Введение
Вопрос о культурных достижениях того или иного малого народа в капиталистической стране, так же как и народов колониальных стран, непосредственно связан с защитой или разоблачением империалистической политики. При оправдании колониальной эксплуатации и удушения национальной культуры обычным приемом является, как известно, отнесение одних народов к представителям низшей, а других — к представителям высшей расы. Пытаясь объяснить эти различия биологическими и психологическими причинами, намеренно закрывают глаза на то, что технические изобретения на первых порах развития человеческой культуры требовали от человека не менее острого ума, чем изобретения XX века от нашего современника.
Поэтому для нас представляют интерес все стороны развития человеческой культуры, тем более, что достижения человека первобытнообщинного строя явились исходными для развития человеческой культуры последующих формаций. Культурное наследие народов целого ряда стран, наследие, которым сейчас пользуется все человечество, или до сих пор неизвестно, или намеренно не принимается в расчет.
До настоящего времени можно прочесть в некоторых исторических трудах о Латинской Америке, что местный индейский элемент не участвовал в создании современных латиноамериканских государств и наций или в лучшем случае принимал пассивное участие в результате физиологической метисации. Индейцы Северной Америки рисуются в такого рода трудах как помеха на пути европейской колонизации и строительства американского государства, а в современной жизни как вымирающий элемент общества, единственным выходом для которого является полная ассимиляция.
Эта сознательная и многовековая клевета на народы, давшие миру величайшие культурные ценности, представляется особо отвратительной сейчас, на подъеме национально-освободительного движения, который переживают народы Латинской Америки, борющиеся с засильем американского империализма. В этой борьбе огромную роль, как известно, играет стремление освободиться не только от экономической и политической зависимости, навязываемой странам Латинской Америки Соединенными Штатами, но и от духовного порабощения, которое несло с собой господство империализма США.
Желание воссоздать правдивую историю своего народа, историю культуры своей страны тесно связано с ростом национального самосознания. Обращение к традициям в искусстве, архитектуре, к народному эпосу в литературе, ко всему тому, что может составить национальную гордость народа, борющегося за свое равноправие,— характерно для современных народов, осознающих в борьбе свою силу, свой талант, свое великое прошлое.
Возрождение традиционной культуры в целом ряде «индейских» стран Латинской Америки и в США среди индейского населения повлекло за собой попытки оценить вклад коренного населения в сокровищницу мировой культуры. До последнего времени эти попытки сводились к перечислению культурных ценностей, созданных индейцами и эскимосами, без серьезного анализа роли индейских элементов в современной производственной и культурной жизни народов Америки, значения индейской культуры в формировании современных американских наций. Кроме того, этими вопросами занимались по большей части не этнографы или историки, а специалисты в самых различных областях науки — историки земледелия, искусствоведы, географы.
Из всего многообразия культурных ценностей, которые почерпнуло человечество после открытия и колонизации Америки, наибольший интерес вызывали полезные растения, обнаруженные и введенные в хозяйственный обиход индейцами.
На эту тему написано довольно много работ ботаниками и этнографами Америки, Германии и других стран. Интересно отметить, что советские ботаники давно заинтересовались проблемой происхождения земледелия в Америке, помогли разрешить целый ряд вопросов, связанных с этой проблемой. Работы Н. И. Вавилова, С. М. Букасова и других ученых показали, насколько велики были достижения индейских народов в выведении многих сельскохозяйственных и технических культур, занявших огромное место в мировой экономике. Однако этнографического освещения проблема индейского земледелия в нашей литературе до сих пор не получила.
Особое внимание исследователей привлекало древнее искусство индейцев Америки. Им занимались преимущественно искусствоведы, в том числе и советские искусствоведы и археологи. Привлекала к себе внимание и обильная индейская топонимика. Ей в литературе уделено, пожалуй, немногим меньшее место, чем земледелию или искусству и архитектуре народов Америки. В нашей литературе такого рода исследований по американской топонимике не проводилось.
Многие достижения культуры индейцев и эскимосов, давно ставшие достоянием человечества, не находят пока достойного отражения в научной литературе. Упоминания о тех или иных элементах культуры, заимствованных народами Америки и других частей света от индейцев, встречающиеся в общих работах но истории Америки и ее коренного населения, не восполняют этого недостатка.
Авторы настоящего сборника поставили своей задачей рассказать о том, что дало коренное население Америки человечеству в таких важнейших областях культуры, как сельское хозяйство, архитектура, искусство, медицина, какой вклад внесли самые северные жители Америки — эскимосы в освоение Арктики, какой большой след оставила культура индейских племен в современных языках Америки и многих стран Европы, в том числе и в русском языке.
Открытие Америки явилось событием огромного значения. Оно ускорило разложение феодализма в Европе, способствуя таким образом развитию европейского капитализма. Оно отразилось на судьбах всего мира, всех стран, в том числе и самой Америки, куда с XVI в. устремилась европейская колонизация.
Эмиграция в Америку в свое время отвлекала из Европы огромные людские ресурсы, преимущественно бедноту. Вместе с тем открытие и колонизация Америки принесли величайшие богатства колонизаторам. В Северной Америке, где колонизаторам не удалось использовать индейское население в качестве рабочей силы, английские и французские торговые компании наживались на покупке и продаже пушнины, добываемой преимущественно индейцами. Компания Гудзонова залива, основанная в 1670 г., по сей день продолжает расхищать пушные богатства американского Севера, закабалив многие индейские и эскимосские племена. Иначе обстояло дело в Латинской Америке. Здесь завоеватели — испанцы и португальцы — нашли очаги высокой культуры, земледельческое население, труд которого был использован в земледельческой колонизации. Существование крупных латифундий во всех испанских и португальских колониях основывалось на труде негров и индейцев. Не меньше наживались владельцы рудников золотых и серебряных приисков, также широко применявшие труд индейцев. Только испанские колонизаторы за 325 лет своего господства извлекли из американских рудников на 6 млрд. золота и серебра (по тем временам огромная сумма).
Открытие и колонизация Америки обогатили человечество и в другом отношении. С открытием Америки «в сфере деятельности цивилизованного человечества,— писал Уильям Фостер,— появились два новых обширных континента, населенных народами незнакомой культуры и изобилующих всяческими природными богатствами, и это значительно расширило круг его экономических и политических идей и во многом изменило его представление об окружающем мире»[1]. И в изменении представления человечества того времени об окружающем мире немалую и весьма активную роль сыграли жители вновь открытой земли.
Завоевание Америки, первые шаги по незнакомому континенту — дело любителей приключений и наживы — мореплавателей, торговцев, пиратов, военщины.
Но за первооткрывателями, солдатами и авантюристами в Америке появляются и труженики земледельцы — беднота из разных стран Европы, крестьяне, ремесленники, которых гнала в новые страны нужда, преследования закона, инквизиция, нетерпимость церкви. Именно эти слои населения колоний более всего нуждались в помощи индейцев. И действительно, на протяжении всей истории Америки пришлое трудовое население было связано с индейцами отношениями культурного обмена, которые помогли пришельцам выжить в новых трудных условиях и овладеть местными природными богатствами. Индейцы с самого начала колонизации оказывали упорное сопротивление завоевателям. Но когда к ним приходили с мирными намерениями, они не отказывали в помощи. Метисация — смешение пришлого и индейского населения — еще в большой мере способствовала культурному обмену. В этом культурном обмене индейцы проявляли удивительную щедрость по отношению к пришельцам. Благодаря этому в обиход всего человечества прочно вошли картофель, табак, бобы, томаты, кукуруза, какао, а также хинин/ каучук, хенекен — все трудно даже перечислить. Созданные индейцами шедевры архитектуры и искусства, как и памятники древнего Египта, Греции и Рима,— достояние мировой культуры. Традиции древней скульптуры и зодчества, настенной живописи питают современное искусство народов Америки. Архитектура города Мехико и некоторых других городов Латинской Америки воспроизводит мотивы индейских построек. Даже в Соединенных Штатах, где влияние коренного населения на жизнь страны слабее, чем в Центральной и Южной Америке, и там, особенно в последнее время, замечается тяга к индейским образцам в поисках новых форм зодчества.
О значении и роли коренного населения в жизни Америки свидетельствует обилие слов, взятых из индейских языков. Это и географические названия, и названия растений, с которыми европейцы познакомились впервые в Америке, названия животных, рыб и птиц, предметов, воспринятых у индейцев, отдельные выражения и пр. Индейские языки оказали немалое влияние на речь современных народов Америки, особенно там, где индейский элемент вошел существенной составной частью в нацию (парагвайцы, перуанцы, мексиканцы и др.). Мы знаем, что многие латиноамериканские нации создавались на индейской этнической основе. Все духовные и материальные богатства, накопленные индейцами за тысячелетия самостоятельного развития и за годы трудового общения с пришлым населением, стали неотъемлемой частью культуры народов американского континента.
Индейцы участвовали в создании современных наций Америки, отдавая им свой труд и навыки, свои знания. Немалую роль сыграли индейские народы в деле борьбы американских колоний за независимость. Как известно, индейцы вели неравные многолетние войны, если можно назвать войнами борьбу людей каменного века с захватчиками феодального и капиталистического общества, соответственно вооруженными. И в этих войнах они проявляли беспримерную стойкость, мужество и военный гений. Горсточка семинолов восемь лет держала в напряжении регулярные части американцев, так и не сумевших покорить этот удивительный народ. Индейцы пуэбло в 80-х годах XVII в. подняли восстание против испанских колонизаторов и инквизиции. 12 лет испанцы не смели селиться в области, где жили эти индейцы, и только обманом добившись мира, вынуждены были несколько смягчить колониальный гнет. Восстания и войны индейцев Северной Америки были одной из причин ввоза негров-рабов на плантации Юга: индейцев невозможно было заставить работать на угнетателей.
Восстания индейцев Латинской Америки, не прекращавшиеся практически все время колонизации, расшатывали колониальную систему и, как указывает Уильям Фостер, были предвестниками революционных войн за освобождение испанских и португальских колоний в XIX в. Характерной особенностью этих войн было активное участие индейцев.
В современной Америке индейцы — самая угнетенная часть населения. Во всех областях обоих континентов они так или иначе включены в общую капиталистическую систему соответствующих стран. Их численность и место в жизни своих стран не позволяют говорить о них как об («исчезающей расе» — этим титулом некоторые американские историки очень охотно награждают народы, общая численность которых вместе с метисами достигает 60 млн. человек во всей Америке.
Несмотря на массовые истребления, особенно запятнавшие первые этапы европейской колонизации, индейцы в целом стойко вынесли все испытания этих ужасных лет. После освобождения американских колоний, в одних странах раньше, в других позже, индейское население стало быстро расти и в настоящее время далеко превысило свою первоначальную численность. Прирост населения у индейцев, как правило, выше, чем у других народов Америки, несмотря на высокую смертность, тяжелые жилищные условия, плохое медицинское обслуживание и тяжелое экономическое положение большинства индейцев.
Большая часть индейцев уже не живет изолированно от остального населения. Они работают бок о бок с трудящимися иного национального происхождения на рудниках, на плантациях и скотоводческих фермах. Среди индейцев имеется небольшая прослойка интеллигенции. Там, где индейцы находятся в гуще населения, они ассимилируются, вливаясь в ряды трудящихся. Жители изолированных районов, еще сохраняющих некоторую самостоятельность, также включены в товарные отношения, и в этих обществах протекает процесс разложения первобытнообщинных отношений, появляется классовое расслоение. «Во всех странах Западного полушария,— отмечает У. Фостер,— индейское общество подвергалось такому воздействию, в результате которого оно, несмотря на перенесенные им тяжелые потери и на сохранение остатков старого племенного уклада, по существу совершило имевший революционное значение переход от первобытнообщинного строя к строю в основном капиталистическому»[2]. Положение индейцев в странах Америки определяет их место в той борьбе, которую ведут трудящиеся классы и угнетенные народы.