Предисловие
Первая версия настоящего очерка была написана в 2010 году, тогда он имел более лаконичное название «Южный Мутуль (Дос-Пилас)»[i] и основывался, прежде всего, на соответствующей главе из авторитетной научно-популярной книги С. Мартина и Н. Грюбе.[ii] Приступая к обновлению и дополнению старого материала, я подумал, что целесообразно на сей раз не ограничиваться рамками одного только Дос-Пиласа, но попытаться, насколько это возможно, показать историю большой области, царства которой были связаны тесными взаимоотношениями друг с другом. Решение существенно раздвинуть географические пределы очерка диктовалось несколькими соображениями. Во-первых, прослеживаемая по иероглифическим надписям политическая история региона начинается вовсе не с прибытия в Дос-Пилас кукульского царевича Бахлах-Чан-К’авииля. Еще за несколько столетий до его рождения доминирующее положение в Петешбатуне принадлежало династии, удерживавшей власть над расположенными по соседству друг от друга городищами Тамариндито и Арройо-де-Пьедра. Оставляя эти начальные страницы истории региона вне поля нашего внимания, мы не сможем понять логику последующих событий, в том числе причины разорения Дос-Пиласа в середине VIII века. Во-вторых, отказ от сосредоточения на описании истории отдельной династии позволил мне уделить в данном очерке гораздо больше внимания таким важным царствам, как Сейбаль, Мачакила и Йахк’инахк (Канкуэн). Все они довольно долго оставались в тени Южного Кукуля, но на рубеже VIII-IX веков извлекли выгоду из его упадка и распада, и активно вышли на политическую сцену. Таким образом, расширение географических рамок, несомненно, сделает очерк более полным, подробным и, надеюсь, интересным для читателя.
Карта городищ региона. Составитель Б. Джаст
В последующих главах речь пойдет о самых влиятельных и известных царствах долины реки Пасьон. Эта река протекает в южной части современного департамента Петен (Гватемала). Она формируется рядом идущих в северном направлении притоков, которые берут свое начало в области Альта-Верапас, и затем течет на запад, где сливается с другой крупной рекой Салинас. При их слиянии образуется Усумасинта, которая, в свою очередь, впадает в Мексиканский залив. Вместе с главными притоками, такими как Сан-Хуан, Мачакила и Канкуэн, река Пасьон охватывает площадь в более чем 5 000 км2. В классический период она являлась одной из крупнейших торговых и транспортных артерий мира майя. Неудивительно поэтому, что регион, с одной стороны, стал привлекательным местом для жизни, а с другой превратился в арену ожесточенной политической борьбы и кровопролитных войн. В долине Пасьон находятся руины десятков городищ, в том числе важных центров цивилизации майя классического периода. В археологическом отношении для данного региона характерна значительная степень однородности, проявляющаяся в сходстве керамики, наличии общих традиций в архитектуре, обилии монументальных скульптур с иероглифическими текстами.[iii]
Река Пасьон. Фото CONRED (Гватемала)
В пределах этого обширного региона особо выделяют небольшую область Петешбатун, обозначаемую так по названию озера, образованного одноименным притоком реки Пасьон. На территории Петешбатуна расположены руины городищ Дос-Пилас, Агуатека, Тамариндито, Арройо-де-Пьедра, Пунта-де-Чимино, а также ряда меньших центров. В VII-VIII веках здесь доминировали правители Южного Кукуля, которые также подчинили своей власти расположенный к востоку от Петешбатуна Сейбаль и заключили брачный союз с южным царством Йахк’инахк. Таким образом, исторические судьбы царств Петешбатуна и долины реки Пасьон неразрывно связаны между собой, что лишний раз подтверждает обоснованность рассмотрения их в широком региональном контексте.[iv]
Озеро Петешбатун
Археологические исследования в долине реки Пасьон были начаты еще в XIX веке. В 1895 году знаменитый археолог Т. Малер посетил городище Сейбаль и провел там три дня. Он сделал фотографии руин, а также необычных сейбальских стел. Помимо Сейбаля Малер побывал в Алтар-де-Сакрифисьосе – городище, расположенном в нижнем течении реки Пасьон на запад от Петешбатуна. Он вернулся в регион почти десять лет спустя, в 1904 году, уже в составе официальной экспедиции Музея Пибоди Гарвардского университета (США). На этот раз археологи более тщательно изучили Алтар-де-Сакрифисьос, составив карты руин и описание монументов, тогда же городищу за найденный там большой алтарь дали его современное название. Годом позже Малер снова посетил и Сейбаль, исправил карты, а также сделал более подробные фотографии и описания монументов. Работу Малера в 1914-1915 годах продолжил С. Морли, который дешифровал календарные даты на монументах из региона. Экспедиция Института Карнеги (Вашингтон, США) в 1937 году исследовала Алтар-де-Сакрифисьос, обнаружила семь новых монументов и нанесла на карту дополнительные сооружения. Наконец, в 1944 году в этом городище еще раз побывал С. Морли, который нашел и документировал несколько монументов. Новый этап в археологическом изучении региона начался в 1958 году, когда стартовал масштабный проект Музея Пибоди Гарвардского университета, возглавляемый известным ученым Г. Уилли. С 1958 по 1963 годы активные исследования велись в Алтар-де-Сакрифисьосе, а в 1964-1968 годах работу продолжили в Сейбале. Одна из главных задач проекта заключалась в том, чтобы раскрыть причины коллапса цивилизации майя классического периода. Именно на основании материалов из Алтар-де-Сакрифисьоса и Сейбаля, в частности находок «тонкой оранжевой» и «тонкой серой» керамики, была разработана гипотеза о вторжении значительных групп чужеземцев в города долины реки Пасьон.[v]
Т. Малер
Что касается области Петешбатун, то она оставалась малоизученной вплоть до середины ХХ века. Крупнейшее и самое важное на ее территории городище Дос-Пилас было обнаружено лишь в 1954 году, спустя еще несколько лет миру стало известно о существовании Агуатеки и Тамариндито. На протяжении последующих десятилетий городища Петешбатуна неоднократно посещали исследователи, особого упоминания заслуживают экспедиции Я. Грэхэма в Дос-Пилас и Агуатеку, в ходе которых были составлены карты городищ и сделаны прорисовки многих монументов, а также обнаружены окружавшие Агуатеку защитные стены. Наконец, на 1989-1996 годы приходится работа Петешбатунского регионального археологического проекта – одного из крупнейших в истории археологии майя. Итоги этого проекта обобщаются в рамках многотомной серии монографий, издание которой к настоящему времени еще не завершено.[vi]
Г. Уилли
К югу от Петешбатуна в верхнем течении реки Пасьон находятся сравнительно небольшие, но занимавшие стратегически важную позицию на пересечении торговых путей и сыгравшие заметную роль в истории региона городища Мачакила и Канкуэн. Расположенная в труднодоступной и малоисследованной местности, Мачакила была случайно открыта геологом-нефтяником в 1957 году. В 1961 и 1962 годах руины посещал Я. Грэхэм, который впоследствии опубликовал детальное описание городища с качественными прорисовками найденных к тому времени монументов. Уже в начале 2000-х годов в Мачакиле проводились раскопки в рамках проекта по составлению Археологического атласа Гватемалы. В отличие от Мачакилы, Канкуэн стал известен исследователям еще в начале ХХ века, слава первооткрывателя городища принадлежит Т. Малеру. Несмотря на это, долгое время он считался малозначимым центром и не привлекал пристального внимания. Положение изменилось лишь после того, как в 1967 году работавшая тогда в Сейбале команда археологов из Гарвардского университета более тщательно исследовала Канкуэн и помимо прочего обратила внимание на хорошую сохранность царского дворца, а также обнаружила иероглифическую лестницу. В 1999 году стартовал и продолжает свою работу по сей день Канкуэнский археологический проект Университета Вандербильта, возникший как логичное продолжение и расширение Петешбатунского регионального археологического проекта. За прошедшие полтора десятилетия проделана колоссальная работа, в том числе, что имеет особое значение для настоящего очерка, удалось найти новые надписи и уточнить обстоятельства падения царской династии Йахк’инахка.
Я. Грэхэм
С точки зрения реконструкции политической истории наиболее важным является изучение иероглифических текстов, в первую очередь монументальных царских надписей. Следует отметить, что, к огромному сожалению, городища в долине реки Пасьон стали объектом нещадного и варварского разграбления. Последствия деятельности мародеров ужасают. Так, к настоящему времени утрачены большие части трех иероглифических лестниц из Тамариндито. Иероглифическая лестница 4 из Дос-Пиласа также была уничтожена вандалами. Этот печальный перечень потерь можно продолжить, разграблению подвергались и подвергаются все значительные городища в регионе.[vii] Радует лишь то, что, благодаря кропотливой работе нескольких поколений исследователей, многие монументы удалось сохранить в виде фотографий и прорисовок еще до того, как к ним добрались грабители. Завершая данное предисловие, будет уместно назвать главные труды ученых-майянистов, на которых основывается настоящий очерк. Отчет Я. Грэхэма о его экспедициях в городища Петена остается важнейшим источником при работе с надписями из Агуатеки и Мачакилы.[viii] Д. Грэхэм в 1972 году опубликовал работу, в которой на уровне науки того времени проанализировал иероглифические надписи из Алтар-де-Сакрифисьоса.[ix] Список царей Дос-Пиласа с хронологией их правления был составлен П. Мэтьюзом и С. Хаустоном.[x] Позднее С. Хаустон опубликовал монографию, посвященную истории и надписям Дос-Пиласа, которая и сегодня остается образцовой.[xi] В последние годы появились статьи А. Лакадены по династической истории Мачакилы,[xii] а также солидная монография С. Гронемейера об истории и надписях Тамариндито.[xiii] Очень богатый и ценный эпиграфический материал собран в докторских диссертациях Б. Джаста[xiv] и Т. Барриентоса.[xv] Помимо этих базовых исследований при написании очерка использовались также работы Д. Беляева, Э. Бута, С. Гюнтера, Ю. Полюховича, Д. Стюарта, А. Токовинина, М. Зендера, А. Демареста, Ф. Фасена, Э. Эскобедо и других ученых. К сожалению, опираясь на опубликованные материалы, я не имел возможности одинаково полно и подробно осветить историю всех важных царств долины Пасьон. Так, история Алтар-де-Сакрифисьоса дана лишь в самых общих чертах, практически обойден вниманием другой значительный центр – Ицан. В настоящее время исследования в регионе продолжаются, в частности в 2016 году стартовал новый археологический проект в Алтар-де-Сакрифисьосе.[xvi] Не приходится сомневаться, что мы еще не раз вернемся к истории царств Пасьон на страницах сайта «Мир индейцев».
Хочу отдельно поблагодарить всех, кто так или иначе помогал мне при работе над очерком. Прежде всего, я глубоко признателен моему другу и коллеге, известному украинскому майянисту Юрию Полюховичу. Он помог мне собрать необходимые материалы и проконсультировал по спорным вопросам, с согласия Юрия здесь впервые публикуется несколько его идей и чтений. Еще один украинский ученый Виктор Талах также любезно дал свои замечания к тексту очерка. Ведущий российский эпиграфист Дмитрий Беляев передал мне использованные при написании очерка статьи и в рамках общения на форуме «Месоамерика глазами русских первопроходцев» помог разобраться в деталях истории Дос-Пиласа. Его коллега Александр Сафронов позволил мне ссылаться на свою диссертацию, а кроме того, помог определиться с названием для данного очерка. Наконец, хочу поблагодарить пользователя «Хытрий Лисиц» с форума «Месоамерика глазами русских первопроходцев», который помог мне получить доступ к некоторым книгам и диссертациям, а также постоянного читателя сайта «Мир индейцев» Дмитрия Иванова, продуктивное общение с которым в частности подтолкнуло меня обратить пристальное внимание на споры о присутствии чужеземцев в позднем Сейбале.
[i] Д. Беляев предложил для логограммы в «эмблемном иероглифе» владык Тикаля и Дос-Пиласа чтение KUK вместо MUT, поэтому царство со столицей в Дос-Пиласе теперь обозначается как Южный Кукуль.
[ii] Martin S., Grube N. Chronicle of the Maya Kings and Queens: Deciphering the Dynasties of the Ancient Maya. 2nd edition. – London - New York: Thames and Hudson, 2008. – P. 54-67.
[iii] Houston S. Hieroglyphs and History at Dos Pilas: Dynastic Politics of the Classic Maya. – Austin: University of Texas Press, 1993. – P. 10-14.
[iv] Demarest A. The Petexbatun Regional Archaeological Project: A Multidisciplinary Study of the Maya Collapse. – Nashville, TN: Vanderbilt University Press, 2006. – P. 13-15.
[v] Demarest A. The Petexbatun Regional Archaeological Project… P. 28-32.
[vi] Demarest A. The Petexbatun Regional Archaeological Project… P. 33-37.
[vii] Смотрите также: Houston S. Hieroglyphs and History at Dos Pilas… P. 14-15.
[viii] Graham I. Archaeological Explorations in El Peten, Guatemala // Middle American Research Institute, Publ. 33. – New Orleans: Tulane University, 1967. –123 p.
[ix] Graham J. The Hieroglyphic Inscriptions and Monumental Art of Altar de Sacrificios // Papers of the Peabody Museum of Archaeology and Ethnology Harvard University, Vol. 64, No. 2. – Cambridge, Massachusetts: Peabody Museum, 1972. – 123 p.
[x] Houston S., Mathews P. The Dynastic Sequence of Dos Pilas, Guatemala. – San Francisco: Pre-Columbian Art Research Institute, 1985. – 29 p. URL: http://www.precolumbia.org/pari/publications/monographs/01/Monograph1.pdf
[xi] Houston S. Hieroglyphs and History at Dos Pilas: Dynastic Politics of the Classic Maya. – Austin: University of Texas Press, 1993. – 181 p.
[xii] Lacadena A. Historia y ritual dinásticos en Machaquilá (Petén, Guatemala) // Revista Española de Antropología Americana. – 2011. – Vol. 41, No. 1. – P. 205-240. URL: https://revistas.ucm.es/index.php/REAA/article/viewFile/REAA1111120205A/22357
[xiii] Gronemeyer S. Monuments and Inscriptions of Tamarindito, Peten, Guatemala // Acta Mesoamericana, Vol. 25. – Markt Schwaben, Verlag Anton Saurwein, 2013. – 119 p.
[xiv] Just B. The Visual Discourse of Ninth-Century Stelae at Machaquila and Seibal. PhD Dissertation, Department of Anthropology. New Orleans: Tulane University, 2006. – 580 p.
[xv] Barrientos T. The Royal Palace of Cancuen: The Structure of Lowland Maya Architecture and Politics at the end of the Late Classic Period. PhD Dissertation, Faculty of the Graduate School of Vanderbilt University. Nashville, Tennessee: Vanderbilt University, 2014. – 952 p. URL: http://etd.library.vanderbilt.edu/available/etd-05052014-125852/unrestricted/Barrientos.pdf
[xvi] Munson J. Altar de Sacrificios Archaeological Project. URL: http://jessicamunson.org/?page_id=275