Вооружение
Вторжение испанцев в Чили превратило мапуче в настоящих воинов. Прежде они редко совершали нападения на соседние племена, сводя время от времени счеты по разным поводам, чаще из невозможности разрешить спор на равных условиях.
Вторжение испанцев означало для индейцев утрату территории, порабощение и эксплуатацию. Это вызвало естественную необходимость защитить себя. Другого выбора не было: или покориться, или отстоять свою свободу и свой образ жизни. Мапуче выбрали свободу и приготовились к вооруженному сопротивлению. Борьба была неравной хотя бы уже потому, что вооружение сторон практически было несравнимо. Оружие индейцев было примитивным, у них не было лошадей. И тем не менее они сумели отразить натиск хорошо обученных войск, предводимых профессиональными военными.
Вдохновляющим оружием индейцев был токи, предводитель, которому они беспрекословно повиновались. Но безоговорочное повиновение имело и отрицательную сторону: гибель токи во время боя порождала разброд и смятение среди мапуче; не было никого другого, кто мог бы немедленно заменить его. Поэтому в бою испанцы в первую очередь стремились поразить токи, который, кстати, всегда был впереди войска.
Лишь Кауполикан, организовавший войско мапуче на новый манер, предусмотрел институт заместителей, которые в случае смерти командира вставали на его место.
Оружие мапуче, достаточное для внутренних стычек между ними, не шло ни в какое сравнение с оружием конкистадоров.
Как известно, лук является одним из древнейших видов оружия человека; был он на вооружении и у мапуче. Индейцы Чили имели лук двух типов: маленький, предназначенный исключительно для охоты, и большой — для военных целей. Для изготовления лука применялось дерево твердое, но гибкое. Тетива плелась из волокон растений, кожа для этих целей не употреблялась: размокнув под дождем, кожаная тетива обвисала, чего не случалось с растительными волокнами. Позже индейцы начали додать тетиву из конского волоса. Испанцам, кстати, не удавалось натягивать тетиву лука так, как это делали маруче.
Лук должен был быть хорошо сработанным. Дерево без трещин и других, даже мелких дефектов, подобранное для изготовления лука, в течение нескольких дней отмачивалось в воде. Древко постепенно, терпеливо сгибали, придавая ему нужную конфигурацию. К материалу для стрел предъявлялись еще более строгие требования: они должны были быть хорошо отполированы, идеально прямые, вес их должен был быть таким, чтобы при выстреле стрела не ушла в сторону. Дерево для стрел коптили для придания ему твердости. Конец стрелы оттачивался и шлифовался. Иногда на него насаживали заточенную кость. Иногда кончик стрелы смазывался ядом.
Из лука можно было стрелять на расстоянии 120 метров с высокой точностью попадания. Колчан или узкую Корзинку из конского волоса примерно для 50 стрел носили на спине. Стрелу доставали через плечо с удивительной быстротой. По свидетельствам очевидцев, индейцы могли сделать—с оптимальной точностью — до 10 выстрелов в минуту.
Копье, «уаке», как и лук, позволяет атаковать противника на значительном расстоянии. В руках мапуче это было грозное оружие, которое сыграло большую роль в их борьбе с завоевателями. Копье заменяло лук, когда индеец видел, что лук уже бесполезен. Копье было эффективно особенно в схватках с кавалерией, его умелое применение делало конницу практически небоеспособной. Изготовляли копье из дерева «колигуэ», упругого и легкого. Реже употребляли для этой цели другие породы деревьев.
В течение некоторого времени с целью придания дереву прочности его натягивали между балками в хижине над очагом. Дерево делалось настолько твердым, что его невозможно было обрабатывать обычным инструментом. Кроме того, насаживали наконечник из кости или камня, чтобы сделать его более эффективным. Атаки индейцев, вооруженных копьями, почти всегда обращали испанцев в бегство. Токи Калигуала, метнув копье, убил знаменитого Альфонсо Санчеса. При этом копье пронзило кожаный щит, кольчугу, находившуюся под ней кожаную защитную одежду и вышло.
Когда же у индейцев появилась конница, попытки испанцев завоевать Арауко провалились окончательно. Индейцы оказались превосходными наездниками. В боях они брали уздечку в зубы, освободив обе руки для метания копья.
С большим эффектом применялась «макана», палица. Длина палиц, которые изготовляли из особо твердых сортов дерева, была больше метра, узкая с одного конца и с утолщением на другом. Быстро вращая ее, индейцы наносили ею удары, которыми разбивали шлемы испанцев.
Из камней (обычно двух-трех), обернутых кожей и связанных вместе веревками, делались болеадорас. Одна веревка была короче другой, свободно свисающей. Метатель вращал болеадорас, держа в руке этот свисающий конец. Брошенная болеадора летела, вращаясь в воздухе. Траектория ее полета по кругу — до двух метров, поэтому любое препятствие в этих пределах она поражала с большой силой. Против болеадорас практически не было защиты, применяли их преимущественно против лошадей, стреноживая их на всем скаку во время атаки. Лошадь замертво падала, увлекая за собой всадника.
Лассо использовалось для захвата всадников в разгар боя, мапуче управляли им очень ловко. Делали лассо из эластичных волокон. Испанцы панически боялись лассо.
Широко применялась мапуче праща. Праща, плетенная из волокон, представляла собой гнездо, в которое помещался камень. С двух сторон пращи свисали концы веревок длиной до метра. Один конец обертывался вокруг руки для закрепления пращи, второй конец — для раскручивания веревки. Когда вращение достигало определенной силы, второй конец соскальзывал с руки, камень вылетал из гнезда и поражал объект. Как правило, удар пращи был смертелен. В бою в крайних случаях мапуче прибегали к любой палке или камню, которые в руках индейца превращались в настоящее оружие.
Для защиты мапуче не пользовались щитами, считая, что они сковывают движения и неэффективны против огнестрельного оружия.
Мапуче хорошо знали такую военную хитрость, как маскировка, заключавшуюся в том, что они обряжались в звериные шкуры, обычно в овечьи: таким образом им не раз удавалось незамеченными приблизиться к испанским фортам.
Индейцы предпочитали сражаться раздетыми, покрыв тела черной и красной красками, чтобы сделать неясными очертания фигуры, а также внушить страх и атакующим, и лошадям.
Из всего оружия, применяемого испанцами, индейцы больше всего опасались сабли всадника в открытом поле. Сами же мапуче не пользовались саблей, предпочитая ей копье.