Заблуждения
Что мы еще знаем о наблюдениях древних за Солнцем? Одним из самых растиражированных является утверждение, что майя якобы смогли высчитать длительность года точнее, чем в нашем григорианском календаре. Изучение астрономии майя еще в 20-е годы XX века привело исследователя Джона Эдгара Типла к выводу, что примерно в VII веке н.э. жрецы-астрономы майя смогли с феноменальной точностью высчитать длительность года. Свое заключение ученый сделал на основании записей на Стеле А в Копане. Но, как показало дальнейшее изучение данного вопроса, расчеты Типла оказались неверными.[1]
Некоторые надписи в группе построек, относящихся к Храму Креста в Паленке, позволили ряду ученых предположить, что древние месоамериканцы знали, что 1508 календарных лет хааба соответствуют 1507 солнечным годам. Таким образом, длина рассчитанного древними астрономами майя года получалась ≈365,242203 суток, что более точно соответствует современному среднему тропическому году ≈365.242189 суток, чем продолжительность года в григорианском календаре 365,2425 суток. Эти выводы были сделаны на основании дат рождения трех божеств-покровителей Паленке («Паленкская триада»), которые приходятся на 2360 год до н.э. Если за точку отсчета взять 3114 год до н.э., то окажется что даты их рождения отстоят от начала новой эпохи на 754 года, то есть ровно на половину от цикла из 1508 лет. Стоит ли говорить о том, что такие расчеты едва ли можно назвать убедительными.[2]
Тем не менее, майя могли знать о том, что год не равен 365 дням. Для этого достаточно наблюдений, утверждают ученые.
Версия 1. Если наблюдать за Солнцем через визир, то мы увидим, что с каждым годом Солнце восходит не над тем местом, где мы отметили, но через 4 года оно взойдет почти там же, но на день позже. Через 29 лет Солнце взойдет еще точнее, чем каждые 4 года, но на 7 дней позже. Через 33 года Солнце снова взойдет в том же месте, но на 8 дней позже. То есть, если округлить, то получится, что один день разницы набегает за 1507 дней. Соответственно, год разницы набегает за 1507 тропических лет. Таким образом, получаем, что 1508 лет по 365 дней равны 1507 тропическим годам. Однако, нет никаких данных о том, что древние жители Месоамерики использовали подобные вычисления.[3]
Версия 2. Можно было найти даты совпадения начала года с солнцестоянием и соседним равноденствием, и заметить, что между этими явлениями прошло 377 лет. (1508\377=4). Здесь, опять же, у нас нет никаких оснований полагать, что такие расчеты имели место.[4]
Версия 3. Примерную длительность солнечного года можно было высчитать, исходя из наблюдений за датами прохождения Солнца через зенит. Через 4 года это событие состоится на день позже.
Версия 4. Наблюдения посредством горизонтального календаря. То есть, по тому же принципу, что и в версии №3, только для фиксирования точной даты можно использовать гору или вулкан, то есть естественный рельеф местности.[5]
В последних двух случаях точность вычислений, прямо скажем, довольно условная, она будет зависеть от многих факторов, таких как выбор подходящего маркера на горизонте или отправной точки отсчета.
Вопрос о том, корректировали ли свой календарь древние месоамериканцы, остается открытым.[6] Есть свидетельства некоторой корректировки календарей, но их причины еще не до конца ясны.[7] Согласно Саагуну, ацтеки добавляли к 5-ти несчастливым дням еще один день каждые 4 года. По другой версии, они добавляли сразу 13 дней, но в конце 52-летнего цикла. Также высказываются мнения, что дополнительный месяц ацтеков составлял 25 дней.[8]
Даже если древние месоамериканцы и знали об этой неточности, вводить корректировку календаря не стали. В результате, названия месяцев, которые изначально обозначали виды сельскохозяйственных работ, перестали соответствовать подходящим сезонам. Есть предположения, что майя отслеживали накопленные ошибки между хаабом и тропическим годом, и в любой момент могли вычислить положение месяцев относительно времен года.[9]
Так или иначе, но на данный момент у нас нет оснований полагать, что майя высчитали длительность тропического года с гораздо большей точностью, чем какая-либо другая цивилизация.[10]
[1] Stanislaw Iwaniszewski. The Length of the Year in Maya Calendar and Astronomy, стр. 289, 294-295\Anthropological Notebooks 2013, Year XIX, supplement
[2] Stanislaw Iwaniszewski. The Length of the Year in Maya Calendar and Astronomy, стр. 298\Anthropological Notebooks 2013, Year XIX, supplement
[3] В.А. Юревич. Астрономия доколумбовой Америки, стр. 92-93
[4] В.А. Юревич. Астрономия доколумбовой Америки, стр. 92-93
[5] Stanislaw Iwaniszewski. The Length of the Year in Maya Calendar and Astronomy, стр. 293\Anthropological Notebooks 2013, Year XIX, supplement
[6] Ross Hassig. Time, History, and Belief in Aztec and Colonial Mexico, стр.16, 39-47, 70-109
[7] Edward E. Calnek. Kirchhoff’s Correlations and the Third Part of the Codex Borbonicus, стр. 91\Skywatching in the ancient world: new perspectives in cultural astronomy studies in honor of Anthony F. Aveni
[8] В.А. Юревич. Астрономия доколумбовой Америки, стр. 94-95
[9] Энтони Авени. Империи времени. Календарь, часы, культуры, стр.223
[10] Stanislaw Iwaniszewski. The Length of the Year in Maya Calendar and Astronomy, стр. 300\Anthropological Notebooks 2013, Year XIX, supplement