Странное путешествие в прошлое-настоящее. Христофор Колумб
Крестьяне чинчеро идут на работу. Перу.
Города доколумбовской эпохи ставят ряд археологических задач. Увы, сами они сохранили очень мало чего из древних традиций и пережитков, с которыми мы еще сегодня встречаемся в южно-американских деревнях. Это немного напоминает прыжок в тысячелетнюю старину. Вокруг Куско на высоте 3400 метров простираются высогорные плато, «альтоплано». Земля там плодородна, и вот уже более десяти веков ее обрабатывают сохой, а точнее палкой с обожженным для прочности концом, с помощью которой процарапываются неглубокие борозды, не переворачивая верхнего слоя... Этот чинчерский крестьянин «вооружил» острие своей сохи простейшим железным сошником... и это, увы, единственный прогресс.
ДОМ МАЙЯ
Основным типом жилища населения Петенского леса и юкатанской бруссы является дом майя. Прекрасно приспособленный к жаркому и влажному климату тропического леса, за многие века он не претерпел никаких изменений (его скульптурное изображение, взятое в рамку из змеи, имеется на горельефах узмальского храма). Дом очень прост: в основном прямоугольный, он имеет один-два закругленных конца. Его стены сооружены из длинных жердей, воткнутых в землю; в одном месте они прерываются, давая место двери. Венчает его плетеная соломенная крыша. Известно несколько видов этого жилища: так, Например, в окрестностях Кириги в Гондурасе стены сооружаются из сплетенных пальмовых листьев. Окружающая среда в джунглях удушающа. Однако в доме майя дышится легко, поскольку воздух в нем циркулирует беспрепятственно. Сверх того, будучи построенным на насыпи, платформе, а также благодаря дренажу, он сух, а значит, атмосфера в нем здоровая. Всей мебели в доме майя — постланные на полу циновки, стоящие вдоль стен сундуки с бельем и одеждой, а также крюки для гамаков. С полным правом можно сказать, что, попав в Юкатан, мы оказываемся в «гамачной цивилизации». И все же изменения исподволь вносятся в древний дом майя: в Юкатане, например, многие семьи обзавелись... электрической лампочкой. А приподняв циновку, служащую дверью, можно увидеть весело стрекочущую швейную машинку.
ОЗЕРНЫЙ НАРОД
Рыбацкая хижина близ озера Титикака
На берегах лежащего на высоте четырех километров над уровнем моря озера Титикака, что в самом центре Анд, на границе Перу и Боливии, всего несколько лег назад проживал один из своеобразнейших и древнейших народов Земли, индейцы уру. Продовольству ясь собирательством и рыбной ловлей, этот «озерный народ» весьма изобретательно использовал произрастающий там тростник-«тотору». Из «тоторы» уру делали все: и плавучие платформы, на которых жили, и хижины, и лодки, состоявшие из плотно связанных снопов этого камыша и имевшие высоко задранные носы. Да и самым большим лакомством их детей были очищенные от кожицы и нарезанные на небольшие палочки молодые побеги все той же «тоторы»! Увы, последним уру в 1950 году было пo восемьдесят лет. Так что теперь, для того чтобы поплавать перед гостями на камышевых душегубках, туристические агентства нанимают уже других туземцев.
МАЛИНАЛЬКО
Дворцы архаического периода — это, как правило, легкие сооружения, напоминающие собой обыкновенные жилища. В то же самое время их цокольные платформы представляют собой прочные сооружения террасного типа. Вот почему своеобразие Малиналько, так сказать, двойственное: например, главньїй храм высечен из цельной скалы, равно как ведущая к нему лестница и ее перила. Исключение составляет кровля, крытая соломой, как в домах майя.
МАЧУ-ПИКЧУ
Мачу-Пикчу — это инкский город, построенный на высоте 2300 м над уровнем моря посреди Анд. Город-крепость, последний оплот инков, символ их сопротивления. Это дугообразное поселение было окружено высокими ущельями, прорытыми рекой Урубамбой. Верхняя часть дуги была срезана, чтобы дать место центральной эспланаде, вокруг которой поднимались жилые кварталы. Крепостная стена, однако, не представляла собой серьезной преграды для возможных врагов, а потерна (потайной проход в виде галереи), служащая началом «дороги инков», была так плохо замаскирована, что в случае нападения несомненно оказалась бы жертвой вражеских пращников, расположись они на соседнем холме.
Над Мачу-Пикчу возвышается Уайна-Пикчу. На эту вершину ведет лестница, высеченная прямо в горе. Инки сумели обустроить несколько узких террас даже на этом крутом склоне, над самой пропастью, являющейся ложем реки Урубамбы. Похоже, обитатели Мачу-Пикчу являлись не столько воинами и стратегами, сколько трудолюбивыми крестьяна- ми-горцами, отважно возделывавшими землю в наименее гостеприимном месте на земном шаре. В каком-то смысле это был вызов, брошенный человеком природе.
ХРИСТОФОР КОЛУМБ
Свою генуэзскую фамилию «Колумбус» в Испании этот навигатор превратил в «Коломб», а затем в «Колон»... Колон... изатор, явно, желая уточнить смысл своих амбициозных планов, а данное отцом имя «Христофор» толковал, как «Несущий Христа». И итальянец действительно принес слово Христово в Новый свет. Следуя тогдашнему обычаю, Колон, кандидат в морские авантюристы, завел досье. Стремясь убедить возможных судовладельцев, он утверждал, будто у него имелись записи рассказов некоего штурмана, перед смертью указавшего ему путь в Западную Индию, именно тот путь, которым со временем и последовал он, Христофор, отправившись в первое плавание.
Христофор Колумб указывает своим матросам на остров Гу- анаани, первую землю, открытую им на Багамах. Масло XVII в. Испания.
Когда Колон предлагал свои услуги португальским властям, его брат искал поддержки в Англии и Франции. В конце концов навигатор оказался в Кастилии, где его приютили насельцы францисканского монастыря, находившегося в Рабиде, что в нескольких километрах от порта Палос. Ловкий генуэзец сумел добиться аудиенции у королевской четы. 17 апреля в Санта-Фэ были подписаны королевские указы-«капитулярии», в силу которых Колон возводился в сан адмирала Кастилии, вице-короля Новоземельского и получил право на восьмую долю будущих доходов! 12 октября, в пятницу, состоялось открытие первой земли: Гуанаани, как ее называли автохтоны. Адмирал Кастилии ее нарек Сан-Сальвадором!
Итальянец из Генуи Христофор Колумб был сыном своего времени, человеком Ренессанса. Читая рассказы о путешествиях Марко Поло, он снабжал их длинными комментариями. Его заветной мечтой было попасть в Китай... но по морю! Долгие годы Колумб потратил на поиски кораблей и матросов, необходимых для плавания курсом на Запад.