Пролог
Зеленые пастбища и выжженная прерия, высушенные солнцем и ветром желтые скалы и глубокие каньоны, высокое голубое небо, бурные реки, мощные водопады.… И на фоне всего этого простора и великолепия фигура статного индейского воина, который стремительно и бесстрашно мчится на быстром коне по бескрайней равнине. Яркий головной убор из перьев, расшитая бисером одежда и мокасины, в руке неизменный томагавк. И этот, разрезающий воздух, громкий гортанный клич: «У-у-у-уууу!». И, конечно же, немногословное, полное достоинства: «Хао, я все сказал». Так мы представляем себе американских индейцев по книгам и фильмам.
Но такие ли они на самом деле? И да, и нет. Как и все мы, они – настоящие, реальные, разные: со своей судьбой, надеждой и горечью.
Так кто же они? Какие они? И как им живется?
Вот выдержки из интервью Рассела Минса, одного из самых известных индейцев-сиу нашего времени, от 18 февраля 2008 http://saint-juste.narod.ru/lakotah.html
«— Что вы можете предъявить США на суде?
По данным США, на время прихода европейцев, на землях 48 штатов проживало 12 миллионов индейцев. К началу XX века чистокровных индейцев осталось 250 тысяч. 70 % индейцев — беженцы в собственной стране, согнаны со своей земли. США провели геноцид, не сравнимый ни с чем: они истребили 99,6 % индейцев.
— Вы могли бы обрисовать в цифрах сегодняшнее состояние индейцев?
Оно бедственное. Мужчины не доживают до 44 лет, женщины — до 47. Безработица — около 73 %. На языке лакота бегло говорят люди не моложе 65 лет, таких единицы. Вот почему я построил в своем ранчо школу, где все предметы только на языке лакота.
Умирает каждый четвертый младенец. Фармацевтические компании отбирают наиболее крепких детей у семей, помещают их в приюты и испытывают на них лекарства. В резервациях крадут детей и продают их на органы, на опыты, в том числе психиатрические. Несколько дел возбуждено против таких похитителей детей. В школах процветают битье и физические наказания.
В резервациях массово болеют туберкулезом, полиомиелитом — болезнями, в США побежденными. Гипертония, диабет — даже эти недуги в резервациях встречаются во много раз чаще, чем в белых районах. Все это вызвано специфической бесплатной кормежкой, которой пичкают поколение за поколением.
Плохие условия жизни, плохая вода, отравленная урановыми месторождениями, плохая еда — это три вещи, которые добивают мой народ. Мы испробовали все средства — восстания, демонстрации, марши, обращения, забастовки. Ничего не меняется. Мы устали умирать. Мы больше не хотим умирать.
Большинство племенных союзов ничего не делают, только сотрудничают с колониальным режимом. Они создают видимость самоуправления резерваций. Но они хуже оккупантов.
Есть у нас и мини-олигархи — карикатура на миллиардеров, сделавшие деньги на бедах своего народа».
*** *** ***
В повести «Рожденные на Рассвете» мне бы хотелось рассказать о них, обычных людях, наших современниках. Об индейцах.
Повесть эта – полудокументальная, в ней переплелись быль и вымысел. Она основана на репортажах и интервью, на воспоминаниях и путевых записках очевидцев, на художественных, фольклорных и исторических произведениях. И на фантазии автора.
Прототипами героев повести стали Рассел Минс и Деннис Бэнкс - руководители и лидеры ДАИ (Движения Американских Индейцев), но имена практически всех действующих лиц вымышлены.
Первая часть повести построена на сообщениях прессы о самой известной «Индейской Революции» ХХ века – о восстании в поселке Вундед-Ни в резервации для индейцев Пайн-Ридж в 1973 году.
Во второй части повести современные события и судьбы разных людей тесно переплетены с удивительной историей легендарного Оцеолы, вождя племени семинолов.
«Рожденные на Рассвете» - это рассказ о мужестве и стойкости, о любви и о надежде. Это - рассказ о Вундед-Ни…
Многие годы о Вундед-Ни (дословно – Раненое Колено) помнили, как о продуваемом всеми ветрами месте на Равнинах. Здесь холодным днем 29 декабря 1890 года 500 американских солдат из 7-го кавалерийского полка, при четырех пушках, под командованием бригадного генерала Форсайта, окружили и расстреляли индейцев племени сиу во главе с вождем Си Танка (Большая Нога). Эти индейцы сложили оружие и под белым флагом шли в резервацию Пайн-Ридж, пытаясь спастись от холодной зимы. Но солдаты устроили настоящее побоище, в котором на месте, с неоправданной жестокостью, было убито свыше трехсот сиу. Большинство погибших составляли женщины, дети и старики. Те, кто выжил на поле битвы и не умер от ран или от переохлаждения, в том же году были загнаны в резервации. Такой кровавой бойней завершились, так называемые, Индейские войны в США, а двадцать кавалеристов получили за этот "подвиг" медаль Славы Конгресса.
Трагическим декабрьским событиям 1890 года в Вундед-Ни посвящен фильм канадского режиссера Ива Симоно «Похороните мое сердце в Вундед-Ни» (2007 г.). Фильм снят по материалам двух последних глав книги Д. Брауна «Похороните мое сердце в Вундед-Ни. История американского Запада, рассказанная индейцами» (1970 г.). Эта книга переведена на русский язык в 1984 году.
Прошло время, и в двадцатом столетии в Вундед-Ни добавилась новая памятная дата – восстание 1973 года, когда Вундед-Ни был освобожденной территорией 71 день.
«…Среди причин этого восстания, агентами ФБР был назван факт демонстрации фильма «Сыновья Большой Медведицы», в котором роль индейского воина племени дакота Токей Ито сыграл известный югославский актёр Гойко Митич. Позже ему неоднократно угрожали. Существует версия, что Дин Рид - друг и коллега Митича по съёмочной площадке, был убит, поскольку не только сам снялся вместе с Гойко в фильме «Братья по крови», но и намеревался снять ещё один фильм - как раз о восстании в Вундед-Ни!» http://forum.dean-reed.ru/viewtopic.php?t=193
В середине 90-х годов прошлого века в США всё же сняли фильм о событиях 1973 года в Вундед-Ни - "Женщина из племени лакота".
Восстание в Вундед-Ни - самая известная акция Движения Американских Индейцев (ДАИ= AIM). Оно длилось с 27 февраля по 8 мая 1973 года. В восстании участвовало около 300 индейцев. Их руководителями были лидеры ДАИ Рассел Минс (Уонби Охитика — на языке лакота: Храбрый Орел (1939—2012) и Деннис Бэнкс (Нова Камиг — на языке оджибве: В центре Вселенной) (р. 1937) .
Героическое вооруженное восстание в Вундед-Ни в 1973 году было и остается мощным символом надежды и борьбы. 71 день свободы и жертвенности не забудутся никогда.
Так появилась повесть «Рожденные на Рассвете». Как напоминание всем нам о Любви, Отваге и Надежде, о Восходящем Солнце.