Сага о Меса Верде
Анасази, которые строили свои жилища и пещерах и отвесных скалах Меса Верде, покинули эти места, по крайней мере, за 450 лет до того, как сюда в XVIII веке добрались первые испанские торговцы. Однако путевые записки, которые в 1765 году составил один из этих торговцев, а 11 лет спустя — два монаха-францисканца, не сообщали никаких сведений о столовой горе или о скальных жилищах.
Меса Верде — что переводится с испанского как “Зеленый Стол” — была так названа из-за густых зарослей можжевельника и сосновых лесов, покрывавших се плоскую вершину в те времена, когда около нее побывали священники, направлявшиеся в Калифорнию. В 1829 году испанская экспедиции побывала в долине Манкос на вершине горы, однако и ее участники не заметили древних руин. Это объясняется, вероятно, их расположением в самых отдаленных уголках каньонов, которыми изрезана Меса Верде.
Враждебно настроенные индейцы племени юта превращали детальное исследование горы в довольно рискованное Предприятие, хотя сами юта старались обходить стороной скальные дома с их привидениями.
В 1859 году доктор Джон Ньюберри, геолог, принимавший участие в исследовательской экспедиции Сан Хуана, стал первым иноземцем, вскарабкавшимся на почти отвесную степу горы. Но и он не смог обнаружить скальные постройки. Не произвел па него впечатления и увиденный им ландшафт. “Для нас, как н для всего цивилизованного мира, это была “терра инкогнита” — неизвестная земля”, — писал он. Однако всего несколько лет спустя стали проводиться систематические исследования культуры Анасази. Меса Верде не мола долго скрывать свои чудеса от таких людей, как те, которые бесстрашно карабкаются на отвесную скалу на фотографии в центре страницы.
На пути к скальным жилищам Меса Верде. Фотограф Джексон (слева) передал на время свою камеру другому участнику экспедиции, чтобы тот сделал этот снимок для "Нью-Йоркер-тернед-Вестернер".