Встреча с Монтесумой
Впереди шли три важных сановника с золотыми жезлами в руках. За ними медленно двигался паланкин, отделанный полированным золотом. Его, осторожно ступая, несли на своих плечах ацтекские вельможи. Над паланкином высился составленный из красивых перьев балдахин, украшенный золотом и драгоценными камнями. Чести нести его удостаивали также лишь очень знатных придворных. Но никто, кроме ближайших родственников Монтесумы, не смел на него смотреть. Поэтому вся свита шла, опустив глаза к земле.
Завидев издали испанцев, Монтесума сделал знак остановиться. И тотчас специальные люди подхватили его под руки и ловко перенесли на землю. Державный повелитель ацтеков не должен был утруждать себя ни одним лишним движением. Подходя к Кортесу, Монтесума опирался на своего брата Куитлауака и племянника Куаутемока. Вероятно, ему было бы проще и удобнее идти без всякой помощи, ибо он находился в добром здравии и в расцвете сил. Но чем бы Монтесума тогда отличался от простых смертных? Весь смысл этикета в том и состоял, чтоб внушить окружающим мысль о божественном происхождении и неземном величии их владыки.
Монтесума не ступал по земле, как все люди. Перед ним вельможи расстилали драгоценные ткани. Золотые подошвы его сандалий не касались почвы.
Паланкин, в котором он прибыл, остался стоять на месте, балдахин же двигался вместе с Монтесумой, защищая его от солнечных лучей и ослепляя испанцев золотом и драгоценными камнями, которыми он был усеян.
Монтесума со своей свитой приветствует Кортеса в Теночтитлане. Рисунок из ацтекской рукописи.
Так вот каков он, легендарный Монтесума, обладатель несметных богатств, властелин обширной страны, покоритель народов, явившийся сюда, чтобы собственной персоной приветствовать горстку авантюристов!
Это был высокий сорокалетний мужчина, несколько худощавый, с довольно пышной шевелюрой и реденькой бородкой. Цвет кожи его был чуть белее, чем у его соплеменников. Держался он с достоинством, говорил медленно, как бы обдумывая каждое слово. На нем был очень нарядный плащ и причудливый головной убор из зеленых перьев.
Когда Монтесума покинул паланкин, Кортес проворно соскочил с лошади и, в сопровождении Марины, пошел ему навстречу.
Первым заговорил Монтесума.
– Приветствую вас, – перевела Марина.
– Как изволите здравствовать?
– Я рад видеть вас в своей столице.
– Ваши щедрые подарки свидетельствуют о вашей благосклонности к испанцам.
При этом Кортес возложил на повелителя ацтеков ожерелье из граненого стекла. Он хотел в знак «дружеских чувств» обнять Монтесуму, но его удержали придворные: никто не смел касаться столь высокопоставленной, священной для ацтеков особы.
Сказав еще несколько приветливых слов и поручив своему брату сопровождать испанцев до их квартир, Монтесума скрылся в паланкине.
Он отбыл среди низко склонившейся толпы приближенных и павших ниц простых горожан.
Так Монтесума познакомился с Кортесом.
Монтесума. С портрета, написанного по приказанию Кортеса.