Ткани из шерсти альпаки и маски из перьев
Длинные листъя-«магуэйя» несколько суток вымачивались в воде, после чего от них оставались только длинные и прочные волокна, которые вычесывали и красили, чтобы затеи изготовить из них крепкую ткань. Эта обработка напоминает то, как поступали с коноплей в Европе.
Использовавшие незайтеливые приспособления американские индейцы являли чудеса творчества и изобретательности. Размоченная и хорошо промешанная глина набивалась в деревянные ящички, из чего получались кирпичи-«адобы», которые не обжигали, а сушили на солнце. Из глины же делали горшки и прочие емкости, необходимые на кухне.
Город Митла. На таком примитивном ткацком «станке» можно было изготовлять лишь узкие полосы ткани. Более или менее тщательно сшитые, они представляли собой наряд, о котором ткачиха скорее всего и не помышляла.
Другие ремесленники трудились с растительным волокном. Они ткали ткани из хлопка, доставлявшегося из жаркого тропического края, примыкающего к Мексиканскому заливу. Ткани более грубые и прочные делались из толстого волокна различных агав, таких, например, как «магуэй», сисаль и эннекен. Отменными ткачами считались мишетеки, жившие в окрестностях Митлы.
Тонкая работа с перьями, из которых делаются переливающиеся всеми цветами радуги украшения, требует применения нескольких технологий. Люди слева варят клей из смолы гевеи. (Каучук, добываемый из гевей методом нанесения надрезов, был известен ольмекам еще в 1000 году до н. э.). Человек в центре изготовляет каркас из тростника или веток деревьев легких пород; он же сортирует перья. Мастер справа приступил к подбору перьев, которые тут же наклеивает па каркас. Так делаются украшения, маски, короны и даже настоящие перьевые мозаики.
Охотник с Миссури, текущей по травянистым долина и Запада, занят изображением па растянутой шкуре бизона своих подвигов. Индианка скребком чистит еще какую-то шкуру, которая, вероятно, пойдет па создание очередного шедевра.
Ткани делались на «перекладинах» (до ткацких станков было еще далеко), которые или привязывались веревкой к дереву или вешались на колья. На эти устройства натягивалась основа. С помощью деревянного челнока ткач пропускал через нее нить утка. В результате этой работы получалось узкое полотнище, размер которого был ограничен размахом рук мастера. Узоры на тканях были очень просты: разноцветные прямые и косые линии, «птички» в виде латинской буквы «V»
Чтобы получить большое полотнище, индейцы сшивали несколько узких полос ткани. Когда рисунки на них не совпадали, образовывались орнаменты более сложные, например, ромбы и «греческие» меандры. Эти мотивы, возникшие волею случая, могли затем воспроизводиться намеренно.
Помимо волокна агавы в дело шла шерстяная пряжа. Шерсть получали как от домашних лам, так и от диких викуней. Толстую и теплую ткань делали из шерсти альпаки, одомашненного гуанако.
Вот оригинальное, но далеко не всем доступное, занятие! Этот амазонский индеец, житель одного из протоков Мараньон, решил выдрессировать каймана. Его задача — убедить шестиметрового крокодила в том, что лягушки вкуснее человечины.