Открытие Гольфстрима. Первые контакты с индейцами Калуса
Выставив накануне паруса на юг, 5 апреля 1513 года Понсе де Леон направил свою армаду из трех кораблей вдоль Острова Паскуа Флорида на юг.
Красота острова и хорошая погода способствовала тому, что корабли шли достаточно спокойно вдоль берега. Везде была почти одна и та же картинка с пышной растительностью, песчаными пляжами, островами с песком или с прибрежными мангровыми зарослями.
Утром 20 апреля все услышали голос матроса сверху.
«Дым! Я вижу дым! Вижу деревню!»
Тут же зазвонили вторые колокола на суднах и ход армады затормозился.
- Бросаем якорь! – отдал приказ Понсе де Леон.
Якорь был сброшен.
Это произошло там, где сейчас находится город Юпитер около округа Палм Бич.
Шел день 21 апреля 1513 года.
Дрожание кораблей, стоящих на якоре достигло предела.
Антон Аламинос сидел рядом с Понсе де Леоном и его другом – капитаном Хуаном Кэхо (JUAN BONO DE QUEJO) и рассуждал о том, что происходит.
– Я никогда в жизни не встречал такого, чтобы все в паруса, поставленные на юг и наполненные ветром полностью, не могли сдвинуть корабль! Он все равно идет на север, если даже ненадолго или ненамного ослабевает ветер! - говорил Антон де Аламинос.
- И что это может быть? – одновременно спросили Понсе и Антон де Аламинос.
- Это похоже на реку внутри океана! – развел руками главный кормчий.
- Я, признаться, тоже мало что понимаю в нынешней ситуации… - поддержал Аламиноса капитан Кэхо. – Трудно понять, что при хорошей погоде мы не можем стоять на месте или идти дальше! И мы сейчас вынуждены стоять рядом с берегом, и не можем далеко отплыть, так как подводное течение небывалой силы относит нас назад.
Тут зазвонил колокол и в дверь капитанской каюты забарабанил матрос.
- Капитан! Капитан! - почти кричал матрос, вид которого был явно растерянным. – Там что-то твориться с бригантиной Сан-Кристобаль. Похоже, она уплывает…
- Что за ерунда! – непонимающе вытаращился на матроса Понсе.
- Бежим смотреть! – быстро встав со стула поспешил на палубу капитан Кэхо.
То, что они увидели, было, по крайней мере, очень странно.
Бригантина с латинскими парусами - Сан-Кристобаль, которая была самым маленьким судном в армаде из трех кораблей, быстро удалялась. Все вглядывались вдаль (подзорных труб тогда еще не было - прим. автора К.А.).
- Я, кажется, понимаю, что происходит! – вслух произнес Антон де Аламинос.
- Ну и что происходит, объясните нам, наш дорогой главный Навигатор! - со злостью смотря на уплывающий корабль, сказал Понсе не отрывая взгляда от горизонта.
- Похоже, поскольку капитан Сан-Кристобаля - Хуан Перес де Ортуба решил поставить свое судно далеко от берега, и их сорвало с якоря и они, судя по всему, не смогли повернуть киль у корабля23! И мне кажется, что их относит в море из-за сильнейшего подводного течения, которое мы сейчас и обсуждаем! – воскликнул Антон де Аламинос.
***
- И, похоже, мы их потеряли! – с грустью сказал капитан Кэхо.
На глазах у всей команды, которая стояла сейчас на борту корабля Святая Мария (SANTA MARIA DE LA CONSOLACION) бригантина Сан-Кристобаль исчезла за горизонтом. Всех смущало и то, что погода была очень хорошая: на горизонте не было ни одного облачка и только солнце светило на светло-голубом небе.
Хуана Руиз и ее рабыня также наблюдали за исчезновением корабля.
- Если это течение такое сильное, и корабль относит в сторону Океана, то получается, что это течение может быстро доставлять корабли отсюда в Испанию! – обрадовано, чуть не подпрыгивая от счастья, кричал кормчий всей армады Антон де Аламинос. – Это же Великое Открытие!!!
- Смешно, – захихикал капитан Кэхо, - если наша бригантина будет плыть по течению и весь экипаж проснется в Испании или в Португалии! Но не думаю, что они будут этому рады! Мы то этому точно не будем рады… а вот в Испании посмеются!
- Это же превосходное открытие, господин аделантадо! – кричал возбужденный Аламинос, шагая по палубе. – Это удивительно! Это надо записать в судовой журнал и надо нанести на карте!
- Запиши, запиши! – согласился Понсе де Леон. - Однако потеря корабля меня очень мало радует, и я не в восторге от этого…
***
Это был удивительный день! Именно в этот день 21 апреля 1513 года было открыто и занесено на карту теплое течение Гольфcтрим, с помощью которого было найден быстрый переход из Нового Света к берегам Испании и, благодаря которому, стали развиваться такие города как Гавана (Куба) и Сант-Августин (США), основанные испанцами чуть позднее.
***
- Ндаааа... – вымолвил Понсе, когда корабль совсем исчез из виду. – Действительно ли это великое открытие - не знаю. Может быть Вы, Антон, и правы. Однако король Фердинанд ждет от нас совсем других открытий. Но, пожалуй, было бы правильно, если бы вы нанесли это все на карту. Возможно, что это поможет нам на обратном пути или в будущем.
И он снова поглядел на горизонт со вздохом.
- Подождем бригантину Сан-Кристобаль здесь. Хуан де Ортуба опытный капитан и, думаю, сможет сделать какие-то вещи, чтобы снова присоединиться к нам. А вы, - обратился он к Хуане Руиз, - будьте добры, приведите тех индианок, которые плывут с нами – будем готовиться к высадке, и они нам понадобятся как переводчицы.
- Я тоже хотела бы пойти с вами, Понсе! Мне уже надоело качаться на волнах и хочется поставить ноги на земную твердь! – вздохнула Хуана Руиз. – И было бы здорово, если бы вы договорились с местными индейцами, чтобы мы могли побывать у них в гостях.
- Конечно, Хуана, я и сам бы этого хотел, - улыбнулся Понсе. – Но давайте не будем это делать до того, как мы не поймем дружелюбность намерения этих аборигенов. А до тех пор я очень попрошу вас еще чуть-чуть потерпеть на корабле. Если я пойму хоть намеком, что это будет безопасно, то вы сразу же очутитесь на суше. И вы и все женщины.
- Там на берегу собралась куча аборигенов. Что будем делать, Понсе? – спросил капитан Кэхо. – Будем ждать их или поедем к ним?
- Возьмите что-то для обмена и поедем уже навстречу судьбе! – сказал Понсе.
- Я тоже поеду с Вами! – сказал доминиканский священник.
- Хорошо! – коротко согласился Понсе. – В команду включить только лично отобранных мной баталеров и матросов! Лучших стрелков, самых крепких солдат и самых крепких матросов! Будем надеяться на лучшее, но будем готовы ко всему! Вы на обоих кораблях тоже будьте начеку – на всякий случай пусть будут готовы пушки и люди. Всех вооружите. Женщин уберите с палубы подальше.
- Да... от этих аборигенов можно ждать всего! - подтвердил Аламинос.
- Да уж, Антон Аламинос, хорошее слово в дорогу! – усмехнулся капитан Кэхо.
Две лодки, спущенные с кораблей, взяли курс к земле, где были индейцы.
В одной из лодок сидели Понсе де Леон и его друг – Кэхо.
- Стараемся быть учтивыми и не начинайте никаких действий без моей команды! – потребовал Понсе, крича так, чтобы его было слышно в обеих лодках.
День был хороший и ветра почти не было. Поэтому его голос хорошо слышали все.
Лодки врезались в красивый песок и солдаты Понсе выпрыгнули на твердь. Индейцы стояли далеко от берега и призывно махали кастильцам, увлекая их за собой.
- Аделантадо, вы прикажете пойти за ними? - спросил Кэхо.
- Да, пусть несколько человек из другой лодки пойдут и посмотрят! – сказал Понсе. – И давай мы с тобой и с нашими людьми лучше подождем отряд около берега.
Ласковое солнце и спокойное море радовали глаз. Все немного отошли от лодок и стали около Понсе. Только пара матросов сидела в маленькой лодке. Все смотрели туда, куда пошел отряд. Прошло много времени, но солдат все не было. Не было слышно ни выстрелов, ни криков.
Внезапно несколько индейцев, неизвестно откуда взявшиеся, с быстротой молнии приблизились к маленькой лодке. Они попытались украсть оттуда вещи, приготовленные для обмена и оружие. Они трогали все, что там лежало со всех сторон и оставшиеся в лодке два матроса не успевали пресекать эти попытки отпихиваться от них.
Как и приказал Понсе, матросы, находящиеся на лодке, окруженной индейцами, сначала улыбались. Но индейцы настырно снова и снова пытались стащить вещи из лодки и схватить оружие, которое там лежало.
Понсе вместе с солдатами поспешил на помощь к своим людям, надеясь предотвратить кровопролитие.
- Эй, - издалека закричал Понсе индейцам. – Кто у вас тут главный?
Индейцы не обратили на него никакого внимания и еще более нагло стали нападать на лодку. Кто-то из них схватил щит, лежавший на дне лодки.
И тут один индеец взял длинную палку, которая была у него, и ударил по голове матроса. Удар пришелся по темени, и матрос упал на дно лодки. Индеец радостно закричал и стал бить по голове еще и еще потерявшего уже сознание матроса.
- Понсе, по-моему, тут уже идет речь о жизни и смерти! Шутки в сторону или твоя лояльность может стоить нам члена экипажа! – констатировал капитан Кэхо.
Солдаты подбежали и принялись отталкивать индейцев. Те, в свою очередь, стали сопротивляться и в какой-то момент индейцы выхватили свои боевые топоры, сделанные из акульих зубьев и огромных ракушек, короткие копья с наконечниками из рыбьих костей. Некоторые схватились за луки. Началась потасовка.
- Отразить атаку! – крикнул Понсе.
Но индейцы уже кинули копья и выстрелили из луков. Наконечники, сделанные из рыбьих костей, только отлетели от одетых в нагрудники и кольчуги воинов, однако моряк и солдат были ранены в шеи.
Стройный ряд тут же выставленных копий и алебард, на который наскочили аборигены, сильно ранил несколько из них, а другие вынуждены были отбежать.
Индейцы снова бросили оставшиеся копья, а двое из них быстро выпустили стрелы. Наконечники стрел были сделаны из камня, поэтому они легко отскочили от брони испанцев.
Испанцы, в свою очередь, выстрелили из и ранили еще нескольких индейцев. И тут несколько аркебузников выстрелили из своего оружия.
Раздался грохот, который заставил индейцев бежать без оглядки.
- Хватит! - скомандовал Понсе. – Надо дать знать всем, кто на берегу, чтобы возвращались! От лодок не отходить.
Матрос подал знак. На кораблях зазвенели колокола. Это был условный знак, говорящий о том, что надо возвращаться. Стало быстро темнеть. И тут стали появляться те, кто пошли разведку вглубь острова. Они услышали выстрелы, затем колокол и стали возвращаться обратно. Однако двоих не было. Нервы стали накаляться. Пришлось кричать их поименно. Только через некоторое время все были на месте. Индейцы больше уже не атаковали. Но приближалась ночь, поэтому Понсе принял решение уезжать обратно к кораблям.
Уже подплывая к кораблю, Понсе увидел, что на берегу снова собралось множество индейцев.
- По-моему, нам очень повезло, аделантадо! И мы смогли без больших потерь унести ноги от этих неприветливых ребят! – с вопросительным взглядом обратился к Понсе капитан Кэхо.
- Да… - грустно произнес Понсе. – Дружеской встречи не получилось.
- Вот только запасы воды нам нужны и все равно источник мы должны найти тоже. Поэтому, друг мой, Кэхо, придется нам заплыть на корабле в устье какой-нибудь реки. Но сделаем мы это завтра, а то разворошили это осиное гнездо. Поэтому лучше отплыть немного отсюда, чтобы они думали, что мы ушли. Заодно может и наша исчезнувшая на горизонте бригантина придет.
Они прошли на корабль и осмотрели раненых: оглушенный и потерявший сознание матрос немного пришел в себя, двое раненных кастильцев тоже более-менее были в порядке. Их раны были не опасны.
Похлопав по плечу своих людей, Понсе де Леон, переполненный эмоциями и впечатлениями от сегодняшнего дня – 21 апреля 1513 года, пошел спать.
***
Высадка Испанцев. Реконструкция событий 2016 год.
***
Испанские моряки защищают свою лодку от индейцев. Реконструкция событий 2016 год.