Религиозно-магические пережитки после испанского завоевания
В 1577 году Королевская Аудиенсия[1] Нового Королевства Гранады во исполнение приказов испанской короны об усилении борьбы против идолопоклонства американских индейцев создала специальную комиссию в составе Диего Идальго де Монтемайора в качестве исполнителя и Гонсало Веласкеса де Порреса в качестве писаря. Комиссии поручалось обследовать территории Бояки (то есть провинции Тунха), где в то время все еще не было покончено с древними верованиями и обычаями местного населения. Комиссия собрала касиков различных селений и разъяснила совершенные ими ошибки, за которые они сами и их подданные заслуживали серьезного наказания.
Висенга Кортес Алонсо, основываясь на документах, хранящихся в Национальном архиве Колумбии, следующим образом резюмирует смысл этих предупреждений:
«Наказанием для тех, кто, будучи однажды крещенным, вновь обратился к церемониям и ритуалам, помимо грехопадения и гнева Всемогущего Бога будет сожжение на костре и конфискация всего имущества. Что же касается некрещеных, то, учитывая, что они, живя среди христиан, своими повериями мешали обращению в подлинную веру других людей, то наказанием для них, если они поклонялись дьяволу, должна быть смертная казнь через повешение. Ни для кого не будет сделано исключение; независимо от социального положения, возраста или пола каждого следует подвергнуть наказанию в соответствии с мерой его преступления. Борьбу за уничтожение языческих ритуалов следовало начинать, лишая всякого сана их шаманов и угрожая сжечь живьем того, кто осмелится заниматься шаманским делом. После чего комиссия должна реквизировать их священные принадлежности и передать их властям, которые, отделив золото и драгоценные камни, должны были их направить на общественные дела (улучшение жизненных условий, оплата труда духовного наставника, строительство церквей). Наконец, к представителям знати и касикам предъявлялось требование, чтобы они отказались от многоженства и имели бы брак с одной женщиной и законными наследниками касика или вождя являлись бы дети этой женщины, а не племянники, как это было раньше в соответствии с системой наследования по материнской линии»[2].
Свои действия, как и следовало ожидать, комиссия сосредоточила в районе Сагамосо, главном религиозном центре страны чибча, где стоял ранее знаменитый храм Солнца, сожженный солдатами Хименеса де Кесады, проникшими в него с факелами в руках, желая как можно скорее овладеть богатствами. Комиссией были обследованы следующие селения: Тока, Монгуа, Монги, Иса, Куитива, Гуайкира, Моникира, Мотавита, Кукаита, Оиката, Немуса, Сотакира, Бонсо, Экуса, Паипа, Дуигама, Серинса, Бусбанса, Тибасоса, Чамеса, Топиа, Песка, Турга, Токабита, Оичока, Сиачокэ, Гуачата, Чивета, Соата, Комеса, Чева, Сокота, Чусмита, Сокара, Сомара, Неакача, Пачекира, Виракача, Сиенага, Кочабита, Икага, Бояка, Сомондоко, Сора, Сута, Сачика. В результате столь интенсивного действия члены комиссии обнаружили многочисленные «святыни» (идолы из золота, из меди, из хлопчатобумажных тканей, из керамики, из дерева, раковины и т. д.), которые были отобраны у местных жителей.
Возвратившись в Санта-Фе[3], комиссия передала в королевскую казну «1.724 песо и 7 томинов [4] высокопробного и низкопробного золота, а также 250 песо в низкокачественных изумрудах»[5].
В документе, использованном Висенгой Кортес Алонсо, приводятся детали работы этой комиссии в Бояке и содержатся многочисленные индейские названия местностей и людей, что явилось в будущем ценным материалом для лингвистических исследований.
В заметках писаря указанной комиссии имеются чрезвычайно интересные перечни предметов, отобранных у индейцев, которые пользовались у них почитанием. Мы считаем, что эти записи очень важны, и поэтому приводим их ниже.
Индейцы селения Амака:
«сантильо из полузолота, изделия из хлопка в форме небольших тыкв».
Индейцы селения Бетеитива:
«Признались, что у них имеется святилище, в котором хранятся четыре раковины и два сантильо из хлопка, которые были сожжены. Исполнителю (руководителю комиссии) были переданы кое-какие изделия, в том числе из золота».
Индейцы селения Бонсо:
«раковины, идолы из дерева и хлопка, а также пять сантильо, из которых два из золота».
Индейцы селения Бояка:
«Передали пять идолов из хлопка и тыквы. Утверждали, что эти вещи принадлежали не им, а «прежним» индейцам. Поскольку они не имели украшений из золота и камней, то писарь заподозрил, что индейцы специально поснимали их и спрятали, завернув в тряпки, потому что очень странно, что в столь людном селении, как Бояка, находящемся к тому же неподалеку от города, так редко свершался бы обряд пожертвований».
Индейцы селения Бусбанса:
«небольшой дротик из золота, два сантильо и пластинка из низкопробного золота, раковины и сантильо из дерева».
Индейцы селения Серинса:
восемь сантильо и три куска металла, «похожего на золото».
Индейцы селения Чамеса:
«много раковин и идолов из дерева, которые были сожжены, и двадцать восемь сантильо».
Индейцы селения Чайне:
два сантильо из низкопробного золота и «четыре фигуры из хлопка, имеющие формы небольших тыкв, из которых пьют айо[6]».
Индейцы селения Чева:
два небольших белых сундучка, «в которых имелись внутренние части и верхушки раковин, сантильо в форме бабочки из темного, как медь, металла, а также два куска из того же металла и тринадцать кирпичиков из низкопробного золота».
Индейцы селений Чипага и Котано:
«один сантильо и три раковины, которые были сожжены, а также четыре золотых сантильо».
Индейцы селения Чикиса:
«шесть сантильо из низкопробного золота, тридцать зеленых камней, напоминающих изумруды, а также несколько небольших тунхо и тыквы из хлопка».
Индейцы селения Чирибита:
«три сантильо из низкопробного золота и немного кованого металла, похожего на золото».
Индейцы селения Чивата:
«сантильо из низкопробного золота, идолы из хлопка, изумрудинки небольшой ценности». «...Идолы из дерева и хлопка были сожжены».
Индейцы селения Чусмита:
«небольшой белый сундочок, в котором находились несколько раковин и двенадцать кирпичиков из очень низкопробного золота».
Индейцы селения Сиенга:
четыре сантильо, «тринадцать камней, таких, как изумруды, и три идола из хлопка».
Индейцы селения Кочабита:
«четыре сантильо из низкопробного золота, десять зеленых камней и четыре предмета из хлопка в форме маленьких тыкв».
Индейцы селения Комбита:
«его касик звался Педро, и под его началом было несколько военачальников. Имелись святилища и боио (хижины), которые были показаны исполнителю и где были сожжены идолы, после того как от них отделили изумруды, служившие украшениями. Сантильо и кирпичики».
Индейцы селения Гомеса:
«два сантильо, несколько небольших оттисков, немного золота, небольшой сундучок с раковинами, металлическая пластинка в форме полумесяца и фигурка крота, кирпичики из золота и небольшой сундучок с крупными и мелкими раковинами».
Индейцы селения Кукаига:
несколько сантильо из низкопробного золота, «два куска того же металла в форме дротиков. Подверглись сожжению восемь тунхо из хлопка, в которых обнаружили двенадцать зеленых камней».
Индейцы селения Куитива:
«десять сантильо и кротов, а также один кирпичик, сделанные, похоже, из золота. Идолы из хлопка, раковины, фигуры попугаев, короны и диадемы из перьев, а также одеяния, в которых они возносили песнопения в своих храмах».
Касик селения Кумачоке:
несколько сантильо из золота, кирпичики из низкопробного золота, а также камни, которые были вставлены в тунхо из хлопка.
Касик селения Куримача:
два сантильо из низкопробного золота, три различных идола.
Касик Хуан селения Дуитама:
«три пластины, которые хотя и казались золотыми, таковыми не являлись, пятнадцать золотых сантильо и отдельных кусочков драгоценного металла».
Индейцы селений Экуса, Тимиса и Сатива:
тунхо, раковины, восемь кусков золота и восемь золотых кирпичиков.
Индейцы округи Фиравитоба:
«от одного индейца-христианина, говорящего по-испански, чей старейшина отсутствовал, исполнитель получил восемь крупных и мелких кусков свинца, серебра и низкопробного золота (8 песо), причем все это было вынесено из боио (хижины), куда этот индеец проводил участников комиссии. На следующий день, 10 июля, участники комиссии лично посетили селение, и касик-христианин, которого звали Фиравитоба, и три его помощника-капитана отправились на поиски священных для индейцев предметов в их деревни и, возвратившись, принесли: сам касик — одинтунхо из дерева и три большие белые раковины, к одной из которых был привязан сетчатый мешочек с ватой; капитан Тобасия — три раковины, завернутые в кусок полотна; капитан Кирия — две раковины, а третий капитан не принес ничего. Тогда в его селение, называвшееся Отуа и расположенное неподалеку в горах, исполнитель послал других людей, и они принесли из его храма один тунхо из дерева, в который было вставлено восемь изумрудов, и одну большую белую раковину, завернутую в кусок полотна».
Индейцы селения Фоака:
четыре сантильо из низкопробного золота, шесть изумрудов и четыре идола из хлопка.
Индейцы округи Гамеса, их касик Неачан:
«три сантильо из золота и два из меди (4 песо 3 томина). Что же касается подчиненных ему, то капитан Купавакен доставил два сантильо из очень плохого золота (6 песо 4 томина), а капитан Сика, чье святилище находилось в боио, три сантильо из низкопробного золота (6 песо 4 томина). Было сожжено большое количество раковин, идолов из дерева и хлопка; зеленые камни, которые их украшали, были вынуты из них».
Индейцы селения Гуача:
большое количество крупных и мелких раковин, несколько сантильо из низкопробного золота.
Индейцы селения Гуачета:
несколько сантильо из низкопробного и высокопробного золота и десять изумрудов.
Индейцы селения Гуакира:
«три фигурки попугаев, несколько раковин, десять сантильо и два кирпичика из золота средней пробы».
Икабуко—
это одно из пяти селений округи Суарес. Его касик Гонсало принес в Тунху в корзине и «во рту одного кота, завернутого в полотно, шестнадцать сантильо и другие поделки, а также слиток в форме щита. Все из высокопробного золота (25 песо 7 томинов)».
Касик селения Исача:
сантильо из низкопробного золота, три тунхо из хлопка и четыре изумруда.
Индейцы селения Игуакэ:
несколько сантильо из золота.
Индейцы селения Иса:
несколько сантильо, кирпичиков и фигурок кротов из золота.
Индейцы селения Монгуа:
у его касика дона Франсиско «был храм, охраняемый старым индейцем по имени Кинруа или Синебе. В храме хранилось восемь больших и малых сантильо, похоже, из чистого золота (22 песо), которые он приказал принести. Месяц спустя его помощник — капитан христианского вероисповедания по имени Андрес — прибыл в Тунху... чтобы передать... одиннадцать сантильо и другие фигуры из чистого золота (23 песо), один тунхо из дерева, четыре крупные раковины и короны из таких же крупных и мелких раковин».
Индейцы селения Монги:
пять сантильо внутри раковины.
Индейцы округи Моникира:
«Идальго был здесь в начале августа. Он собрал индейцев селения Роперо, которые подчинялись одному касику и его трем помощникам- капитанам. У касика по имени дон Педро был боио, из которого извлекли пять сантильо из низкопробного золота и четыре тунхо из хлопка, украшенных зелеными камнями. У его помощника — капитана Франсиско был собственный боио, там в небольшом кувшине хранились два сантильо».
Касик селения Чома:
несколько сантильо из низкопробного золота и изумруды.
Индейцы селения Мотавита:
фигуры и сантильо из золота, изумруды, несколько тунхо из хлопка.
Индейцы селения Неакача:
несколько сантильо из низкопробного золота, идолы из хлопка, изумруды.
Индейцы селения Очанова:
несколько сантильо из низкопробного золота.
Индейцы селения Оиката:
несколько сантильо, идолы из хлопка, изумруды и несколько сантильо из дерева.
Касик селения Пачекира:
один сантильо из низкопробного золота и четыре идола из хлопка.
Касик селения Пагасия:
Четыре сантильо из низкопробного золота и два идола из хлопка, которые держали в руках две тыковки для питья айо.
Индейцы селения Пайпа, или Пайпилья:
несколько сантильо из низкопробного золота, раковины и деревянные идолы.
Касик и капитаны округи Песка:
несколько сантильо из золота, идолы, попугаи и кирпичики из золота.
Капитаны округи Сачика:
несколько сантильо, «разнообразных по форме, из металла, подобного меди, а также изумруды и идолы из хлопка».
Касик селения Самака:
четыре сантильо из низкопробного золота, «спрятанные в котелке и завернутые в вату, а также изумруды и идолы из хлопка».
Касик и капитаны селения Сакенсипа:
несколько сантильо из низкопробного золота и кусочки золота.
Касик селения Сиачока:
кирпичики из низкопробного золота, «несколько колец с пятью изумрудами».
Касик селения Соака:
несколько сантильо из низкопробного золота, кирпичик и «птичка, похоже, из золота... индеец Попанто, принесший часть фигуры орла, также, похоже, сделанной из золота».
Касик и капитаны округи Соата:
несколько сантильо из низкопробного золота, идолы из хлопка, тыковки для питья айо из «той же материи».
Индейцы селения Кокота:
«белый сундук, в котором хранились крупные и мелкие раковины белого цвета, короны из мелких раковин, звенья маленького ожерелья; крупный сантильо и четырнадцать кирпичиков из белого золота».
Касик и капитаны округи Согамосо; один из капитанов — помощников касика дон Франсиско Моникира:
«передал Идальго одного сантильо в образе человека, а также изделие в форме кувшина. Фелипе Табака... передал один кирпичик-слиток, восемь крупных и мелких предметов, завернутых в полотно, и одну диадему... Дон Диего Топангебе... старый ящик и один кувшин, внутри которого, как обычно среди ваты, находились пять крупных и мелких изделий из металла, о котором нельзя было сказать, золото это или серебро; а среди этих изделий — бабочка, орел и белая раковина. Капитан Понтиба (теперь он зовется дон Алонсо) вернулся из своего боио с несколькими сантильо из олова, напоминающего серебро. Сантильо были завернуты в вату и уложены в кувшин, в свою очередь помещенные в старый и раскрашенный мешок. Капитан Кинура также принес свои вещи: золотую зубочистку, вложенную в большую белую раковину, а также маленькую раковину, изготовленную, похоже, из золота. Индеец по имени Тры передал три кусочка низкопробного золота, одну пластинку и одно сантильо, которых не взвешивали. Касик дон Хуан извлек из своего святилища двадцать одно сантильо небольших размеров и одно крупное из чистого золота; кроме того, в сундуке, обвернутом ватой, хранились изделия в виде тыквы, три медальона, двадцать пять сантильо из золота, а также золотой лом».
Индейцы селения Сотакира:
несколько сантильо из золота и медальоны из того же металла.
Индейцы селения Турга:
четыре сантильо, тридцать небольших изумрудов, три идола из хлопка и фигуры попугаев. Один из двух капитанов — старшин селения (оба, как и сам касик,— идолопоклонники) «передал два сан тильо из чистого золота и две фигуры из хлопка с перьями, напоминающие цапель».
Индейцы селения Тутаса:
несколько сантильо и шнурок, кажется, из золота[7].
Приведенные выше данные красноречиво свидетельствуют, насколько были живы через полвека после испанского завоевания традиционные поверья и ритуалы среди муисков Бояки. Эти данные показывают также незначительность результатов предыдущих кампаний по христианизации местного населения, проводившихся с таким усердием и неизбежно заканчивающихся провалом благодаря методам, к которым прибегали миссионеры и проповедники.
Материал, содержащийся в заметках писаря, указывает также на преимущественно священный характер золота и даже меди для индейцев, религиозное значение раковин и на обилие идолов из дерева и хлопка. Все эти предметы подношений и пожертвований помещались внутри небольших боио (хижин), внутри которых, как правило, было темно, поскольку у них имелся лишь узкий вход и полностью отсутствовали окна или отдушины. При церемониальных воскурениях идолы и подношения полностью обволакивались дымом в этих тесных каморках, где индейцы тайно продолжали совершать свои богослужения.
Так обстояло дело с большей частью предметов, реквизированных комиссией в 1577 году, многие из которых (как и те, что описаны в цитированных выше хрониках) могут быть отождествлены с экспонатами коллекции Музея Золота Банка Республики.
Богота, 1980
[1] Королевская Аудиенсия, или просто Аудиенсия,—один из высших органов колониального управления Испании на Американском континенте.
[2] Cortés Alonso V. Visila a los santuarios indígenas de Boyacá. Revista Colombiana de Antropología. Vol. 9. Bogotá, 1960, p. 199—273.
[3] То есть в Боготу. (Примеч. пер.).
[4] Один томин — 66 i. (Примеч. пер.).
[5] Cortés Alonso V. Op. cit., p. 207.
[6] Айо — одна из разновидностей кокаинового напитка. (Примеч. пер.).
[7] См.: Cortés Alonso V. Op. cit.