От Королевской прокламации до Индейского акта
На протяжении первых двух веков европейского господства в Канаде в основе отношений с индейцами лежали прежде всего экономические и военные факторы. Индейцы были поставщиками пушнины и потребителями европейских товаров. Они также выступали или в роли союзников и защитников европейских поселений в колониальных междоусобицах, или в роли врагов, часто очень грозных. В XVII—XVIII вв. индейская политика французских, а затем английских колонизаторов в Канаде сводилась главным образом к стремлению регулировать торговлю с индейцами, обеспечивать их дружественное отношение с европейскими поселенцами и властями, а также союзническую помощь в ходе длительных колониальных войн в Северной Америке.
Пока белое население оставалось незначительным, а колонии слаборазвитыми, в отношениях между колонизаторами и коренными американцами сохранялись элементы суверенности и партнерства, хотя все колониальные и европейские правительства придерживались принципа, по которому аборигены в действительности были подчиненным народом. По мере увеличения населения колоний этот принцип суверенитета европейцев над индейцами стал претворяться в жизнь, чему способствовало превосходство колонизаторов в уровне общественного развития.
После перехода Канады от Франции к Англии мехо-4 торговля с индейцами уже не имела первостепенного значения, и военные аспекты индейской политики возобладали над коммерческими, правление индейскими делами в колониальной Канаде было сосредоточено в руках военных ведомств. Особенностью политики британских колониальных властей было хотя бы частичное признание некоторых прав индейцев на их земли. По причинам военно-стратегического характера (желание избежать вооруженных столкновений с индейцами), а также коммерческим (намерение сохранить индейцев как поставщиков пушнины) власти стремились фиксировать различными договорными формами отчуждение территорий, занимаемых коренными жителями, а также закрепить за ними особо оговоренные земли.
Эта политика нашла свое отражение в Королевской прокламации 1763 г., оформившей британский колониальный режим в Канаде. Ее суть сводилась к признанию за верховным сувереном исключительного права на приобретение аборигенных земель и заключение соответствующих соглашений с авторитетными представителями племен или групп с последующим их «утверждением» на собраниях всех членов общин. Но самое важное положение заключалось в следующей фразе:
«Поскольку является справедливым, разумным и важным для наших интересов, а также для безопасности наших колоний, чтобы некоторые нации и племена индейцев, с которыми мы имеем контакт и которые живут под нашей защитой, не обижались и не притеснялись в их правах на владение теми частями нашего доминиона, которые не были уступлены или приобретены нами, эти земли резервируются за индейцами в качестве их охотничьих территорий» 7
Это было фактическое признание того факта, что кроме приобретенных Англией после Парижского мира колоний в Северной Америке земли к западу от Аллеганских гор и Миссисипи принадлежат индейцам. Одной из основных причин такого решения был страх колониальных властей: грозное индейское восстание под руководством Понтиака в 1760 г. показало возможную силу и потенциальную опасность аборигенов для европейцев. Кроме того, метрополия стремилась сохранить за короной привилегию грабительского обмена, прежде всего меховой торговли с лесными охотниками обширных и еще не тронутых колонизацией территорий.
Американская революция конца XVIII в. вызвала массовый приток колонистов во вновь осваиваемые районы, и этот процесс сопровождался систематическим отчуждением земель у аборигенов с одновременным образованием особых районов поселения индейцев — резерваций. Когда после англо-американской войны 1812—1814 гг. военная угроза. Британской Северной Америке фактически исчезла, управление индейскими делами перешло в 1830 г. от военных к гражданским властям. Свою задачу последние видели не просто в обеспечении мирных отношений с индейцами, но и в осуществлении «цивилизаторской» миссии — превращении аборигенов в оседлых жителей на манер европейских колонистов.
После образования доминиона Канада в 1867 г. была сформулирована политика в отношении приобретения земель, населенных аборигенами и перешедших в 1869 г. от Компании Гудзонова залива, под суверенитет канадских властей (так называемая Земля Руперта). Эта политика также предполагала своего рода «выкуп» существовавших у индейцев исконных прав на занимаемые ими земли с целью дальнейшего развития колонизационного процесса.
Затем последовал период заключения так называемых индейских договоров, оформлявших уступки огромных территорий, на которые претендовали канадские власти. В итоге, начиная с договора № 1, подписанного в 1871 г. относительно восточной части Манитобы, до договора № 11, подписанного в 1921 г. относительно района долины р. Маккензи, коренное население было вынуждено формально уступить обширные территории правительству доминиона. Обычными условиями договоров были двусторонние обязательства: индейцы «передавали» или «уступали» земли, открываемые для колонизации, и сохраняли мир и доброе согласие с властями и поселенцами, а власти в свою очередь брали обязательства по отношению к так называемым статусным, или договорным, индейцам. Обязательства включили прежде всего выделение резервированных земель для проживания индейцев, предоставление преимуществ в охоте и трапперстве, денежную и прочую помощь для поддержания хозяйственной жизни, организацию образования и т. д. Если взять для примера договор № 4, подписанный в 1874 г. правительством и общинами кри и сото (передавалась часть нынешней провинции Саскачеван), то размер резерваций устанавливался в расчете 1 кв. миля (260 га) на семью из пяти человек. Денежные субсидии включали единовременный дар в 25 долл. каждому вождю и 12 долл. каждому члену общины. Занимавшимся охотой индейцам полагались ежегодные поставки небольшого количества пороха, пуль и другого снаряжения. Тем, кто занимался земледелием, выделялся некоторый инвентарь, скот и семена.
Вся политика взаимоотношений властей с индейцами на протяжении более ста последних лет строилась на той основе, что «примитивные» институты и образ жизни аборигенов должны неминуемо трансформироваться, как только коренное население познает блага цивилизации, и эта трансформация должна завершиться ассимиляцией аборигенов окружающим евроканадским обществом.
К 1923 г. было заключено более 10 договоров с аборигенными народами, по которым они уступили земли правительству в обмен на определенные платежи, подарки, услуги и право поселения в резервациях. В подавляющем большинстве собственность и права индейцев ущемлялись при подписании договоров, что с самого начала стало источником споров и недовольства индейцев. К тому же правительство не выполняло взятые на себя обязательства. Чаще всего нарушалось право индейцев на охоту в определенных районах и на рыболовный промысел на уступленных, но еще не занятых белыми поселенцами землях.
Со временем все больше распространялась практика отказа федеральных властей подписывать какие-либо договоры с индейцами и ставка на своего рода «явочное» освоение территорий, где проживали аборигены. В результате в пределах границ Канадского доминиона оказались огромные территории, вообще не охваченные договорными обязательствами. Это прежде всего субарктические регионы от Ньюфаундленда, Лабрадора и северного Квебека на востоке до Северо-Западных территорий, Юкона и Британской Колумбии на западе.
После второй мировой войны вопрос о положении коренного населения стал предметом рассмотрения специальной комиссии сената и палаты представителей. Результатом ее деятельности было принятие в 1951 г. нового закона, так называемого Индейского акта, который устранил некоторые явно дискриминационные и откровенно ассимиляционистские положения прежнего законодательства. В частности, правительство предоставило коренным жителям страны некоторые возможности местного самоуправления через советы общин. Однако всеми делами в индейских резервациях и поселениях по-прежнему управляли специальные служащие федерального правительства, так называемые индейские агенты. По-прежнему сохранялось деление индейцев на статусных и нестатусных, и только за первыми признавались права на владение землей в резервациях, закрепленных за определенными племенными группами и общинами. Только статусные индейцы освобождались от налогов на землю и имели право выбирать местные органы в индейских резервациях. Сохранились ограничения на участие коренных жителей в федеральных выборах. Закон 1951 г. по мере нарастания индейского протеста все больше превращался в символ дискриминации аборигенов и образец расистского законодательства.