Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

Правление Сак-Муваахна

Стюфляев Максим ::: История царств майя

К сожалению, в случае с историей Ик’а’ четкие даты по Долгому счету, которые представлены на стеле 1 из Мотуль-де-Сан-Хосе, остаются, скорее, исключением, а не правилом. Время пребывания у власти многих местных царей можно определить лишь гипотетически. Например, на двух расписных вазах неизвестного происхождения (одна из них ныне хранится в Музее искусств Далласа, а вторая в коллекции Думбартон-Окс) фигурирует «Священный Владыка Ик’а’» Сак-Муваахн, которого А. Токовинин и М. Зендер в своей реконструкции династического списка ставят после …-К’инича и перед Йехте’-К’иничем I (в таком случае он царствовал между 680 и 701 годами), а Д. Ринтс-Бадет и другие авторы считают правителем из первой половины VIII века.[i] Сами вазы заслуживают подробного рассмотрения. На вазе из Далласа (номер K2803 в базе Д. Керра) представлена сцена игры в мяч между командами Сак-Муваахна и «Священного Владыки Хишвица» …-Ти’-К’авииля, владельца сосуда.[ii] В древней Мезоамерике игра в мяч была не просто спортивным состязанием, но важнейшим ритуальным действом, а также средством для налаживания и закрепления политических контактов. Цари майя часто включали эпитет «игрок в мяч» в свои титулы, следовательно, участие в священной игре было одним способов легитимации их власти. Игрой могли отметить военную победу, кроме того, в иероглифических надписях зафиксированы случаи, когда такими соревнованиями вассалы подтверждали свою лояльность к правителю-сюзерену. Например, цари из Сакникте (Ла-Корона) часто играли в мяч со «Священными Канульскими Владыками». Таким образом, сцена на вазе K2803 явно свидетельствует о существовании неких политических связей между царствами Ик’а’ и Хишвиц, хотя подробности нам неясны. Царство Хишвиц упоминается в текстах из Йашчилана и Пьедрас-Неграса, однако эпиграфистам долго не удавалось отождествить его столицу с каким-либо известным городищем. Лишь в 2001 году Д. Стюарт опознал «эмблемный иероглиф» Хишвица в иероглифических текстах, найденных в Ла-Хойанке, а также в городище Сапоте-Бобаль. Еще раньше он был выявлен в Эль-Пахарале. Таким образом, к Хишвицу имели отношение сразу несколько центров в Петене, это царство занимало территорию как раз между Ик’а’ и Намааном. Возможно, изначально его столица находилась в Эль-Пахарале, а позднее ее перенесли в Сапоте-Бобаль.[iii] В настоящее время об истории Хишвица еще известно мало, но работа в этом направлении продолжается.

Ваза из Музея искусств Далласа (номер K2803 в базе Д. Керра). На этом сосуде показана игра в мяч между командами «Священного Владыки Хишвица» …-Ти’-К’авииля и «Священного Владыки Ик’а’» Сак-Муваахна.

Ваза из Музея искусств Далласа (номер K2803 в базе Д. Керра). На этом сосуде показана игра в мяч между командами «Священного Владыки Хишвица» …-Ти’-К’авииля и «Священного Владыки Ик’а’» Сак-Муваахна.

На полихромном сосуде из Думбартон-Окс (K2784) изображен царский двор. Правитель восседает на троне в своем дворце и окружен подданными. Но где он царствовал? В поясняющей сцену надписи присутствует «эмблемный иероглиф», однако исследователи не пришли еще к единому мнению в вопросе его идентификации. Традиционно считалось, что в данном случае мы имеем дело с одним из вариантов титула «Священный Владыка Намаана», но С. Хаустон недавно отметил сходство знака с «эмблемным иероглифом», встречающимся на монументах из расположенного неподалеку от озера Петен-Ица городища Ицимте.[iv] На этом загадки не заканчиваются. Дело в том, что хозяином сосуда из Думбартон-Окс назван не изображенный на нем правитель, а совсем другой персонаж, некий К’ебих-Ти’-Чан, «мудрец, игрок в мяч, сын Сак-Муваахна, Священного Владыки Ик’а’, первого калоомте’, главного на земле». Итак, прекрасная чаша принадлежала сыну уже известного нам владыки Ик’а’. Скорее всего, К’ебих-Ти’-Чан был одним из младших отпрысков Сак-Муваахна и не унаследовал престол, поэтому в тексте назван просто «мудрецом». Стоит обратить внимание на то, что сам Сак-Муваахн носит высший в политической иерархии майя классического периода титул калоомте’, который впоследствии переняли и его преемники на троне Ик’а’. Уточнение «первый калоомте’» дало основания С. Хаустону предположить, что Сак-Муваахн пришел к власти в результате династического кризиса, нарушения обычного порядка престолонаследования.[v] Почему на сосуде, изготовленном для сына владыки Ик’а’, в качестве главного героя изобразили правителя Ицимте (или Намаана)? Можно предложить несколько вероятных объяснений, но в дальнейшем мы убедимся, что это не единственный пример такого противоречия в корпусе керамики из царства Ик’а’. Скорее всего, вазу изначально создавали с целью наладить дипломатические связи через дарение престижной керамики, или же на сосуде запечатлен важный эпизод из жизни К’ебих-Ти’-Чана, который произошел при дворе чужеземного владыки.

Ваза из коллекции Думбартон-Окс (K2784). На ней изображен двор владыки Ицимте (или, возможно, Намаана), но сам сосуд принадлежал К’ебих-Ти’-Чану, сыну Сак-Муваахна, «Священного Владыки Ик’а’».

Ваза из коллекции Думбартон-Окс (K2784). На ней изображен двор владыки Ицимте (или, возможно, Намаана), но сам сосуд принадлежал К’ебих-Ти’-Чану, сыну Сак-Муваахна, «Священного Владыки Ик’а’».

При сравнении сосудов из Далласа и Думбартон-Окс можно заметить, что они связаны с разными этапами в жизни Сак-Муваахна. На первой вазе Сак-Муваахн назван «юношей», видимо, ее создавали в начале правления. К моменту же расписывания сосуда из Думбартон-Окс это был уже зрелый владыка, имевший взрослого сына. Надписи свидетельствуют о стремлении Сак-Муваахна поддерживать тесные и, похоже, мирные отношения с соседями.


[i] Tokovinine A., Zender M. Lords of Windy Water… P. 40; Reents-Budet D., Guenter S., Bishop R., Blackman J. Identity and Interaction… P. 83-84.

[ii] Подробный анализ изображения на вазе смотрите: Just B. Dancing into Dreams… P. 70-73. «Владыка Хишвица» …-Ти’-К’авииль упомянут также на иероглифической лестнице 3 из Йашчилана под 732 годом. Д. Ринтс-Бадет и ее соавторы полагают, что в обоих случаях речь идет об одном и том же персонаже, следовательно, Сак-Муваахн как его современник должен был править в первой половине VIII века. Смотрите: Reents-Budet D., Guenter S., Bishop R., Blackman J. Identity and Interaction… P. 83-84.

[iii] Сафронов А. В. Государства майя Западного региона в классический период: дис. … кандидата ист. наук: 07.00.03. – М., 2006. – С. 188-189.

[iv] Houston S. Painted Vessel // Ancient Maya Art at Dumbarton Oaks / Ed. by J. Pillsbury, M. Doutriaux, R. Ishihara-Brito, and A. Tokovinine. – Washington D.C.: Dumbarton Oaks, 2012. – P. 321; Tokovinine A., Zender M. Lords of Windy Water… Note 11.

[v] Houston S. Painted Vessel… P. 320.