Еще одно царство расколотого неба: исследования последних лет пролили свет на историю городища древних майя Эль-Соц (Петен, Гватемала)
На рубеже XX-XXI веков в изучении цивилизации майя классического периода (III-X века нашей эры) удалось достичь качественного прорыва. После дешифровки иероглифической письменности майя ученые перешли к сплошному чтению древних надписей и реконструкции на их основании политической истории отдельных царств. Для исследований такого рода характерен динамизм, ежегодно открываются новые тексты или уточняется чтение давно известных надписей. Развитие науки подчас приводит к отказу от устаревших концепций, пересмотру прежних интерпретаций и гипотез. В качестве яркого примера подобных стремительных перемен можно рассказать об изучении небольшого городища Эль-Соц и связанного с ним «эмблемного иероглифа».
Так называемые «эмблемные иероглифы» в монументальных надписях майя впервые выявил гватемальский ученый Г. Берлин еще в 1958 году. С самого начала было очевидно, что они тесно связаны с конкретными городищами, свои особые эмблемы имелись в Наранхо, Паленке, Йашчилане, Копане и других центрах. Берлину не удалось, однако, определить их точное значение, он ограничился предположением, что «эмблемный иероглиф» мог соответствовать названию древнего города либо имени его бога-покровителя.[i] В настоящее время уже не подлежит сомнению, что «эмблемные иероглифы» представляют собой царские титулы, состоящие из трех компонентов. Два компонента являются постоянными и читаются к’ухуль ахав, что можно перевести как «священный владыка», а третий, «основной знак», меняется от городища к городищу. «Эмблемные иероглифы» оказали историкам огромную услугу, так как позволили хотя бы примерно определить местонахождение древних царств. Но если столицы крупных государств, таких как Са’аль, Йокиб-К’ина’ или Баакаль, удалось установить без особых затруднений, то с меньшими царствами все зачастую обстоит не так просто.
«Эмблемный иероглиф» Па’чана, использовавшийся правителями Эль-Соца и Йашчилана
В своей пионерской работе об «эмблемных иероглифах» Г. Берлин среди прочих выделил титул правителей Йашчилана. Позднее он был прочитан С. Мартином как к’ухуль па’чан ахав, «Священный Па’чанский Владыка».[ii] Многочисленные надписи на каменных стелах, панелях, алтарях не оставляют сомнений в том, что в долине реки Усумасинты располагалось могущественное Па’чанское царство со столицей на месте современного городища Йашчилан. История этого Па’чана сравнительно хорошо и полно изучена, постоянно уточняется по мере открытия новых надписей.[iii] Но тщательный анализ источников показал, что в Северном Петене (Гватемала), в самом сердце цивилизации майя классического периода, существовало еще одно Па’чанское царство. Его правители неоднократно упоминаются в надписях на расписной керамике и, судя по всему, обладали значительным влиянием в ранний классический период (III-VI века). В начале 1980-х годов, на заре современного этапа исследования иероглифических текстов майя, П. Мэтьюз связал эту династию «Священных Па’чанских Владык» с руинами важного городища Вашактун.[iv] Предложенная Мэтьюзом идентификация получила широкое признание среди исследователей, в частности она была в свое время принята известным российским эпиграфистом Д. Беляевым, который в специальной работе реконструировал династическую историю Вашактуна на основании сопоставления монументальных надписей из городища и упоминаний «Священных Па’чанских Владык» на керамике.[v] Тем не менее, недавние исследования археологического проекта в городище Эль-Соц позволили иначе взглянуть на проблему.
Карта
Эль-Соц располагается примерно в 20 км на запад от Тикаля и в 26 км западнее Вашактуна. Первое легальное обследование городища провел в 1977 году археолог гватемальского Института антропологии и истории (IDAEH) М. Бейли, но до недавнего времени оно оставалось малоизученным. В 2006 году стартовал археологический проект Эль-Соца, возглавляемый американским археологом и эпиграфистом С. Хаустоном. За прошедшие несколько лет специалистами проекта уже было сделано немало важных открытий.[vi] В частности удалось прояснить место Эль-Соца на политической карте майя классического периода.
Деревянная притолока 1 из Эль-Соца. Фото Д. Керра, прорисовка И. Грэхэма
Уже в первых обзорах письменных памятников из Эль-Соца С. Хаустон со ссылкой на личное сообщение Д. Стюарта подверг сомнению традиционное отождествление Па’чанского царства в Петене с городищем Вашактун. На деревянной притолоке из «Сооружения 1» в Эль-Соце упоминается па’чанский владыка Чак-…-Ахк, имя которого встречается также на расписной керамике. Между тем, на стелах из Вашактуна зафиксирован свой собственный особый «эмблемный иероглиф», который, видимо, и был названием этого царства.[vii]
Стела 4 из Эль-Соца. Прорисовка С. Хаустона
Последующие находки блестяще подтвердили этот вывод Д. Стюарта и С. Хаустона. В 2011 году археологи обнаружили в Эль-Соце фрагмент нового монумента, стелы 4. Дата на памятнике является необычно поздней для Эль-Соца и соответствует окончанию очень важного с точки зрения древних майя четырехсотлетнего календарного цикла по системе Долгого счета 10.0.0.0.0, 7 Ахав 18 Сип (15 марта 830 года). В этот день «Священный Па’чанский Владыка» …-Чан-Йопаат провел традиционную юбилейную церемонию. Хотя значительная часть надписи утрачена, важность находки трудно переоценить. Благодаря открытию стелы 4 мы теперь можем быть уверенны в том, что династия «Священных Па’чанских Владык» непрерывно царствовала в Эль-Соце начиная со II-III веков нашей эры (этим временем приблизительно датируют самое раннее употребление «эмблемного иероглифа» Па’чана)[viii] и до 830 года.[ix]
Итак, тот факт, что городище Эль-Соц в древности было столицей царства Па’чан, уже не вызывает сомнений. Но как были связаны между собой две династии «расколотого неба» (так переводится с иероглифического майя словосочетание па’ чан), одна из которых правила в Эль-Соце, а другая в Йашчилане? Ученым еще предстоит найти ответ на этот вопрос, пока же можно лишь строить более или менее убедительные предположения. Общий «эмблемный иероглиф», вероятнее всего, свидетельствует о едином происхождении двух династий. Письменные источники позволяют сделать вывод, что в Петене первые царства сформировались раньше, чем на Усумасинте. Поэтому весьма вероятно, что царство со столицей в Йашчилане было основано выходцем из Эль-Соца, точнее, младшим представителем правившей там династии.[x] Повторимся, пока это не более чем догадка, которую будущие находки могут либо подтвердить, либо опровергнуть.
[i] Berlin H. El glifo “emblema” en las inscripciones mayas // Jornal de la Société des Americanistes. – 1958. – No. 47. – P. 111-119.
[ii] Martin S. A Broken Sky: The Ancient Name of Yaxchilan as Pa' Chan // The PARI Journal. – 2004. – Vol. 5, No. 1. – P. 1-7. URL: http://www.mesoweb.com/pari/publications/journal/501/BrokenSky.pdf
[iii] Martin S., Grube N. Chronicle of the Maya Kings and Queens: Deciphering the Dynasties of the Ancient Maya. 2nd edition. – London - New York: Thames and Hudson, 2008. – P. 116-137. Смотрите также очерк «Царство Па’чан (Йашчилан)» из цикла «История царств майя» и литературу к очерку. URL: http://www.indiansworld.org/ancient_maya_st.html
[iv] Mathews P. Maya Early Classic Monuments and Inscriptions // A Consideration of the Early Classic Period in the Maya Lowlands / Ed. by G. Willey and P. Mathews. – Albany: State University of New York at Albany, 1985. – P. 5-54.
[v] Беляев Д. Д. Династическая история Вашактуна в раннеклассический период (по данным археологических и эпиграфических источников) // Древний Восток и античный мир: Труды кафедры истории Древнего мира исторического факультета МГУ. – 2002. – Вып. 5. – С. 192–203. URL: http://www.mezoamerica.ru/indians/maya/uaxactun.html
[vi] Смотрите, например: Skidmore J. Royal Tomb Discovered in the Diablo Group at El Zotz // Mesoweb Reports, 2010. URL: http://www.mesoweb.com/reports/ZotzTomb.pdf
[vii] Houston S. In the Shadow of a Giant // Mesoweb Articles, 2008. – P. 7. URL: http://www.mesoweb.com/zotz/articles/Shadow-of-a-Giant.pdf
[viii] Беляев Д. Д. Династическая история Вашактуна… С. 194.
[ix] López G., Luis J., Houston S. et al. Proyecto Arqueológico El Zotz, informe no. 6, temporada 2011. Report submitted to the Instituto de Antropología e Historia de Guatemala, Guatemala City, 2012. – P. 181. URL: http://www.mesoweb.com/zotz/El-Zotz-2011.pdf
[x] Houston S. In the Shadow… P. 7.