XXVI. Города и легенды
На автора этих строк Писак, как и священные острова озера Титикака, произвели такое впечатление, будто они – творение какого‑то другого мира, мира легенд. Не случайно о рождении этого города нам повествует одна из самых поэтичных легенд индейского Перу. В ней рассказывается о том, что строительство Писака связано с двумя влюбленными – юношей Асто Римак и принцессой Инсиль Чумби. Принцесса была дочерью «короля» Уальяпумы, который правил в Писаке и на прилегающей к нему территории в тот период, когда «сыновья Солнца» еще не присоединили к себе эту часть течения реки Вильканота.
Тогда через реку не было моста, и король Уальяпума, находясь в Писаке, не мог перебираться на другой берег реки, когда ему вздумается. Однажды, когда у короля Писака родилась дочь Инсиль Чумби, местная уака «поведала»: принцесса вырастет, и ее мужем станет тот, кто сумеет укротить реку Вильканоту и связать ее каменным мостом, построенным всего за день.
Инсиль Чумби выросла красивой молодой девушкой. Руки ее добивались знатные молодые люди из самых разных уголков света. Но сердцу принцессы был мил только один – юноша Асто Римак. Влюбленные поклялись в верности друг другу, и молодой человек попросил у Уальяпумы руки его дочери. Владыка согласился, поставив, однако, условие: Асто Римак должен был выполнить то, о чем говорилось в давнем пророчестве.
Претенденту на руку принцессы надо было за один‑единственный день построить через Вильканоту каменный мост. Инсиль Чумби в это время должна была подняться на самую вершину горы в Писаке, туда, где сейчас находятся развалины дворцов и храмов этого большого инкского города. Поднимаясь на гору, принцесса не смела оглядываться назад, чтобы видеть, успешно ли продвигается работа любимого.
Вот каким испытаниям подверглись влюбленные из Писака. Асто Римак приносил и бросал в реку одну за одной огромные каменные глыбы. Принцесса же тем временем поднималась все выше и выше по крутым склонам, устремляясь к отдаленной вершине писакской горы. Ее страх за милого, за исход его дела возрастал с каждым мгновением. И когда принцесса уже почти достигла вершины горы, она не устояла и обернулась. В это мгновение исполнилось давнее пророчество: на девушку обрушились камни с соседних вершин и она сама превратилась в камень. Окаменел и Асто Римак в наказание за провинность своей возлюбленной.
Бурные воды реки разметали во все стороны недостроенный юношей мост через Вильканоту. Однако, как говорит далее легенда, из камней, обрушившихся на принцессу, через некоторое время возник большой город, прекрасный Писак, который плывет высоко в облаках над роковой рекой, над унесенным ее водами недостроенным каменным мостом Асто Римака.
Другие города «сыновей Солнца», развалины которых сохранились в этой части Перу, тоже как будто овеяны легендами. К ним относится, например, и город Морай, находящийся на высоте 3,5 тысячи метров и до сих пор детально не изученный археологами. Этот город был обнаружен с самолета в 1930 году первой авиационной археологической экспедицией, работавшей в Южной Америке. В состав экспедиции входили восторженные любители, возглавляемые американцами Шиппи и Джонсоном. Морай представляет собой четыре концентрические окружности и напоминает огромный, самой природой Перу сотворенный римский Колизей, имеющий в высоту 150 метров.
Очень много памятников инкской архитектуры сохранилось и в другом индейском городе, расположенном в этом регионе. Это город Чинчеро, излюбленное место отдыха Инки Тупака Юпанки. Впрочем, тщательное археологическое обследование, этого города весьма затруднено тем обстоятельством, что многие нынешние его жители – индейцы‑кечуа – живут непосредственно в строениях своих предков. Наряду с жилыми домами в Чинчеро находится ряд святилищ и жертвенников, вытесанных прямо в скале. Самый интересный из них – Тетекака, состоящий из вырубленных в скале лестниц, лавок и кресел. Заслуживают внимания и изображения змей и ягуаров на скалах.
Выше мы уже говорили об Ольянтайтамбо, который на протяжении длительного времени являлся самым известным из всех больших и малых инкских городов в районе Вильканота‑Урубамба. С этим городом также связана одна из легенд, трогательно повествующая о верной любви полководца Ольянтая и принцессы Куси Койлюр. Говорят, что как раз тут после ухода из Куско обосновался герой знаменитой древнекечуанской драмы. Как полагают, именно из этой крепости, возвышающейся над городом, который теперь носит его имя, Ольянтай и начал свою борьбу против Инки и будто бы именно здесь взбунтовавшиеся подданные «сыновей Солнца» и избрали (!) Ольянтая новым владыкой империи.
Впрочем, многие исследователи сомневаются в реальности героя народного эпоса, этого мужественного полководца. Существование же Ольянтайтамбо ни у кого сомнений вызвать не может. Он и сейчас возвышается, как возвышался пять столетий тому назад, над бурной рекой Вильканота (в этом месте ее чаще всего называют Урубамба), смотрится в ее воды и вспоминает былые времена своей великой славы.
По‑видимому, Ольянтайтамбо, со всеми его селениями и крепостями, был столицей одной из провинций, расположенной на этом участке течения реки. Именно здесь начиналась дорога в тропические джунгли, где во времена инков жили подданные империи – некечуанские племена, которые поставляли в Куско в качестве подати многочисленные дары своей теплолюбивой родины. Именно здесь, в этом месте, имевшем ключевое значение для империи с ее военными замыслами, и вырос примерно в 1450 году большой город, ядром которого были 18 жилых блоков, состоящих из двух жилых помещений. В этих домах, так же как в Чинчеро, индейцы Ольянтайтамбо живут и поныне.
Высоко над городом, расположенным на берегу реки Урубамбы, возвышается отграниченная от жилых кварталов Ольянтайтамбо рядами прекрасно расположенных террас, анденес, большая военная крепость Ольянтайтамбо – цитадель, основная часть которой вытесана прямо в скале.
Разбросанные тут и там блоки из порфира говорят о том, что строительство этой военной крепости ко времени прихода первых испанцев (они добрались сюда лишь спустя четыре года после битвы у Кахамарки и последующего за ней пленения Инки Атауальпы) далеко еще не было завершено.
На вершине, на самых верхних ступенях огромной лестницы, состоящей из прекрасно построенных террас, с виду слегка напоминающих мексиканские ступенчатые пирамиды, находятся храмы Ольянтайтамбо и среди них развалины так и незаконченного главного святилища этого большого города. Тут – на самом верху Ольянтайтамбо – находится самое загадочное, что есть в этом городе. Здесь поднимаются вверх шесть колонн, сделанных из прекрасного розового порфира. Каждый из этих монолитов весит около 50 тысяч килограммов. Остается неясным, как индейцы доколумбовой эпохи сумели доставить сюда, на большую высоту, эти громадные каменные блоки, добытые в каменоломнях, находящихся на противоположном берегу реки. Возникает и другой, еще более важный вопрос: какое назначение имели эти розовые, крайне тяжелые каменные монументы? Вне всякого сомнения, это было нечто иное, чем те примитивные обсерватории инков, использовавшиеся для определения точного времени равноденствия или же солнцестояния, то есть по типу тех, что, к примеру, находились в Куско.
Весьма возможно, что порфировые гиганты Ольянтайтамбо служили опорными блоками неоконченного храма. Не исключено также, что они относятся еще к доинкскому периоду и что Ольянтайтамбо уже тогда был чем‑то вроде мегалитического святилища, в котором находились древнеперуанские «дольмены» или же «менгиры». Впрочем, как полагает современный перуанский исследователь Луис Пардо, эти огромные камни могли использоваться как гигантские розовые зеркала высотой в 4 метра и шириной в 1,5 метра. Эти зеркала, видимо, производили на собиравшихся здесь верующих магическое впечатление, особенно тогда, когда в них отражались лучи Солнца, еще более ослепительные от белизны окружающих андских ледников.
Помимо шести розовых зеркал, в этом городе некогда находились и 100 золотых статуй. Они были поставлены тогда, когда империю постигла страшная засуха. Тогда‑то Инка Пачакути решил вызвать дождь именно с помощью этих золотых фигур, будто бы наделенных сверхъестественной силой. Владыка распорядился поставить эти статуи на центральной площади Ольянтайтамбо. Инка «приказал» золотым статуям вызвать не позднее чем через три дня дождь, однако, невзирая на приказ властелина, дождь не пошел. Через три дня статуи в наказание были обезглавлены на площади Ольянтайтамбо.
В городе Ольянтайтамбо есть и еще одна достопримечательность, подтверждающая назначение этого города быть священным местом: в нем захоранивались королевские сердца. В то время как тела Инков и их супруг бальзамировали и тем самым превращали в мумии, местом пребывания которых и после их смерти была столица империи, то сердца королей и королев Тауантинсуйу захоранивали на вечные времена в землю в совсем другом месте. Это происходило именно в этом краю легенд, в городе Ольянтайтамбо. Здесь, в земле священного Ольянтайтамбо, покоятся не только каменные гиганты недостроенных храмов, но и нежные, маленькие сердца королей и королев инкского Перу.