Пирамида Солнца
Пирамида Солнца была крупнейшим строением в Теотиуакане. Вместе с тремя открытыми площадями, жилой зоной, административными сооружениями и центральным святилищем на главной площади она составляет так называемый Комплекс пирамиды Солнца – его следует рассматривать как единое целое исходя из расположения, ориентации, функциональности и прочих имеющих значение факторов. По последним данным, пирамиду возвели приблизительно в начале III века (170-310 гг., хотя ранее считалось, что она была сооружена в I веке), а затем надстроили около 450 года. Постройка пирамиды Солнца, таким образом, вероятно, совпала со строительством пирамиды Пернатого змея и четвёртым этапом создания пирамиды Луны – очевидно, реализовывалась крупная городская программа. А до этого на её месте располагался большой комплекс, который намеренно разрушили[1] для возведения одного из самых впечатляющих архитектурных памятников Нового света. Пирамидой восхищались и ацтеки, давшие ей современное название – ицакуаль тонатиу (ytzacual tonatiuh, что на науатле означает «башня или холм солнца»). Даже без деревянного храма, который когда-то венчал вершину пирамиды (его следы из-за ужасно проведённых в начале XX века раскопок не были обнаружены), строение имеет высоту около 64 метров. Его стороны после последнего, второго, этапа строительства и до раскопок и реставрации начала XX века достигали в длину: северная – 221,43 м, восточная – 223,75 м, южная – 224,24 м, западная – 221,53 м. На первом этапе строительства пирамида имела длину сторон: северная – 214,63 м, восточная – 215,15 м, южная – 215,72 м, западная – 210,50 м. Объём сооружения – около 1,4 млн. куб. м, а вес – примерно 3 млн. тонн. Несмотря на наличие подземных карьеров, где добывался пористый камень тесонтли, пирамиду соорудили в основном из песчаной земли, глины и небольших фрагментов туфа тепетате (5-10 см в длину), что не характерно для строений в Теотиуакане. На её строительство ушло примерно 12 млн. человеко-часов[2]. С западной стороны к пирамиде примыкают возводившаяся более чем в четыре этапа платформа адосада и площадь, вокруг которой разместились невысокие пирамидальные строения. Адосада была пристроена к пирамиде уже после её возведения. Весь комплекс пирамиды Солнца ограничен сплошной платформой, имеющей высоту 6 м, ширину 34 м и длину каждой стороны около 350 м. С юга и севера платформы отдалены от пирамиды на 30 м, с востока – на 45 м. На южной платформе располагался «Дом жрецов», о котором мало что известно. А вокруг пирамиды, как показало исследование Э.М. Моктесумы, существовал ров или канал шириной в 3 метра, который когда-то, вероятно, заполнялся водой, стекавшей с неё в сезон дождей.
Пирамиды Теотиуакана в сравнении друг с другом
Очевидно, все здания Комплекса пирамиды Солнца некогда были украшены скульптурами и прочими архитектурными элементами. Центральную платформу адосаду украшали трёхмерные скульптуры кошачьих. Всего на данный момент известно о 318 скульптурах, которые имели отношение к пирамиде Солнца. Исследователи выяснили, что различные архитектурные элементы (молдинги таблеро, блоки лестниц, резные украшения) изготовлены из разных камней – андезита, риолита, базальта и зелёного камня. При этом большая часть материалов была добыта не на территории долины Теотиуакан, а, по всей видимости, в соседнем муниципалитете Тепетлаосток (8 км от мегаполиса). Среди всего разнообразия архитектурных элементов выделяются различные барельефы, головы и лапы кошачьих, человеческие сердца, изображения Старого бога огня и Земного монстра (аналога Сипактли). Недавние раскопки А. Сарабиа позволили обнаружить практически единственный найденный на своём месте фрагмент архитектурной скульптуры, а также элементы талуд-и-таблеро, схожие с теми, что описывал ещё в 1905 году Л. Батрес.
В ясный день с вершины пирамиды Солнца видна большая часть долины Теотиуакана, но не вся. Примечательно, что самые выдающиеся горы долины Мехико - Попокатепетль и Истаксиуатль - с этой точки скрыты грядой Патлачике, то есть, возможно, таким образом, саму пирамиду скрыли от грозных и опасных богов вулканов (учитывая, какую роль сыграл Попокатепетль в начальной истории Теотиуакана, это вполне вероятное предположение).
Вид с пирамиды Луны на Площадь Луны и Дорогу мёртвых. С вершины второй по величине пирамиды в городе видно, как Пирамида Солнца повторяет силуэт горы Патлачике. Фото: Д. Иванов
Пирамида изначально имела отклонение оси запад-восток к югу от востока на 15о28’ и, соответственно, обращена на запад там, где в I веке заходило солнце 30 апреля и 13 августа[3], и на восток там, где солнце восходило 11 февраля и 29 октября (интервал между этими днями равен 260 – количеству дней в ритуальном календаре). Следует отметить, что ориентация планировалась тогда, когда пирамиды ещё не существовало, то есть с уровня земли, а когда монумент соорудили, то на его вершине стало ясно, что западная сторона пирамиды ориентирована на закат 29 апреля и 14 августа. Учитывая, что для местных жителей даты 30 апреля и 13 августа были важнее (это подтверждается наличием ориентированных на них и дающих в эти дни световые эффекты так называемых «астрономических пещер 1 и 2» в Теотиуакане и «Пещеры солнца» в Шочикалько), они, предположительно, сначала скорректировали ориентацию храма на вершине пирамиды, а затем и самой пирамиды, когда завершали второй этап строительства[4]. Кроме того, пирамида Солнца повторяет силуэт находящейся вдалеке горы Патлачике, если взглянуть на неё со стороны пирамиды Луны. А если посмотреть вдоль края западного талуда самой пирамиды, то можно увидеть, что она сориентирована и на вершину горы Серро-Гордо, расположенной к северу. Также следует отметить, что с вершины строения 23 марта и 20 сентября каждого года на востоке виден восход солнца прямо над вершиной горы Серро-Колорадо (Типайо)[5] – вместе с днями летнего и зимнего солнцестояния эти даты делят год на четыре части с одинаковым количеством дней. Примечательно, что с вершины пирамиды в Куикуилько также наблюдается восхождение солнца 23 марта и 20 сентября уже над вершиной горы Серро-Папайо – явно неслучайное совпадение.
Пирамида Солнца расположена над обнаруженной в 1971 году пещерой, которую ранее считали естественным образованием, однако исследования 1994 года показали, что она имеет искусственный характер. Тоннель, расположенный на глубине 6,5 м и протянувшийся на 102 м, могли прорыть между 140-240 гг., то есть либо до строительства пирамиды, либо уже после. При проведении работ теотиуаканцами было изъято приблизительно 263 м3 вулканической породы. Тоннель условно разделяют на три секции: секция A состоит из входа и четырёх выделяющихся прямоугольных больших камер, связанных друг с другом, секция B – из восемнадцати небольших камер, некогда разделённых семнадцатью адобовыми стенами, а секция C – из прохода, переходящего в камеру с четырьмя ответвлениями в виде лепестка. С. Сугияма считает, что данный тоннель был вырыт во время постройки пирамиды специально для того, чтобы использовать его в качестве гробницы правителя, которую после коллапса разграбили. О возможной связи тоннеля с астрономией и наблюдениями за небесными светилами говорил в конце 70-х гг. XX века Д. Дракер – он считал, что из него теотиуаканцы могли видеть точку захода солнца 29 апреля и 12 августа.
Самим тоннелем пользовались в ритуальных целях приблизительно в III веке, но, возможно, и ранее. Затем законсервировали секцию C, закрыв и завалив все восемнадцать камер секции В. В не засыпанной секции A, по всей видимости, ещё какое-то время продолжали проводить ритуалы. Вход в тоннель обнаружили у основания примыкающей к пирамиде платформы, адосады, однако после раскопок учёных ожидало разочарование. К сожалению, он был разграблен ещё в доколониальное время (в теотиуаканский и последующие периоды) – древние мародёры разрушили стены из адобы, проникнув в огороженные камеры. Учёные обнаружили на полу под закоптившимися стенами древних камер лишь несколько обсидиановых осколков и рыбьи кости. А при поверхностном осмотре камеры у входа в тоннель были найдены, очевидно, потерянные грабителями фрагменты пиритового диска с подложкой из аспидного сланца, два отполированных с двух сторон небольших кусочка зелёного камня, два кусочка слюды, небольшие кулоны из бусин и наконечник. Сам тоннель до определённой степени схож с тем, что обнаружили и раскопали недавно под пирамидой Пернатого змея, а по ряду признаков можно сделать вывод о проведении в них аналогичных ритуалов. В обоих случаях немаловажную роль, вероятно, играла вода. Учёные обнаружили каменные каналы, сечение которых имело вид латинской буквы U – по ним, возможно, теотиуаканцы намеренно направляли потоки воды в пещеру. При этом, как и в случае с тоннелем под Сьюдаделой, никаких следов и намёков на то, что под пирамидой Солнца когда-то захоронили высокопоставленных лиц мегаполиса, учёным пока найти не удалось. Судя по проведённому Р. Слоад исчерпывающему исследованию, искусственная пещера под пирамидой Солнца скорее связана с представлением о Месте происхождения – своего рода прототипе постклассического Чикомостока, о чём говорили ещё Д. Хейден и Р. Миллон[6]. Л. Мансанилья проследила её ассоциацию с «Горой пропитания»[7], весьма распространённым в постклассической Центральной Мексике представлением, по которому у священной горы Тонакатепетль имеются пещера и водный источник в ней, а внутри находятся кладовые земли с зёрнами, семенами и прочими продуктами питания, столь необходимыми для человека. К. Таубе полагает, что такая пещера отражала представления теотиуаканцев о сотворении человека, появившегося сначала из подземного мира в форме рыбы, подтверждением чего служат описанная выше дренажная система и обнаруженные рыбьи кости. Также К. Таубе считает, что показанный на панели 5 южной площадки для игры в мяч в Эль-Тахине храм, покрытый мерлонами и заполненный водой, на котором сидит фигура с диском, а позади находится гора с магеем – это графическое изображение пирамиды Солнца, а сидящий внутри храма человек-рыба и есть тот прапредок всех людей, которого окропляет своей кровью некое божество. В любом случае, тоннель под пирамидой Солнца усиливал святость и ритуальное значение самого большого строения в городе. В Месоамерике рукотворные пещеры встречаются довольно часто в разных древних городах, создавая их, индейцы, как отмечают исследователи И. Шпрайц и Дж. Брэди, подчёркивали сакральность таких мест.
Одновременно пирамида Солнца имеет связь и с Богом грозы, временем, астрономией, солнцем, созвездием Плеяд. Так, Л. Батрес сообщал, что во время раскопок 1905-1906 гг. он обнаружил двенадцать подношений, в том числе захоронения детей, размещённых в сидящих позициях по углам сооружения на 2, 3 и 4 горизонтальных секциях. По поверьям постклассических индейцев Центральной Мексики, жертвоприношения детей совершались в честь бога грозы Тлалока, который жил на вершинах гор и в пещерах. С. Сугияма отмечал, что, в отличие от двух других главных сооружений Теотиуакана, в пирамиде Солнца в основном находили детские захоронения. Всего с начала археологических раскопок там обнаружено 29 подношений. М. Гамио руководил первыми раскопками у тоннеля, но подношений не нашёл. Х. Перес и Э. Ногуэра в 1933 году вырыли тоннель с западного фасада по центру и обнаружили четыре подношения (№№ 13, 14, 15, 16). В Подношении 13 нашли 22 керамических изделия, в Подношении 14 – раковины, в Подношении 16 – 140 предметов. В том же году во время раскопок пирамиды и стоящей рядом адосады были найдены шесть обсидиановых эксцентриков в форме извивающихся змей (молний). Там также нашли длинные, похожие на иголки ланцеты, предназначенные для кровопускания. Р. Миллон, Б. Дрюитт и Дж. Беннихофф обнаружили в тоннеле Х. Переса ещё три подношения (№№ 17, 18, 19). В Подношении 17 был найден сосуд Бога грозы в хорошем состоянии, в Подношении 18 – антропоморфная фигурка из обсидиана и свыше 30 миниатюрных обсидиановых наконечников, в Подношении 19 – 7 обсидиановых лезвий. Э.М. Моктесума в 1992-1994 гг. выявил ещё четыре подношения с керамическими предметами – по одному на каждом углу первого уровня пирамиды. Между 2008 и 2011 гг. в главном тоннеле было найдено ещё шесть подношений, связанных с началом строительства пирамиды (№№ 24-29). В Подношении 24 обнаружили скелет младенца и небольшой керамический сосуд – археологи отмечают, что данное захоронение появилось до возведения пирамиды. В Подношениях 25 и 26, возможно связанных с этапом строительства, были найдены, соответственно, фрагменты черепа младенца и останки шестилетнего ребёнка. В Подношении 27 обнаружили захоронение двух взрослых человек 35-45 лет, чьи кости отдельно сгруппировали с другими предметами. В Подношении 28 археологи нашли различные материалы: раковины, обсидиановые лезвия и наконечники с фигурками, пиритовое зеркало. Наконец, главным оказалось Подношение 29 – там выявили обсидиановые лезвия, наконечники и фигурки, а также 3 пиритовых и аспидных диска, 11 сосудов Бога грозы, раковины, 2 фигурки из зелёного камня и останки хищников (ягуаров, орлов и змей). В 1959 году во время раскопок в месте соединения адосады с пирамидой был найден сосуд Бога грозы, вероятно, относящийся к фазе Цакуалли. Когда А. Сарабиа проводил раскопки адосады, то обнаружил каменное лицо Бога грозы, окружённое знаками воды чальчиуитль – примечательно, что подобные огромные знаки украшали таблеро адосады. Также там было выявлено Захоронение 5 с костями двух человек, фрагментами керамики и одним монохромным сосудом – кости первого погребённого 35-45 лет были вторичным захоронением, а второго – первичным. А. Сарабиа вместе с С. Сугиямой и Н. Сугиямой в одном тоннеле возле стен древнего строения также обнаружил подношение и три захоронения (№№ 2, 3, 4), первое из которых, содержащее останки новорождённого, относится к более раннему времени, а остальные, вероятно, появились в момент начала строительства пирамиды. В Подношении 1 возле древнего строения исследователи нашли несколько обсидиановых лезвий, большую морскую раковину, наконечники разных размеров, пиритовый диск, значительное количество органического материала и обсидиановую антропоморфную фигурку. Также учёные раскопали богатое Подношение 2, где обнаружили органические материалы, обсидиан (лезвия, наконечники, бифасы и антропоморфную фигурку), зелёные камни (две фигурки и маску), пирит (включая три пиритовых диска с подложкой из аспидного сланца, самый маленький из которых имеет 10 см в диаметре, а самый большой – 45 см, причём это на данный момент крупнейший найденный в Теотиуакане диск), керамику (одиннадцать сосудов Бога грозы) и кости животных (беркута, съевшего двух кроликов Sylvilagus sp., черепа пумы Puma concolor, волка Canis lupus baileyi, а также череп и конечности краснохвостого ястреба Buteo jamaicensis) с раковинами моллюсков.
Таким образом, возле сооружения проводились ритуалы с принесением в жертву людей и животных – так сакрализировалась сама пирамида Солнца и место, где она располагалась. Вероятно, церемонии были посвящены Богу грозы и совпадали с началом новых календарных циклов.
Высказывалось также предположение, что на адосаде проводились ритуалы, схожие с постклассическими церемониями зажжения Нового огня. Подтверждают данную версию исследованные в 2002 году Л. Луханом и У. Фэшем мозаичные скульптуры перед адосадой. В трёх из них, ранее являвшихся частью внутреннего убранства храма на адосаде, зафиксировано изображение связки лет, которая позднее у народов науа называлась шиумольпилли и имела непосредственное отношение к церемонии Нового огня. При этом такие ритуалы в Теотиуакане проводились не только в конце каждого 52-летнего календарного цикла, но и когда происходило основание новых городов, строительство новых домов и храмов, или же, как считают А. Токовинин, У. Фэш и Б. Фэш, когда совершался обряд воцарения властителей близлежащих и дальних земель, в том числе из области майя. Возле пирамиды найдены и две большие жаровни, идентичные тем, что зафиксированы в иконографии ацтеков, посвящённой церемонии зажжения Нового огня. На вершине пирамиды недавно обнаружили статуэтку бога огня, а в найденной грабительской траншее – две плоские стелы из зелёного камня (добытого на юге штата Пуэбла или севере штата Оахака), одна из которых имеет 2,56 м в высоту, а также морские ракушки и другие предметы. Также фасад адосады, вероятно, украшали скульптуры сверхъестественного кошачьего животного с пятнами, возможно, аналога майяского бога огня Ихк’-Чувааха, более известного как «Бог-ягуар подземного мира». Таким образом, пирамида Солнца была одновременно связана с огнём, солнцем, водой, Богом грозы и рядом сохранившихся впоследствии у ацтеков концепций, а также являлась местом официального введения в должность и совершения паломничеств о чём, предположительно, сохранились свидетельства в текстах майя классического периода.
[1] Из его остатков исследователи на данный момент нашли стену в 1 м высотой и 70 см шириной, часть пола длиной 7 м и часть некоего большого общественного строения, предположительно нежилого.
[2] Не стоит пугаться таких цифр. Если предположить, что строительство заняло 50 лет и учесть число жителей города на тот момент, то получится, что каждый трудоспособный взрослый теотиуаканец в год уделял возведению пирамиды около 15 дней.
[3] Отметим, что начало цикла из тринадцати четырёхсотлетий по майяскому календарю Долгого счёта приходится на 13 августа.
[4] При этом сдвинулись даты фиксируемого рассвета с вершины пирамиды, которые при такой ориентации теперь наблюдались 10 февраля и 30 октября.
[5] Не следует путать её с ещё одной горой Серро-Колорадо, расположенной к западу от Теотиуакана.
[6] Р. Миллон также полагал, что пещера связана с мифом о сотворении солнца и луны.
[7] Согласно одному поверью, записанному Л. Мансанильей в 1989 г. со слов пожилых жителей местных общин, в прошлом каждый февраль из пещеры под пирамидой Солнца выходил некий человек, нёсший в руках кукурузу, амарант, зелёные бобы и тыкву. Некоторые информанты также отмечали, что под пирамидой находились похожие на чинампы поля, с которых и собирался данный урожай.