«Земля нас кормит...»
Кукуруза, представлявшая собою экономическую основу цивилизации майя, была предметом культа, остатки которого и сейчас еще живы в индейской крестьянской среде, особенно в равнинных районах Центральной Америки. Разумеется, любовь к земле, которая кормит, более или менее свойственна любому крестьянину в любом уголке земного шара, но нигде она не обретает такого мистического облачения, как в сельскохозяйственных районах Центральной Америки, Один монах двести лет назад писал о крестьянах майя: «Все, что они делают и что говорят, в такой степени связано с кукурузой, что она считается почти божеством. Когда они созерцают свою мильпу, на лице их написано такое удовольствие, что все - дети, жена, все наслаждения забываются, как будто мильпа — конечная цель их существования и источник счастья».
Один майя-мам из западной Гватемалы высказал перед каким-то путешественником европейцем свое презрение к белым, которые хоронят своих мертвецов в каменных или цементных склепах. Индейцы предпочитают питать землю своими трупами — в расплату за пищу, которую она давала им при жизни. «Земля нас кормит, полагается и нам питать ее».
Важность значения кукурузы в жизни индейцев вытекает и из того факта, что хотя в Центральной Америке выращиваются самые различные продовольственные культуры, завезенные из Старого Света, по статистике, пища местного населения на 80 процентов состоит из кукурузы, без которой не обходится никакое застолье. Во всех городах с индейским населением есть булочные, выпекающие маисовый, то есть кукурузные, тортильи, где кукурузу размалывают между двумя каменными жерновами (похожими на метате древних майя), смешивают кукурузную муку с... известняком, придающим тортилье белизну, особый вкус и избавляющим потомство едоков этих лепешек от рахита и авитаминоза (неизвестно почему называемого местными жителями «английской болезнью»). По всей вероятности, добавляемый в кукурузную муку кальций укрепляет и зубы индейцев; у всех у них зубы здоровы до старости и зубная боль — редкое явление.
В более процветающих индейских селах вместо метате сейчас в ходу кукурузные мельницы с газолиновыми моторчиками — молино де нихтамаль (нихтамаль — чисто индейское слово, вероятно, астекское, вошедшее в язык майя еще в доколумбовские времена). И булочных, выпекающих тортильи, здесь тоже нет; эти вкуснейшие лепешки каждая хозяйка сама готовит для всей семьи. На заре она поднимается в синколоте — высокий, сплетенный из кукурузных стеблей амбар на сваях, а чтобы не добрались мыши, — достает зерно, сколько ей надо на день, идет с ним на мельницу, затем, вернувшись с мукой, принимается стряпать. К обеду, когда семья возвращается с поля, еда уже готова.
Говоря о кукурузе, как о главной пищевой базе индейцев Центральной Америки, следует немного остановиться и на разнообразии блюд, приготовляемых здесь из кукурузной муки, тем более, что Румыния принадлежит к числу тех немногих стран, где кукурузная мука тоже употребляется в пищу (в Европе ее едят еще только в двух странах — в СССР и Италии).
Во-первых, здесь едят элоте — сваренные или испеченные на углях, совсем как у нас, молодые початки. Причем индейцы натирают их не только солью, но и толченым или молотым острым красным перцем. Впрочем, без этого перца у них не обходится ни одно маисовое блюдо. В некоторых местах острый красный перец индейцы называют чилийским, в других - кайенским или испанским, ЧТО не совсем верно, имея в виду, что это растение из семейства пасленовых (Capsicum annuum), происходит из Мексики и из Гватемалы, то есть является чисто местным... А слово элоте, чвошед- шее в испанский язык, индейского происхождения; в Центральной Америке есть даже такое выражение pagar los elotes, дословно «заплатить за початки», в смысле «расплачиваться за чьи-либо грехи». В Испании же в этом смысле употребляется выражение pagar el pato — «заплатить за утку»; так что каждый народ со своим любимым блюдом... Обычное зрелище в мексиканских городах — индейские женщины, сидящие на углу улицы перед жаровней с решеткой и занятые приготовлением кокумы — печеной кукурузы.
Из всех маисовых блюд наиболее распространены четыре: тамалес, пышные лепешки из молотой кукурузы со свиным мясом, завернутые в зеленую оболочку початков (как наши голубцы в капустные листья) и сваренные на пару; энчиладас, свернутые в трубочку сочни с мясной (обычно индюшачьей) начинкой или же с брынзой, в помидорном соусе с луком; такос, две тонкие тор- тильи с прослойкой из фасоли, разных овощей или мяса; кесадильяс, тоже своего рода тортильи с мясом, колбасками, брынзой или же с кабачковым цветом, сваренные в жире.
Наконец, кукуруза — главный составной элемент мексиканского национального блюда посоле — нечто вроде супа. Посоле готовят из сухих кукурузных зерен, сваренных лучше всего с головизной, с добавлением красного лука и различных специй. Из кукурузы же (с добавлением фруктовых соков) приготовляется и атоле — водка индейцев-бедняков и, говорят, не случайно его название происходит от испанского слова атолондрадо, что значит «ошеломленный, потерявший голову, сбитый с толку».
Неистощимое разнообразие маисовых блюд, с добавлением в них приправ и жиров, оберегает население Центральной Америки от пеллагры — очень редкой в этих местах болезни, вызванной недостатком в организме некоторых витаминов. Европейцы же, перенявшие из Нового Света .культуру кукурузы, но не перенявшие рецептов, ее приготовления, сильно страдали от этой болезни. (В 1910 году в Румынии официальной статистикой было отмечено 58 000 случаев). Заметим кстати, что очень долго пеллагра (по-итальянски pella agra — «жесткая кожа») носила в Европе название колумбовой болезни.
Главная пища бедняков Мексики и Центральной Америки, кукуруза, как уже говорилось выше, еще и сегодня является предметом культа, напоминающего обряды древних майя. В этом отношении интересно, что рассказывает американский ученый Д. Э. С. Томпсон (о котором мы уже упоминали), по поводу праздничных церемоний в период посева кукурузы у майя-мопанов из восточного Британского Гондураса.
В ночь перед севом мешки с семенным зерном кладут на стол, где стоит крест и четыре горящие свечи. Крестьяне жгут ароматическую смолу, чаще всего тот же древний благовонный копал с копайеро (Copaifera officinalis), который, прослужив тысячи лет древним верованиям, с успехом служит и новой религии. На заре крестьянин выходит в поле, бросает четыре горсти зерна на все четыре стороны и произносит молитву: «О господи-боже, наш прадед и наша прабабка, бог гор, бог долин, бог святой! Приношу тебе этот дар от всего сердца. Будь милостив ко мне и делам моим, истинный боже и дева святая! Дай мне добрый урожай кукурузы, где бы я ни посеял ее на этом поле трудов моих. Храни ее мне, береги, чтобы с ней ничего не случилось от момента, когда я посею ее, и до поры, когда я ее соберу».
Такие же обряды, смесь верований в древних богов с элементами христианства, отправляют и майя-мам, майя-чорти и майя-кекчи. В некоторых местах перед посевом кукурузы у крестьян принят тринадцатидневный пост. А утром первого посевного дня в поле воздвигается нечто вроде алтаря и глава сельского управления ставит тринадцать тыкв с бальче в честь чаков, богов дождя, а также богов, покровителей мильпы, после чего режет нескольких птиц, Окропляя землю их кровью. К алтарю привязывают какого-нибудь сельского мальчишку, и он время от времени изображает гром и лягушачье кваканье, а молодежь пляшет вокруг. Гром и лягушка, как мы уже знаем, символы древних божеств дождя.
И Томпсон вполне справедливо заключает: «Эти обряды — не простые Этнологические свидетельства; в них находит выражение тот факт, что в душах майя глубоко укоренился образ живой кукурузы и богов, которые питают ее, давая ей влагу».
Из традиционных продовольственных культур на «трапеции» возделывают еще картофель, этот дар человечеству от Нового Света, завезенный Вальтером Ролей в 1584 году в Ирландию, а Френсисом Дрейком в 1586 году — в Англию (в действительности же, в 1560—1570 гг. картофель уже выращивали в Испании и в Италии). Картофель, который растет сейчас в Европе (Solatium tuberosum), происходит с плодородных плоскогорий Анд, из Перу и Чили. В Центральной Америке его выращивают уже много веков, и там есть еще несколько родственных ему сортов батата или патата (Ipomoea batatus), со стелющимися стеблями и клубнями до двадцати килограммов (в настоящее время в Румынии делаются попытки акклиматизировать это богатое крахмалом, сахаром и витаминами растение).
Фасоль (Phaseolus vulgaris), как и картофель, происходит из Южной Америки. В Гватемале выращивают сорта черной фасоли — пито; для среднеамериканского индейца это один из главных пищевых элементов. Один из видов пито (Phaseolus multiflorens) выращивается и в Европе — но только как декоративное растение.
Из других местных растений отметим бутылочную тыкву (Lagenaria vulgaris) и тыкву (Cucurbita pepo maxima) с вьющимся стеблем. Выдолбленные тыквы, использовавшиеся майя, с самых древних времен, получили в новейшую эпоху название, прямо указывающее на их назначение: хикара, что значит по-испански — чашка. А тыквенный цвет широко употребляется в пищу.
Из технических культур на первом месте стоят хлопок (американский, мексиканского происхождения сорт, в промышленности известный под названием упланд, а в науке — под латинским названием Gossypium hirsutum, а также агава. Эта последняя, выращиваемая в Европе только как декоративное растение, на просторах «трапеции» использовалась и сейчас используется для самых различных надобностей. Три ее сорта — американская агава, мексиканская агава и агава atro- virens (первая, называемая еще и магей, наиболее распространена) — дают очень прочное волокно для промышленности, а также богатый са^- харом сок, из которого при брожении получается пульке, мексиканский национальный напиток. Путем дистилляции настоя цветочных бутонов и молодой листвы агавы мексиканцы получают водку — мескаль. Вместе с бальче; древним хмельным напитком из перебродившего дикого меда, который, как мы знаем, был по вкусу даже богам, вместе с посолем и атоле — из кукурузы в смеси с фруктовым соком, — пульке и мескаль составляют полную гамму среднеамериканских алкогольных напитков, которые у нас очень мало известны.
Разведение американской агавы — одно из главных занятий мексиканских крестьян-индейцев. В период созревания в середке этого растения образуется нечто вроде початка в форме кегли, где содержится много ценного сока. Хозяин поля, выращивающий агаву, — тлачикеро (вероятно, это слово астекского происхождения, но сейчас оно вошло и в северные наречия майя и даже в испанский мексиканский язык), надрезает эту «кеглю», подставляет к ее основанию выдолбленную тыкву и собирает сладкий сок — агуамиель (агуа - вода, миель — мед), очень приятный прохладительный напиток, особенно в смеси с плодовым соком одного из кактусов. Три раза в день в течение четырех-шести месяцев тлачикеро собирает натекающий сок в тыквы и очищает агаву от паразитов. Из этих последних агавовые черви, так называемые гусанос де магей — ценятся как сезонный деликатес; едят их обычно поджаренными в масле (и пользуются они таким спросом, что в последние годы мексиканская пищевая промышленность закупает их в большом количестве и пускает в продажу законсервированными).
В Мексике и в других странах Центральной Америки агаву разводят главным образом ради пульке; в других частях света, особенно, в Индонезии и в восточной Африке, разводятся крупные плантации агавы sisalana. дающей очень прочную пеньку сизаль (пита, или «конопля Тампико»), идущую на изготовление веревок, канатов и разных тканей.
Центральная Америка дала Старому Свету несколько очень полезных растений и сама заимствовала у него другие, например, сезам и банановое дерево. И все-таки среднеамериканские индейцы продолжают отдавать предпочтение кукурузе, или маису, — главной пище своих предков.