Медицинское использование табака в доколумбовой Америке
В XV веке первыми из европейцев, кто увидел употребление индейцами табака, стали Христофор Колумб со своей командой. Затем растение было привезено в Европу, где в то время практически всем травам приписывали терапевтические свойства. Не обделили этим и растение табак, Nicotiana, которое в первое время после своего появления в Европе приобрело славу буквально панацеи, её называли не иначе, как «священным растением» и «божьим лекарством»[1].
Существует свыше шестидесяти видов Nicotiana. Лишь некоторые из этих видов происходят из Австралии[2], большинство же – из Америки[3]. Растение Nicotiana tabacum, что в наши дни выращивается для коммерческого пользования, вероятно родом из Южной Америки, а Nicotiana rustica, другой основной вид, распространенный по всему свету, родом из Северной Америки. В 1492 году Колумб увидел, что индейцы выращивают и пользуются табаком порой для удовольствия, но в основном для лечения различных болезней. Некоторые из его моряков видели, как жители Кубы и Гаити курили листья[4], последующие европейские исследователи подтверждали эти наблюдения.
Изначально растению, табаку, было дано неверное название. На самом деле так именовалась тростниковая трубка – tabaco или tavaco – с двумя отводами для ноздрей, которую местные жители использовали для вдыхания дыма табака через нос[5]. Сам табак называли по-разному: petum, betum, cogioba, cohobba, quauhyetl, picietl или yietl – эти название периодически встречаются в поздних травниках или фармакопее[6].
15 октября 1492 года Христофор Колумб отметил, что у острова Фердинандина мужчина в каноэ перевозил сухие листья, ценимые за их целебные свойства[7]. В тот же год двое членов его команды видели, как жители Кубы несли в руках зажжённые факела с табаком – после стало известно, что так они проводили дезинфекцию и отгоняли болезни и усталость[8].
Вдыхание через нос cogioba при помощи tabaco приводило к потере сознания, что видел Колумб, и было весьма заманчиво сделать предположение об использовании свойств этого растения в качестве обезболивающего во время операций по трепанации, которые в то время были частым явлением.
Табак, вероятно, смешанный с известью или мелом, использовался индейцами как зубная паста, отбеливающая зубы – это видели Нино и Герра в 1500 году, а также Веспуччи в Венесуэле приблизительно в то же время[9]. Подобная практика продолжается и в наши дни в Индии – здесь измельчённым в порошок табаком или masheri протирают с этой целью зубы, а табачная зубная паста имеет коммерческое хождение[10].
Где-то в 1500 году мнение о табаке, как о панацеи становится распространённым. В этот год португальский исследователь Педру Алвариш Кабрал сообщил об использовании в Бразилии травы betum для лечения язвенных абсцессов, свищей, ран, застарелых полипов и многих других недугов. Также он сообщил, что эту траву называли «священным растением» за то, что она выручала в безнадёжных случаях[11]. Сообщения об использовании табака индейцами в медицинских целях продолжали поступать. Так, например, в 1529 году испанский миссионер-священник Бернадино де Саагун опросил четырех мешикских врачей, собрав информацию об использовании табака в медицинских целях. Он писал, что вдыхание аромата свежих зелёных листьев растения облегчает продолжительные головные боли. От простуды и насморка зелёные или растолчённые листья следовало втирать во внутренней части рта. Болезни гланд шеи следовало лечить извлечением корня поражённой части с помещением на это место тёплого, смешанного с солью табака[12].
Более поздние сообщения об использовании индейцами табака являются менее надёжными источниками в сравнении с записями современников того периода, однако в 1934 году Фернандо Окаранса суммировал известные нам сведения о медицинском использовании табака в Мексике до 1519 года в качестве противодиарейного, наркотического и смягчающего средства. Он писал, что листья табака применяли как обезболивающее, в порошковой форме от простуды, а также местно для заживления ран и ожогов[13].
Существует и множество других упоминаний о широком применении, в т.ч. в медицине, табака индейцами доколумбового периода и всё это объясняет почему европейцы, побывавшие в Америке, желали взять с собой в обратный путь само растение и его семена.
Источник – Выдержка из статьи Medicinal uses of tobacco in history, Anne Charlton, BA PhD
[1] Dickson SA. Panacea or Precious Bane. Tobacco in 16th Century Literature. New York: New York Public Library, 1954
[2] Feinhandler SJ, Fleming HC, Monahan JM. Pre-Columbian tobaccos in the Pacific. Economic Botany, 1979;33: 213-26
[3] Goodspeed TH. The Genus Nicotiana. Waltham, Mass: Chronica Botanica, 1954
[4] Brookes JE. The Mighty Leaf: Tobacco Through the Centuries. Boston: Little, Brown, 1952
[5] Meyer FG, Trueblood EE, Heller JL. The Great Herbal of Leonard Fuchs: De historia stirpium commentaria insignes, 1542, Vol 1: Commentary, Vol 2: Facsimile Chapter 5. The Vienna Codex: Leonard Fuchs's Unpublished Herb Book. Stanford: Stanford University Press, 1999
[6] Meyer FG, Trueblood EE, Heller JL. The Great Herbal of Leonard Fuchs: De historia stirpium commentaria insignes, 1542, Vol 1: Commentary, Vol 2: Facsimile Chapter 5. The Vienna Codex: Leonard Fuchs's Unpublished Herb Book. Stanford: Stanford University Press, 1999. См. также Brookes JE. Tobacco: Its History Illustrated by The Books, Manuscripts and Drawings and Engravings in the Library of George Arents Jr, Vol 1: 1507-1615. New York: Rosenbach, 1937
[7] Brookes JE. The Mighty Leaf: Tobacco Through the Centuries. Boston: Little, Brown, 1952
[8] Dickson SA. Panacea or Precious Bane. Tobacco in 16th Century Literature. New York: New York Public Library, 1954
[9] Brookes JE. Tobacco: Its History Illustrated by The Books, Manuscripts and Drawings and Engravings in the Library of George Arents Jr, Vol 1: 1507-1615. New York: Rosenbach, 1937
[10] Charlton A, Moyer CA. Children and Tobacco: the Wider View. Geneva: International Union Against Cancer, 1991
[11] Dickson SA. Panacea or Precious Bane. Tobacco in 16th Century Literature. New York: New York Public Library, 1954
[12] Brookes JE. The Mighty Leaf: Tobacco Through the Centuries. Boston: Little, Brown, 1952
[13] Dickson SA. Panacea or Precious Bane. Tobacco in 16th Century Literature. New York: New York Public Library, 1954