Стычка Английского и Французского флота на озере Онтарио
Ты в ярости слепой поднял оружие против нас
Варвар, враг Новой Франции?
Вы жертва вашей глупости.
И Ваш поступок погубит вас!
Французы давали вам так часто знаки
Своей мощи в бою!
Гордые царьки и самые мощные монархи
Трепещите же от имени его! Вы не трепещете!?
Что? Вы утверждаете, что защититесь от него?
Такая сильная задача для слишком слабых врагов
Любимец Марса, хорошо же, вы узнаете
Как уважать лилии!
Патриотическая песня из Новой Франции написана в 1717 году Raunié, II, 193-95
В июне 1756 г. у англичан на оз. Онтарио было лишь 4 корабля:
- Шхуна Освего (Oswego) – капитан Хаусман Бродли (Housman Housman Broudley), водоизмещение 100 тонн, орудия: четыре – 4-х фунтовых орудия и одно-3-х фунтовых и 10 вертлюг; 45 матросов и солдат.
- Шхуна Онтарио (Ontario) - капитан Джон Ляфори (John Laforey), водоизмещение 100 тонн, орудия: четыре – 4х фунтовых и одно-3-х фунтовое и 10 вертлюг; 45 матросов и солдат.
- Маленькая шхуна (ялик) Шустрый (Lively) - капитан Джаспер Фармер (Jasper Farmer) - сын Джаспера Фармера, торговца из Нью-Йорка - маленькая 14-ти вёсельная шхуна водоизмещением 20 тонн с 6 вертлюгами, 12 мушкетами и экипажем из 6 моряков и 8 солдат.
- Маленькая шхуна (ялик) Джордж (Georg) - капитан Макфун (McPhun) - маленькая 14-ти вёсельная шхуна водоизмещением 20 тонн с 6 вертлюгами (с возможностью увеличения до 12 вертлюг).
Остальные, наиболее сильные корабли «Галифакс», «Лондон» и «Могавк», ещё не были построены и из-за бесконечных атак индейцев и канадцев на плотников верфи в Освего, а также на конвои, движущиеся в Освего из Олбани и Скенектади. Все это активно препятствовало постройке кораблей, а также подвозке военно-морского оборудования и орудий для будущих кораблей.
Размеры и вооружение будущих кораблей:
- Галифакс (Halifax) - шнява[1], водоизмещение 170 тонн, орудия: восемнадцать 6-ти фунтовых орудий и двенадцать вертлюг.
- Лондон (London)– бриг[2], водоизмещение 160 тонн, орудия: шестнадцать 6-ти и 4-х фунтовых орудий, двенадцать вертлюг.
- Могавк (Mohawk) – шлюп, водоизмещение 80 тонн десять 4-х и 3-х фунтовых орудий, двенадцать вертлюг.
По иным сведениям:
- Освего (Oswego) - шхуна[3] с водоизмещением 70 тонн, орудия: десять 4-х и 3-х фунтовых орудий , 10-12 вертлюг.
- Онтарио (Ontario) - шхуна с водоизмещением 70 тонн, орудия: десять 4-х и 3-х фунтовых орудий , 10-12 вертлюг.
- Шустрый (Lively)[4] - капитан Джаспер Фармер (Jasper Farmer) маленькая 14 вёсельная шхуна с водоизмещением 20 тонн, орудия: 6 -8 вертлюг.
- Джордж (Georg), капитан Макфун (McPhun), маленькая 14-вёсельная шхуна с водоизмещением 20 тонн, орудия: 6–8 вертлюг. Маленькие вёсельные шхуны «Джордж» и «Шустрый» называли яликами или так называемыми «Рой галера» (Row Gallies). Термин gallie произошёл от средневекового греческого «галеа». В конце 18 - го века, термин "галера" был в некоторых контекстах, используемых для описания мелких вооружённых орудиями парусно-гребных судов, которые не соответствуют категории классического средиземноморского типа.
По особому желанию губернатора колонии Массачусетс У. Ширли, бывшего на тот момент главнокомандующим британскими войсками в Северной Америке. В качестве лейтенантов на строящиеся в Освего корабли «Галифакс», «Лондон» и «Могавк» были назначены до особого на то распоряжения три бостонских капитана торгового флота - Дж. Фармер (Jasper Farmer), У. Бедлоу (William Bedlow), и капитан Дин (Dean). Эти офицеры прибыли вместе с коммодором Бродли в Освего весной 1756 г. Другие морские офицеры, назначенные на строящиеся корабли, в течение 1756 г. вплоть до капитуляции крепости Освего так и не прибыли.
Поэтому в дальнейшем именно эти офицеры приняли командование построенными судами, за исключением Джаспера Фармера, пленённого французами.
На рисунке изображён английский флот, захваченный французами в Освего 15-го августа 1756 г. Рисунок выполнен Пьер Буше де Ла Брокури (Pierre Boucher de LaBroquerie) в 1757 г. В 1758 картина была захвачена полковником Брэдстрит в Форте Фронтенак.
1-й ряд с лева на право «Галифакс», «Лондон», «Могавк», «Онтарио». 2- й ряд «Освего» и два ялика - «Джордж» и «Шустрый»
Экипажи вновь построенных судов, так же, как и уже действующих, состояли из профессиональных моряков и офицеров британского военно-морского флота, включённых адмиралтейством в списки флота. Капитаном наисильнейшего судна - шнявы «Гали-факс», по приказу адмиралтейства должен был командовать капитан Арчибальд Кеннеди. Кеннеди получив назначение, нанял в Англии моряков для экипажа корабля, так же в его инструкции входило выполнять функции агента для транспортных судов, собираемых на Темзе (Англия) для конвоя в Северную Америку в порт Галифакс. Из Галифакса Арчибальд Кеннеди с своим экипажем направился в Нью-Йорк, откуда планировал направиться в Освего, чтобы принять судно под свою команду. По прибытию в Северную Америку Арчибальд Кеннеди должен был содержать команду корабля за свой счёт до тех пор, пока они не смогут прибыть к месту назначения. Потраченные средства на доставку моряков и их содержание затем должно было быть компенсировано Адмиралтейством. К своему счастью Кеннеди так и не успел принять назначение над бригом «Галифакс», так как британские укрепления на озере пали, и все английские суда были захвачены французами. Узнав об этом, Кеннеди отправился обратно в Англию сразу же, как только смог это сделать, для получения назначения на новый корабль в метрополии.
Капитаном шлюпа «Могавк» был назначен капитан Харрис (Harris) Он, его лейтенант, а так же команда, нанятая им, не приняли судно, так как были задержаны в Кариэн-Плейс, летом 1756 года. Харрис транспортировал орудия для английских судов на озере Онтарио и в связи с многочисленными нападениями индейцев и канадцев на британские конвои был задержан местным комендантом, дабы королевские пушки не попали в руки французов и индейцев, кишевших между Кариэн-Плейс и Освего. После того как Освего пал и корабль «Могавк» был захвачен французами, капитаны Харрис и Кеннеди были задержаны до 1757 года в Северной Америке британским главнокомандующим графом Лаудоном.
Захваченные французами британские корабли числились в списках королевского военно-морского флота до января 1757 года, таким образом, с момента назначения на корабль и до его списания капитан имел право претендовать на получение жалования и соответствующей выслуги. Капитаны Харрис и Кеннеди в дальнейшем требовали выплатить им и экипажам их кораблей, которые они вели на озеро Онтарио, жалование с момента назначения на корабль и до их прибытия в Англию. Харрис так же требовал дополнительное пособие в 4 шилинга в день для компенсаций его трат при прохождении колонии Нью-Йорк.
Шлюпом «Онтарио» командовал капитан Оуэн «Owen», он и капитан Бродли были назначены командовать британскими озёрными судами на озере Онтарио. Но в июне 1755 года коммодор Кеппель командующий британским военно-морским флотом в Северной Америке отозвал Оуэна, назначив его командовать на шлюп «Стервятник» (Vulture) находящегося в заливе Фанди (Новая Шотландия) вместо него на «Онтарио» прибыл Ляфори добровольно выпросивший назначение в эту опасную экспедицию. Таким образом Ляфори не числился капитаном этого судна в британских военно-морских списках будучи временным командиром этого корабля и не получал «капитанскую» выслугу и зарплату Британским флотом командовал лейтенант военно-морского флота Хаусман Бродли (Housman Broudley). Он и лейтенант Ляфори будущий знаменитый британский адмирал[5] были профессиональными британскими моряками, прибывшими в Северную Америку вместе с коммодором Кеппелем в 1754 году, для создания британских морских сил на так называемых «Великих озёрах». С ними прибыл небольшой штат моряков. Остальную часть экипажа для кораблей вербовали в Нью-Йорке и Бостоне из матросов торгового флота, после чего всех их записывали на службу в королевский флот.
Хаусман Бродли был опытный морской офицер, давно ожидавший какого-либо самостоятельного назначения. Лейтенант с 18.05.1745 года. Хаусман Бродли был так же временным капитаном шлюпа «Освего». Весной 1756 года палатой лордов Хаусман Бродли был назначен капитаном большого брига с командой в 110 человек под названием «Ямайка». На то время пока Хаусман не принял команду над кораблём, шлюпом «Ямайка» командовал Сэмюэль Худ (Samuel Hood) будущий британский адмирал, осадивший французский город Тулон в 1793 году. Таким образом, Хаусман Бродли получал денежное вознаграждение в качестве капитана шлюпа «Ямайка» он и лейтенант Ляфори были лишь временно командированы на озеро Онтарио.
В соответствии со штатным расписанием на британских кораблях должен был иметься корабельный врач. На июнь 1756 года у коммодора Бродли не было ни одного корабельного хирурга, в связи с этим Бродли нанял Джеймса Кирклэнда (James Kirkland) в качестве хирурга выдав ему ордер на уход за больными моряками. Хирург нанимался с его собственными медицинскими препаратами. В дальнейшем Кирклэнд был взят в плен французами при капитуляции Освего, и отправлен во Францию. В мае 1757 года Кирклэнд был отпущен в Англию на «слове чести» это была обычная практика в 18-м веке отпустить офицеров противника домой на «слове чести», с офицера бралась клятва, что он не будет участвовать в военных действиях до тех пор, пока он не будет обменён на равноценного офицера. Так же противник мог в любой момент потребовать от пленного офицера вернуться обратно, и по первому требованию пленный должен был незамедлительно вернуться. Аналогичным образом если пленные офицеры давали слово чести не делать попыток к бегству или шпионажу, то им позволялось свободно жить в том городе, где их разместили. Офицеры могли снимать комнату у жителей, заниматься своими делами, не находясь непосредственно в тюрьме со своими менее удачливыми солдатами. Джеймс Кирклэнд, отпущенный под честное слово в мае 1757 года, вскоре в июле 1757 года был обменен на второго хирурга с французского военного корабля Алсид (Alcide), взятого в плен в 1755 году возле берегов Канады. В дальнейшем Кирклэнд претендовал на денежную плату с момента принятия его на королевскую службу и до июля 1757 года, когда в отношении него был произведён обмен в соответствии со всеми правилам войны, а так же на компенсацию утраченных им в результате действий французов медицинских препаратов.
Помимо королевских моряков, принятых на службу коммодором Бродли, в экипажах кораблей также присутствовали плотники и матросы, принятые на службу Уильямом Ширли. Их служба оплачивалась отдельно и они заключали контракт, как правило, на некоторый срок - обычно до конца военной компании. Расчёт с плотниками и гражданскими моряками, взятыми в плен французами, в дальнейшем, растянулся почти на 10 лет, так как они не числились в списках военно-морского флота.
18-го июня два 10-пушечника «Онтарио» и «Освего» в сопровождении шхуны «Шустрый» вышли из форта Освего с целью перехвата французских конвоев, движущихся из форта Фронтенак в Ниагару. Это был второй «морской» поход британцев в 1756 г. до этого капитан Бродли на шлюпе «Освего» в сопровождении одной из маленьких шхун пытался достичь французского форта Ниагара, но после 12-дневной борьбы с противоположным ветром был вынужден вернуться ранним утром 17-го июня обратно в Освего (Бродли жаловался на то, что его корабли делали лишь 1 милю в час из-за противоположного ветра). На этот раз перед британцами стояла аналогичная задача - курсировать вдоль северного берега Онтарио на пути обычного маршрута французов и перехватывать французские конвои и торговцев.
23-го июня из Освего вышел так же второй небольшой флот, состоящий из оставшейся шхуны «Джордж» и 8-ми плоскодонных лодок, рассчитанных на 16 человек каждая, их целью было достижение места, называемого «тысяча островов». Это - архипелаг островов, тянущихся по реке Св. Лаврентия от ее истока и до форта Фронтенак, протяжённостью около 80 км. Путь от Монреаля в Канаде до Фронтенака французы всегда проделывали на каноэ или плоскодонных лодках, так как река Св. Лаврентия выше города Монреаль не судоходна и порожиста, корабли здесь провести было нельзя. Британцы предполагали устроить засаду на французские «лодочные» конвои на одном из островов попытаться взять пленных, а также провести разведку французского форта Фронтенак.
27-го июня в 3 часа утра эскадра коммодора Бродли находилась приблизительно в 22 лигах от Освего по направлению W. N. W. [6]. Ветер был западным. Бродли находясь на шлюпе «Освего» заметил два паруса в N. W. четверти,[7] спускающихся на британцев. Бродли поднял флаг для «Онтарио» с приказом преследовать их курсом S.E.S ветром W.S.W идя на сближение с неприятелем. Однако уже через 15 минут (в 4 утра) было замечено
еще 2 паруса, шедших тем же курсом. Это были «Луиза» и «Виктор», также уверенно сближающихся с британцами. Первые два судна, будучи приблизительно в 2/3 мили, обстенили[8] их главные топсели[9]. Идущий первым «Маркиз де Водрей» поднял белый флаг на передней, самой верхней мачте (фок мачта) и сделал 2 выстрела к подветренной стороне,[10] этим сигналом ля Форс дал команду кормовым судам «Луизе» и «Виктору» прибавить паруса, соединится с ним и встать рядом с ним непосредственно по ветру. Во Франции до свержения королевской династии королевским флагом было белое знамя с золотыми лилиями. На королевских кораблях было предписано поднимать белый флаг, это было связано с религиозными войнами охвативших Францию в конце 16-го начала 17-х веков. Белый флаг без каких-либо украшений, символизировал чистоту, и вскоре стал символом королевской власти. В торжественных случаях, или в случаях если на борту корабля присутствовал принц королевской крови, то поднимался белый флаг с расшитыми золотыми лилиями на нём. Подняв белый флаг, ля Форс… [… обрыв…]
[1] Шнявы имели две мачты с прямыми парусами и бушприт, стаксель и кливер. Также шнявы имели третью мачту (так называемую шняв-мачту, трисель-мачту), стоящую непосредственно вплотную за грот-мачтой с небольшим зазором, на которой несли трисель с гиком, прошнурованный передней шкаториной к этой мачте. Иногда эта мачта заменялась специальным тросом (джек-штагом), к которому кольцами присоединялась шкаторина паруса. Военные шнявы вооружались 12-18 пушками малого калибра. Среднее водоизмещение шнявы было около 150 тонн, длина 25-30 метров, ширина 6-8 метров, экипаж до 80 человек.
[2] Бриг - двухмачтовое судно, имеющее от 6 до 24 орудий, с прямым парусным вооружением фок-мачты и грот-мачты, но с одним косым гафельным парусом на гроте - грота-гаф-триселем.
[3] Шлюп в английском флоте середины 18-го века - судно вспомогательного назначения, как правило, без офицера. Под шлюпом могли подразумевать как бриг, так и шхуну, так и любое другое судно. В данном случае под шлюпом подразумевался классический крупный тендер. Тендеры «Онтарио» и «Освего» были одномачтовые суда с косым парусным вооружением, имеющим одну мачту и бушприт, на которые ставились грот, стаксель и два кливера. В парусном военном флоте тендер– был самый малый корабль, водоизмещением обычно в 50−60 тонн, вооружённый 10−12 пушками небольшого калибра. Тендер обладает высокой скоростью хода и имеет не глубокую осадку. При строительстве тендеров в 1755 году бухта в Освего не была достаточно изучена и считалась мелководной, что и было учтено при строительстве первых английских кораблей на озере Онтарио. На следующий год изучив глубину бухты в Освего британцы заложили гораздо более мощные суда. Французы имели гораздо более глубоководную бухту в Фронтенаке и, соответственно, изначально могли позволить себе строительство более мощного судна.
[4] Lively переводиться как шустрый, быстрый, живой, весёлый, свежий.
[5] Джон Ляфори (John Laforey) 1729 - 1796 родился в известной семье французских гугенотов, которая бежала в Англию в 1690 - х годах. Члены этой семьи стали видными военными фигурами, в принявшей их стране. В 1748 году Джон Ляфори стал лейтенантом в Королевском флоте. Семь лет спустя, в 1755 г., Ляфори лично просил коммодора Августа Кеппеля о назначении его командующим (commander) на новые корабли, строящиеся на озере Онтарио. 24 мая Ляфори получил временный разряд командующего на шлюп «Онтарио». Для Ляфори это было первым самостоятельным назначением в качестве капитана корабля, в действительности капитаном корабля был Оуэн, но он никогда не прибывал на озеро Онтарио для того что бы принять команду шлюпом. Ляфори был временным капитаном шлюпа «Онтарио», в декабре 1756 года Ляфори, вернувшийся из французского плена получил в команду новый 10-ти пушечный шлюп «Хантер» (Hunter), который он привёл в Северную Америку в Галифакс. Три года спустя Ляфори отличился при осаде крепости Луисбург в Канаде. Во главе небольшого отряда моряков и морских пехотинцев он на лодках проник в гавань, где им был сожжён один французский линейный корабль и ещё один захвачен. В дальнейшем Ляфори дослужился до адмирала. Весь его служебный путь пролёг в Вест-Индии и на берегах Северной Америки.
[6] Здесь и далее координаты даются в соответствии с морской терминологией N(север) W(запад), E(восток), S (юг), таким образом, координаты W. N. W. означают Запад-Северо-Запад.
[7] Старая румбовая система основана на делении горизонта на 32 румба (1 румб =11 ¼ градуса) из них четыре главных (N, S, Ost, W), четыре четвертных (NO, SO, SW, NW), делящих каждую четверть горизонта пополам, восемь промежуточных (NNO, ONO, OSO, SSO, SSW, WSW, WNW, NNW), являющихся средними направлениями между главными и четвертными, и шестнадцать, являющихся промежуточными между рассмотренными выше 16-ти румбами. Название последних 16 румбов составляется из букв ближайшего главного или четвертного румба с прибавлением слова «тэнь» (искаженное произношение голландского предлога «к»), обозначаемого буквой и буквы главного румба, в сторону которого данный промежуточный румб направлен (например, NtO, NOtN и т. д.).
[8] Обстенить паруса - положить их на стеньгу, т. е. обрасопить так, чтобы ветер дул в их переднюю сторону и тем самым прижимал их на стеньгу. При этом положении парусов судно будет иметь задний ход. К такому маневру на парусных судах прибегают преимущественно тогда, когда надо быстро прекратить движение судна вперед.
[9] Косой парус треугольной или трапециевидной формы, поднимаемый над другим парусом.
[10] Подветренная сторона. Если судно идет правым галсом, то левая его сторона называется подветренной и обратно.