XXIV. Острова священного озера
Империю инков уничтожили отнюдь не болезни. Ее уничтожили испанские завоеватели, явившиеся незваными гостями. Гордые своей более развитой цивилизацией, они рвались захватить империю, чтобы лишить ее накопленных сокровищ.
Как Кортес в Мексике, так Писарро и его последователи в Перу очень многим поживились у инков. Однако им не удалось украсть одного – постройки «сыновей Солнца», их города. Куско после завоевания его европейцами подвергся большой перестройке. На фундаменте дворцов и храмов, а иногда и прямо на опорных стенах испанцы принялись возводить в Куско собственные святилища и дома. Однако, к счастью, многие из первых посетителей Куско инков сохранили для нас описание его исконного, доколониального облика. Другие города инков, по крайней мере наиболее значительные сооружения, сохранились в Перу в своем первозданном – как при инках – виде. Вот почему, глядя на разрушенные дворцы, храмы и крепости некогда великолепных городов, мы и сейчас можем достаточно наглядно представить себе, какова была архитектура «сыновей Солнца».
В отличие от построек, возводимых, к примеру, майя, которые оставили после себя в Центральной Америке десятки пирамид и дворцов, богато украшенных великолепными фасадами, фризами, а иногда даже и росписями, произведения инкской архитектуры кажутся хотя и более монументальными, однако вместе с тем и более будничными. Первое, что бросается в глаза при виде сооружений инков, – это то, что на них совсем нет никаких украшений и что многие из них, например крепость Саксауаман, построены из огромных каменных блоков. Эти блоки, хотя и ничем не скреплены, тем не менее пригнаны настолько плотно и точно друг к другу, что даже сейчас – более 500 лет спустя после их возведения – невозможно просунуть между этими многотонными глыбами ни лезвие ножа, ни даже еще более тонкое лезвие бритвы. Все эти некогда столь монументальные постройки, вся архитектура инков в своей основе изначально восходит к весьма примитивным строениям индейцев Анд, которые состояли из одного помещения. Комплекс зданий, расположенных вокруг квадратного внутреннего двора (на языке кечуа он называется «канча»; это слово встречается в целом ряде названий сооружений, воздвигнутых, к примеру, в Куско), очевидно, и лег в основу застройки всех инкских городов, как правило состоящих из нескольких квадратных или прямоугольных канча.
За период своего правления, продолжавшегося более трех‑четырех столетий, «сыновья Солнца» значительно продвинулись в архитектуре: от примитивных крестьянских жилищ до ошеломляющих сооружений типа, например, знаменитых «циклопических стен», возводимых обязательно из отшлифованного камня. Неброская монументальность, огромные массы великолепно обработанного строительного материала – все это и сегодня при посещении городов инков производит огромное впечатление и вызывает чувство большого уважения к их создателям.
Постройки инков являются еще одним убедительным доказательством великолепных организационных способностей правителей этого государства. Гигантские сооружения «сыновей Солнца» строились довольно быстро; владыки Тауантинсуйу имели возможность направить, к примеру, на перестройку Куско или на сооружение заградительного щита‑крепости Саксауаман – сразу несколько десятков тысяч человек.
Хотелось бы привести еще несколько данных об архитектуре «сыновей Солнца». Но прежде позволим себе сделать одно существенное уточнение: все общественные постройки – дворцы, святилища, курортные резиденции, склады, крепости, а также упоминавшиеся выше шоссе, мосты, тамбо, громадные террасы по склонам гор – возводились по инициативе правителей империи.
Возводимые в различных частях государства постройки, имевшие одно и то же функциональное назначение, были очень похожи друг на друга. На всей территории империи «сыновей Солнца» строительство осуществлялось по одобренному Инкой и тем самым узаконенному типовому образцу. Инкские урбанисты руководствовались едиными принципами и при застройке городов. Все дороги и улицы в них всегда сходились к центральной площади, окаймленной главными зданиями города, то есть резиденцией владыки, домами высшей знати (например, правителя соответствующей провинции), Храмом Солнца, домом «невест Солнца» и т. д. Говоря о городах, следует сказать, что все они застраивались по образцу урбанистского плана Куско, то есть, по сути дела, были его копией. Так примерно и римляне на всей территории империи строили города по плану своей столицы над Тибром.
В Тауантинсуйу руководство строительством было возложено на профессиональных архитекторов, назначенных государством. Инкские строители возводили сооружения в соответствии с макетами, заранее изготовленными из глины. При этом строителями использовался какой‑то особый передвижной измерительный прибор. Интересно, что именно инками был изобретен отвес («уапаиси»).
Инкские архитекторы умели строить только одноэтажные или же двухэтажные здания, в исключительных случаях возводились здания трехэтажные. Окна и входы в этих зданиях имели трапециевидную форму. В стенах находились также трапециевидные ниши. Ниши эти, по сути дела, заменяли инкам шкафы. Крыши домов покрывались соломой, реже – деревом. Крыши дворцов Инки, а также крыши святилищ Солнца зачастую покрывали золотой проволокой или же золотыми и серебряными пластинами.
У инков строительным материалом был камень или же необожженный кирпич‑сырец. Камень – основной строительный материал, использовавшийся при сооружении всех гражданских построек «сыновей Солнца», – также обрабатывался исключительно камнем, точнее, каменным долотом. Последнее обстоятельство, пожалуй, покажется совершенно невероятным для тех, кто побывал в сохранившихся городах перуанских индейцев и видел там превосходно обработанные многотонные каменные блоки. Впрочем, восхищения заслуживает и транспортировка строительного материала: гиганты из андезита или же порфира – притом не один, а целые тысячи и даже сотни тысяч блоков – инки доставляли на свои стройки издалека.
Каменоломни инков были разбросаны по всему Перу. Так, для строительства столицы империи камень доставляли или из Уакота (примерно в 15 километрах от Куско; там же добывали и черный андезит), или еще дальше, из района, где находился мелкозернистый камень, шедший на строительство зданий особого назначения, например дворца владыки в Куско. Выше мы не раз говорили о Куско, о прилегающем к нему Саксауамане, о Кенко, так называемом «курорте Инков», а также о некоторых иных сохранившихся постройках, которые располагались на более или менее отдаленном расстоянии от столицы империи. Сейчас речь пойдет о других, не менее убедительных доказательствах мощи империи, об аргументах, «вытесанных из камня», – сокровищах инкских городов, дворцов и храмов, которые не удалось полностью стереть с лица земли ни Писарро, ни ему подобным авантюристам.
С первыми сокровищами Тауантинсуйу, изваянными из камня, мы встречаемся в том месте, откуда, если верить легенде, началось странствование первых Инков – Манко Капака и его жены Мама Окльо – в поисках Куско, в поисках вздымающейся до небес славы и мощи «сыновей Солнца», то есть у берегов священного озера Титикака. Именно здесь, как повествует другая легенда, великий Кон‑Тики Виракоча и сотворил Солнце.
Древнеперуанские легенды о сотворении Солнца и других небесных светил, а также мифы о сотворении людей обычно связаны с городом Тиауанако, что находился неподалеку от озера Титикака Следует, однако, отметить, что приозерный Тиауанако возник задолго до появления инков. Буквально в самом центре этой прекрасной высокогорной чаши плавают два острова, на которых находится несколько великолепных архитектурных памятников, созданных «сыновьями Солнца». К счастью, эти творения сохранились в довольно хорошем состоянии, поскольку их оберегали не только сами инки, но и здешний высокогорный климат, а также километры и километры водных просторов, окружающих со всех сторон острова.
Первый из двух островов священного озера, привлекающих наше внимание своей архитектурой, называется остров Солнца. Впрочем, так он стал называться лишь в наши дни. В доколумбов период именно этот остров местные индейцы называли Титикака. На языке аймара, на котором говорит большинство местных жителей, слово «тити» означает «пума», а «кака» – «скала». Таким образом, название острова (а сейчас и название всего озера) означает «скала Пумы» или «утес Пумы». Название этого священного для индейцев острова по воле инков стало и названием всего большого озера в Андах, – озера, длина которого составляет 200 километров, а ширина – 65 километров. В водах этого озера и плывет Утес Пумы.
Во времена инков Утесом Пумы на острове Солнца была, судя по всему, скала, величественно возвышающаяся на его северо‑западной оконечности. Во времена правления «сыновей Солнца» доступ в это священное место имели исключительно представители королевского айлью. И никто другой! Чтобы скала не разрушалась, инки буквально всю ее одели в огромный чехол из тончайшей викуньей шерсти, которая исконно предназначалась только для изготовления одежды Инки и знатных вельмож государства.
Внутри этой священной скалы, одетой в чехол из шерсти викуньи, находилась пещера, да не одна, а целая система связанных друг с другом пещер. Именно тут Инка совершал самые важные обряды и приносил жертвы своему небесному отцу – Инти. В пещерах Скалы Пумы стены всех ее залов сверху донизу были облицованы золотыми пластинами.
Кроме Утеса Пумы – самого священного на острове места, предназначавшегося исключительно для владыки и его семьи, – здесь находится ряд творений архитектурного искусства инков. Прежде всего это Храм Солнца, дом «невест Солнца» и, наконец, дворец, построенный при Тупаке Юпанки. Инка Тупак Юпанки приказал построить на острове святилище, посвященное жене и сестре божественного Солнца – небесной койе. Вот почему этот храм и называется Интикойя, то есть «койя бога Солнца».
Здание Интикойи имеет три этажа. На первом этаже располагаются 12 различного размера помещений. Между вторым и третьим этажами нет лестницы, сюда можно попасть лишь через террасу, которая находится на внешней стороне Интикойи.
Как рассказывает легенда, именно на этом священном острове столь же священною озера, острове Солнца, как его ныне называют местные индейцы, Виракоча и сотворил Солнце и Луну. Луне посвящен второй священный остров на озере Титикака – Коати (на языке аймара «койята» – «место койи», то есть жены Инки).
Коати – остров Королевы – гораздо меньше острова Солнца. Тем не менее и на нем вплоть до наших дней сохранились развалины сооружений инков, заслуживающих внимания. У небольшой пристани, в том самом месте, где во времена инков высаживались паломники, стоит ряд небольших построек. Видимо, в них совершали ритуальное очищение верующие, направлявшиеся на священные острова озера. Именно поэтому эти постройки не без основания называются ныне «Врата очищения».
На противоположной стороне Коати – на его северном берегу – возвышается его самое великолепное сооружение – полукруглый дом «избранниц Солнца». Настоятельницей акльяуаси на Коати – чтобы подчеркнуть святость этого легендарного места – всегда была сестра Инки. Владыка империи, помимо всего прочего, поручал «невестам Солнца» на Коати заниматься одним весьма прозаичным делом: готовить для него из местной кукурузы и лебеды киноа высококачественную чичу.
Великолепный дом «избранниц Солнца» на острове Коати, так же как и «лунный храм» Интикойя, имеет три этажа. На первом этаже прибежища девственниц находится 35 помещений. Судя по всему, здешний дом акльяуаси вопреки традициям инкской архитектуры был украшен лепной скульптурой, а возможно, даже росписями.
Размеры озера, а также изолированность – во всяком случае, в былые времена – этих высокогорных мест спасли от уничтожения как постройки, находившиеся на острове Луны, так и остатки дворца Титикака. Здесь, если верить легенде, появилось на свет золотое Солнце инков, на его островах сохранились – на радость очарованным современникам – великолепные сокровища‑сокровища замечательной архитектуры инков.