Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

Правила игры и снаряжение игроков

Дида С., Приймак Е., Стюфляев М. ::: Месоамериканская игра в мяч: спорт и ритуал

Как отмечалось выше, подробного и последовательного описания правил древней игры до нас не дошло, да общих правил и быть не могло в виду огромной территории распространения игры и длительного периода, в течение которого народы Месоамерики в неё играли. Некоторое общее представление о центральномексиканском варианте игры можно получить из сообщений испанских хронистов колониальной эпохи, в частности Б. де Саагуна, Д. Дурана, Х. де Торквемады. Насколько можно судить, по общему правилу игра велась на специальной площадке между двумя соперничающими командами, состоявшими из одного или нескольких игроков каждая. Примечательно, что противники не всегда были в равных составах, испанский хронист Мотолиния описал случай, когда команда из трех человек играла против команды из двух человек. Игроки должны были сохранить мяч в игре, отбивая его определенными частями тела. Игра шла на счет. Очки набирались командой, когда соперник совершал ошибку, не сумев отбить мяч или отправив его на землю. В какой-то мере подсчет очков напоминал систему счета в современном теннисе. Игра могла длиться часами до набора одной из команд необходимого для победы количества очков. Часто игрокам запрещалось отбивать мяч ладонями и ступнями, а также головой, в ход шли бедра, ягодицы, иногда предплечья.[i] Существовали, однако, различные версии игры, в которых мяч отбивали не только, например, руками, но даже и предметами в руках – деревянными палками, каменными битами (маноплами) или другими приспособлениями. В поздний классический период в городах майя на вертикальных стенах стадионов появляются каменные кольца, через которые, как считается, нужно было пробросить мяч. В постклассику такие кольца стали использовать также индейцы Центральной Мексики, в частности тольтеки и ацтеки.

Кольца на площадках для игры в мяч.

Кольца на площадках для игры в мяч.

Основным снарядом для игры являлся каучуковый мяч, который индейцы научились вулканизировать и придавали ему форму шара. Мячи изготовлялись из сока каучуконосов. Большинство мячей были сделаны из сока кастиллы каучуконосной (Castilla elastica), произрастающей в тропических областях Мексики и Центральной Америки. Если смешать сок каучуконоса с луноцветом шиповатым (Calonyction aculeatum), то можно получить из неустойчивого полимера упругую резину. Под воздействием солнца и кислорода каучуковые мячи быстро разлагаются, тем не менее, в определенных условиях они могут просуществовать несколько тысячелетий, как это и произошло в Эль-Манати, где их извлекли из болот и источников. Следует подчеркнуть, что в древней Месоамерике каучуковые мячи использовались не только как спортивные снаряды, но и в качестве ритуальных подношений, сжигаемых в курильнице наряду с другими жертвенными материалами, такими как комочки ароматической смолы или омоченные кровью полоски бумаги. Сцены сжигания и подношения мячей известны в Мадридском кодексе майя. Полученный в ходе такой церемонии дым считался «пищей» для богов. В классический период в Копане известен довольно необычный каменный алтарь, имеющий вид огромного мяча, перевязанного веревкой. Вероятно, столь сильную связь с обрядом и жертвой можно объяснить тем, что майя и другие месоамериканцы воспринимали каучук как «кровь деревьев».[ii]

Что же касается игровых характеристик мяча, то он был достаточно прыгучим, но цельным и потому довольно тяжелым – его средний диаметр варьировался от 25 до 30 сантиметров, а вес – от 1,4 до 2,7 килограмм, но мог доходить до 3-4 килограмм. Из-за этого игроки часто получали травмы и, как сообщал испанский хронист Д. Дуран, порой весьма серьезные, требовавшие даже вскрытия. Также Дуран писал, что некоторые игроки даже умирали, когда мяч «ударял им по рту или по животу, или по кишкам».[iii] Поэтому часто игроки в мяч надевали защитное снаряжение – специальные пояса, набедренные щитки, наколенники и даже шлемы. Они смягчали удар мяча, а также оберегали ладони и колени, на которые опирались игроки при приеме подачи.[iv]

Кастилла каучуконосная и древние каучуковые мячи.

Кастилла каучуконосная и древние каучуковые мячи.

Одежда игрока изготовлялась из органических материалов, которые со временем разлагаются. В связи с этим главным источником при изучении снаряжения спортсменов являются произведения искусства – фрески, статуэтки, каменные барельефы, монументы и сцены на керамике помогают нам узнать об этом немаловажном элементе игры. И опять-таки можно с уверенностью сказать, что не существовало никаких единых стандартов в экипировке спортсменов – в некоторых регионах могли играть в одной лишь набедренной повязке с минимальным количеством защитных щитков, тогда как снаряжение майя порой не уступало современной форме игрока в американский футбол.

Экипировка игроков в мяч.

Экипировка игроков в мяч.

В набедренных повязках запечатлены самые древние игроки в мяч, как, например, на статуэтках из Тлатилько, Тлапакойи или ольмекских городищ. Повязка делалась из шкуры или материи и защищала ягодицы и бедра. Более поздние спортсмены во многих культурах предпочитали использовать дополнительные защитные элементы, прежде всего носимый на животе толстый пояс, который, вероятно, был на деревянной основе или сплетался из ивовых прутьев, а затем покрывался кожей или тканью. До нас дошли лишь каменные пояса, названные по ошибке «хомутами» (первым археологам они их очень напомнили), которые вряд ли использовались в игре (их вес достигал 30 килограмм), но могли быть задействованы в связанном с игрой ритуале или же являлись трофеем победителя.[v]

Лягушачий «Хомут». Этот выполненный из зеленого камня хомут скорее всего являлся церемониальной репрезентацией более легкого настоящего защитного щитка, который носили месоамериканские игроки в мяч. Здесь изображено земное чудовище, обитающее у входа в подземный мир. По бокам художник изобразил человеческие головы в шлемах, а на концах U-образного хомута изображены человеческие лица. VII-XI века, Мексика, Веракрус. Зеленый камень, 40 см. Метрополитэн-музей.

Лягушачий «Хомут». Этот выполненный из зеленого камня хомут скорее всего являлся церемониальной репрезентацией более легкого настоящего защитного щитка, который носили месоамериканские игроки в мяч. Здесь изображено земное чудовище, обитающее у входа в подземный мир. По бокам художник изобразил человеческие головы в шлемах, а на концах U-образного хомута изображены человеческие лица. VII-XI века, Мексика, Веракрус. Зеленый камень, 40 см. Метрополитен-музей.

Функция каменных «хомутов» все еще остается предметом споров. Существует версия, что их могли использовать в качестве лекала для кожаных поясов, которые носили для защиты от ударов или для отбивания мяча. Мокрую, мягкую кожу натягивали на такой «хомут», придавая характерную форму щитку, а затем, когда изделие высыхало, его заполняли мягкой набивкой (для этого могли использовать хлопок или капок дерева сейбы). Также поясу могли придавать большое символическое значение – например, если изображалась лягушка, то это был символ земли.[vi]

Птичья Пальма. Этот предмет, названный пальмой из-за своей схожести с листом дерева пальмы, служил в качестве защитного щитка игрока в мяч. До нас дошли лишь каменные пальма, однако, вероятнее всего их изготовляли из более легких материалов. VII-X века, Мексика, Веракрус. Камень, 46,6 см. Метрополитэн-музей.

Птичья Пальма. Этот предмет, названный пальмой из-за своей схожести с листом дерева пальмы, служил в качестве защитного щитка игрока в мяч. До нас дошли лишь каменные пальма, однако, вероятнее всего их изготовляли из более легких материалов. VII-X века, Мексика, Веракрус. Камень, 46,6 см. Метрополитен-музей.

Судя по статуэткам, рисункам и барельефам «хомуты» поддерживались различными приспособлениями, в том числе так называемыми «ача» («топорами») и «пальма». «Пальма» вставлялись в пояса вертикально и, вероятно, служили для защиты, однако у специалистов до сих пор нет уверенности в этом (некоторые считают, что они, наоборот, только мешали игроку, преграждая ему обзор).[vii] Предназначение «ача», предположительно вставлявшихся все в тот же «хомут», также остается неопределенным. Некоторые из них могли служить элементами архитектурного декора на стадионах или даже маркерами для игры в мяч. Обычно «ача» выполнялись в виде человеческих голов, но встречаются также изображения черепов и голов животных: ягуаров, птиц, летучих мышей, оленей и обезьян. «Хомуты», «ача», и «пальма» часто находят в Веракрусе, хотя область их распространения вовсе не ограничивается территорией этого штата.[viii]

Ача. Эти предметы, вероятно, связаны с игрой в мяч. Большинство из них находят в Веракрусе, на побережье Мексиканского залива. В основном они были выполнены в виде человеческих голов. Также встречаются изображения черепов и звериных голов: ягуаров, птиц, летучих мышей, оленей и обезьян. IV-XIII века, Мексика, Веракрус. Британский музей.

Ача. Эти предметы, вероятно, связаны с игрой в мяч. Большинство из них находят в Веракрусе, на побережье Мексиканского залива. В основном они были выполнены в виде человеческих голов. Также встречаются изображения черепов и звериных голов: ягуаров, птиц, летучих мышей, оленей и обезьян. IV-XIII века, Мексика, Веракрус. Британский музей.

Для дополнительной защиты спортсменами использовались наколенники, щитки на предплечье и обмотки на руке. В иконографии у игроков отмечены также некие подвязки, которые носили ниже колен или у лодыжки – их функция неизвестна. Носили и шлемы. Игроки майя иногда изображались носящими пышные и изысканные головные уборы, которые вряд ли использовалось во время игры, разве что в ходе связанных с ней ритуалов. Обувь носили редко, обычно играли босиком.

Монумент с изображением защитного шлема со звериными клыками. Монте-Альбан (Фото: Robert Haskett, 2005 г. ).

Монумент с изображением защитного шлема со звериными клыками. Монте-Альбан (Фото: Robert Haskett, 2005 г. ).



[i] Taladoire E. The mother of all ballgames... URL: http://www.mexicolore.co.uk/maya/ballgame/mother-of-all-ballgames

[ii] Stone A., Zender M. Reading Maya Art: A Hieroglyphic Guide to Ancient Maya Painting and Sculpture. – London - New York: Thames and Hudson, 2011. – P. 164-165. Уместно вспомнить, что в Пополь-Вух владыки подземного мира повелевают принести в жертву мать героев-близнецов, но девушка была отпущена на волю, а ее отцу вместо сердца дочери вручили в жертвенной чаше комок из загустевшего сока дерева.

[iii] Durán, D. Book of the Gods and Rites and the Ancient Calendar // Translated into English and Edited by F. Horcasitas and D. Heyden. – Norman: University of Oklahoma Press, 1974. – P.  315-316.

[iv] Токовинин А. Игра в мяч у народов Месоамерики.

[v] Miller M. The Ballgame… P. 26.

[vi] Ceremonial ballgame belt. URL: http://www.britishmuseum.org/explore/highlights/highlight_objects/aoa/s/ceremonial_ballgame_belt.aspx

[vii] Miller M. The Ballgame… P. 26.

[viii] Miller M. The Ballgame… P. 26-27.