Предисловие
Панама — одно из небольших государств Латинской Америки. Она расположена на стыке двух континентов, и ее по праву называют мостом, соединяющим Южную и Северную Америку.
Не обладая значительными природными ресурсами, Панама тем не менее на протяжении длительного времени притягивала внимание сначала западноевропейских государств, а затем — Соединенных Штатов Америки. Их привлекало главное богатство этой страны — ее географическое положение. И США уже с середины XIX века стремились использовать его в своих целях. Создав в начале нынешнего столетия на панамской территории колониальный анклав в виде зоны Панамского канала, США тем самым расчленили страну и деформировали ее политическое развитие.
До 1968 года Панама была известна в мире главным образом своим каналом. Последующее за этим знаменательным годом десятилетие стало переломным в истории страны. Патриотически настроенные офицеры Национальной гвардии отстранили от власти традиционные круги панамской буржуазно-помещичьей олигархии, которые были связаны тысячами нитей с США и проводили в стране антинациональную, проимпериалистиче- скую политику. Военный переворот 1968 года можно смело приравнять к успешной национально-освободительной революции, взявшей на себя ответственность за проведение ряда важных социально-экономических и политических преобразований. Сложную и напряженную борьбу за новую Панаму страна вела под руководством генерала Омара Торрихоса. Он был одним из наиболее ярких представителей прогрессивного крыла латиноамериканских военных, вышедших из народа и сумевших сохранить с ним неразрывные связи. В силу этого Торрихос стал выразителем самого главного национального требования: возвращения Панамского канала его законному владельцу — народу Панамы. Понимая, что в одиночку республика обречена на поражение в любом столкновении с США, Торрихос начал искать друзей и союзников. Совершая одну поездку за другой по странам развивающегося мира, он сумел привлечь на сторону Панамы все латиноамериканские страны, все Движение неприсоединения и, даже больше, весь прогрессивный мир.
Омар Торрихос поддерживал дружественные отношения с Кубой, оказывал всестороннюю помощь никарагуанским патриотам в годы борьбы с диктатурой Сомосы и после ее свержения, играл роль посредника в целях прекращения военных действий в Сальвадоре. Он упорно и успешно защищал честь и достоинство Панамы на труднейших и длительных переговорах с США о Панамском канале. Только такая титаническая работа и дала возможность одержать победу: новый договор о канале предусматривает передачу этого сооружения его законному владельцу — народу Панамы 31 декабря 1999 года. И хотя американцы сумели внести в договор ряд оговорок в свою пользу, тем не менее он стал еще одним шагом в деколонизации Латинской Америки. Выполнение этого соглашения откроет новые горизонты борьбы за полное национальное освобождение панамского народа.
Долгие годы американцы считали себя почти полновластными хозяевами Панамы, и им вовсе не хотелось, чтобы мировое общественное мнение знало о той трагедии, которую переживал панамский народ под игом если не формальной, то фактической оккупации. Старательнее всего США закрывали въезд в Панаму для советских людей. И действительно, до 1968 года, т. е. до прихода к власти военно-патриотического правительства во главе с Омаром Торрихосом, лишь считанное число людей с советским паспортом побывало в Панаме. Да и потом американцы делали все возможное, чтобы не допустить развития панамо-советских отношений.
Автор этой книги — Станислав Сычев был одним из первых постоянно аккредитованных в Панаме корреспондентов ТАСС. Рассказывая в своих корреспонденциях советским читателям о мужестве панамского народа, ведущего борьбу за восстановление суверенных прав на Панамский канал, С. Сычев мало-помалу разрушал ту завесу молчания, которую США постарались возвести вокруг Панамы.
Эта книга — итог четырехлетних наблюдений и размышлений советского журналиста о Панаме и панамцах,
о прошлом страны и ее сегодняшнем дне. На страницах книги говорят реальные панамцы; политические и общественные деятели, профессора, простые рабочие и крестьяне.
Разумеется, книга С. Сычева не претендует на всеобъемлющий, всесторонний показ жизни Панамы, за рамками книги остаются многие вопросы, которые еще ждут своих исследователей. Но нужно сказать, что все-таки большая часть сложных проблем, стоящих перед этой страной, открывается перед читателями впервые. Подобной книги о Панаме, написанной на живом материале, у нас еще не было. Надеюсь, что она сумеет пробудить у читателя постоянный интерес к этой небольшой латиноамериканской стране и ее народу.