Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

Часть 2

Деметрио Соди ::: Великие культуры Месоамерики

Месоамерика

Мы уже располагаем необходимыми данными для определения значения термина «Месоамерика». Как мы видели, человек перестал говорить невнятные фразы и бояться вызова, брошенного ему природой. Мало-помалу он приготовился к тому, чтобы его культуры в будущем стали классическими и составили целый исторический период. Однако эти исторические периоды, на значительно более высоком уровне, обнаружены лишь в двух из крупнейших регионов Америки — в Месоамерике и в зоне Анд.

Среди других крупных регионов, не достигших такого высокого уровня развития, можно назвать низших и высших земледельцев, а также охотников на востоке и западе Соединённых Штатов, высших земледельцев в зоне чибча на юг от Месоамерики и, наконец, Амазонку. Остановимся на этом более подробно.

Темой нашего исследования является Месоамерика. Что же означает этот термин? Какой смысл мы в него вкладываем? В действительности Месоамерика включает в себя как географическое, так и культурное понятие. Однако на пути к современному толкованию этого термина пришлось преодолеть различные ошибочные представления и неточности.

На практике большинство американистов разделяют континент самым простым способом — на Северную и Южную Америку. Некоторые размещают между ними Мексику и Центральную Америку, получившую в североамериканской литературе название «Middle America» («Срединная Америка». — В. Г.) Оба деления не являются вполне одинаковыми.

Если делить континент на север и юг, общепринятая биогеографическая разделительная черта проходит по реке Сан-Хуан, расположенной между Никарагуа и Коста-Рикой. Если речь идет о Мексике и Центральной Америке, то в это понятие включается территория между северной границей Мексики и восточной границей Панамы. Термин «Middle America» означает примерно то же самое, однако иногда он исключает север Мексики, а иногда включает и Антильские острова. Термин «Middle America», используемый этнографами США, не нов: начиная с прошлого века в том же смысле немецкий ученый Эдуард Зелер использовал понятие «Mittel Amerika».

Для любого этнографа и археолога очевидно, что подобное деление бесполезно или приносит мало пользы при определении особенности культурных ареалов или установлении зоны взаимного влияния. Например, в первом случае в Северную Америку попадают такие культуры, как сумо, мискито, пайа и хикаке, которые в такой же степени «южноамериканские», как и индейцы языковой группы чибча в Центральной Америке. (В отношении индейцев хикаке связи с южноамериканскими языковыми группами (чибча) весьма спорны.) На юге же отсутствует всякая однородность, поскольку там находятся такие различные культуры, как культура карибов, огнеземельцев и инков.

С другой стороны, если исключить север Мексики, у культур, развивающихся в южной части этой страны и в Центральной Америке, нет ничего «североамериканского», скорее, они обладают чертами, сходными с «южноамериканскими», хотя, разумеется, и значительно отличаются от них.

Существует и другое деление или географическая классификация. Для того чтобы охарактеризовать культурный уровень древних индейских культур, некоторые этнографы разделяют их на пять групп.

1. Культура собирателей, охотников и рыболовов Северной Америки.
2. Примитивные земледельческие культуры Северной Америки.
3. Высокоразвитые земледельческие культуры («высокие культуры»).
4. Примитивные земледельческие культуры Южной Америки.
5. Культуры собирателей и охотников Южной Америки.

Это деление представляется нам более точным, однако не следует забывать, что внутри огромных областей, занимаемых группами с таким же уровнем культуры, как у пяти вышеуказанных, встречаются более мелкие районы с более низким уровнем культуры, которые, без сомнения, сосуществуют с более высокой культурой. Это своего рода мини-области внутри сверхобластей. Так, например, среди примитивных земледельческих культур Северной Америки «юго-восток» и «юго-запад» будут сверхобластями, а внутри зоны высокоразвитых земледельческих культур можно выделить огромную сверхобласть, которая с 1943 г., согласно теории Пауля Кирхгофа, называется Месоамерикой. С этого времени мы получили, наконец, термин или концепцию или, точнее, сверхобласть, географические границы, этнический состав и культурные особенности которой позволяют нам выделить и таким образом глубже изучить регион, превосходящий по своему развитию остальные культуры континента и заслуживающий посему отдельного исследования.

Прежде чем продолжить наше изложение, нужно уточнить, что Кирхгоф говорил о Месоамерике применительно к XVI в. Почему он ограничился этим периодом? Это легко объяснимо. Для XVI в. мы располагали многочисленными письменными источниками, которые предоставили нам информацию, дающую возможность определить географические, этнические и культурные границы Месоамерики. Кроме того, мы располагаем материалами многочисленных археологических исследований, осуществленными в этой сверхобласти.

В данной работе мы рассматриваем Месоамерику в границах, определенных Кирхгофом в 1943 г. В дальнейшем по мере развития исследований (которые достигли значительного размаха) некоторые ученые предложили внести определенные изменения, касающиеся главным образом северной границы, хотя, как правило, во всех случаях речь идет о границах до XVI в. Нужно также указать и на то, что при попытке обозначения границ Месоамерики до XVI в. наша задача постоянно усложняется по мере удаления в глубь веков, данные становятся малочисленнее и проблематика сложнее.

Этнический состав Месоамерики

По мнению Кирхгофа, население, жившее на территории Месоамерики в XVI в., можно разделить на пять групп.

1. Племена, говорящие на неклассифицированных до настоящего времени языках (тараско, куитлатекском, ленка и др.).

2. Все племена языковых семей майя, соке и тотонакской. Некоторые исследователи объединяют языки этих трех семей, к которым, видимо, следует отнести и уаве, в группу под названием соке-майя или макромайя.

3. Все племена, за исключением двух, из семьи отоми, чоко-пополока и миштека, которые, видимо, составляют вместе с семьей чоротега-манге отомангскую группу, и все племена семей трике, сапотекской и чинантекской, которых многие считают родственными с предыдущей группой и включают в большую семью макроотоманге.

4. Все племена языковой группы науа, а также другие племена, входящие в юто-ацтекскую группу (включая кора и уичоль), классификация которых до настоящего времени окончательно не разработана.

5. Все племена языковых семей тлапанека — субтиаба и текистлатекской, которые принадлежат к выделенной Сапиром хоканской группе.

Таким образом, по данным самого Кирхгофа, анализ этнического состава Месоамерики в XVI в. на основе вышеприведенной информации демонстрирует следующее:

а) из всех языковых семей, входящих в состав Месоамерики, только одна, отоми, включает некоторые компоненты (паме и хонас) — не исключено, что это два подразделения одного и того же племени, — не принадлежащие к этому культурному конгломерату;

б) две языковые группы, образуемые некоторыми из упомянутых семей, соке-майя и макро-отоманге, в случае, если будет доказано их существование, размещались бы полностью на территории Месоамерики;

в) племена, принадлежащие к этим двум группам, а также к семье науа, достигают, возможно в результате миграций, географических пределов Месоамерики как на севере (из группы соке-майя — уастеки, из макроотоманге — отоми, а из семьи науа — касканцы и мексиканцы), так и на юге (из группы соке-майя — чоль-чорти; из макроотоманге — чоротега, а из семьи науа — никарао).

Мы уже указывали, что опираемся на информацию, изложенную Кирхгофом в 1943 г. и подтвержденную в 1960 г. Однако хотя в настоящее время многие специалисты не полностью согласны с этим анализом, мы оставляем эту проблему за рамками нашего исследования.

Географические границы Месоамерики

Районы Месоамерики ||| 19,1Kb Проведенные ранее исследования, а также определение различных черт культуры, характерных для этой сверхобласти, позволили определить границы Месоамерики в XVI в. Эти черты культуры будут описаны несколько позже. В настоящее время мы лишь назовем среди групп, принадлежащих к месоамериканской культуре и занимавших в тот период южную часть сверхобласти, чоль-чорти, ленка (возможно также и матагальпа), субтиаба, никарао, чоротега-манге, что позволяет нам провести южную границу Месоамерики от устья реки Мотагуа, через озеро Никарагуа и до залива Никойя. (В I тыс южная граница Месоамерики проходила по западным районам Сальвадора и Гондураса)

Так как на севере находились уастеки, мексиканцы из Меститлана, отоми и масагуа, тараски, кока, текуэше, каскан, часть сакатеков (некоторые сакатеки были собирателями-охотниками), тепеуанцы, акаше и моакрито, северную границу Месоамерики можно провести от устья реки Пануко, впадающей в Мексиканский залив, до реки Синалоа бассейна Тихого океана, через центральную впадину, которую пересекают реки Тула и Моктесума.

Характерные черты культуры Месоамерики

Мы можем перечислить лишь самые характерные особенности культуры Месоамерики. Одновременно следует уточнить, что многие из них характерны не только для Месоамерики, поскольку в их формировании принимали участие этнические группы из других сверхобластей. Хотя Кирхгоф и не делает этого, мы классифицировали особенности культуры в соответствии с различными разделами. Очевидно, что для многих из этих черт культуры можно было бы использовать и более дробное деление.

Религия и обряды. Космогония и космология

Чередующиеся разрушения и сотворения мира, 13 или 9 циклов, земля и 9 преисподних (подземных миров). Сложный пантеон богов, возглавляемый двуединым богом или супружеской парой — созидательницей.
Постоянные и переменные священные праздники. Использование двух календарей — 365-дневного солнечного и 260-дневного ритуального. Сочетание этих двух календарей давало 52-летний цикл.
Деревянный барабан с двумя клапанами.
Каннибализм.
Исповедь в моральных прегрешениях.
Использование бумаги и резины.
Игра «воладор» («летающий»).
Паровая баня.
Человеческие жертвоприношения.
Сжигание людей живьем и извлечение их сердец.
Сдирание кожи.
Окропление святилищ кровью жертв.
Самобичевание.
Кровопускание из языка, ушей, ног и половых органов.
Использование в качестве одежды кожи людей, принесенных в жертву.
Принесение в жертву перепелов.
Магические числа 13, 4 и 9.

Письменность

Иероглифическая письменность.
Использование чисел со значением в зависимости от занимаемой позиции.
Сброшюрованные книги (кодексы). Исторические летописи и карты.

Общественно-политическое устройство

Патрилинейные кланы типа кальпулли.
Военные ордена Орла и Ягуара.
Торговцы, бывшие одновременно послами и шпионами.
Классовая структура.
Знать, жречество и масеуали (простолюдины).
Рынки, специализирующиеся в зависимости от товара.

Технология

Шлифовка обсидиана.
Медные трубочки для сверления камней.
Приспособления для плетения корзин.
Плоты с поплавками-тыквами.
Применение глиняных сковородок для изготовления кукурузных лепешек (тортильяс).
Металлы.
Наконечники для копий и дротиков из различных материалов.
Шила, скребки, резцы, вороты, шлифовальные инструменты.

Архитектура

Каменные или глиняные строения.
Ступенчатые пирамиды.
Оштукатуренные полы и стены, зачастую с полихромным декором или росписями.
Внутренние дворы со специальным кольцом для игры в мяч.
Мощеные дороги.
Висячие мосты.
Подземные печи.

Военное дело

Деревянные мечи с кремниевыми и обсидиановыми лезвиями по краям.
Плетеные щиты с двумя ручками.
Головы врагов в качестве трофеев.
Копья.
Глиняные шарики («пули») для выдувных трубок («духовых ружей»).
Использование лука и стрел (в том числе и для охоты).
Войны с целью захвата пленников для жертвоприношений («Цветочная война»).

Сельское хозяйство

Использование коа — (палок-копалок).
Чинампы — создание огородов на отвоеванной у озера земле.
Обработка земли вручную.
Выращивание кукурузы, тыквы, перца, фасоли, магея (для изготовления медовухи, сиропа, пульке и бумаги, а также шипов для жертвоприношений), какао, картофеля, хлопка, сладкой юкки, ананаса, авокадо, папайи, сапота и различных сортов сливы.
Помол кукурузы вместе с пеплом и известью (ништамаль).
Ирригация.

Украшения

Использование кроличьих шкур для украшения тканей.
Корсеты из хлопка.
Тюрбаны.
Сандалии на каблуках.
Военная одежда из цельного куска ткани.
Нагубные кольца и сережки, ожерелья, браслеты, перстни и пекторали, изготавливаемые нередко из драгоценных металлов.

Хронология Месоамерики

Благодаря П. Кирхгофу мы смогли определить географические границы и рассмотреть особенности культуры Месоамерикй (по крайней мере, для XVI в.). Теперь мы попытаемся хотя бы в общих чертах наметить ее хронологические рамки. Однако до этого нам хотелось бы сделать некоторые комментарии относительно теоретической базы датирования.

В месоамериканской археологии используется термин «культурные горизонты». Определение этих горизонтов основывается на двух главных принципах — пространстве и времени. По словам Г. Уилли, это «горизонтальные срезы, посредством которых вертикальные колонки специфического регионального развития объединяются между собой в схему времени».

В результате сотрудничества мексиканских и североамериканских археологов удалось разработать признаваемую повсеместно хронологическую таблицу для датирования различных культурных горизонтов. Эта таблица, однако, носит самый общий характер, т. е. возможны случаи, когда более точные археологические данные, полученные в результате более глубоких исследований, могут не совпадать с общими, огрубленными цифрами. Тем не менее, эта таблица представляется нам чрезвычайно полезной.

Таблица была составлена с учетом двух критериев: на основе стратиграфических исследований на каждом памятнике и на основе дат, полученных в результате использования радиоуглеродного метода (С14). К счастью, почти всегда открытия, полученные в результате этих методов, совпадали, что дает возможность полагаться на хронологическую таблицу Месоамерики.

Как мы уже видели, первый культурный этап представлен охотниками на мамонтов и других животных. Такие открытия, как Тепешпан, Санта-Исабель и другие, показывают, что более 10 000 лет до н. э. человек охотился на крупных млекопитающих в окрестностях озера Тескоко, площадь которого была значительно больше, чем во времена Конкисты. Присутствие охотников подтверждается «индустриями», или комплексами каменных орудий, как, например, Чалько, наконечниками для копий и дротиков и другими изделиями из камня, обнаруженными вместе с костями мамонта. В науке принято предложение Альфонсо Касо назвать этот период доисторическим горизонтом.

На втором этапе получило развитие сельское хозяйство. Благодаря открытиям, подобным раскопкам Мак-Нейша, в Теуакане мы получили даты, упоминавшиеся в предыдущей главе. Интересно отметить тот факт, что кукуруза была доместицирована одновременно с зерновыми в Палестине. Альфонсо Касо предложил назвать этот период примитивным горизонтом; однако, по его же собственным словам, эта фаза могла бы называться и периодом начала развития земледелия.

Следующий горизонт называется доклассическим. В это время возникают первые селения, а позже — города. Появляются также письменность и числа в форме черточек и точек, а также календарь и сложный богатый пантеон.

В горах Гватемалы Э. Шук обнаружил стелу, которую можно датировать 800 г. до н. э. Альфонсо Касо нашел большое количество подобных стел с надписями в Монте-Альбане. По данным радиоуглеродного метода, они датируются примерно 600 г. до н. э. Однако как Шук, так и Касо обнаружили на этих стелах тщательно составленный календарь с отметками для дней, года, месяцев и т. д., который, очевидно, был разработан в предшествующий период. Приблизительно можно сказать, что его начали составлять немного ранее I тысячелетия до н. э. Таким образом, хронологические рамки доклассического периода — от 2000 г. до н. э. до начала нашей эры.

После доклассического периода следует классический, начавшийся в 100 г. до н. э. и завершившийся в 800 или 900 гг. Это период развития месоамериканских культур — майя, сапотекской, миштекской и особенно среди всех прочих теотиуаканской.

Последний — исторический горизонт, или период, о котором существует историческая информация, сохранявшаяся аборигенами в устной форме или в форме кодексов и переданная испанцами или же записанная самими индейцами после Конкисты латинскими буквами, но на своих родных языках. В целом эти сообщения датируются 1520 г. Альфонсо Касо смог прочесть об этом периоде информацию, содержащуюся в кодексах или местных документах, написанных при помощи иероглифической письменности, в миштекских кодексах. Самая ранняя дата, встреченная этим ученым, соответствует 690 г. Таким образом, по крайней мере, начиная с VII в. существует письменная история Месоамерики.

Так выглядит в обобщенном виде хронологическое развитие культуры части Мексики и северной части Центральной Америки, называемых Месоамерикой. Эта простая схема окажет нам большую помощь в дальнейшем обсуждении проблем, затрагиваемых в данной книге.

Доклассический период

Вернемся к нити нашего повествования, т. е. к этапу Пуррон и пещерам Теуакана. Этот этап уже входит в состав чрезвычайно важного доклассического периода, последнего шага на пути к появлению классических культур Месоамерики. В действительности черты доклассического периода сходны на всей территории Месоамерики; т. е. все занимавшие ее этнические группы использовали более или менее одинаковую технологию для изготовления керамики и каменных изделий и имели сходные социально-экономические системы. Иными словами, ни одна из групп не обладала какими-либо существенными особенностями, позволяющими рассматривать ее в качестве отдельной культуры. (Это не совсем так, по крайней мере, для периода с начала I тыс. до н. э., когда отчетливо проявляются различные самостоятельные доклассические культуры в долине Мехико, Оахаке, Веракрусе, горной Гватемале и т. д.)

Однако к концу этого периода на берегах Мексиканского залива возникает первая месоамериканская культура, ольмекская, которая заслуживает особого рассмотрения. Поэтому, хотя она входит в указанный период, мы расскажем о ней в отдельной главе.

Сходство культур доклассического периода ни в коей мере не означает, что не существовало региональных стилей, нередко взаимно влияющих друг на друга. Этот период представляется нам чрезвычайно важным не только потому, что предшествует классическому, но и потому, что именно тогда произошло окончательное формирование культурного субстрата, общего для всей Месоамерики. Со временем, главным образом в классический период, этот субстрат в результате появления местных особенностей начинает дифференцироваться до такой степени, что можно невооруженным глазом различать культуры майя, теотиуаканскую, тотонакскую, миштекскую, уастекскую и др., не отрицая и наличия у них общих черт, о которых мы говорили в главе, посвященной Месоамерике.

Как было указано ранее, доклассический период датируется примерно от 2000 г. до н. э. и до начала нашей эры. Однако для облегчения исследований специалисты подразделяют его на ранний, средний и поздний, основываясь на типологической классификации керамики и фигурок, технология изготовления которых говорит о наличии одной и той же гончарной традиции. Каждая составная часть периода длится примерно 600—700 лет.

Естественно, из всех упомянутых этапов наиболее важен поздний доклассический, что объясняется не только более высоким уровнем его развития, но и появлением первых высеченных на камне образцов письменности и календаря, началом развития архитектуры, достигшей своего апогея у ольмеков. Наконец и потому, что в это время проявляются первые достижения классического периода.

Учитывая вышесказанное, мы не станем — да это и не имеет смысла — описывать все черты доклассического периода, обнаруженные в Месоамерике. Мы ограничимся описанием доклассического периода на Центральном нагорье современной Мексики, о котором имеется наиболее обширная информация.

Ранний доклассический период (2000—1300 гг. до н. э.)

(В научной литературе приводятся обычно другие даты трех этапов доклассического периода: ранний — с 2000 (или 1500) до 1000 г. до н. э., средний — с 1000 по 500 (или 300) г. до н. э. и поздний — с 500 (300) по рубеж (первые века) нашей эры.)

Для ознакомления с ранним доклассическим периодом на Центральном нагорье мы вынуждены взять за образец главным образом три поселения, самые древние в долине Мехико, а возможно, и во всей Месоамерике,— Эль-Арболильо, Тлатилько и Сакатенко.

Ни один из этих памятников в общем-то не выделялся в доисторическом периоде ни по своей технологии, ни по образу жизни. Однако они располагали тем культурным багажом, который удалось накопить примитивному обитателю Месоамерики в течение тысячелетий. Для лучшего понимания образа жизни в этих трех поселениях следует напомнить, что же представляла в то время долина Мехико.

Вне всякого сомнения, необычно живописной была окружающая природа. К востоку простиралась Сьерра-Ауалько или Сьерра-Невада, на которой выделялись две огромные заснеженные вершины — вулканы Истаксиуатль и Попокатепетль. На юге отроги Попокатепетля соприкасались с холмистыми хребтами другого вулкана, Ахуско, и, сливаясь с Сьерра-де-лас-Крусес, Малинче, Монте-Альто и Монте-Бахо, образовывали западную границу долины.

Сьерра-Гуадалупе возвышалась своими основными вершинами — Серро-Гордо, Чикиуите и Куаутепеком, а затем снижалась к гребню Баррьентос и постепенно переходила в Сьерру-Тепоцотлан.

Вдали виднелись Серро-Синкоке, Сьерра-Тесонтлальпан, Серро-Хальпан и богатая металлами Сьерра-Пачука. Все это огромное скалистое кольцо замыкалось на севере к холму Потлачике вершинами Сьерра-Невады, Телапоном и Тлалоком.

Внутри этого кольца простиралось огромное озеро, находившееся на высоте 2245 м над уровнем моря. На его поверхности отражались в форме небольших гористых островков Серро-Эстрелья и Серро-Чимальуакан, Сьерра Сайта Каталина, скалистые утесы Баньос, Маркес и Шико, а также потухшие вулканы Ла-Кальдера, Шатепек и Сан-Николас.

В этой местности выпадали обильные осадки в виде дождей, благодаря которым, как и влажному климату, произрастали сочные травы, образующие великолепные пастбища для лошадей, мамонтов и бизонов. Были также многочисленные хвойные леса, межгорные долины с толщами аллювиальных отложений, идеальных для развития сельского хозяйства, благоприятные условия для рыбной ловли и собирательства.

Для жителей доклассического периода уже прошло время охоты на крупных вымерших млекопитающих, однако охота по-прежнему занимала важное место в их деятельности. Три упоминавшихся селения вписывались в такой великолепный пейзаж, что он вызвал возгласы изумления у конкистадоров, находившихся на Тахоне-де-Агила (в настоящее время перевал Пасо-де-Кортес), который располагался между двумя вулканами, и увидевших чарующее зрелище.

Самое древнее поселение, Эль-Арболильо, расположенное на территории современного штата Мехико, находилось практически на берегу озера, однако из-за окрестных отрогов гор его жители, видимо, больше зависели от даров озера, чем от охоты и земледелия.

Статуэтка двуглавой богини. Тлатилько, I тыс. до н. э. ||| 19,9Kb Тлатилько, напротив, находился на аллювиальной равнине, образованной рекой Ондо и ее ответвлениями Тотолика и Лос-Куартос. Поэтому для жителей этого селения первостепенную роль играло земледелие, хотя и они охотились, ловили рыбу и занимались собирательством.

Местоположение Сакатенко напоминало Эль-Арболильо, т. е. селение находилось на крутом спуске, а несколькими метрами ниже простирались приозерные районы. Поэтому оно скорее всего зависело от даров озера.

Учитывая вышеизложенное, можно считать, что хозяйство доклассического периода сводилось к выращиванию кукурузы, охоте, рыбной ловле и собирательству. В условиях той или иной группы указанные отрасли хозяйства по значимости могли меняться местами. В любом случае, можно вспомнить о культурном развитии Теуакана, где было много культивированных растений, вне всякого сомнения, существенно дополнявших пищевой рацион. Кости оленя и различной птицы говорят и об использовании животных белков в качестве продуктов питания.

Жители доклассического периода унаследовали от своих предшественников высокоразвитую технологию, которая, вне всякого сомнения, в течение всей этой эпохи претерпела незначительные изменения. Для изготовления и обработки ступ, пестов, скребков, наконечников дротиков и стрел, лощил, шкур, ножей, молотков использовались местные материалы: вулканический камень, отшлифованная водой галька, кости и рога оленя, обсидиан, глина и, возможно, дерево. Широкое распространение получила керамика, использовавшаяся как в качестве предметов домашнего обихода, так и для украшений. Встречается большое разнообразие лепных фигурок, изготовленных в качестве украшений. Для таких деталей, как рот, «серьги», глаза, использовались полоски или глиняные шарики, которые нередко имели вдавления. В соответствии с классификацией Джорджа Вайяна, фигурки этого периода относятся к типам C1a, С1в, С3а, С3в, Cl-2, F — древнее и т. д.

Нередко эти фигурки подтверждают существование культа плодородия, о чем говорит чрезмерное подчеркивание линии бедер, а также наличие более или менее развитого погребального культа, относящегося к значительно более раннему периоду и наблюдавшегося нами в Теуакане. Так, мы обнаруживаем фигурки рядом с останками, расположенными главным образом в горизонтальном положении, в захоронениях, вырытых непосредственно в земле. Их рассредоточенность говорит о том, что существовал обычай хоронить покойников недалеко от пашни либо под полами домов.

Керамика использовалась в основном в качестве домашней утвари. Особенно широкое распространение получили сосуды для ношения воды, приготовления пищи и хранения продуктов, однако встречаются также и чаши как простой формы, так и с замысловатым силуэтом, тарелки и кувшины. Господствующая форма — конусообразная или со сферическим дном. Все изделия — с одноцветной поверхностью: черноватой или бурой, черной лощеной, белой лощеной, светло-кофейной и красной лощеной. В качестве украшений используется резной геометрический орнамент, который наносится по тулову всего изделия.

Фигурки дают нам также и богатый этнографический материал. Видимо, в то время еще не знали тканей, о чем говорит отсутствие веретен. Древние жители ходили преимущественно обнаженными, возможно, лишь от случая к случаю используя набедренные повязки, разукрашивали себе лицо и тело, прокалывали мочку уха и носовую перегородку и вдевали серьги и подвески, носили браслеты, бусы и другие украшения. Они носили также сандалии из кожи и, возможно, из магея, красили себе волосы, делали чрезвычайно сложные прически, украшаемые лентами, которые, возможно, плели из натурального волокна.

Учитывая, что уровень развития земледелия требовал оседлого образа жизни, чему способствовали и природные богатства долины, дома жителей этого периода строились из дерева, листьев и глины и объединялись в небольшие сельские поселки, расположенные на берегах рек и озер, в виде местных общин, которые, по всей вероятности, были высшим достижением общественного строя того времени.

Интересно отметить, что чрезвычайно важная роль отводилась женщине. Она принимала участие в производстве продуктов питания, вместе с мужчинами выполняла гончарные работы и участвовала в собирательстве. Женщины готовили пищу и заботились о детях. Мужчины ловили рыбу, охотились, занимались сельским хозяйством и другими делами. Вне всякого сомнения, было уже разделение труда, поскольку совершенство некоторых керамических изделий наводит на мысль о существовании профессиональных гончаров.

В основных чертах такими были и так жили представители раннего доклассического периода.

Средний доклассический период (1300—700 гг. до н. э.)

Керамика и статуэтки доклассического периода из долины Мехико. Тлатилько, I тыс. до н.э. ||| 30,1Kb В этот период наблюдаются два важнейших явления. Во-первых, заметно растут и расширяются поселки, превращающиеся в крупные селения. Во-вторых, под влиянием ольмеков, также находящихся на уровне развития доклассического периода, однако более высоком по сравнению с долиной, происходит значительное обогащение культуры.

Керамика и статуэтки доклассического периода из долины Мехико. Тлатилько, I тыс. до н.э. ||| 22,2Kb Увеличивается число селений. Мы встречаем среди них, наряду с Эль-Арболильо, Тлатилько и Сакатенко, Шалосток, Копилько, Тлапакойю, Коатепек и др. Наряду с достижениями культуры предшествующего периода здесь представлены топоры, тесла и различные сельскохозяйственные орудия, резцы, зубила, скребки, точильные бруски, ножевидные пластины, костяные иглы и т. д., в качестве новых видов сырья используется яшма, серпентин, гематит, кварц, бирюза, каолин и др.

Наличие топоров из серпентина, коа (или палки-копалки) и возможное использование деревянных мотыг указывают на регулярный характер обработки почвы, широкое распространение подсечно-огневого земледелия

Экономика продолжает носить смешанный характер, однако существенно возрастает удельный вес охоты и рыбной ловли, о чем говорят многочисленнейшие керамические изделия, изображающие уток, диких кабанов, лягушек, черепах, водяных змей, птиц, рыб, кроликов, медведей, собак. Культивируются и представлены в искусстве кукуруза, фасоль и тыква.

Начинают выделяться различные профессии. Как и в других культурах, основным «специалистом» становится шаман. В этот же период появляется группа людей, занимающихся обрядовыми церемониями, связанными с погребением и взывающих к милости сил природы, а также занятых другими важнейшими ритуалами. Наряду с собственно шаманами в эти группы входят игроки в мяч, танцовщицы, музыканты, акробаты и др. Р. Пинья-Чан считает, что эти лица исполняли свои функции лишь во время празднеств. Нам кажется, что в то время это уже стало профессией, а не просто специализацией.

Возможно, в то время религия основывалась на магии, т. е. человек изображал определенные трюки, чтобы заставить природу действовать в соответствии со своими замыслами.

В результате этого появилась символика, дальнейшее развитие которой привело затем к возникновению письменности.

Общественная организация этого периода также основывается на магии, хотя и продолжает существовать культ плодородия. Благодаря ольмекам появляется культ ягуароподобного божества, роль которого можно будет лучше понять при изучении культуры ольмеков.

Ягуароподобное божество — это своего рода небесный дракон. Для лучшего понимания тольтекского периода, который мы будем рассматривать несколько позже, чрезвычайно важно отметить одну деталь. Все говорит о том, что в тот период водяной змей символизировал дух воды. Однако на голове у этого змея было некое подобие гребня. Это со всей очевидностью говорит о том, что он был предшественником Кецалькоатля.

В конце этого периода возникает также божество, которое может считаться непосредственным предшественником бога огня, или, как говорит Пинья-Чан, «предбогом» огня, который появляется в Тлатилько в форме горбуна с жаровней или чашей на голове. Подобное изображение Уэуэтеотля, старого бога огня, сохраняется до самой Конкисты.

Погребальный ритуал в этот период заметно усложняется. Так, в Тлатилько обнаружены тщательно подготовленные захоронения; в землю опускалось одновременно несколько тел, мужчин и женщин, детей и женщин и расчлененные трупы детей. Все это говорит о человеческих жертвоприношениях и об обычае хоронить важных лиц вместе с другими. Значительно богаче по сравнению с предшествующим периодом становятся помещенные вместе с покойником предметы. Видимо, считалось, что они понадобятся ему в загробной жизни. Обычно в жертву приносилась также и собака, которую хоронили рядом с покойником, возможно, для того, чтобы сопровождать умершего в потусторонний мир.

Керамика в общих чертах сохраняет традиции предшествующего периода, однако заметное развитие получают различные местные особенности. Так, встречаются гончарные изделия с белой росписью по красному фону, с красной по белому, с красной по кофейному, с красной по желтому, а также посуда с лощеной красной поверхностью, красновато-кофейной или бурой, черной с резным тонким орнаментом и т. д. Однако, как мы уже говорили, чувствуется и заметное ольмекское влияние, которое проявляется в изготовлении черной толстостенной керамики с желобчатым орнаментом, керамики черного цвета, с белыми венчиками или с белыми пятнами на тулове, сосудов серого или сероватого цвета, лощеной оранжевой и желтоватой «лаковой» керамики, а также посуды с псевдофресковой росписью.

Говоря о форме изделий, можно отметить, что изготавливаются горшки, чаши как простых, так и более сложных форм, а также кувшины. Все изделия — со сферическим дном. Благодаря влиянию ольмеков появляются также глиняные горшки-«текоматес», бутыли типа Чавин (в Перу) , вазы, бутыли с ручкой в виде стремени, антропоморфные и зооморфные, преимущественно плоскодонные сосуды. В качестве украшения используется главным образом резной орнамент по поверхности всего изделия, а также благодаря ольмекам появляется желобчатый или гравированный орнамент.

Появляются фресковые росписи по зонам и прерывистый рисунок, нанесенный с помощью «шагающего штампа».

В качестве отличительной черты ольмекской керамики следует назвать преобладание ягуароподобных мотивов — изображения американского ягуара.

В соответствии с классификацией Вайяна, фигурки этого периода относятся к типам В, С5, F и К, однако в результате ольмекского влияния встречаются также типы А, С9, Д1, Д2 и так называемый «baby face» («лик ребенка») — типичная черта, характеризующая керамику того времени.

Именно так проявилось в общих чертах культурное развитие Месоамерики в средний доклассический период.

Поздний доклассический период (700—100 гг. до н. э.)

В этот период уже ощущается будущее величие Месоамерики. Благодаря влиянию ольмеков появляется высокоразвитая культура. Так же как и на предшествующем этапе, население концентрируется в деревнях и поселках, а хижины строятся из нестойких материалов. В позднем доклассическом периоде начинается объединение людей в тотемические кланы, что открывает простор для властвования колдунам и шаманам.

Деревни превращаются в крупные поселения, происходит дальнейшая специализация населения, развиваются промыслы и торговля, осуществляется дальнейшее разделение труда, возникают центры, специализирующиеся на снабжении продовольствием, растет население, получает развитие религия и политическая организация общества.

В долине Мехико возникают многочисленные поселения этого типа с характерными для данного периода чертами. Среди поселений выделяются своей величиной Сакатенко, Сан-Кристобаль-Экатепек, Серро-дель-Тепалькате, Ломас-де-Бесерра, Куикуилько, Тикоман, Тетельпан, Тлапакойя, Контрерас, Чимальуакан, Папалотла, Тескоко, Аскапоцалько, Шико, Тепалькате, Куаналан, Тепетла и Теотиуакан. Многие из них превращаются не только в места концентрации населения, но и в подлинные ритуальные центры. В этот период возникают крупные гражданско-религиозные сооружения, положившие начало выдающимся достижениям месоамериканской архитектуры.

В сельском хозяйстве наблюдается совершенствование методов земледелия, расчищаются большие земельные участки, вводится система террас. Вместе с тем люди еще в значительной степени зависят от охоты, поскольку в то время долина Мехико часто страдала от засушливого климата.

В целом сохраняется технология предшествующего периода, однако появляются зубила для дробления камня, пробойники для сверления отверстий и мастерки из вулканической породы для выравнивания поверхности пола и стен

Гончарные изделия производятся не только для собственного пользования, но и на продажу, керамика начинает вывозиться в другие области. Широкое распространение получает производство предметов роскоши, которое вместе с земледелием, охотой и рыбной ловлей дополняет картину специализации трудовой деятельности.

Происходят большие перемены и в области религии. Хотя колдуны полностью и не исчезают, их потеснил нарождающийся слой жрецов, играющих роль посредников между людьми и богами. Все большую популярность приобретает культ Уэуэтеотля, бога огня, и появляются первые грубоватые изображения бога воды, чаще всего на горлышке глиняных бутылей.

Погребальный ритуал становится более сложным. Возникает обычай хоронить важных особ в каменных гробницах, построенных внутри культовых сооружений или у основания храмов. Часто, как, например, в Куикуилько, они располагаются лучеобразно.

Керамика сохраняет формы и цветовую гамму предшествующего периода, однако преобладают полихромные изделия на базе красного, кофейно-желтоватого, белого и кремового цветов, иногда с резным рисунком и использованием «негативной» росписи темных тонов, сосуды-тетраподы с ножками в виде женских грудей, лунообразной и цилиндрической формы, тарелки с выступом (ребром) у основания, высокие кольцевые поддоны (основания), подставки в форме катушки, сосуды с носиком и т. д.

Иногда попадаются керамические изделия, привезенные из других мест. Так, в Серро-дель-Тепалькате обнаружена керамика, происходящая из Чупикуаро (Гуанахуато), доставленная, вне всякого сомнения, по реке Лерма; керамика эта двуцветная и одноцветная, встречаются также фигурки типа Н4. Все это оказало влияние на местные гончарные традиции и положило начало новым видам изделий, производимым главным образом в Куаналане, Аскапоцалько, Шико и др.

Усложнение религии, точнее, создание стройной религиозной структуры, должно было привести к появлению величественной архитектуры. На начальном этапе, когда богов считали практически человеческими существами, храмы представляли собой всего лишь копии обычных хижин. Однако на основе гражданских форм постепенно возникают каменные строения. В этой связи огромное впечатление производит археологическая зона Куикуилько, где расположены самые древние архитектурные сооружения (пирамиды) не только в Месоамерике, но и на всем континенте.

С этим утверждением согласны не все специалисты. Р. Пинья-Чан относит к числу выдающихся архитектурных сооружений этого периода развалины Серро-дель-Тепалькате, которые включают (как и Куикуилько) ряд надстроек пирамиды, относящихся к реконструкциям более позднего периода. Видимо, накануне каждой реконструкции храм сжигался, возможно для отпугивания злых духов, и приносились соответствующие жертвы к основанию здания. По данным радиоуглеродного метода, сооружения Серро-дель-Тепалькате можно отнести к 450 г. до н. э.

Изучение Куикуилько началось в 1922 г. специалистами университета Аризоны во главе с Байроном Каммингсом, который был вынужден использовать взрывчатку для снятия покрывавших памятник скалистых вулканических пород, образовавшихся в результате извержения Шитли, одного из кратеров вулкана Ахуско. В некоторых местах слой вулканической породы достигал 8 м. Подобно Серро-дель-Тепалькате, пирамида Куикуилько неоднократно восстанавливалась и реконструировалась. Она была построена на огромной искусственной террасе. После раскопок пирамиду, существенно пострадавшую во время взрывов, нужно было облицевать камнем, что в какой-то мере нарушило ее первоначальный вид. Однако в целом можно сказать, что ее современная форма в значительной мере напоминает то, что сохранилось до извержения вулканической лавы.

В настоящее время пирамида состоит из четырех террас, поставленных друг на друга. Их высота — примерно 18 м. Основание пирамиды представляет собой почти окружность с максимальным диаметром 135 м. Угол наклона ее ярусов (ступеней) составляет около 45°. Стены пирамиды — наклонные и не относятся к последнему ее варианту, разрушенному в результате взрывов. То же самое можно доказать и для стен, находящихся на глубине 4—6 м от современного уровня земли и поэтому лучше сохранившихся.

С восточной стороны пирамиды находилась специальная лестница, которую не удалось реконструировать, поскольку она была полностью разрушена. Напротив, с западной стороны у пирамиды был специальный откос — «пандус», совпадающий с осью лестницы. В верхней части сохранились развалины, позволяющие говорить о возможности существования пятой террасы, расположенной под прямым углом по отношению к сохранившимся руинам. Основу сооружения составляет центральная часть, вокруг которой в течение различных эпох и возводилась пирамида. В самой центральной части можно обнаружить следы различных эпох. Вокруг нее возводились концентрические кольца, образующие пирамиду. Интересно также отметить, что у подножия западного откоса обнаружен своего рода алтарь — каменные плиты, образующие свод, покрашенные в красный цвет, возможно символизирующие тело змея. Это не единственный алтарь: вокруг пирамиды обнаружено еще несколько.

Этот важный памятник архитектуры, вместе с археологической зоной Тикоман, положил начало культурной традиции, известной под названием «Тикоман-Куикуилько», которая, как мы увидим в следующей главе, сыграла чрезвычайно важную роль в формировании теотиуаканской культуры.

Так развивалась в общих чертах культура обитателей Месоамерики в поздний доклассический период.