V. Инка Рока, или Стремление к величию
Шестого правителя Тауантинсуйу – Инку Рока – ничто не волновало столь сильно, как культ его собственного величия и исключительности. Теоретическому обоснованию и насаждению этого культа он уделял все свое внимание. Именно поэтому период правления шестого короля Куско можно определить как эпоху поисков абсолютного величия.
Инка Рока чрезвычайно пестовал свое величие. Как никто иной из его предшественников, он требовал от подданных, чтобы они как можно более красноречиво демонстрировали ему свое почитание. Он полностью сосредоточился на собственной персоне, на своем величии. Только величие Рока любил в полном смысле этого слова. Впрочем, любил он также и роскошь, дворцовое великолепие, бывшее атрибутом и отражением его величия. Поэтому он устраивал большие приемы и возлияния. И даже жен у него было больше, чем у предыдущих Инков.
Однако всем увеселениям, всем женщинам и всем бесконечным попойкам он предпочитал культ собственной персоны. Именно он первым из владык Тауантинсуйу стал требовать, чтобы Инкам уже при жизни оказывались такие же почести, какие воздавались одним лишь богам. Рока также первым стал требовать, чтобы «граждане» его империи представали пред своим повелителем, склонив голову или же на коленях, чтобы они были босы и обращались к владыке тихим, покорным голосом.
Чтобы подчеркнуть исключительность владык Тауантинсуйу, бывших благодаря Манко Капаку прямыми потомками Инти – бога‑Солнца, Инка Рока чрезвычайно возвеличивал Солнце, своего великого предка. Следуя этой логике, он подавлял и должен был подавлять поклонение богу‑творцу Виракоче, почитаемому в ряде областей Перу как верховное божество.
Помимо всего прочего, Рока явился создателем уникального института инков – так называемой «панаки». Все потомки Инков принадлежали к одному королевскому роду – капак айлью. Кроме того, со времени правления Рока потомки каждого из умерших Инков относились к роду этого Инки. Эти родовые объединения кровных родственников умерших владык – «панаки» – обязаны были заботиться о мертвом предке, об усопшем и ныне мумифицированном владыке. Так, они должны были кормить его мумию, одевать ее, устраивать для нее празднества, нанимать для мумии слуг, следить за домом, в котором находится мумия, и так далее. Первым, кто создал эти панаки, кто стал культивировать поклонение умершим владыкам, их обожествление, был Рока. Так, например, он категорически наказал одному из своих сыновей, чтобы тот после его смерти заботился о его мумии, кормил ее, одевал и развлекал.
Рока, который придавал столь большое значение тому, кто и как будет ему прислуживать после смерти, и голова которого была занята тем, что станется с его мумией, уделял чрезвычайно мало внимания такому важнейшему для империи вопросу, как обеспечение ее безопасности и независимости. Между тем у Тауантинсуйу все еще и теперь было немало врагов. Вблизи ее границ точили мечи опасные и могущественные чанки, с которыми несколько позже империя сразится в роковой битве; она будет иметь для нее решающее значение.
Вместо правящего Инки дело защиты империи, а также руководство военными походами за ее границами, то есть военной экспансией «сыновей Солнца», взяли в свои руки другие члены королевской семьи. Одаренные воины, хорошие стратеги и тактики, они твердо верили в историческую миссию своего рода, своего народа. Они были одержимы воинствующим национализмом инков, у истоков которого стоял дед Рока – Майта Капак.
В истории империи особенно прославились два полководца, впоследствии также преданно служившие и преемникам Рока, – это генералы Викакирао и Апо Майта. Так, Апо Майта от имени Рока подавил большой мятеж индейцев маска, во главе которого стоял их военачальник Уаси Уакоу. Впоследствии пленного Уаси Уакоу генерал Апо Майта в составе торжественной процессии доставил в Куско, с тем чтобы там его, побежденного, продемонстрировать жителям столицы империи, а заодно предостеречь других потенциальных врагов Тауантинсуйу: так случится с каждым, кто осмелится противопоставить себя военной мощи крепнущего государства «сыновей Солнца».
Триумфальный прием, оказанный инкским народом в Куско своим победоносным войскам, очень напоминает то, как встречали своих доблестных полководцев и их легионы жители античного Рима. Вместе с тем это является несомненным подтверждением того, сколь высоко и сильно уже тогда, во времена Рока, полыхал огонь национализма инков и сколь глубоко – даже у рядовых граждан государства инков – укоренилась убежденность в исторической миссии их народа, в абсолютной правомерности завоевательных походов, территориальной экспансии их империи.
Завоевательные походы за пределы Тауантинсуиу следовали один за другим. Так, были покорены не принадлежавшие до этого инкам города Муйна и Пинауа. В военных операциях инков участвовали и индейцы из крупных племен капа и канса. Генералы инков, видимо, уже заранее готовились к предстоящим сражениям с воинственными чанками, более чем кто‑либо препятствовавшими реализации стремлений «сыновей Солнца» к господству над обширными просторами Центральных Анд.
В то время как Апо Майта и генерал Викакирао вместе с другими офицерами, а также многочисленными соединениями вооруженных сил бдительно стояли на страже государства, а нередко и проливали свою кровь на полях сражений в Андах, Инка Рока по‑прежнему предавался поискам максимального величия, с не меньшим усердием наслаждался он упоительной праздностью и роскошью.
Владыка распорядился построить для себя в Куско новый великолепный дворец, назвав его Коракора. По соседству с ним он приказал построить и первую в империи школу, предназначенную для привилегированного сословия. Эта школа представляла собой некое подобие университета инков – «ячауаси» (буквально: «дом образования»), в котором сыновья Инки, а также другие представители господствующего класса должны были получать все необходимые знания, учиться искусству управления. Изучая историю и религию, а также легенды о «сыновьях Солнца», они должны были утверждаться в представлении об исключительности своего рода.
Теоретик и практик величия и исключительности Инков, создатель первого учебного заведения для знати Куско, создатель дворца Коракора‑Инка Рока дожил до весьма почтенного возраста. Как утверждают, он правил своим народом на протяжении целых 60 лет. Своим преемникам он оставил в наследство империю, территория которой значительно увеличилась в результате завоевательных походов его талантливых генералов. Помимо необычного титула «Инка», Инка Рока оставил прежде всего разработанное во всех деталях учение об исключительности, прямо‑таки сверхъестественном величии Инков, – учение, которое могло стать, и действительно стало во время правления Пачакути, философской основой захватнических устремлений инков.