Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

К’инич-Акаль-Мо’-Наб III

Джоел Скидмор ::: Правители Паленке. Пособие для начинающих

К’инич-Акаль-Мо’-Наб III («Черепаха-Озерный Ара»?). Известен также как Чаакаль III и Акуль-Анаб III

К’инич-Акаль-Мо’-Наб III («Черепаха-Озерный Ара»?). Известен также как Чаакаль III и Акуль-Анаб III

Четырнадцатый в известной последовательности правителей Паленке

Родился: 9.12.6.5.8, 3 Ламат 6 Сак (13 сентября 678 года)

Воцарился: 9.14.10.4.2, 9 Ик’ 5 К’айаб (30 декабря 721 года)

Годы правления: 721-736 >

Отец: Тиволь-Чан-Мат

Мать: Иш-Кинув

Жена: Иш-Мен-Ник *

Брат: К’инич-Ханааб-Пакаль II?

Сын: К’инич-К’ук’-Балам II

Памятники: Тексты Храма 18, скамьи и тексты Храма 19, тексты Храма 21; «Палетка Оратора» и «Палетка Писца»; «Панель Дани»; Фресковые тексты «Корпуса Е»?

 

По сравнению с переходом права на престол от брата к брату (в отличие от более привычного наследования от отца к сыну) в случае с К’инич-Кан-Баламом II и К’инич-К’ан-Хой-Читамом II, еще менее прямым было престолонаследие от последнего к К’инич-Акаль-Мо’-Набу III. По всей видимости, К’инич-Акаль-Мо’-Наб III добился легитимности в силу того, что был сыном младшего брата К’инич-К’ан-Хой-Читама II. Отец Акаль-Мо’-Наба, Тиволь-Чан-Мат, в штуковом тексте из Храма 18 связывается с Иш-Ц’акбу-Ахав, женой К’инич-Ханааб-Пакаля Великого, и, вероятно, он был ее сыном. Его погребением в 680 году руководил лично Пакаль, ** это позволяет предположить, что великий царь Паленке был отцом Тиволь-Чан-Мата. Следовательно, К’инич-Акаль-Мо’-Наб III был внуком Пакаля и племянником двух своих предшественников, К’инич-Кан-Балама II и К’инич-К’ан-Хой-Читама II (Мартин и Грюбе: 2008:171-172). 

Убедительные доказательства этого содержатся в штуковой сцене с иероглифами, которая раньше располагалась на обратной стене Храма 18. На ней три брата - К’инич-Кан-Балам, К’инич-К’ан-Хой-Читам и Тиволь-Чан-Мат – изображены стоящими бок-о-бок. Кан-Балам и К’ан-Хой-Читам опознаются по своим детским именам, а все трое названы «ч’ок», «царевич». Сидящая фигура в центре сцены почти наверняка изображает их отца, К’инич-Ханааб-Пакаля, в тексте подписи переданы обращенные к нему в этот момент слова: «Вы удовлетворены, вы расположили их в порядке». Другими словами, Пакаль руководил церемонией, на которой он установил порядок наследования от брата к брату (там же: 172).

Храм 18 был возведен Акаль-Мо’-Набом III и эта живописная сцена – отнесенная к 679 году -  является заявлением о его праве на царствование в качестве сына одного из избранных наследников. Акаль-Мо’-Набу на момент церемонии был один год; его отец умер в следующем году (там же: 172).

Правление Акаль-Мо’-Наба III отмечено выдвижением подчиненных особ, это означает, что он расчитывал на их поддержку. Важный пленник, захваченный полководцем Чак-Сууц’ем, подчеркнуто представлен на двух памятниках, известных сегодня как «Палетка Писца» и «Палетка Оратора», (экспансия Паленке на запад, осуществляемая Кан-Баламом и, возможно, еще до него Пакалем, была очевидно продолжена, так как одним из указанных пленников был «сахаль» царя Пьедрас-Неграс Йо’наль-Ака II). Пленение произошло, возможно, в 725 году (там же: 162-163, 170, 172). 

Другие подчиненные лица изображены помогающими Акаль-Мо’-Набу в перемещении крупного покрытого тканью свертка на «Панели Дани» в 731 году. И именно «йахав к’ак’у» Акаль-Мо’-Наба мы должны быть обязаны великолепием Храма 19; этот «Владыка Огня» дополнил здание прекрасной известняковой панелью на центральном простенке, на которой Акаль-Мо’-Наб изображен вместе со своим «йахав к’ак’ом», а также скульптурной платформой, украсившей его северо-восточный угол. Последняя выделяется текстом из более чем двухсот иероглифов, в большей части которого повествуется о мифологическом основании Паленке и о символическом перевоплощении фантастических основателей, при котором К’инич-Акаль-Мо’-Наб олицетворяет божественного покровителя Паленке GI, в то время как другой внук Пакаля по имени Ханааб-Ахав изображен в образе Бога D в акте наблюдения за его воцарением. Также и Акаль-Мо’-Наб воцарился в нынешнюю эпоху, и это наблюдали пять сановников – еще один пример оказывания внимания подчиненным особам (Мартин и Грюбе 2008:173).   

В правление К’инич-Акаль-Мо’-Наба также были построены Храмы 18, 18а и 21, расположенные в южной части расширения Группы Креста. На Иероглифических  дверных косяках, установленных в Храме 18, его воцарение привязывается к мифологическому воцарению Муваан-Мата в 2325 году до н.э. Внутри Храма 18 размещались три гробницы ранней эпохи, в двух из них были обнаружены многочисленные украшения из жадеита  (Мартин и Грюбе 2008:173).  

Вышеизложенное основывается на «Хронике царей и цариц майя» Саймона Мартина и Николая Грюбе (2008:171-173). Другими источниками являются исследования Кэрен Бэсси-Свит (1991) и Уильяма Рингла (1996) о Тиволь-Чан-Мате как третьем сыне Пакаля; Рингла (1996) и Дэвида Стюарта (2005) о живописной штуковой сцене из Храма 18 с подписью: «Вы удовлетворены, вы расположили их в порядке»; Линды Шиле (1991b) о Чак-Сууц’е; Стэнли Гюнтера и Марка Зендера (1999), независимо опознавших пленного «сахаля» из Пьедрас-Неграс;  Альфонсо Моралеса (1999) и Дэвида Стюарта (2005) о резной платформе Храма 19.

Для начала несколько замечаний к вышеизложенному рассказу Мартина и Грюбе. Они дают (2008:172) дату воцарения этого правителя как 30 декабря 721 года по юлианскому стилю. Хотя разница с григорианским календарем, как обычно, составляет лишь несколько дней, в данном случае она ведет к переносу воцарения на другой год: 3 января 722 года.

Фрагмент панели каменного простенка из Храма 19, вверху справа иероглиф с долгими губами в имени отца Акаль-Мо’-Наба (прорисовка Дэвида Стюарта)
Рис.128. Фрагмент панели каменного простенка из Храма 19, вверху справа иероглиф с долгими губами в имени отца Акаль-Мо’-Наба (прорисовка Дэвида Стюарта).

Отца Акаль-Мо’-Наба за присутствующий в его имени иероглиф с долгими губами раньше называли «Бац». Однако, на панели каменного простенка из Храма 19 (рис. 128) присутствует иероглиф с суффиксом la, который вместе с фонетической заменой ti-wo на «Палетке Рабов» (рис. 129) дает чтение Тиволь.  Полное имя на «Палетке Рабов дается как ti-wo-CHAN-na ma-MAT, то есть Тиволь-Чан-Мат.

Именная подпись на «Палетке Рабов»: ti-wo-CHAN-na ma-MAT ch’o-ko (прорисовка Дэвида Стюарта)
Рис.129. Именная подпись на «Палетке Рабов»: ti-wo-CHAN-na ma-MAT ch’o-ko (прорисовка Дэвида Стюарта).

Самым простым способом объяснить отклонение от обычного порядка наследования от отца к сыну может быть то, что К’инич-К’ан-Хой-Читам, как и его брат, не оставил наследника мужского пола. Также можно предположить, что в этом случае предпочтение отдавалось переходу царской власти от брата к брату (Саймон Мартин, личное сообщение 2002). Как указал Дэвид Стюарт (2002), на штуковом рельефе с обратной стены Храма 18 изображены стоящие фигуры, две из которых помечены титулами или личными именами будущих правителей К’инич-Кан-Балама II и К’инич-К’ан-Хой-Читама II, а третья опознана как отец К’инич-Акаль-Мо’-Наба III, Тиволь-Чан-Мат. Перед ними сидит К’инич-Ханааб-Пакаль I, и в примыкающих к фигуре Пакаля иероглифах содержится речь, обращенная к нему от имени второго лица: «Вы удовлетворены, вы расположили их в порядке». Выходит, что Пакаль установил, кто будет иметь преимущество при престолонаследии, и не только после того, как он сам умрет и престол перейдет к его старшему сыну, но и далее. Действительно ли эта мера была продиктована неспособностью К’инич-Кан-Балама и К’инич-К’ан-Хой-Читама произвести наследников мужского пола, сказать невозможно. Однако, следует отметить, что сцена датирована временем сразу после рождения К’инич-Акаль-Мо’-Наба (Стюарт 2002). По крайней мере, представленные фигуры вместе с текстом могут рассматриваться как доказательство того, что отец К’инич-Акаль-Мо’-Наба был, подобно К’инич-Кан-Баламу и К’инич-К’ан-Хой-Читаму, сыном Пакаля.

Как уже отмечалось, в правление Акаль-Мо’-Наба большое внимание уделялось подчиненным особам. Раньше это объяснялось последствиями пленения Тониной его предшественника и наступившим затем междуцарствием, в течение которого царскому роду была крайне необходима поддержка. Но после появления правдоподобной гипотезы о том, что К’инич-К’ан-Хой-Читам не был принесен в жертву и не находился длительное время в плену (см. Стюарт 2003), потребовалось другое объяснение. Возможно, несмотря на предполагаемое повеление К’инич-Ханааб-Пакаля о том, что престолонаследие должно переходить от брата к брату, а затем к его внуку К’инич-Акаль-Мо’-Набу, имелись и другие претенденты на престол.

Начальные фрагменты надписей на Дверных косяках из Храма 18 (прорисовка Дэвида Стюарта)
Рис.130. Начальные фрагменты надписей на Дверных косяках из Храма 18 (прорисовка Дэвида Стюарта).

В тексте на дверных косяках из Храма 18 (рис. 130) сообщается, что К’инич-Акаль-Мо’-Наб родился в день 9.12.6.5.8, 3 Ламат 6 Сак (13 сентября 678 года). На рис. 130 мы видим фрагмент надписи, содержащий дату: 9 бак’тунов (А3), 12 к’атунов (В3), 6 туунов (А4), 5 месяцев (В4) и 8 дней (А5), 3 Ламат (В5) 6 Сак (А13) с иероглифом рождения в левой части В13. В правой части В13 и левой части А14 содержится прединаугурационное имя К’инич-Акаль-Мо’-Наба, предположительно читаемое Ч’ок-Чулук и означающее, вероятно, «Появляющаяся Ящерица» (Стюарт 2005:115). Правая часть А14 содержит иероглиф, означающий «сын», и затем (B14-A15) следует имя его отца Тиволь-Чан-Мата.

Фрагмент надписи на платформе из Храма 21 (прорисовка Дэвида Стюарта)
Рис.131. Фрагмент надписи на платформе из Храма 21 (прорисовка Дэвида Стюарта).

Происхождение матери К’инич-Акаль-Мо’-Наба излагается в тексте на недавно обнаруженной платформе Храма 21 (рис. 131) (Берналь Ромеро 2002). На А4 содержится выражение U-1-TAHN-na, «у хуун тахн», «заботящаяся об», связывающее мать с ее ребенком. Часть ее имени в блоках В5-А6 читается Иш-Кинув-Мат (Стюарт 2005:21). Она также названа в подписи на «Палетке Рабов», где она сидит напротив своего мужа Тиволь-Чан-Мата, сбоку от их сына К’инич-Акаль-Мо’-Наба (Вальд 1997) (рис. 132).

«Палетка Рабов» (прорисовка Линды Шиле)
Рис.132. «Палетка Рабов» (прорисовка Линды Шиле).

Комментарии Виктора Талаха

* Это чтение является устаревшим. «Знак дня Мен», возможно, читается TZ'IKIN (Martin S. 2005 Caracol Altar 21 Revisted: More Data on Double-Bird and Tikal’s Wars of the Mid-Sixth Century. www.mesoweb.com/pari/publications/journal/Altar21e.pdf. P.6, note 13, со ссылкой на: Boot. E. The Title (Wuk) Chapat Tz’ikin K’inich Ahaw: A New Proposal, 2002.); о чтении знака Т533 как BOOK см. примечание к разделу об Иш-Йоль-Ик'наль.

** Тиволь-Чан-Мат умер в день 9.12.8.9.18, 7 Эц'наб 6 Муван (2 декабря 680 г.).