Северная часть бассейна озера Титикака
Северная часть бассейна озера Титикака
Памятники, найденные к северу от озера Титикака, исследованы еще довольно плохо. Однако уже ясно, что в древности эти места были тесно связаны с более южными областями.
Памятник с керамикой типа Кальую
Раскопками Дж. X. Роу на памятнике Ка- качупа близ Аявири и М. Чавес Бальона в Кальую около Пукары были вскрыты слои, содержавшие своеобразную керамику. Она нигде не описана подробно, но ее четкое стратиграфическое положение заставляет говорить о ней. Роу пишет, что «имеется два типа декорированных сосудов в стиле Кальую: один — с широкой нарезкой и без росписи, а другой — с простыми геометрическими рисунками, нанесенными красной или шоколадной краской по кремовому фону, и совершенно без нарезки» [555]. В Кальую такая керамика залегает под слоем с материалом культуры Пука- ра. Она встречена и на поселении Янаманча в районе Сикуани.
Культура Пукара
В
Культура Пукара
1—8 — каменные изваяния; 9, 11 13 — глиняные трубки; 10, 12, 14 — керамика
Строительные остатки. В Пукаре Киддер вскрыл большое подковообразное в плане здание со стенами, сложенными из больших тесаных камней с применением адобов. К внешней стене изнутри постройки примыкала серия небольших помещений, в каждом из которых был один или два «алтаря» из каменных плит. В центре пространства, окруженного подковой здания, — углубленный на
Весь этот комплекс носит характер общественного здания, и, по-видимому, можно согласиться с Киддером, который считал его храмом. Кроме храма, он обследовал остатки расположенных поблизости сооружений, которые, возможно, имели бытовое назначение. Однако никакой информации о них не опубликовано.
Скульптура. Для культуры Пукара характерна затейливая резьба по камню. Как в самой Пукаре, так и на других памятниках найдено много каменных изваяний и резных плит. К сожалению, коллекция скульптур из раскопок на основном памятнике до сих пор не опубликована. Поэтому я смог познакомиться только с фотографиями изваяний, найденных Киддером в подъемном материале в других местах[557], и изображениями без точного паспорта[558]. Это не позволяет дать полную классификацию материала, но наметить отдельные группы скульптур можно.
Киддер выделяет среди изваяний культуры Пукара статуи, изображающие человеческие фигуры, стелы и плиты с рельефом [559]. Однако такая классификация не дает возможности четко расчленить весь материал. Особенно неясны различия между стелами и рельефными плитами[560]. Кроме того, в группу статуй попадает монолит из Инкатунууири [561] с человеческой фигурой, выполненный скорее в виде стелы, в то время как скульптура из Арапы[562] с гораздо более рельефным изображением человека относится к плитам. Неясно также, почему считается плитой обломок тиауанакской статуи из Пуно [563].
Мне кажется, что гораздо более перспективно группировать этот материал по сюжетам скульптур.
Наибольшая группа изваяний — антропоморфные изображения. Она в основном совпадает с первой группой классификации Киддера. Основная часть этих скульптур — стоящие, коленопреклоненные или сидящие фигуры. Выполнены они в несколько различной манере, но в целом близки между собой по трактовке.
Лицо изображается с большими округлыми глазами, широким носом и толстыми губами. На голове обычна налобная повязка. Впереди, а иногда по бокам ее часты украшения в виде голов пумы [564] или сложной фигуры, по очертаниям напоминающей краба [565]. Руки сложены на груди или вытянуты вдоль тела. В руках иногда изображена человеческая голова — по-видимому, военный трофей [566]. На фигурах обычно надета набедренная повязка со спускающимися по бокам лопастями. Иногда она орнаментирована. У изображения из Асангаро на повязке — «краб»[567]. Ноги разделены глубокой выемкой.
Два изваяния из Тарако стоят в этой группе особняком [568]. Это изображения сидящей или стоящей на одном колене человеческой фигуры в головном уборе типа шапки. Левая рука — на груди, а правая у одной статуи, согнута в локте и поднята вверх, а у другой также покоится на груди. Специфическая особенность этих фигур в том, что на спине у них вырезано по фантастическому извивающемуся змею с головой кошачьего хищника.
Мотив такого фантастического змея вообще очень распространен в резьбе по камню культуры Пукара. Он часто встречается в одиночку на отдельных монолитах[569]. Тело змея трактуется как волнистая, суживающаяся к хвосту полоса, по бокам которой обычно сделаны насечки. Голова en face с двумя маленькими ушами и округлыми глазами. Над ними — брови, соединенные с носом. Рот, как правило, тоже обозначен. Иногда изображены передние лапы животного. Особняком стоит рельеф из Инкатунууири, где хвост змея: свернут в кольцо, в котором зажата человеческая голова[570]. На обломке статуи из Пуно, принадлежащей по стилю орнаментики к классическим статуям Тиауанако, изображен змей с кошачьей головой и коротким туловищем[571], загнутым крючком. Несмотря на своеобразную трактовку, ясно, что это все тот же персонаж.
Странное животное вырезано на одной стеле из Асильо[572]. Голова его изображена en face и имеет трапециевидную форму с прямоугольным вырезом вместо рта, круглыми глазами и спирально закрученными «рогами», напоминающими бараньи. На угловатом туловище, вырезанном в профиль, нанесены насечки, изображающие, может быть, ребра. На концах четырех коротких лап — по одной насечке, которые скорее всего должны передавать копыта. Хвост очень длинный, свернутый в тугую спираль. По трактовке это животное очень близко к змею, вырезанному на другой стороне камня[573].
Еще один характерный мотив скульптурных изображений культуры Пукара — лягушки. Они так же, как и змеи, встречаются на отдельных камнях. Вырезаны они обычно в низком рельефе [574]. Многие имеют хвост, так что точно определить, изображены ли здесь лягушки или головастики, нельзя.
Интересная деталь, связанная только с фигурами змея и лягушки, — кольца, вырезанные спереди или сзади изображения [575]. На одном камне из Пукары изображены сразу все три мотива: змей, кольцо и лягушка [576].
Особую группу изваяний составляют стелы со сложным геометрическим узором [577]. Обычно площадь камня разделена на секции, в которых находятся самостоятельные композиции, состоящие из спиралей, ломаных линий — «молний», ступенчатых линий, крестов, «елочек» и т. д. И среди этих узоров появляются все те же изображения: змеи с закрученным в спираль туловищем, головы животных с бараньими рогами и лягушки с хвостами и без них. Это надежно связывает стелы с геометрическим узором и остальные изваяния культуры Пукара.
Керамика, металл. Керамика культуры Пукара до сих пор не издана сколько-нибудь полно.
В литературе имеются только ее суммарные описания и фотографии отдельных сосудов и их обломков[578].
Наиболее часто встречаемая керамическая форма — плоскодонная открытая миска со сторонами, расходящимися с наклоном около 60°. Встречаются кубки-«керо». Часты миски с кольцевым поддоном. Иногда попадаются обломки кувшинов. Нередки маленькие сосуды с прямым горлом и с одной или двумя ручками, идущими от горла к плечику. Найдены также обломки нескольких больших сосудов. Изредка встречаются четырехгранные сосуды с цилиндрическим горлом. Характерны для культуры Пукара глиняные трубки, расширяющиеся к одному концу, подобные найденным на холме Чирипа.
Керамика орнаментирована посредством росписи, нарезки и моделирования. Типичны изображения пумы с туловищем, нарисованным в профиль, и рельефной головой en face, ряды человеческих лиц в профиль, полные человеческие фигуры с топорами и головами врагов в качестве трофеев. Кроме того, часты изображения фантастических существ. Встречаются также геометрические узоры и прежде всего ступенчатый орнамент. Обычные цвета росписи — черный, желтый и красный, реже белый и оранжевый.
Кроме керамических, встречаются обломки каменных сосудов, иногда орнаментированных.
В Пукаре найдены две металлические пластинки: одна — медная, а другая — золотая, с орнаментом, типичным для этой культуры.
Периодизация. А. Киддер и У. К. Беннет находили аналогии части керамического комплекса Пукары в посуде культуры Чирипа, а некоторые черты скульптуры связывали со статуями Классического периода Тиауанако [579]°. Они, однако, не делали попыток построить более четкую периодизацию культуры.
Специфика раскопанного материала и отсутствие публикаций не позволяют дать общую характеристику культуры Пукара. Скорее всего она принадлежала оседлым земледельцам, возделывавшим, как современное население этих мест, киноа и картофель и, возможно, разводившим лам и альпака. Однако доказательств пока нет. Об уровне социального развития населения, оставившего нам культуру Пукара, ничего неизвестно. Косвенным свидетельством о довольно высоко развитых религиозных представлениях, связанных с культом пресмыкающихся, являются изображения на скульптурах и храм, раскопанный Киддером.
Культуры «эпохи чульп»
Культура Пукара исчезла, не оставив никаких следов в материале памятников более поздней эпохи, которые, хотя и известны только по подъемному материалу, связываются с погребальными зданиями — чульпами, в изобилии встречающимися в этом районе.
Погребения. М. Чопик, обследовавшая эти памятники, выделяет четыре основных типа чульп[580]. Тип 1—постройки из хорошо отесанных, плотно пригнанных камней. Форма различна: встречаются круглые, квадратные и прямоугольные здания. Высота их около
А. Банделье, исследовавший чульпы такого типа в Сильюстани, отмечает, что на боковых, примыкающих друг к другу сторонах блоков, из которых сложены стены, находятся выемки. Сюда вкладывались меньшие камни, чтобы прочнее скрепить блоки между собой[581].
Тип 2 — чульпы, сделанные из грубых камней. Всегда круглые в плане, они очень напоминают чульпы типа 1 по конструкции и особенно по наличию карниза, который, правда, бывает не на всех чульпах этого типа. По размерам они несколько меньше сооружений типа 1. Камеры также меньше и не имеют ниш. Вход — с востока. В одной чульпе этого типа найдена подземная камера глубиной
Культуры «эпохи чульп»
Тип 3 — погребальные башни из горизонтально лежащих камней, расположенные над подземной погребальной камерой. Пространство внутри башни заполнено адобами и мелкими камнями. Камни облицовки в верхней части башни постепенно выступают друг над другом в виде карниза. Выше него они постепенно отступают, образуя кровлю. Подземные камеры квадратны или прямоугольны. Их длина не превышает
Чульпы типа 4 встречаются реже. Отличительная их черта — покрытие адобами. Внутри имеется камера со входом с востока. М. Чопик выделяет два подтипа: а — чульпы с основаниями из хорошо обработанных камней и верхней частью только из адобов и b — чульпы без такого основания.
Исследовательница упоминает о существовании сооружений, представляющих собой промежуточные звенья между постройками типов 1 и 2. Такие же промежуточные звенья — чульпы с полуподземными камерами — есть между постройками типа 2 и 3[582]. По всей вероятности, типологически более ранними можно считать башни типа 3 — с подземной камерой, что связывает их с подземными могилами, облицованными плитами.
И действительно, кроме погребальных башен, по берегам озера разбросано большое количество могил. Здесь и подземные камеры, выложенные по стенкам плоскими камнями, и полуподземные круглые могилы, обставленные каменными плитами (М. Чопик называет их «цистами») [583]. Эти круглые могилы содержат обычно несколько костяков, скорее всего последовательно захороненных. Однако такие грунтовые могилы почти совершенно не исследованы.
Керамика. На тех же памятниках северных берегов озера Титикака М. Чопик собрала много керамики. Вся она найдена на поверхности. Тем не менее, опираясь на ее распространение, можно сделать некоторые выводы. Керамика очень разнообразна. М. Чопик выделяет несколько групп, исходя из орнаментики и колористики расписной посуды.
Основные формы гладкой и расписной посуды группы Кольяо (Collao Plain; Collao Black-on-Red) — кувшины, миски, двуручные сосуды и чаши с прямыми стенками. Рисунки нанесены черной краской. Это цепи небрежно нарисованных ромбов, заполненных иногда штриховкой, иногда точками [584], парные треугольники, соединенные вершинами («бабочки»), заштрихованные косыми пересекающимися линиями [585], и некоторые другие элементы орнамента. Кроме того, довольно широко распространены валики с вдавленнями вокруг горла сосудов и выступы с насечками у края [586].
Керамика, расписанная коричневым цветом по кремовому фону (Sillustani Brown-on-Cream), представлена только обломками мисок[587]. Роспись состоит из полос, иногда заштрихованных, дуг и слегка расходящихся линий. Сходство ее с керамикой Кольяо незначительно. Но они обычно встречаются вместе, на одних и тех же памятниках, и их можно поэтому объединить в одну группу.
Керамика группы Сильюстани (Sillustani Black-on-Red; Sillustani Black and White-on-Red и Sillustani Polychrome) расписана черной и белой краской по красному фону или полихромна. Обычная форма — миски, но отдельные фрагменты могли принадлежать и другим сосудам. Орнамент состоит из черных полос вдоль края, между которыми заключена ломаная линия. Иногда добавляются ряды белых точек [588]. Рисунки на полихромной керамике гораздо более разнообразны и включают другие элементы — cвисающие «кисти»[589], идущие друг за другом штрихованные треугольники [590], вписанные друг в друга овалы с заостренными концами [591] и другие мотивы.
Керамика группы Чукито (Chuquito Black-on-Red и Chuquito Polychrome) расписана обычно черным по красному фону или поліхромна. Обычная форма — миски, но изредка встречаются и обломки других сосудов. Отличительная особенность этой группы — обилие изображений людей, птиц, животных и растений наряду с геометрическими мотивами [592]. Керамика Чукито имеет много общих черт с инкской посудой [593].
Две более мелкие керамические группы — полихромная посуда Тарако и Уркусуйю — имеют ограниченное распространение. Для орнамента керамики Тарако характерны незамкнутые кольца с точкой в центре и параллельные полосы вдоль венчика сосуда, между которыми заключены эти кольца. Орнаменты керамики Уркусуйю в основном геометрические.
Особняком стоят сосуды, извлеченные из коллективных погребений в круглых могилах, обставленных камнями, в Альита Амайя близ селения Чукито. Это сосуды с двумя ручками, идущими от венчика к плечикам,— ольи, двуручные сосудики с ручками по бокам, кувшины различных типов и миоки. Характерные орнаменты — заштрихованные треугольники, соединенные вершинами, и треугольники, спускающиеся фестонами по плечикам сосуда. Иногда они имеют белую обводку по контуру. Эта керамика больше всего напоминает керамику группы Кольяо.
Культурные комплексы. Как уже говорилось, материал, собранный в этих местах, разнообразен и отрывочен. Однако уже простое картографирование описанных выше типов чульп позволяет разделить всю рассматриваемую территорию на три района. М. Чопик говорит, что тип 1 характерен для северо-западного и западного берегов озера Титикака, тип 2 — только для западного, тип 3 встречается к северо-востоку от озера [594], а тип 4 — только на северо-западном берегу. Граница между северо-западным и северо-восточным районами находится несколько восточнее нижнего течения р. Асангаро, а между северо-западным и западным — где-то около Пуно.
Распространение групп керамики совпадает с этими районами, хотя и несколько другим образом. Так, керамика Кольяо и Сильюстани, расписанная коричневым по кремовому фону, встречается на памятниках северо-восточного и северо-западного районов. Остальная керамика группы Сильюстани найдена в северо-западном районе (в западном районе она есть только на двух памятниках). Посуда группы Чукито встречается как в северо-западном, так и в западном районе. Инкская керамика распространена, за исключением одного случая, в западном и северо-западном районах.
Поскольку на северо-восточном побережье озера не встречается другая керамика, кроме группы Кольяо, по-видимому, можно предположить, что чульпы типа 3 и эта керамика непосредственно связаны друг с другом. В северо-западном районе также есть несколько памятников, где найдена только керамика группы Кольяо. Все они расположены в северной части района. Здесь же находится и единственное в этом районе место, где встречены чульпы типа 3. Это еще более подкрепляет предположение о связи погребальных башен типа 3 с керамикой групп Кольяо и Сильюстани, расписанной коричневым по кремовому.
Несколько сложнее обстоит дело на западном побережье. Помимо чульп типа 2, встречающихся только здесь, в этом районе находится довольно много погребальных башен типа 1. Они распространены также и на северо-западном берегу озера. В этих же двух районах найдена и керамика собственно инкского происхождения. Еще А. Банделье указывал на сходство кладки башен типа 1 и стен инкской крепости Ольянтайтамбо и считал, что их строителями были инки [595]. Территориальное совпадение распространения чульп типа 1 и инкской керамики подкрепляет это предположение.
Распространение типов чульп и керамических групп на северном и западном берегах озера Титикака (по данным М. Чопик, 1946)
а — чульпы типа I; б — инкская керамика; в — чульпы типа II; г — керамика группы Чукито; д — чульпы типа III; е — керамика группы Кольяо; ж — чульпы типа IV; з — керамика группы Сильюстани
Чульпы типа 2 есть только на западном побережье озера. Из местных керамических групп в этом районе найдена только керамика Чукито. Кроме нее, на памятниках этих мест встречаются лишь обломки инкской посуды. Это позволяет связывать керамику Чукито с чульпами типа 2.
Если принять все эти предположения, то чульпам типа 4 должна соответствовать керамика группы Сильюстани, поскольку их ареалы совпадают.
Нужно отметить, однако, что керамика групп Кольяо и Чукито распространяется значительно шире ареалов соответствующих им типов чульп.
[555] J. Н. Rowe, 1956, стр. 144.
[556] Полной публикации раскопок до сих пор нет и приходится пользоваться только предварительными данными. См.: A. Kidder II, 1943, стр. 3—9.
[557] A. Kidder II, 1943, стр. 26—36, табл. II—VII.
[558] L. Е. Valcarcel, 1932; Он же, 1937, рис. 3—7; W. С. Bennett, 1946, табл. 38, в центре и внизу.
[559] A. Kidder II, 1943, стр. 27.
[560] Там же, табл. II, 2; IV, 4; VI, 5; VII, / — плиты и табл. IV, 1—3, 5,6 — стелы.
[561] Там же, табл. II, 4, 5.
[562] Там же, табл. VI, 7.
[563] Там же, табл. VII, 5.
[564] L. Е. Valcarcel, 1932, стр. 19, 23.
[565] A. Kidder II, 1943, табл. VI, 8, 9.
[566] L. Е. Valcarcel, 1932, стр. 19; A. Kidder II, 1943, табл. II, 1 и, может быть, VI, 7; W. С. Bennett, 1946, табл. 38, в центре справа.
A. Kidder II, 1943, табл. VI, 3.
Там же, табл. III.
[569] Там же, табл. II, 8—10; IV, 4; VII, 1, 8; W. С. Bennett, 1946, табл. 38, в середине слева и внизу слева.
[570] A. Kidder II, 1943, табл. II, 8—10.
[571] Там же, табл. VII, 5.
[572] Там же, табл. VII, 9.
[573] Там же, табл. VII, 8.
A. Kidder II, 1943, табл. IV, 1—3; VI, 5.
[575] Там же, табл. II, 9, 10; IV, 2; VII, 1.
[576] W. С. Bennett, 1946, табл. 38, в центре слева.
[577] A. Kidder II, 1943, табл. VI, 1, 2; VII, 10, 11.
[578] L. Е. Valcarcel, 1937, рис. 1, 2, 8, 9; A. Kidder II, 1943, стр. 3—5; Он же, 1948, стр. 87, 88; W. С. Bennett, 1946, табл. 37.
A. Kidder //, 1948, стр. 87, 88; W. С. Bennett, 1948с.
М. Н. Tschopik, 1946, стр. 12—16.
[581] A. F. Bandelier, 1905, стр. 55.
[582] М. Н. Tschopik, 1946, стр. 16.
[583] Там же, стр. 19.
[584] Там же, рис. 8, а, Ь.
[585] Там же, рис. 9, а — с, g.
[586] Там же, рис. 9, а — d, А.
[587] Там же, рис. 11.
Там же, рис. 12, 13.
[589] М. Н. Tschopik, 1946, рис.
[590] Там же, рис. 10, d.
Там же, рис. 10, h.
[592] Там же, рис. 14—17.
[593] Там же, стр. 51.
[594] Чульпы этого типа встречены Э. Норденшельдом еще восточнее, около Пелечуко (Е. Nordenskiold, 1906). Сооружения сходного облика на территории Боливии, к востоку от озера Титикака, описывает и С. Риден (S. Ryden, 1957, рис. 140).
A. F. Bandelier, 1905, стр. 55, 63, 64.