Второе нападение индейцев Калуса
Тампа прибыл к царю Калуса. Царь Карлос сидел вместе со своей женой в окружении воинов и военачальников и шаманов.
Тампа упал на Колени и передал крест, подаренный Понсе царю.
- Говори! – разрешил царь Карлос.
- Мы отважно дрались! – сказал Тампа. – Но боги не были на нашей стороне.
- От ран этих пришельцев умер лучший мой военачальник! – грустно сказал царь. – Он умер по пути. Я очень скорблю. Мы потеряли много хороших воинов. И я не понимаю, почему вы не смогли победить!
- Никто не струсил, и никто не отступил, пока военачальник не приказал отходить.
- Он приказал отойти, когда он был ранен и понял, что он умрет! – сказал шаман.
- Но мы могли биться дальше! – воскликнул Тампа.
- А смысл? – спросил царь Карлос. – Чтобы еще больше было погибших?
- Против пришельцев надо воевать хитростью, - согласился Тампа. - Если наши мечи против их оружия не действуют, если наши стрелы отскакивают от них, даже не причиняя им царапин, если только наши копья не могут заколоть их, то нужно просто действовать своей внезапностью и захватывать их обманом.
- Вот ты и будешь этим заниматься, воин! – сказал царь Карлос. – Ты должен будешь сделать так, чтобы эти люди убрались отсюда – и мне уже без разницы как это будет – умертвишь их всех или найдешь другой способ, но они должны уйти.
- Мы гадали перед боем, и боги были на нашей стороне! - сказал Шаман. - Но потом наши боги дали нам знак, что мы проиграем, так что мы были готовы. Однако мне было видение, что один из воинов вернется после битвы из плена и принесет весть. Ты пришел и, значит, ты и есть избранный богами! Ты должен изгнать этих людей отсюда. Боги на твоей стороне! Ты можешь собрать людей, которых ты хочешь и сделать все, чтобы исполнить Волю Богов. А сейчас, тебя отведут залечить раны, чтобы завтра ты снова мог вступить в бой.
Собрав остаток сил, Тампа послал несколько оставшихся из своего отряда воинов на берег, чтобы следить за тем, что будут делать испанцы. Он приказал им сказать кастильцам, что, когда солнце достигнет своего пика и теней не будет, царь Карлос приедет к ним для встречи и торговли на испанский корабль.
***
Шло 5 июня 1513 года.
Антон де Аламинос, вместе с капитанами решил, как следует изучить бухту, в которой они находились (Карлос Бэй) и послал маленькую шлюпку, которая должна была замерить бухту. В шлюпке поехали все матросы и солдаты, которые были одеты в броню и шлемы. Отпустив двух пленников и учитывая, сколько было потеряно воинов индейцами Калуса, все капитаны и Понсе де Леон понимали, что может быть любое продолжение и беспечность может стоить жизни.
Надо было взять немного воды для пробы – все-таки главной целью был поиск Чудесного Источника! И об этом помнили все. Поэтому несколько кастильцев после замеров, высадились на берег и осторожно передвигаясь стали искать какой-нибудь пресный источник или ручей.
Следящие за ними индейцы из числа воинов Тампы (которые были перебежчиками с других островов – Кубы и Эспаньолы – прим. К.А.) вышли навстречу к испанцам из мангровых зарослей побережья.
Испанцы тут же ощетинились копьями и взяли на изготовку аркебузы и арбалеты.
- Мы к вам с хорошей новостью, - выйдя вперед, сказал один из индейцев на плохом испанском. – Наш царь прислал вам весть о том, что он прибудет завтра в час, когда солнце будет на самом верху и хочет встретиться с вами, чтобы совершить обмен товарами. Передайте это вашему Главному Человеку и ждите нас без оружия.
- Хорошо, - сказал идальго, бывший главным в отряде. – Но завтра вы должны тоже приехать без оружия, а сейчас нам было бы надо набрать воды.
- Мы проводим вас к источнику, где вы можете набрать воды, – согласились индейцы.
***
- Мы бы хотели, чтобы Вы наполнили нам бочку и принесли в знак ваших добрых намерений! - сказал идальго, боясь продолжать движение вглубь берега.
Индейцы кивнули, взяли у испанцев бочку и ушли. Их не было долго, но, наконец, они принесли бочку с водой и испанцы, приняв ее, тут же отчалили к кораблям.
***
Наступило 6 июня 1513 года.
Солнце приближалось к зениту. На кораблях ждали приближения индейцев. На корабле Понсе женщины одели красивые платья. Две чернокожие свободные женщины, белая рабыня Хуаны Руиз и две индианки помогали друг другу прихорашиваться и одевать саму Хуану Руиз. Смотря на их приготовления все матросы, боцманы и солдаты посмеивались, но их шеи сами поворачивали их головы в сторону женщин. Поэтому поводу они подтрунивали друг над другом. Испанцы, готовясь к обмену и торговле, тем не менее, точили свои мечи и приводили в порядок свои доспехи. Никто не знал того, что может произойти далее. Все надеялись на то, что аборигены приедут в гости и будет заключен с ними мир, а их вождей, как всегда, одарят подарками из дешевых стеклянных бус, заколками, цепочкам и прочими мелочами…
Лодка с 11 членами экипажа – матросами и баталерами была спущена на воду. Понсе де Леон лично следил за каждым из тех, кто должен был встретить индейцев у корабля. Он разрешил идти на встречу только тем, у кого была своя броня и хорошие доспехи. Кроме того, всем дали щиты. Лодка не должна была выходить из зоны, где ее не смог бы защитить корабль. Начищенные доспехи были очень красивы и отражали от себя полуденное солнце. Это было приятное зрелище.
Когда солнце вошло в верхнюю точку, то от берега отошло несколько каноэ.
Матрос на мачте пересчитал и сказал, что к лодке приближаются приблизительно человек 80.
- Ну и чудно! – сказал Понсе, услышав эту весть.
- Индейцы не держат в руках никакого оружия! – закричал тот же матрос на мачте.
- О-о-о, - обрадовался Понсе. – Значит, обмен состоится!
- Как это замечательно! – обрадовалась Хуана Руиз. – Мы увидим вождя этих индейцев?
- Наверное, да… - сомневающимся тоном сказал Понсе.
- Видишь ли ты среди них царя или касика? – спросил он боцмана.
Боцман крикнул тот же вопрос матросу на мачте.
- Не знаю! – крикнул матрос. – Они все в шкурах. Барабанов у них нет. Музыка не играет.
- А есть ли там кучи каких-нибудь товаров для обмена? – спросил Понсе боцмана и тот повторил вопрос тому, кто был на мачте.
Каноэ приближались стремительно.
- Каноэ пусты! - закричал матрос на мачте.
- Вот тебе и раз! – воскликнул Понсе. – Что-то странно.
В этот момент каноэ стали огибать лодку со всех сторон, беря ее в кольцо.
- Бейте в колокол! – сказал Кэхо. – Похоже, что они окружают наших людей!
- Ну, может, они хотят просто поговорить! – выдохнул Понсе.
- Не похоже, чтобы они так мило нам простили вчерашнее поражение! - сказал Аламинос. – Это же видно, что они окружают наших со всех сторон, чтобы мы не смогли в них стрелять.
- Бейте в колокол! – сказал со вздохом Понсе. – Женщины, давайте убирайтесь с палубы! Похоже, что ничего хорошего не будет.
И тут сверху матрос закричал:
- Они достают свое оружие! Это обман!
В это время в лодке одиннадцать кастильцев почувствовали на себе град стрел, выпущенных в них индейцами.
Но все стрелы побарабанили по доспехам и отскочили.
Помня, весь предыдущий опыт, кастильцы защищали шеи, которые были единственным уязвимым местом.
Индейцы, под предводительством Тампы, попытались быстро подойти вплотную к лодке. Однако не успели – с корабля послышались выстрелы из пушек и аркебуз.
Индейцы стали стрелять из луков и им пришлось отойти на безопасное расстояние от лодки, чтобы их не потопили выстрелы с корабля.
Копья, выпущенные из специальных приспособлений – атлатлов*, достигали лодки, но ни разу не попали в кого-то из испанцев. Стрелы их не брали, а обыкновенные копья отскакивали.
Испанцы же стали стрелять по индейцам из арбалетов. Но теперь уже индейцы приехали со щитами, сделанными из панцирей черепах, от которых арбалетные стрелы и пули испанцев также отскакивали.
Начавшаяся перестрелка затянулась. Никто не мог ничего сделать друг другу. Лодка подплыла и стала под защиту корабля прежде, чем ее смогли окружить индейцы. А индейцы не решались подъехать ближе, зная, что их каноэ может быть разнесено вдребезги выстрелом из пушек корабля.
Перестрелка длилась очень долго.
Понсе де Леон вспомнил как он лишил индейцев племени Таино их вождя Агуэбана во время войны на Сан-Хуан-Батисте и понял, что здесь же нужно сделать так же.
Он подозвал одного из аркебузников.
- Видишь цель – вон тот воин, который руководит всем этим! Он никак не успокоится. Зря мы его отпустили… – сказал Понсе, показывая на индейца Тампу. – Попадешь с первого раза дам десять монет, со второго – пять…
- Спасибо, аделантадо! – ответил баталер.
Он прицелился. Подождал. Выстрелил.
Индеец Тампа в это время закричал:
- Давайте, покажем этим «бородачам» на что способны индейцы Калуса! Мы должны подойти поближе! Гребите к шлюпке!
И как раз в этот момент пуля пробила его плечо, и он свалился за борт.
- Молодец! – похвалил баталера, Понсе де Леона. – А что раньше так не стрелял?
- Так это… стимула не было! – заулыбался аркебузник.
- Тогда попробуй-ка вот того! И еще заработаешь пять монет! – иронично сказал Понсе и показал на воина с огромным луком, который достаточно метко стрелял в тех, кто находился в лодке.
Аркебузник улыбнулся, перезарядился и выстрелил … но не попал.
- Да… выстрел мимо – деньги – на ветер! – засмеялся Понсе.
- Он видно стреляет только за десять монет… - улыбнулся капитан Кэхо. – А по-другому не умеет!
Расстроенный аркебузник ушел прочь. Но его выстрел, сразивший Тампу, был достаточным, чтобы индейцы, лишившись своего предводителя, решили отступить. Тем более, что бесполезная перестрелка стала еще более бесполезной, так как у большинства индейцев стали заканчиваться стрелы, а подъехать к кораблю они боялись.
Тампу выловили из воды, и его тоже надо было спасать. Поэтому каноэ, где находился Тампа, повернуло к берегу. Все остальные тоже двинулись за ним.
В этой странной перестрелке никто особо не пострадал ни с той, ни, с другой стороны. Раненые были. Но не смертельно. Щиты помогли индейцам, а броня спасла кастильцев. И бой, и солнце пошли к закату, оставляя надежды на мирный обмен и прием аборигенами испанцев в этой благодатной земле.
- Ну, вот и все: ничья! – объявил Понсе. – Ни мы не смогли высадиться, ни они обмануть нас. Ни теперь торговли, ни войны.
- Выставить двойную охрану на ночь! Пусть все дежурят как следует. От этих индейцев можно всего ожидать! - приказал капитан Кэхо.
Он посмотрел еще раз на красивый берег, где в лучах заходящего солнца уходила надежда на основание поселения в этом прекрасном краю. Понсе вздохнул и пошел к себе.
В это время Тампа лежал на берегу. Вокруг него хлопотала его жена-испанка Изабелл, принявшая веру и жизнь индейцев.
С помощью обезболивающих трав она обрабатывала ему рану и лечила своего мужа всем, чем и как могла. А на испанском корабле две индианки, принявшие христианскую веру, не жалея сил обрабатывали раны кастильцев всеми доступными им средствами и старались сделать им так, чтобы они поправились.
*
Каждый выбирает по себе – с кем быть, в какую религию верить и дорогу, по которой он пойдет в жизни…
Может быть… это и есть наша СВОБОДА ВЫБОРА?
***
Король индейцев Калуса - Карлос и его жена
Типичная лодка Испанцев.
Столица индейцев Калуса. Царь Карлос и его жена.