Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

Развитие древних культур

каталог ::: Выставка «Тысяча лет золота инков. Из собрания Музея золота Перу в Лиме» ::: Клаус Даймель, Клаудия Шмиц

История Перу начинается с момента заселения обоих американских конти­нентов во время ледникового периода. Тогда между Восточной Сибирью и Аляской на месте современного Берин­гова пролива существовал перешеек шириной около 1000 км. Вероятно, за­селение происходило несколькими вол­нами и очень разными по культуре и языку группами, о чем свидетельству­ет использование различных техноло­гий камнеобработки. Самая первая волна заселения датируется 40 тыся­челетием до н.э. Тогда на территорию Америки вслед за промысловыми жи­вотными перешли охотники и собира­тели. Из-за таяния ледников перешеек между Азией и Америкой периодичес­ки уходил под воду, а в конце ледни­кового периода (около 9 тысячелетия до н.э.) исчез окончательно. С этого момента началось самобытное разви­тие американских культур. Теории о влиянии на них европейских или азиат­ских культур до сих пор достоверно не доказаны.

На территории Перу обнаружены сле­ды поселений, относящиеся примерно к 10 тысячелетию до н. э. Жившие здесь группы населения занимались охотой на мамонтов и предшественников ло­шадей, а также гигантских ленивцев, гуанако и викуний - предшественников одомашненных позднее лам и альпака. С вымиранием фауны ледникового пе­риода (около 8 тысяч лет до н.э.) основ­ной добычей стали гуанако и викуньи. Постепенно образ жизни людей пре­терпевал изменения. Известно, что уже в VII веке до н.э. население высокого­рья вело оседлый образ жизни, в основном охотясь на викуний.

В это же время в горах начали выра­щивать бобы и перец чили. Население побережья занималось рыболовством. Первыми окультуренными растениями в этом регионе (около 4 тысячелетия до н.э.) стали хлопок и тыква, приме­няемые для изготовления рыболовных сетей и поплавков.

ФОРМАТИВНЫЙ ПЕРИОД

Период примерно с 3500 до 1500 года до н.э. называется формативным.

В это время люди научились культи­вировать кукурузу и картофель, а так­же одомашнили ламу, альпаку и мор­ских свинок. Именно эти растения и животные стали основой хозяйства андских культур.

Кроме того, в этот период сформи­ровались социальные, политические и религиозные институты, на которых будет основываться все последующее развитие региона. На побережье воз­никло орошаемое земледелие, сфор­мировались первые поселения город­ского типа.

В обществе господствовала четкая социальная иерархия, возникали пер­вые религиозные центры, возможно, вы­полнявшие также политические функ­ции.

РАННИЙ ГОРИЗОНТ

С Раннего горизонта началось разви­тие культур, населявших территорию Перу. Всего выделяют три фазы, в каждой из которых в памятниках раз­ных культур прослеживаются черты общего стиля. Эти фазы называются Ранним, Средним и Поздним горизон­тами. Эпохи между ними характери­зовались процессами, приводившими к утрате единства и формированию большого числа локальных региональ­ных стилей. Эти эпохи называются Ранним и Поздним промежуточными периодами. В целом же преемствен­ность прослеживается на протяжении всей истории существования андских цивилизаций вплоть до империи инков.

Для определения памятников бес­письменных культур Перу важное зна­чение имеет единство стилей, господ­ствовавших в тот или иной период. Оно свидетельствует о том, что на всей территории Анд с раннего времени были распространены схожие религи­озные представления, находившие вы­ражение, прежде всего, в изобрази­тельном искусстве.

Одной из наиболее ярких культур пе­риода Раннего горизонта была Чавинская культура, расцвет которой при­шелся на 900-200 годы до н. э. Столицей и религиозным центром с храмовым комплексом был Чавин-де-Уантар, на­ходящийся в северной части централь­ных Анд. Комплекс сложной конфигу­рации строился в несколько этапов. Старый храм представлял собой пира­миду с плоской верхней частью, внутри которого было устроено множество за­путанных коридоров. Между храмами находился двор в форме незамкнутого каре с заглубленной круглой площадью в центре. Внутри оба храма были укра­шены многочисленными каменными скульптурами и рельефами с изобра­жениями божеств и священных живот­ных-ягуаров, кайманов, хищных птиц, змей. Различные изоморфные элемен­ты комбинировались друг с другом и с образами человека. Элементы убран­ства Чавин-де-Уантара вошли в основ­ной набор художественных средств, использовавшихся в последующих куль­турах.

Самой старой каменной статуей Чавинской культуры является так назы­ваемый монолит Ланзон, находящийся в подземном крестообразном помеще­нии Старого храма. Статуя представ­ляет собой изображение человекопо­добного существа с оскаленной пастью, клыками, когтями хищной кошки и во­лосами в виде змей. Особый интерес представляют скульптуры, изобража­ющие каймана (обелиск Телло) и ягуа­ров. Эти священные животные обита­ли только на восточном склоне Анд или в амазонской низменности. Их изобра­жение на чавинских памятниках свиде­тельствует, что важнейшие культур­ные импульсы поступали именно из этих регионов. На стеле Раймонди изо­бражено древнее божество с несколь­кими головами, расположенными одна над другой, держащее в каждой руке по жезлу и называемое по этой причи­не богом с жезлами. Этот мотив встре­чается также в период Среднего гори­зонта (в частности на Вратах Солнца Тиауанако) и сохраняет свое значение до эпохи инков.

В керамике Чавинской культуры впервые встречаются сосуды, горлыш­ко которых выполнено в форме стре­мени, что позднее станет традицион­ным для различных культур северного побережья Перу. Обычно керамичес­кие изделия были одноцветными и темными, с глубоким резным орнамен­том, элементы которого переходили один в другой и часто имели несколько планов. Переплетающиеся мотивы, по­явление на некоторых рельефах изо­бражений кактусов позволяют предпо­ложить, что в религиозных культах использовались галлюциногенные ве­щества.

Причины распространения чавинского стиля неизвестны. Возможно, религиозные представления этой куль­туры попали на соседние территории благодаря торговым отношениям, что, однако, не повлекло за собой измене­ний в социальной и политической сфе­рах. Заимствованию изобразительных мотивов могло способствовать рас­пространение изделий из керамики, ме­талла, камня, а также тканей. Наибо­лее сильным влияние чавинского стиля было на севере Перу и территории со­временного Эквадора. На северном по­бережье Перу памятники, схожие по стилю с произведениями Чавинской культуры, связывают с другой культу­рой - Куписнике.

Чавинская культура также оказала влияние на культуру Паракас, захоро­нения которой были найдены на одно­именном полуострове в южной части центрального побережья Перу. На об­наруженных здесь текстильных изде­лиях часто встречается мотив бога с жезлами. Керамика культуры Паракас, еще называемая Окукахе, тоже деко­рирована глубоким резным орнамен­том, повторяющим чавинские мотивы. Глубокий резной орнамент выступал в качестве ограничителя зон окраски из­делия смоляными красками различных тонов, наносившимися после обжига.

РАННИЙ ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ПЕРИОД

Примерно с 200 года до н.э. влияние Чавинской культуры постепенно зату­хало, что обозначило переход к Ранне­му промежуточному периоду. На се­верном побережье Перу появлялись новые культуры - Викус, Салинар, Виру, Гальинасо, - в памятниках которых еще отчетливо прослеживаются чавинские мотивы. В этих культурах ста­ли применять окрашивание керамики различными способами, в частности, белой краской по красному фону, а так­же различные виды декора.

В керамике северного побережья продолжала развиваться традиция пластического оформления, что ярче всего видно на примере памятников культуры Моче. Она получила свое на­звание по имени речной долины, обра­зующей вместе с долинами Виру и Чикама ее ядро. В период своего расцвета культура Моче занимала территорию протяженностью около 250 км вдоль берега - от долины Лече на севере до долины Непенья на юге. В этот период численность населения сильно увеличи­лась, и в долинах рек возникла единая политическая система. Основу управ­ления этим регионом составляло раз­витие жизненно важных оросительных систем и контроль за ними. Религиоз­ные представления и политическая власть были тесно связаны между со­бой.

В долине Моче были обнаружены две ступенчатые пирамиды - Солнца и Луны. Пирамида Солнца до сих пор имеет высоту около 40 метров; она была построена примерно из 50 мил­лионов сырцовых кирпичей. На кирпи­чах были найдены различные клейма. Это дало повод считать, что изготов­ление кирпичей и строительство из них пирамид было ритуальной данью бо­жествам. Для возведения столь мас­штабных архитектурных сооружений был необходим высокий уровень орга­низации, что свидетельствует о четкой социальной иерархии общества.

Долгое время считалось, что по­стройки такого рода служили исключи­тельно для отправления ритуалов. В 1988 году, когда в долине Ламбайеке была найдена нетронутая гробница правителя Сипана, стало очевидным, что такие постройки были связаны с погребальным культом, так как исполь­зовались также для захоронений.

Археологические находки керамичес­ких изделий культуры Моче подтверж­дают, что религиозные традиции и си­стема управления в этой культуре были неразрывно связаны.

Двухцветные керамические изделия отличались высоким качеством, богат­ством элементов росписи и декоратив­ным оформлением. Часто на них изо­бражались сцены военных действий и связанные с ними жертвоприношения. Недавно проведенные археологичес­кие раскопки в пирамиде Луны под­твердили существование в культуре Моче обрядов человеческих жертво­приношений. Но до сих пор остается не известным, как часто и в связи с чем они проводились. С уверенностью мож­но сказать, что они были связаны с древ­нейшими культами плодородия.

Упадок культуры Моче в VIII веке н.э., по всей видимости, связан с климати­ческими изменениями.

На южном побережье Перу южнее культуры Моче в Ранний промежуточный период сформировалась культура Наска, которой предшествовала куль­тура Паракас. Культура Наска также получила свое название по долине реки, в которой находился ее очаг. Ке­рамику культуры Наска отличает пла­стичность и многоцветность. Процесс ее развития шел по пути от реалистич­ных изображений к абстрактным. В на­стоящее время его принято делить на девять этапов; последние приходятся уже на период Среднего горизонта.

Сюжетные изображения в культуре Наска встречаются не так часто, пла­стические формы в керамике не игра­ли столь важной роли, как в культурах северного побережья Перу.

Раскопки захоронений свидетель­ствуют о жесткой общественной ие­рархии и развитом культе предков. Как и на северном побережье, здесь прак­тиковалось орошаемое земледелие и рыболовство. Столицей был город Кауачи, где было обнаружено множе­ство захоронений. Архитектура культу­ры Наска изучена мало.

Важнейшим наследием этой культу­ры считаются огромные геоглифы в окрестностях долины Наска - линии, геометрические фигуры (треугольники и трапеции) и фигуры животных и птиц (собака, обезьяна, колибри, кондор, ящерица, паук), хорошо различимые с большой высоты, смысл и назначение которых не удается разгадать по сей день. Линии Наска нанесены путем вы­емки грунта; одни имеют вид борозд, другие - неглубоких траншей. При этом на каменистой почве образуется более светлый рисунок. Похожие фигуры встречаются на керамических издели­ях; считается, что это изображения со­звездий. Уходящие за горизонт линии и стороны геометрических фигур, воз­можно, указывали на точки восхода и захода определенных звезд или со­звездий и выполняли функцию кален­даря. Существует версия, что линии использовались для обозначения уров­ня грунтовых вод.

О других культурах высокогорья и центрального побережья, существо­вавших в Ранний промежуточный пе­риод, известно мало. В северном высо­когорье возникли культуры Рекуай и Кахамарка. Последняя интересна трех­ногими чашами с необычными роспи­сями, редко встречающимися в других культурах Анд. На центральном побе­режье существовали культуры Ниверия и Лима. На керамике лимской куль­туры часто встречаются изображения переплетенных птиц, рыб и змей; по­добные мотивы можно увидеть и на па­мятниках более поздних культур цент­рального побережья, в том числе на текстильных изделиях.

СРЕДНИЙ ГОРИЗОНТ

Примерно в 500 году н.э. начал форми­роваться Средний горизонт; отличаю­щий его стиль базируется на традициях культуры Тиауанако-Уари.

Культура Тиауанако (Тиванако) сфор­мировалась в бассейне озера Титикака; основной деятельностью населения было интенсивное земледелие и разведение лам и альпаки. Культура была названа по одноименному поселению, обнаруженному на территории совре­менной Боливии в 20 км к югу от озера Титикака. Наиболее древние памятни­ки, обнаруженные в этой местности, датируются 500 годом до н.э.

На стиль культуры Тиауанако оказа­ла влияние предшествовавшая ей культура Пукара; также в нем можно найти черты чавинского стиля. Знако­вым памятником культуры Тиауанако являются высеченные из единой ка­менной глыбы Врата Солнца. На верх­нем фризе монолита, высота которого составляет 2,76м, а ширина 3,84м, вы­тесано рельефное изображение бога Виракочи с двумя жезлами в руках. Жезлы заканчиваются головами птиц; в ореоле, окружающем голову, также видны птичьи головы и морды хищных животных. Оформление глаз и щек создают впечатление льющихся слез, поэтому Виракочу часто называют «плачущим богом». Но, скорее всего, таким образом были изображены пе­рья сокола. Культ этого божества из­вестен до эпохи Позднего горизонта. Изображение Виракочи у инков очень близко рельефу на Вратах Солнца.

Следы культуры Тиауанако удалось обнаружить в низменности на востоке Боливии, на южном побережье Перу, северо-востоке Аргентины и севере Чили. Но гораздо более значимое вли­яние она оказала на регион южного высокогорья Перу. Столицей существо­вавшей там культуры был город Уари, расположенный в районе современно­го города Аякучо. Именно отсюда стиль Тиауанако распространился дальше на север Перу и вдоль побережья. О кон­тактах между культурами Уари и Тиау­анако до сегодняшнего дня почти ни­чего не известно. При этом считается, что религиозные представления Тиау­анако, как и чавинской культуры, рас­пространились благодаря мирным контактам, а культура Уари вела воен­ную экспансию, в результате которой на территории Анд возникло первое государство. На территории влияния культуры Уари находились и крупные административные центры (например, Пикильякта неподалеку от Куско). Рас­пространение стиля культур Тиауанако-Уари привнесло серьезные изменения в социальную, политическую и религи­озную сферы жизни, что отразилось в изменении структуры поселений, воз­никновении новых форм архитектуры, расширении инфраструктуры, выработ­ке новых погребальных ритуалов.

ПОЗДНИЙ ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ПЕРИОД

Около 1 тысячелетия н.э. культура Тиауанако-Уари приходит в упадок. В тече­ние Позднего промежуточного перио­да возникли новые культуры. На северном побережье появилось госу­дарство Чиму. По всей видимости, культуре Уари так и не удалось полно­стью вытеснить традиции культуры

Моче, черты которой прослеживаются в памятниках культуры Чиму. В своих отчетах испанские завоеватели упоми­нали культуру Чиму и ее устные преда­ния, сохранявшиеся до XVI-XVII веков. В этой культуре существовала жесткая социальная структура, в которой чело­век не мог изменить своего положения. Главными божествами были Луна и Море, что нашло отражение в декоре различных памятников. На керамичес­ких изделиях, настенных рельефах и тканях культуры Чиму встречается множество изображений рыб и птиц. Большую роль продолжало также играть орошаемое земледелие. Существова­ли сложные проекты по соединению оросительных систем соседних при­брежных долин. Ремесленники имели узкую специализацию и работали на элиту. Государство вело торговлю с другими культурами, например, на тер­ритории Эквадора; в результате приоб­ретались такие ценные товары, как ра­ковины спондилюсов. Культура Чиму была распространена от Тумбеса на крайнем севере Перу до долины Чанкай на центральном побережье. Ее центр находился в долине Моче, где были обнаружены руины столицы Чан-Чан. На сегодняшний день это самые большие известные руины на террито­рии Латинской Америки. Город состоял из десяти крепостей, частично окру­женных стенами высотой до 12 м. В этих же крепостях располагались ре­зиденции правителей,где их хоронили. В Чан-Чан были найдены не только жи­лые комплексы, церемониальные по­мещения и храмы, но и большое коли­чество помещений, предположительно служивших складами. В них хранили сельскохозяйственную продукцию, ко­торая предназначалась ремесленникам, а также для обеспечения строитель­ства важных государственных объек­тов.

Культура Чиму известна, прежде всего, высоким качеством металло­обработки, а керамика, напротив, была менее развита. Изделия преимущест­венно черного цвета изготавливали, как правило, при помощи моделей, что является ранней формой массового производства. После завоевания импе­рии Чиму инками примерно в 1470 году эти традиции сохранились и просущест­вовали до раннего периода колони­зации.

В Поздний промежуточный период на южном побережье Перу в долинах Ика и Чинча возникла культура, кера­мику которой отличает мелкий гео­метрический рисунок, напоминающий текстильные узоры. Однако в указан­ный период шло еще формирование этой культуры. После завоевания этой области инками ситуация изменилась. Возможно, торговля с Эквадором, ра­нее находившаяся в руках Чиму, пере­шла в сферу контроля южного побере­жья. После прихода в упадок культуры Тиауанако-Уари в районе высокогорья прекратилось развитие крупных город­ских поселений. Множество оборони­тельных сооружений и маленьких укреп­ленных деревень, обнаруженных здесь, свидетельствует о частых военных дей­ствиях. Тем не менее в это время про­должали поддерживаться контакты с побережьем и восточным склоном Анд.

ПОЗДНИЙ ГОРИЗОНТ

С началом военной экспансии инков ситуация в высокогорье снова измени­лась; начался новый период, называе­мый Поздним горизонтом. Культура инков формировалась в районе совре­менного города Куско. Инки появились здесь уже в XII веке н.э., но до XV века их влияние не распространялось за пределы региона.

И хотя в отчетах испанских завоева­телей встречается много сведений о государстве инков, наши знания об этой культуре до сих пор остаются не­полными. Достоверно известно лишь о трех последних правителях (Пачакутек, Тупак Юпанки и Уайна Капак), ко­торым и приписывается расширение границ империи. Военная экспансия началась ориентировочно с 1440 года, менее чем за 100 лет до завоевании империи инков испанцами. В период своего расцвета империя охватывала территории нынешнего Эквадора, Перу, Боливии, северо-западную часть Ар­гентины и север Чили. Как и предыду­щие андские культуры, инки имели связи с амазонской низменностью, кото­рую им, однако, не удалось захватить.

В процессе развития своего государ­ства инки обращались к традициям и опыту предшествовавших культур. Са­мой большой их заслугой было объеди­нение различных культур в единое целое и подчинение единой админист­ративной структуре. В ходе экспансии инки часто сталкивались с разными группами населения, находящимися на том же уровне развития, поскольку в Андах в предыдущие эпохи получили распространение схожие религиозные и политические представления. Новый импульс для административных преоб­разований империя получила после за­воевания северного побережья, в осо­бенности государства Чиму.

Однако империя инков не была еди­ной и тоталитарной, какой она пред­стает в некоторых источниках периода колонизации;скорее, в этих докумен­тах нашли отражение идеальные представления инков о своем государ­стве. Административная система управления каждый раз приспосабливалась к ситуации во вновь захваченных обла­стях, отдельные группы населения со­храняли, как правило, свою культурную идентичность. Часто уже существую­щие формы организации подстраива­лись под систему, существовавшую в империи инков. Для большинства насе­ления условия жизни при этом практи­чески не менялись. Таким образом, культурные традиции отдельных групп, сформировавшиеся еще в период Позд­него промежуточного периода, сохра­нились до начала колонизации.

Менее чем за 100 лет инкам удалось выработать собственный художествен­ный стиль, наиболее ярко проявивший­ся в архитектуре, керамических и текс­тильных изделиях. Влияние культур эпохи Среднего горизонта, а также со­временных инкам культур горной мест­ности не настолько явно. В архитек­туре характерными элементами были трапециевидные окна, ниши и двери; в текстиле и керамике преобладали гео­метрические орнаменты, часто состоя­щие из ромбов и расположенные в шахматном порядке.

В керамике появились совершенно новые виды изделий, в частности, ам­форовидные сосуды.

Завоевание империи инков в 1532 году испанцем Франсиско Писарро по­ложило конец развитию уникальных культур, существовавших на террито­рии Перу. Хотя до окончательного установления испанского господства пройдет еще около сорока лет, импе­рия инков стремительно теряла свою мощь. Но даже насильственное вне­дрение христианства и европейской культуры не смогли полностью искоре­нить основы этой древней культуры с многотысячелетней историей.