Чактун, Тамчен и Лагунита: первые итоги раскопок в новых и «затерянных» городищах майя
Данный материал представляет собой сокращенную версию следующей статьи: Šprajc I., Esparza Olguín O., Campiani A. et al. Chactún, Tamchén y Lagunita: primeras incursiones arqueológicas a una región ignota // Arqueología Mexicana. – 2015. – Vol. XXIII, No. 136. – P. 20-25.
Сайт «Мир индейцев» неоднократно информировал своих читателей об открытиях, которые были совершены международной командой археологов во главе с И. Шпрайцом в юго-восточной части современного мексиканского штата Кампече. Так, в 2013 году ученые сообщили об обнаружении неизвестного ранее городища древних майя Чактун (это событие посетители сайта в дальнейшем признали главным археологическим открытием года).[i] Годом позднее Шпрайц и его коллеги исследовали руины двух других городищ: Лагуниты и Тамчена.[ii] В настоящее время археологический проект в юго-восточном Кампече еще продолжается, в данной же статье кратко изложены первые выводы исследователей.
Карта восточной части штата Кампече с городищами Чактун, Тамчен и Лагунита
Из трех городищ самым большим является Чактун, охватывающий территорию более 20 га. В пределах его центральной части археологи выделяют три архитектурных комплекса. Крупнейший комплекс, западный, состоит из нескольких площадей и дворов, окруженных пирамидальными храмами и дворцами. Самая высокая пирамида западного комплекса, «Сооружение A-1», достигает 20 м в высоту. В его юго-восточном конце расположен стадион для игры в мяч, от которого, вероятно, начиналась дорога-сакбе, простиравшаяся на расстояние более 300 м и соединявшая западный комплекс с юго-восточным. Главные сооружения юго-восточного комплекса окружают центральную площадь, которая имеет 82 м в длину и 48 м в ширину. Как и в западном комплексе, на ее южном конце располагается стадион для игры в мяч. Северо-восточный комплекс является наименьшим в Чактуне, границы его единственной площади очерчены двумя пирамидальными храмами, имеющими почти 20 м в высоту.
Чактун, западный комплекс. Цифровая модель А. Марсетича
Помимо архитектуры Чактун сразу же привлек к себе всеобщее внимание большим количеством монументальных скульптур. По состоянию на сегодняшний день в городище найдено 20 стел и 15 алтарей, при этом на девяти стелах и двух алтарях сохранились остатки изображений или надписей. К сожалению, из этих письменных источников удалось получить не очень много конкретной исторической информации, пока неизвестно даже, как Чактун назывался в древности и какая царская династия правила там. С точки зрения эпиграфики самыми ценными являются стелы 1, 12, 14 и 18 из Чактуна. В частности стела 1 примечательна тем, что ее иероглифические картуши были вылеплены из штука и окрашены в красный цвет. Именно в честь этого монумента городище получило свое современное название Чактун, что в переводе с языка майя означает «красный камень». Дата Долгого счета на стеле 1 соответствует окончанию двадцатилетия 9.16.0.0.0, 2 Ахав 13 Сек (9 мая 751 года), далее в тексте сказано, что этот юбилейный «красный камень» установил правитель по имени Ах-К’инич-Бахлам. Вероятно, в том же 751 году в Чактуне создали еще один монумент, стелу 12, от которой, к сожалению, сохранилась только верхняя часть. Надпись на ней интересна наличием так называемого 819-суточного календарного цикла, который не характерен для региона Кампече, зато часто встречается в текстах из городищ на западе и юге области майя: Паленке, Помоны, Йашчилана, Копана, Киригуа.[iii] На лицевой стороне монумента сохранилось изображение персонажа в пышном головном уборе, но в иероглифическом тексте упоминания о каких-либо действующих лицах отсутствуют. На стелах 14 и 18 из Чактуна также показаны богато одетые особы, дата установления этих монументов соответствует дню 9.15.0.0.0, 4 Ахав 13 Йаш (22 августа 731 года).
Чактун, юго-восточный комплекс. Цифровая модель А. Марсетича
Итак, на основании иероглифических надписей можно сделать вывод, что пик политической и ритуальной активности в Чактуне пришелся на середину VIII века. Находки же керамики свидетельствуют о том, что население обитало в городище, по крайней мере, с позднего доклассического периода и вплоть до терминальной классики или даже ранней постклассики. Кроме того, вблизи стелы 1 археологи нашли фрагменты курильниц, которые по своему типу могут быть датированы поздним постклассическим периодом. Следовательно, этот монумент оставался объектом культа и поклонения даже спустя долгое время после запустения города.
Тамчен располагается в 6 км на юго-восток от Чактуна и уступает ему по размерам. Отличительную черту этого городища составляют более 30 чультунов (колодцев), которые сосредоточены на двух главных городских площадях. Некоторые из них необычайно глубокие и достигают 13 м в глубину. Именно за это археологи избрали для нового городища название Тамчен, что в переводе с юкатекского языка майя означает «глубокий колодец». В соответствии с выводами исследователей керамики, оно было заселено со среднего доклассического по терминальный классический периоды, но расцвет городища пришелся на доклассику и раннюю классику. Среди монументальных сооружений выделяется акрополь, увенчанный триадным комплексом. Такие триады являлись характерной чертой архитектуры майя именно в доклассический период, следовательно, их существование можно считать очередным доказательством подъема города в то время. Стоит отдельно упомянуть также «Сооружение 1» в Тамчене – пирамидальный храм со святилищем на вершине, достигающий 15 м в высоту. Найдены в городище и монументальные скульптуры, хотя только на стеле 1 из Тамчена сохранились остатки иероглифического текста, в частности запись дня 3 Ахав, являвшаяся, вероятно, частью юбилейной даты. Существуют свидетельства того, что перед этой стелой в постклассический период также совершали подношения.
«Сооружение 1» в Тамчене. Фото И. Шпрайца
В 6 км на юго-запад от Тамчена команде И. Шпрайца посчастливилось обнаружить еще одно городище, которое, в отличие от Чактуна и Тамчена, правильно было бы назвать не «новым», а «затерянным». В 1970-х годах его руины посетил известный исследователь Э. фон Эу, работавший над созданием корпуса иероглифических надписей майя. Он назвал городище Лагунитой, сфотографировал и сделал полевые эскизы нескольких монументов, а также части фасада одного из сооружений, выполненного в виде раскрытой пасти земного чудовища. К сожалению, Э. фон Эу не опубликовал отчет о своей экспедиции и нигде не указал четкие координаты Лагуниты, поэтому все последующие попытки археологов отыскать ее оставались тщетными. Только сравнив находки в «новом» городище с эскизами Э. фон Эу, И. Шпрайц и его коллеги осознали, что оказались в Лагуните. С точки зрения монументальной архитектуры в центральной части городища можно четко выделить три группы, самой большой из которых является расположенная на естественном возвышении группа A. Частью одного из ее сооружений и является, несомненно, главная достопримечательность Лагуниты: вышеупомянутый фасад с изображением раскрытых челюстей земного чудовища. О столичном статусе городища свидетельствуют дворцы, стадион для игры в мяч и пирамида, достигающая 13 м в высоту.
Корпус монументов Лагуниты в настоящее время состоит из 10 стел и 12 алтарей. Наибольший интерес для исследователей представляет иероглифический текст на стеле 2, найденной к югу от группы A. Из этой надписи следует, что монумент был установлен в день 9.14.0.0.0, 6 Ахав 13 Муваахн (5 декабря 711 года) правителем, находившимся на четвертом двадцатилетии жизни, то есть в возрасте от 60 до 80 лет. Имя владыки, к сожалению, не сохранилось. Другой любопытный монумент, алтарь 1, археологи нашли в центре главной площади группы B. Он имеет форму прямоугольного камня, на каждой из сторон которого вырезаны иероглифы дня Ахав с разными коэффициентами. Поскольку число в датах последовательно уменьшается на две единицы, можно предположить, что на алтаре был зафиксирован счет двадцатилетий. Алтарь 2 и алтарь 3 из Лагуниты, установленные на главной площади группы B, выделяются своей весьма необычной формой и напоминают шляпки гвоздей. Монументальные скульптуры, в частности стела 2, свидетельствуют о подъеме Лагуниты в VIII веке, в то же время в городище найдена керамика, датируемая средним доклассическим и ранним классическим периодами, а также отдельные постклассические образцы.
Лагунита. Цифровая модель А. Марсетича
Исследование городищ еще продолжается, следовательно, можно ждать новых интересных находок. Пока что выводы исследователей носят предварительный характер, могут быть уточнены или пересмотрены в будущем. Одна из рабочих гипотез заключается в том, что Чактун и Лагунита на протяжении своей истории знали периоды обезлюдения и повторного заселения. Исследователи в частности обратили внимание на то, что некоторые монументы в этих городищах спустя какое-то время после их установления были разбиты, изменены или перенесены на новое место. Древние майя часто практиковали такое повторное использование монументов, но здесь уместно упомянуть о результатах недавнего анализа керамики в расположенном неподалеку городище Бекан. Исследование показало, что в середине VIII века Бекан на какое-то время обезлюдел, а десятилетия спустя туда пришло население с совершенно отличным типом керамики. Нечто подобное могло произойти и в соседних с ним Чактуне и Лагуните. Если самая поздняя зафиксированная на стелах из Чактуна дата 9 мая 751 года примерно соответствует окончанию подъема города, то повреждение и перенос монументов вполне можно считать признаком разрыва традиции и заселения города пришлыми людьми.
В иероглифических текстах из Чактуна, Тамчена и Лагуниты содержится крайне мало исторической информации, на основании столь скупых свидетельств сложно составить какую-либо общую картину. Тем не менее, И. Шпрайц и его коллеги обращают внимание, что даты Долгого счета на стелах из Чактуна и Лагуниты соответствуют 711-751 годам. Именно в это время начался упадок Канульского царства, еще недавно самого могущественного в мире майя. Его ослабление открыло путь для политической раздробленности в регионе. В частности начали устанавливать свои собственные монументы с надписями цари в Ошпемуле. Вполне возможно, что и усиление Чактуна и Лагуниты стало одним из проявлений этого общего регионального процесса.
[i] В Кампече найден новый город майя – Чактун. URL: http://www.indiansworld.org/News/v-kampeche-nayden-novyy-gorod-mayya-chaktun-video.html
[ii] Археологи обнаружили и исследовали в мексиканских джунглях два древних города майя. URL: http://www.indiansworld.org/News/arheologi-obnaruzhili-i-issledovali-v-meksikanskih-dzhunglyah-dva-drevnih-goroda-mayya.html
[iii] 819-суточный цикл – календарная формула, при помощи которой указывается время, прошедшее между двумя определенными датами, разделенными промежутком в 819 суток. Его происхождение и точное значение пока неизвестно. Смотрите: Талах В. М. Вступ до ієрогліфічної писемності майя. – Київ, 2010. – С. 126. URL: http://kuprienko.info/talakh-viktor-introduction-to-hieroglyphic-script-of-the-maya-manual-ukr-2010/