Дорога мёртвых Теотиуакана
Дорога мёртвых, называемая порой Улица мёртвых или Авеню мёртвых, является «главной улицей» Теотиуакана. Мы не знаем, как жившие там люди называли улицу (не знаем и как они называли своё общество, себя) – мы используем названия, которые были присвоены этим местам ацтеками, однажды обнаружившими город, давно заброшенный истинными его жителями. Я расскажу о расположении (как самого Теотиуакана, так и Дороги мёртвых), о том, что находится на и у улицы, об архитектуре и искусстве некоторых зданий, расположенных вдоль улицы, также я кратко коснусь темы фресок и рисунков, которыми известен Теотиуакан. Главной идеей моего повествования станет аргументация в пользу того, что оригинальная застройка Теотиуакана проходила под влиянием астрономической информации.
Дорога мёртвых. Факты
Теотиуакан находится в долине Мехико. Дорога мёртвых имеет в длину свыше 2,5 километров (ок. 1,5 милей). Её ширина варьируется весьма значительно – от 40 до 95 метров. Это главная, центральная улица в Теоатиуакане, однако параллельно ей проходит ещё несколько улиц, а как минимум одна пересекает её под прямым углом. Улица берёт начало от площади Луны (у пирамиды Луны), проходит мимо Сьюдаделы и храма Пернатого змея и считается, что она заканчивается у предгорье гор (1). По бокам вдоль улицы симметрично организованы комплексы и пирамидальные строения, что указывает о возможном запланированном замысле дороги на ранней стадии развития общества (1).
Пирамида Солнца, пирамида Луны
От пирамиды Луны чуть дальше и левее по улице находится пирамида Солнца. Пирамида Солнца является самым большим строением в Теотиуакане (а также одним из первых). Она также одна из самых крупных сооружений в Мексике. По данным исследований установлено, что после постройки её расширяли как минимум два раза (2).
Во время раскопок под пирамидой была обнаружена пещера (которая под пирамидой вела прямо к её центру). По общему представлению теотиуаканцы считали, что именно там зарождается жизнь. Такое мнение археологов подкрепляется тем, что повсеместно в Мексике и Месоамерике пещеры встречаются в мифах о создании, где они играли роль места рождения человека (символизацией воды и т.д.). У северного конца Дороги мёртвых находится пирамида Луны. Она много меньше пирамиды Солнца с основанием чуть больше половины своего визави. У основания лестницы недавно было обнаружено захоронение с погребальным скарбом и жертвенными животными (это подтверждает версию о возможных других захоронениях в основаниях прочих пирамид, версию, которую считали до этого момента неподтверждённой) (4). Постройка этих пирамид была значительным событием, поскольку считается, что они ознаменовали собой начало цивилизации в долине Мехико.
Сьюдадела, пирамида Пернатого змея
Дальше на юг по Дороге мёртвых расположена Сьюдадела. Внутри этого комплекса находится пирамида Пернатого змея (также известная под названием храм Кецалькоатля). Пирамида Пернатого змея третья по размерам пирамида в городе, она одна из первых монументальных сооружений Теотиуакана (4). Она знаменита своими трёхмерными скульптурами. Считается, что на ней изображён пернатый змей и священный головной убор. Во время раскопок под пирамидой были найдены тела свыше 200 жертв, руки и ноги которых были связаны за спинами – исходя из того, как они умерли, делается вывод, что это были принесённые в жертву люди (4). Географически Сьюдадела находится в центре Теотиуакана. Это довольно большой комплекс, сторона которого достигает 400 м. Четыре стены окружают огромное открытое пространство, способное вместить ок. 100 000 вполне комфортно чувствующих себя человек. Вполне вероятно, что на этой платформе собирались люди для проведения различных ритуалов (5).
Прочие строения вдоль Дороги мёртвых
Вдоль улицы располагаются «свыше 2000 немалых и сносно построенных мультиквартирных резидентных кварталов», а также многие другие строения, например, пирамидальные платформы и площади (6). Такие комплексы с помещениями обычно могли вместить ок. 30-40 человек. Каждая из них уникальна, однако все они как будто следовали общему плану, чертежу. Окружённые большими стенами, комплексы имеют свои выводящие за пределы квартала дренажную систему и систему отвода сточных вод. Комплексы состояли из нескольких комнат, вокруг общего патио. Под этими комнатами и патио жители обычно хоронили своих умерших. По всей видимости они хоронили главу дома, поскольку обычно найденные останки принадлежат мужчинам. Два таких здания (Северный и Южный дворцы) расположены прямо у края Сьюдаделы. Возможно, это административные строения и/или резиденции элиты (4).
Фрески и рисунки
Теотиуакан известен изысканными фресками. Те, что находились в нижней части стен сохранились лучше других. Чаще всего встречается красный цвет, также использовались синие, жёлтые и зелёные цвета. По всей видимости краску наносили сразу и на тонко оштукатуренные поверхности стен. Среди часто встречающихся изображений Теотиуакана кецали, ягуары, голуби, рыбы, представители семейства кошачьих, змеи, ракушки и животные, приспособившие их под дома, а также морские создания, водяные лилии и семена. Учитывая вышесказанное, искусство в городе часто отображало всё, что окружало человека в природе, а также различные сверхъестественные элементы. Интерпретации фресок варьируются весьма сильно и по ним нет ещё единого мнения – не понятно, что жители Теотиуакана хотели передать посредством своего искусства. В то же время есть общее понимание того, что искусство в мегаполисе имеет религиозную коннотацию (7). Среди других встречающихся изображений на фресках – изображения богов и богинь. Чаще всего встречаются изображения Великой богини (обычно, связанной с плодородием) и Тлалока (бога дождя). Великую богиню обычно изображали в фас, в то время, как Тлалока – в профиль и держащего в левой руке молнию (8).
Довод в пользу утверждения о связи строительного плана Теотиуакана с астрономическими наблюдениями
Исследования структурной схемы Теотиуакана (а также во многих случаях и других частей Месоамерики, при этом мегаполис остаётся лучшим примером этого) показали, что строительство зданий связывали с астрономическими расчётами, в частности, с позицией солнца в различные знаменательные дни. Размещение церемониальных комплексов и пирамид показывает устойчивую их связь с восходами и заходами солнца в определённые числа. «Интервалы, разделяющие указанные [таким образом] в определённом месте даты, кратны 13 и 20 дням, т.е. знаменательны, если брать в расчёт месоамериканскую календарную систему; более того, наиболее часто повторяющиеся даты отчётливо указывают на ключевые моменты ритуального сельскохозяйственного цикла» (стр. 404) (10). По данным Проекта картографии Теотиуакана, строения города имеют отклонения в 15-18 градусов по часовой стрелке от севера. Вероятно, при строительстве учитывались две ориентационные модели, которые можно объяснить восходом и заходом звёзд (10). Дорога мёртвых, а также пирамида Солнца и многие другие здания центра города отклонены на один градус от направления двух других улиц и Сьюдаделы. Пирамида Солнца указывает на север, прямо на вершину Серро-Гордо, и это не удивительно, поскольку и многие другие месоамериканские пирамиды смотрят на вершины соседних гор. Существовала версия, по которой раньше Дорога мёртвых также указывала прямо на пик Серро-Гордо, однако, эту теорию отбросили в сторону, поскольку на самом деле улица имеет небольшое отклонение влево и указывает на точку чуть левее от вершины горы (это подтверждает то, что корни городского планирования следует искать в астрономических расчётах). Нельзя сказать, что только астрономические наблюдения брались в расчёт при постройке каждого из домов Теотиуакана, тем не менее, следует сказать, что именно они могли бы быть взяты в расчёт при планировании всего города, где несколько строений прочно связаны с этой идеей. Вполне возможно, что остальная часть города могла быть построена после того, как его городскую планировку задали несколько первоначальных строений (а в их основе, в свою очередь, была заложена астрономия).
Заключение
Город Теотиуакан расположен в долине Мехико. Вдоль Дороги мёртвых было построено множество пирамид, храмов, комплексов с помещениями и административных зданий, всех их дорога связывает с пирамидой Солнца, самой большой пирамидой в городе и одной из самых крупнейших в Мексике. Теотиуакан известен хорошо сохранившимися фресками, своим искусством, отражающим мир природы и сверхъестественной жизни, в то же время не совсем ещё ясно что же на самом деле означают все эти фрески. Об ориентации городской планировки существует много гипотез. Среди двух наиболее часто встречающихся версий: 1) городская планировка имеет в основе сельскохозяйственную и топографическую привязку; 2) городская планировка соответствует астрономическим наблюдениям жителей города. Я утверждаю, что в основе городской планировки Теотиуакана изначала лежала астрономическая идея.
Источники
(1)
Sugiyama, Saburo.
2001. Dead Avenue, Teo. Archaeological Research Institute. Arizona State University, archaeology.asu.edu/TeO/intro/Dead.htm
(5)
2001. The Ciudadela. Archaeology of Teotihuacan, Mexico. Arizona State University.
(2)
Millon, Rene.
1960, The Beginnings of Teotihuacan. American Antiquity 26: 1-10.
(3)
Museum of Art, New York
www.metmuseum.org/toah/hd/teot2/hd_teot2.htm
(4) Anne Pyburn
2003-2004. Mezoamerican Archaeology: Teotihuacan: Mesoamerica's Largest City. Indiana University. www.indiana.edu/~arch/saa/matrix/ma/ma_mod11.html
(6)
Cowgill, George L.
"FAMSI © 2002 - George L. Cowgill." FAMSI - Home Page - Foundation for the Advancement of Mesoamerican Studies, Inc. 30 Nov. 2001. Arizona State
University. www.famsi.org/reports/96036/.
(7)
James Q. Jacobs
2001. Teotihuacan Mural Art: Assessing the Accuracy of its Interpretation, www.jqjacobs.net/mesoamerica/teo_murals.html
(8)
The Metropolitan Museum of Art
Teotihuacan: Mural Painting, " The Metropolitan Museum of Art, New York: www.metmuseum.org/toah/hd/teot4/hd_teot4.htm
(9)
Dow, James.
1967, Astronomical Orientations at Teotihuacan, A Case Study in Astro-Archaeology, American Antiquity 32: 326-34.
(10)
Sprajc, Ivan.
2000. Astronomical Alignments at Teotihuacan, Mexico. Latin American Antiquity 11: 403-15.
Источник - https://ant3145teotihuacan.wikispaces.com/Avenue+of+the+Dead