Возникновение национального вопроса
Условия Парижского мирного договора 1763 г. окончательно закрепили в Северной Америке результаты Семилетней войны, а в память о сражении, происшедшем на равнине Авраама и стоившем жизни обоим полководцам, в Квебеке был сооружен обелиск с надписью: «Доблесть принесла им общую смерть, история — общую славу, а потомки — общий памятник». Слова, по-видимому, символизировали мир и гармонию, которые будто бы воцарились в Канаде с приходом англичан. Однако на деле с установлением английского колониального господства в стране возник национальный вопрос, связанный с судьбой населения французского происхождения, который не решен и поныне1.
Новые хозяева колонии стремились добиться прежде всего беспрекословной покорности франкоканадского населения. Англичане взяли курс на сохранение существовавшей в Канаде системы феодального подчинения и эксплуатации, т. е. на союз со старым господствующим классом. В связи с жалобами сеньоров на абитанов немедленно были изданы многочисленные приказы, предписывавшие уплату всех сеньориальных повинностей в звонкой монете, причем под страхом самых суровых показаний, вплоть до лишения земли.
Новые власти потребовали также, чтобы крестьяне попрежнему несли воинскую службу в ополчении. От нее освобождались только духовенство, сеньоры и новые владельцы феодальных поместий — англичане. Крестьяне должны были выполнять многочисленные и обременительные обязанности по ремонту и расчистке дорог, заготовке дров для нужд военных гарнизонов, поставке провизии войскам. За отказ они подвергались строжайшим наказаниям.
Канадские сеньоры и католическое духовенство немедленно проявили полную готовность сотрудничать с завоевателями в интересах сохранения своего материального благополучия и престижа. Что же касается основной массы колонистов, то к режиму англичан она отнеслась совсем иначе. Известны случаи недовольства франкоканадских абитанов из-за привлечения их к выполнению бесплатных работ на дорогах, перевозок поставок зерна и дров гарнизонам. Когда английские власти попытались навербовать волонтеров из крестьян и горожан для борьбы с восставшими индейцами под руководством Понтиака, эти попытки окончились провалом. Политика пассивного сопротивления английскому господству уже на самом начальном этапе приобрела национальную окраску, ибо франкоканадской массе противостояли теперь наряду с прежними новые эксплуататоры — английского происхождения.
7 октября 1763 г. Георг III обнародовал прокламацию об образовании колонии Квебек. Этим документом фиксировались основы английского колониального режима в Канаде2. Согласно прокламации, юго-восточные районы бывшей Новой Франции передавались английской колонии Новая Шотландия, к Ньюфаундленду переходили Лабрадор и прилегающие острова, а земли, расположенные к западу от реки Оттавы, были объявлены индейской резервацией. Расчленяя таким образом территорию Квебека, власти преследовали вполне определенную цель — ограничить возможности расширения и роста франкоканадских поселений, предотвратить выступления туземцев, чье отчаянное сопротивление так напугало колонизаторов, и создать гигантский заповедник для неравноправной торговли белых с коренным населением Северной Америки.
В Квебеке организовывалось колониальное правительство в составе губернатора и 12 назначаемых им советников. Губернатор пользовался в колонии безраздельной властью. Он имел право создавать гражданские и уголовные суды, делать земельные пожалования, производить назначения на высшие гражданские и церковные должности, распоряжаться казной, набирать ополчение и даже вести войну против «врагов, пиратов и бунтовщиков». Губернатор должен был всячески поддерживать протестантскую церковь, покровительствовать представителям деловых кругов метрополии, заботиться о защите интересов империи.
На Квебек распространялось действие английских законов и судебной системы. На должности мировых судей могли назначаться только протестанты (99% населения Квебека были католиками!). Официальным языком становился английский, что рождало для франкоканадцев, не знавших чужого языка и законов, огромные трудности. Прокламация 1763 г. провозглашала для местного населения свободу вероисповедания и разрешала деятельность римско-католической церкви «в пределах, допускаемых законами Великобритании». Это вовсе не означало подлинного религиозного равенства. Уже то, что католики лишались политических прав и возможности занимать общественные должности, ставило франкоканадцев в неравное положение с протестантами-англичанами.
Прокламация 1763 г. не изменила существа феодального землевладения. Все феодальные наделы нужно было лишь заново зарегистрировать. Система новых земельных пожалований на основе так называемой квитренты, по существу, также носила феодальный характер, ибо твердое денежное выражение квитренты устанавливалось безотносительно к рыночной стоимости земли. Предполагалось, что пожалования будут делаться из расчета 100 акров на главу семьи и по 50 на каждого ее члена. Демобилизованные английские солдаты и офицеры могли получить участки от 50 акров до 5 тыс. (в зависимости от ранга). Таким образом преследовалась одна цель — ускорить английскую колонизацию. Англичане, особенно чиновники, приобретали земли, вовсе не предполагая их осваивать, а исключительно ради спекуляции. Они охотно скупали даже феодальные сеньории обедневших или уехавших из страны владельцев.
В сфере коммерческой деятельности английские власти ввели систему пошлин и налогов в пользу короны, помимо тех, что взимались при французском господстве. Особенно ревностно метрополия охраняла свою монополию на производство и продажу спиртных напитков (под видом заботы о здоровье индейцев и бодрости духа солдат). В то же время снимались всякие ограничения на торговлю с индейцами. Требовалось лишь получить лицензию от властей.
Как и во время военной оккупации, на население колонии налагались всевозможные трудовые и прочие повинности. Жизнь каждого колониста подвергалась мелочной регламентации, вплоть до определения порядка езды на лошадях и очистки дымоходов.
Как видим, Великобритания стремилась прежде всего «расфранцузить» Канаду. Колониальные власти предоставили франкоканадцам практически единственное «право» — принести присягу на верность новому монарху, а в случае отказа — покинуть страну. Однако лишь 270 человек из 63 тыс. уехали из Квебека. Это были некоторые сеньоры, деятели старой администрации, состоятельные люди, связанные с прежней метрополией. Подавляющее большинство населения осталось.
Завоевание привело к важным изменениям в общественной структуре колонии. В Квебек устремились английские чиновники, торговцы, предприниматели. И хотя английское население росло не так быстро, как предполагали колониальные власти, до начала войны за независимость североамериканских колоний оно составляло 400—600 человек.
В числе первых чиновников в Канаду приезжали зачастую абсолютно некомпетентные люди, просто купившие себе должности или же скомпрометировавшие себя в метрополии. Они не знали французского языка, законов и обычаев, по которым жило местное население. Что касается английских торговцев и предпринимателей, то они были заинтересованы прежде всего в меховой торговле и в течение первых лет прибрали к рукам практически всю внешнюю оптовую торговлю, значительную часть пушной торговли и имевшиеся в Канаде промышленные предприятия.
Стремясь добиться привилегированного положения в хозяйственной и политической жизни колонии, английское меньшинство выступило поборником скорейшего «обангличанивания» провинции. Англичан в Квебеке не устраивали даже малейшие уступки верхушке франкоканадского общества. Все это вызвало вполне естественное желание франкоканадцев не позволить «новым согражданам низвести их до положения рабов» 3. В многочисленных петициях на имя английского короля они требовали равноправия при получении общественных должностей, в торговле, а также ведения гражданского судопроизводства на французском языке.
Растущее недовольство франкоканадцев на фоне разгорающейся освободительной борьбы жителей старых североамериканских колоний вынудило метрополию отказаться от политики быстрого «расфранцуживания» Канады, проявить определенную гибкость и уступчивость в канадских делах. Несколько сотен английских жителей, многие из которых уже были заражены идеями зреющей американской революции, не могли стать надежной опорой колониального режима. Гораздо важнее было обеспечить лояльность французского большинства, завоевать на свою сторопу симпатии католического духовенства и сеньоров.
«Троянская» суть политики Великобритании в Канаде заключалась в том, чтобы использовать северную колонию в качестве оплота британского владычества в борьбе против ее восстающих на юге 13 колоний.
В результате английский парламент в июне 1774 г. принял Квебекский акт, утвердивший новое административное и конституционное устройство Канады. Квебекский акт определил новые границы провинции Квебек, в которую вошла теперь огромная территория, в том числе долина реки Св. Лаврентия, Великие озера и южные земли вплоть до рек Огайо и Миссисипи. Отодвигая границы колонии на юг и запад, английские власти стремились предотвратить заселение этого района выходцами из своих южных колоний.
Квебекский акт возвращал католической церкви права на сбор церковной десятины с верующих католиков (последним предоставлялось право занимать общественные должности), восстанавливал французское гражданское право и подтверждал существование прежней сеньориальной системы землевладения с сохранением всех прав и привилегий сеньоров по отношению к держателям земли.
Английская система землепользования — фригольд (или свободное держание) объявлялась возможной альтернативой для вновь пожалованных и осваиваемых земель. Акт сохранял в колонии действие английского уголовного права, но отвергал неприкосновенность личности и выборные институты. Вся власть в колонии принадлежала генерал-губернатору. В качестве совещательного органа при губернаторе создавался Законодательный совет.
Как справедливо полагает американский историк-марксист Г. Аптекер, Квебекский акт, «утроив территорию провинции Квебек за счет северо-западных районов тринадцати колоний, сохранив полуфеодальную систему землевладения, отказав в системе представительного правления и расширив область, на которую распространялась власть государственной римско-католической церкви, привел к тому, что «кастрированные» колонии оказались окруженными пустыней реакционных институтов»4. Это обстоятельство и подтолкнуло колонистов-патриотов начать вооруженное восстание против метрополии.