броши, можно считать шедеврами техники отливки с утраченной восковой моделью.
Характерными формами керамики являются чаши, украшенные изнутри негативной живописью, при которой контуры фигур обрабатывались фоном, антропоморфные и зооморфные сосуды, а также цилиндрические сосуды с прикрепленными антропоморфными изображениями, обычно именуемыми «канастерос» (корзинщики).
Нариньо
Эта зона занимает южное высокогорье Колумбии и простирается до северной части андского района Эквадора.
Жители Нариньо сооружали очень глубокие могилы, где и было найдено большинство предметов из золота, серебра, керамики, дерева, кости, раковин и тканей.
Среди золотых изделий наиболее часто встречаются нагрудные украшения, пластины для аппликаций на ткани, носовые украшения и серьги с геометрическими декоративными мотивами или стилизованными изображениями животных, особенно обезьян. Изделия выполнялись в технике литья или ковки, иногда применялось золочение; все вещи тщательно отполированы.
В культуре Нариньо отчетливо проявляется влияние цивилизаций андской зоны Эквадора и Перу.