Возраст культур
Нынешнее состояние археологического изучения древних культур Колумбии не дает еще достоверных данных для определения времени существования этих культур, к которым относятся изделия, публикуемые в книге.
Методом так называемого углеродного анализа С14[1] образцов органических материалов, найденных в разных частях страны, были получены очень важные данные о процессе эволюции техники индейских культур, процветавшей на территории Колумбии. Одновременно стало возможным точно установить самую древнюю дату существования доколумбова человека в этой части Америки — 11 000 лет до н.э., в частности в боготинской равнине. В некоторых районах было установлено длительное существование основных элементов этих культур, начиная с дохристианской эпохи и кончая кануном прихода европейских завоевателей. Это наблюдается в зоне Сан-Агустин и других районах верховьев Магдалены, особенно в местах, служивших культовыми центрами погребального характера.
Самые древние археологические слои — это Эль Абра, Тибуто и Текондама (боготинская саванна), их возраст — от 11000 до 8000 лет до н. э.; Пуэрто-Ормига (Боливар) и Сан-Агустин, 1-я фаза (Уила) — от 3000 до 3100 лет до н. э; Барловсито и Канапоте (Боливар) — от 2000 до 1500 лет до и. э.; Калима (Вальс), Тумако (Нариньо) и Сан-Агустин, Меситас Инферьер (Уила) — 1 тыс. до н. э.
Начиная с глубокой древности доколумбовы культуры вступают в период всестороннего роста, обусловленного развитием земледелия. Некоторые из них достигают истинного расцвета между V и X веками нашего времени, что проявляется в искусстве, политической организации и религиозных воззрениях. Об этом свидетельствуют скульптура Сан-Агустина, керамика и ювелирные изделия Кимбайи, поселения городского типа в отрогах Сьерра-Невады в Сайта-Марта, погребальные сооружения в Тьеррадентро, государственное устройство и религиозный пантеон муисков Кундинамарки и Бояки, не говоря уже о многих других проявлениях доиспанских культур.
Эта развитая культура стала значительно отличаться от прежней, бытовавшей в то время, когда группы людей перемещались с одного места на другое, занимались охотой, рыбной ловлей и собирательством и не знали земледелия. Кочевой образ жизни, которого все еще придерживаются некоторые индейские группы, не способствовал развитию форм политико-религиозной организации и их художественному выражению. Таково положение племен, живущих по берегам рек бассейна Амазонки и в устьях рек, впадающих в Тихий океан. Окружающая среда сыграла определяющую роль в структурной организации этих культур, которые (как мы уже указывали) значительно отличаются от тех, что развивались в андской зоне, в благоприятном климате высокогорья, с большим разнообразием высотных климатических зон, что предопределило многообразие фауны и флоры и дало человеку возможность свободно пользоваться природными ресурсами, необычайными рудными богатствами горных склонов и долин.
Приведенные нами данные позволяют утверждать, что палеоиндейские культуры Колумбии — самые древние в Южной Америке. Это легко объяснить, принимая во внимание, что, согласно современному состоянию знаний о первобытном населении Нового Света, миграции проходили в направлении с севера на юг сухопутным путем в период, когда примитивная техника не позволяла путешествовать по морю, как это делали индейские народы в позднейшие периоды.
Можно в общих чертах наметить следующую картину эволюции доколумбовых культур, существовавших на территории Колумбии.
Палеоиндейский период
Его древнейшие следы датируются более чем 11 тыс. лет до н. э. Тогда первобытный человек жил во временных поселениях, находившихся на берегах рек, озер и болот. Основой существования были охота, рыбная ловля и собирательство. Такая экономическая форма жизни заставляла людей постоянно перемещаться вдоль берегов рек и морского побережья и сдерживала развитие более совершенных форм культуры в социально-политическом, художественном и религиозном аспектах.
Архаический период
Характеризуется началом разведения растений, то есть земледелия, и открытием металлургии и гончарного искусства. Происходит переход от кочевого образа жизни к оседлости, что заметно отражается на социально-политической организации и магико-религиозных концепциях, а также на их художественном выражении.
Период формирования индейских племен, так называемый «формативный» период
В этот период, начавшийся во II тыс. до н. э., индейские племена колумбийских Анд заметно продвигаются в своем развитии, чему способствовали успехи земледелия в разведении новых культур, особенно маиса (растения, чрезвычайно полезного в условиях Америки), на выращивании которых базировался расцвет высоких культур Месоамерики (Мексика, Гватемала, Гондурас) и Центральных Анд (Перу, Боливия). В это же время развиваются гончарное и ювелирное искусство, причем в первом применяется такая сложная техника, как негативная живопись, а во втором мы видим применение сплава томпака (смесь золота и меди, точка плавления которой ниже, чем у золота), способа формового литья, очистку золота, золочение и т. д. В социально-политическом аспекте выделяются специализация труда, клановая организация, возникает власть меньшинства над большинством, появляются жрецы, колдуны и шаманы. Погребальный культ определяет возведение больших церемониальных центров, таких, как Сан-Агустин и Тьеррадентро, где возникает искусство скульптуры из камня и строительство своеобразных могильных сооружений с обильным украшением стен стилизованными изображениями с полихромной раскраской, а также барельефами и горельефами.
В «формативный» период, который продолжался до первых веков нашей эры, происходит стабилизация доиспанских культур Колумбии, существовавших до прихода завоевателей. Этот период длился чрезвычайно долго, и его культура не была вытеснена более развитыми культурами, как это имело место в Месоамерике и Центральных Андах.
[1] Метод определения времени изготовления предметов из органических веществ основан на распаде углерода С14. который получает живой организм; после прекращения его жизки накопленный утлсрод формы С14 распадается, занимая время около 10—15 тыс. лет, и по остаткам углерода в предмете химики определяют время изделия, например дерева, когда оно срублено. (Примеч. ред.)