Жажда золота
В начале 1528 года Франсиско де Монтехо решил снова отправиться в поход на рекогносцировку местности, всячески избегая столкновения с вооруженными индейцами.
Конкистадоры во главе с аделантадо теперь держали путь по направлению к древнему городу Чичен-Ице. Прибегая к различным хитростям, им удалось-таки провести индейцев и с их помощью построить хижины под крышами из пальмовых листьев.
Как и всех испанских конкистадоров, Франсиско де Монтехо мучила жажда золота, но все его попытки найти благородный металл кончились неудачей.
И вдруг он узнает от одного индейца, что в провинции Бакалар есть драгоценный металл. Аделантадо тут же отдает распоряжение капитану Давиле направиться в эту провинцию, завладеть ею, обосноваться и выстроить испанский город.
Давила, собрав отряд из пятидесяти пехотинцев и шестнадцати кавалеристов, двинулся в поход. Но с тех пор неудачи и непреодолимые трудности преследовали как дона Франсиско де Монтехо, так и капитана Давилу. Все попытки установить связь друг с другом оказались напрасными.
Испанцы, оставшиеся в Чичен-Ице, находились под угрозой постоянных опасностей, с минуты на минуту они ждали гибели либо от голода, либо от руки индейцев. В конце концов они оставили свой лагерь и бежали в Кампече.
Судьба Давилы была не легче. Прибыв в Бакалар, он отправил посла к правителю города Четумаль. Через своего посла он надеялся узнать, есть ли в провинции Бакалар золото. Давила передал также свою просьбу индейскому касику снабдить испанцев продовольствием. Касик на это ответил, что он пришлет Давиле индеек на острие копья и початки маиса на концах стрел. Через некоторое время Давила повернул обратно и направился к берегу моря с сорока оставшимися в живых солдатами и пятью лошадьми. В Кампече он снова встретился с аделантадо.
Обрадованный возвращением Давилы, Франсиско де Монтехо решил предпринять новую попытку проникнуть в глубь страны. С этой целью он поручил Давиле сформировать отряд из восьмидесяти испанских солдат и отправиться в новый поход. Сам же он остался в Кампече всего лишь с сорока пехотинцами и десятью кавалеристами. Это не осталось тайной — несметное множество индейцев окружило вражеский лагерь. Аделантадо, услышав шум, не предвещавший ничего хорошего, вскочил на коня и подъехал к группе индейцев, собравшихся на вершине небольшого холма. Он прикинулся их доброжелателем — приветствовал и старался успокоить. Индейцы повернулись в сторону, откуда долетел до них голос, и узнали испанского генерала. Они догнали его и пробовали вырвать поводья и меч. Аделантадо пришпорил лошадь и на мгновенье освободился от руц индейцев, но они снова окружили его плотным кольцом, и бежать ему не удалось. Индейцы схватили за ноги лошадь, вырвали у генерала меч, сняли его самого с седла и, если верить молве, хотели принести в жертву богам. Выручил Монтехо Блас Гонсалес, испанский солдат, который стремглав примчался к нему на помощь... верхом на лошади.
Как раз в эту пору молва об открытии Перу с его сказочными богатствами долетела до злополучных покорителей Юкатана, и многие из них, воспользовавшись близостью к морю, дезертировали. Чтобы продолжить покорение Юкатана, аделантадо решил отправиться в Новую Испанию[39] и там пополнить поредевшие ряды своих людей.
Он написал послание испанскому королю, в котором подробно изложил все о постигших его неудачах. В ответ король послал хартию в совет наместников Новой Испании, в которой поддержал просьбу аделантадо дать ему людей для покорения Юкатана.
[39] Вице-королевство Новая Испания было образовано в 1535 г. из испанских владений в Мексике и Центральной Америке. Столицей его стал город Мехико, построенный конкистадорами на месте ацтекской столицы Теночтитлана. (Примеч. В. И. Гуляева.)