Война в истории Месоамерики
Введение
Между 1000 г. до н. э. и 900 г. н. э. народы Мексики и Центральной Америки выработали и развили те культурные особенности, которые выделяют их среди прочих цивилизаций Нового Света. Это произошло повсеместно, от великих городов майя в низменных джунглях до столиц Мексиканского нагорья — Теотиуакана, Чолулы, Монте-Альбана. Около 1450 г. н. э. в истории Мексики появляется новая нация, создавшая так называемую Астекскую империю Тройственного Союза. Возглавил её народ мешика из Теночтитлана под руководством императора по имени Мотекусома I (1440-1468). Под управлением мешиков империя Тройственного Союза начала расширять свои пределы, развивая новую военную стратегию и применяя весьма древние формы ритуальных жертвоприношений чтобы ужасом привести своих врагов к покорности и выплате дани. Они успешно создали наиболее могущественную и устрашающую цивилизацию в Америке.
Примерно в то же время вторая группа астеков создала федерацию городов-государств, которая доминировала в современных Пуэбле и Тлашкале к югу и востоку от Теночтитлана. Они называли себя тольтеки-чичимеки или астеки-чичимеки, претендуя на происхождение от великих предков, вторгшихся в этот регион. Они отказались от образа жизни охотников и собирателей, постепенно смешались с остатками тольтекских династий Долины Мехико и Пуэблы. Три их города — Тлашкала, Уэшоцинго и Чолула — в течение 75 лет находились в конфликте с империей Тройственного Союза.
Современниками астекских наций были миштеки и сапотеки. Они создавали свои союзы и во многих войнах сражались против астеков. Организовав себя в лиги или союзы небольших монархий, миштеки и сапотеки сплавили воедино свои многочисленные династии и после падения великой столицы Монте-Альбан расширили сферу своего контроля на весь современный штат Оахака. Их история известна нам благодаря коллекции рисованных иероглифических книг, называемых кодексами. Окутанные тайной на протяжении многих лет, теперь они являются документами, в которых излагаются политические взаимоотношения правителей полубожественного происхождения. Это — бесценные сообщения о придворных интригах, королевских браках, войне и убийствах, которые могут соперничать с творениями Эсхила и Шекспира.
Война в Месоамерике
Археологи предлагают множество теорий относительно происхождения государств Месоамерики. Считается, что война была одной из причин развития ранних вождеств этого региона в Доклассический период (1 000 г. до н. э.-200 г. н. э.). Интенсивные исследования в Оахаке показали, что война была изначальной составляющей в движении от поселковых вождеств к городам-государствам типа Монте-Альбана. С ростом поселения и повышением качества труда пахотной земли в долине Оахака становилось всё меньше. Вожди начинают организовывать своих сильнейших мужчин в боевые отряды ради захвата земель соседей. Разгромленные народы становятся источником рабочей силы, наиболее могущественные вожди добиваются дани в виде товаров и службы под угрозой ужасных последствий в случае отказа. Это ведёт к учащению войн. Разворачивается строительство ради обороны и совершенствуются методы боя, чтобы эту оборону преодолеть.
Постепенно те, кто преуспел в установлении господства над одной долиной, начинают прилагать усилия для овладения другими. Формируются государства, которые вырастают в империи. Эти шаги иллюстрируют монументы Монте-Альбана. Знаменитые «танцоры» изображают на деле кожи, содранные с видных предводителей ранних вождеств, побеждённых Монте-Альбаном. Позднее, когда начинают формироваться города, знак, обозначающий город при письме, изображается с отрубленной головой разбитого правителя, положенной у основания символа.
По мере того, как вожди становятся всё более могущественными, а сословное устройство общества — более высокоразвитым, появляются и постоянные армии в виде всегда готовых к войне наций-воинов. Тесная связь между войной, политическим доминированием и приобретением богатства в виде дани и сельскохозяйственного труда находит логическое отражение и в религии Доколумбова периода. Это прослеживается в идеологическом акценте на захват пленников ради принесения в жертву с целью повышения плодородия — необходимого условия благоденствия нации.
ХРОНОЛОГИЯ
750-850 гг. Коллапс великих классических центров Теотиуакана и Чолулы из-за истощения ресурсов, затяжных конфликтов и внутренних распрей. Контроль над долиной Мехико и Пуэблой переходит в руки небольших соперничающих городов-государств. Монте-Альбан доминирует над миштеками и долиной Оахака.
900 г. Чолула реорганизуется в небольшой, но могущественный центр Пуэблы. Коллапс Монте-Альбана.
930 г. Легендарный чичимекский полководец Мишкоатль (Облачный Змей) нападает на общины Мексиканского бассейна и делает своей столицей Кулуакан.*
950-1000 гг. «Война Небес»: местные миштекские центры, находившиеся под господством Монте-Альбана, начинают враждовать друг с другом. Большинство классических центров заброшено, а власть разделена между второстепенными городами, подобными Тилантонго и Хальтепеку (от ацт. слова Xalli [Шалли] – песок и Tepetl [Тепетль] – холм, гора – прим. Sam). В Оахаке появляются сапотекские города-государства, подобные Митле и Ягулу.
968 г. Сын Мишкоатля, Се Акатль Топильцин Кецалькоатль, переносит столицу тольтеков в Тулу (Толлан), где правит до 987 г.*
1090-1115 гг. Приходит к власти и узурпирует трон Тилантонго правитель 8 Олень, после того, как законный государь умирает, не оставив наследников, а Хальтепек (миштек. название города – Аньуте ("Место песка") – прим. Д.Беляев) и сапотеки стараются исключить Тилантонго из миштекской структуры союзов.
1178 г. Падение Тулы под натиском чичимеков, вторгшихся из северных пустынь. Эти племена охотников и собирателей селятся в Мексиканском бассейне, Пуэбле и Тлашкале, усваивая тольтекскую культуру. Они называют себя астеками по имени своей мифической родины, Астлана. Тольтекские владыки основывают другие столицы, включая Коиштлауака в Оахаке.
1280 г. Тилантонго и сапотекская столица Саачила формируют могучий долговременный союз через посредство Теосакоалько.
1300 г. Мешики, последние из чичимекских племён, мигрируют к южной оконечности озера Тескоко и становятся вассалами тольтеков Кулуакана.
1325 г. Кулуакан атакует мешиков и оттесняет их на остров посреди озера. Объявив, что их ведёт бог Уицилопочтли, мешики основывают Теночтитлан.
1352 г. Власть Чолулы ослабевает. Уэшоцинго доминирует в Пуэбле и атакует Тлашкалу. Коиштлауака становится важным международным торговым центром между Пуэблой и Оахакой.
1377 г. Аскапоцалько с помощью мешиков наносит поражение Кулуакану и пытается создать империю, нападая на соседние общины, включая Тескоко.
1428 г. Теночтитлан и Тескоко при поддержке Уэшоцинго и Тлашкалы разрушают Аскапоцалько. Теночтитлан, Тескоко и Такуба (ист. Тлакопан – прим. Sam) создают Астекский Тройственный Союз.
1440 г. Мотекусома I приходит к власти. Вместе со своим братом Тлакаэлелем и правителем Тескоко Несауалькойотлем он берёт курс на экспансию.
1444-1450 гг. Чалько атаковано Теночтитланом. Тлашкала и Уэшоцинго встревоженными угрозой со стороны прежних союзников. Мотекусома I вторгается в Морелос и Герреро (современные штаты Мексики – прим. Sam).
1457 г. Мотекусома I вторгается к уастекам.
1458 г. Атональ, владыка Коиштлауака, казнит группу торговцев-мешиков. В ответ 300-тысячная армия Тройственного Союза вторгается в Оахаку. На помощь Атоналю приходят астеко-миштекские войска из Тлашкалы, Уэшоцинго, Тлашиако и Тилантонго. Несмотря на это, Атональ разбит и удавлен. Коиштлауака становится форпостом Тройственного Союза. Затем его нападениям подвергаются сапотеки Уашиакака и Митлы.
1468-1481 гг. Новый император мешиков Ашаякатль вступает в прямой конфликт с Тлашкалой и Уэшоцинго. На западе в 1478 году он терпит сокрушительное поражение от тарасков. Убит Мокуиуиш и Тлателолько сливается с Теночтитланом.
1486 г. Для упрочения имперской власти в Оахаке новый император Ауисотль вторгается туда через Уицо. Косихопи, сапотекский владыка Саачилы, вступает во временный союз с миштеками Ачиутлы и Куилапана. Миштеки несут огромные потери.
1493-1496 гг. Хальтепек, Саачила и Митла завоёваны Ауисотлем. Косихоеса становится правителем Саачилы. Усиливаются внутренние распри среди миштеков. Куилапан вступает в союз с Януитланом. Косихоеса позволяет армии Ауисотля свободно пройти для кампании в Соконуско. На обратном пути армия попадает в ловушку Косихоесы и миштеков Тилантонго. После семимесячной осады астеки просят мира. Косихоеса женится на дочери Ауисотля и основывает новую столицу сапотеков у Теуантепека.
1502 г. Мотекусома II становится императором. Хальтепек видит в том удобную возможность для восстания. Следует новая Оахакская кампания и Хальтепек вновь завоёван вместе с Тлашиако, Януитланом, Ачиутлой и Куилапаном. Тилантонго и Теуантепек заключают с астеками сепаратный мир.
1504 г. Тлашкала окружена и Мотекусома II старается уничтожить своего традиционного врага.
1506 г. Армия Тройственного Союза в 400 000 человек атакует миштекское прибрежное княжество Тутутепек и сжигает город.
1515 г. Уэшоцинго входит в союз с Мотекусомой II и ведёт войну против Тлашкалы, которая теперь доминирует в союзной структуре Пуэблы.
1519-1521 гг. Прибывают испанцы и с помощью Тлашкалы громят Теночтитлан. Гибель Мотекусомы II.
* - Даты, предложенные известным мексиканским археологом Вигберто Хименес Морено. Другие, включая Пола Кирхофа и Найджела Дэвиса (1977), помещают Мишкоатля и Кецалькоатля между 1122 и 1175 гг.
АСТЕКИ ТРОЙСТВЕННОГО СОЮЗА.
В начале Классического периода (200-1000 гг. н.э.) в Мезоамерике возник ряд крупных государств. Руины Теотиуакана близ Мехико и Монте-Альбана в Оахаке являются остатками держав, чьё влияние было весьма велико: население Теотиуакана достигало 100 000. Однако, эти могучие центры были в конечном счёте дестабилизированы и на смену им поднялась второстепенная знать, породившая шаткие союзы мелких городов-государств Постклассического периода. Народы Мексиканского бассейна претендовали на преемственность великих классических традиций — они именовали себя тольтеками, по названию Толлана, легендарной прародины, которая могла находиться либо в самом Теотиуакане, либо в Туле, штат Идальго.
Согласно их собственной истории, астеки изначально являлись несколькими чичимекскими племенами, которые переселились в Мексиканский бассейн. Вначале они столкнулись с непримиримой враждебностью тольтеков, которые пытались истребить их. Однако, одно из этих племён, мешика, обнаружило, что они могут подействовать на баланс сил в регионе, предлагая себя в наёмники одной тольтекско-чичимекской фракции против другой. Это преимущество искусно использовалось и, в конечном счёте, мешики создали сеть союзов, избрав своим правителем Акамапичтли (1372-1391) — наследника тольтекской династии Кулуакана. Попытки добиться в регионе гегемонии одного города, предпринятые Аскапоцалько, были сорваны союзом Тескоко и мешикской столицы Теночтитлана. Затем они объединились со своим прежним врагом и создали могучий Тройственный Союз.
Побуждаемый мешиками, Тройственный Союз принял программу имперской экспансии, которая смогла дать ему господство почти над всей Мезоамерикой. При Мотекусоме I была объединена большая часть района вокруг озера Тескоко. Военная стратегия направлялась на юг и руководилась своего рода "кардиналом Ришелье Нового Света", имя которого было Тлакаэлель.
Мотекусома вторгся в современные штаты Морелос и Герреро и эти кампании оказали долговременное влияние на развитие военного дела в древней Мексике.
Тыловое обеспечение
Ранние мексиканские военные кампании бывали эффективны тогда, когда война велась неподалёку от источников снабжения. Однако, в своём недавнем исследовании антрополог Росс Хассиг подсчитал, что кампания в Морелосе и Герреро продолжалась по меньшей мере 26 дней. Таким образом, армия закреплялась на вражеской территории. Проблема размещения крупной армии на таком расстоянии от источников снабжения была решена за счёт обширных поставок дани. Данники накапливали свои приношения, сохраняя их специально для армии Тройственного Союза, которая должна была получать их на своём пути. Общины, лежавшие на пути вторжения, оповещались об этом за два дня до прибытия войск. Отказ расценивался, как мятеж и вряд ли какая община могла за столь короткое время подготовить достаточные силы, чтобы противостоять армии, численность которой могла превышать 200 000 человек.
Передвижение
Другую трудную проблему представлял собой сам марш по намеченному пути. Вне Мексиканского бассейна было проложено совсем немного дорог. Они, хотя и являлись главными артериями торговли и связи, не давали возможности пройти по себе более чем двум людям одновременно. Нападения астеков зависели от быстроты, но пересечённая местность, характерная для мексиканского высокогорья, сама по себе замедляла передвижения крупных войсковых соединений. В результате в походах войска волей-неволей должны были следовать по дорогам, хотя в горных проходах армия рисковала попасть в ловушку и быть атакованной сверху, не имея при этом свободы манёвра.
Хассиг обнаружил, что численность астекских войск мешала использованию для марша только одной дороги. Для выхода из положения имелось два способа. Во-первых, армия разделялась и части её двигались на расстоянии дня пути друг от друга. Во-вторых, избиралось несколько путей. Это, однако, создавало новые проблемы: узкие колонны легко можно было рассечь, а вот поддерживать коммуникации между колоннами было трудно. Лучшим шансом для враждебной общины встретить армию Тройственного Союза был быстрый удар в голову колонны, когда в передовой линии там находилось минимальное число людей. Поэтому во главе походных колонн двигались обычно свирепые войска мешиков.
Командование и организация
В армию мешиков входили представители всех слоев общества, но организация её была сложной. Главнокомандующим был тлатоани (tlatoani - "император"). "Женщина-Змея" или сиуакоатль (cihuacoatl) стоял во главе военного совета, состоящего из представителей знати и именуемого tetecuhtin (ед. число — tecuhtii). Эти вельможи управляли собственными наследственными владениями с прикреплёнными к ним mayehqueh или холопами, которые служили своим господам и в военных экспедициях. Мешики-граждане были разделены на кальпулли или городские районы-общины, которые представлялись старшинами и соотносились с изначальными кланами, вторгшимися в Мексиканскую долину. Основной формой полковой организации был шикипилли (xiquipilli) из 8 000 человек. Их могли разбить на подразделения по 400 человек или даже по 20, если то было необходимо. Полки-шикипилли организовывались на базе принадлежности к кальпулли, отчего полковой дух солидарности поддерживался ещё и родственными связями. Военная подготовка начиналась рано и молодые люди получали повышение в зависимости от успехов в пленении врагов. Продвижение на военной службе было ещё и продвижением в астекском обществе. Выдающийся человек из простого народа был способен достичь богатства, повысить свой статус и даже обеспечить своим детям место среди знати. Знать же не только добивалась привилегий, но и могла достичь ценных земельных держаний. Среди солдат существовали различные по статусу группы, включая элитные подразделения Орлов и Ягуаров, которые не раз уже привлекали к себе внимание многих авторов.
Вооружение и снаряжение
Армия Тройственного Союза на поле боя являла собой впечатляющее зрелище. В то время, как большинство солдат носило для защиты плотный стёганый хлопковый жилет, воины, достигшие более высокого статуса, облачались в облегающие всё тело костюмы различных цветов, соответствующих их рангу, и стояли в первых рядах. Главным источником информации об униформе является Кодекс Мендоса, пиктографическая история астеков из Бодлеанской библиотеки Оксфордского университета.
Униформа не была случайной прихотью тех или иных солдат. Она весьма чётко обозначала групповую принадлежность большинства опытных воинов. По словам одного испанца "они носят костюмы (tlahuizli) из одного куска грубой материи, которые завязываются на спине. Это покрывается разноцветными перьями ... Одна рота носит красное и белое, другая — синее и жёлтое, а другая — какие-либо иные". Обмундирование отражало личную доблесть воинов и позволяло командирам издали видеть, каковы в битве их подразделение, когда их нужно отвести или перегруппировать. Определение слабых мест в обороне врага достигалось благодаря способности астекских ветеранов поддерживать сражение. Чрезвычайно важным для боевого духа армии было присутствие на поле главнокомандующего. Появляясь там, тлатоани облачался в богатые одежды, которые определяли его имя, положение и связывали его с образом божества — покровителя его народа, зачастую его мифического прародителя. Необычайный головной убор из перьев кецаля в Венском Музее Естественной истории даёт представление о великолепии воинского облачении. В таком наряде предводителя можно было опознать на значительном расстоянии. Тескоканский тлатоани Несауалькойотль, современник Мотекусомы I, носил деревянный шлем, покрытый синими перьями с ушами койота на макушке, что отражало его имя — "Быстрый Койот". Предводители носили также ehuatl, своего рода защитный жилет, и юбку для защиты ног от ударов. Открытые ноги представляли удобную возможность калечить потенциальных пленников.
Высоко развита была иерархия среди офицеров, имевших чины, соотносимые со званиями генерала, капитана и т. д. Офицеры носили тщательно сделанные накидки или мантии, называемые тиматли (timatli). Капитаны носили плотный хлопковый костюм (tlahuizli), как и их солдаты, но более богато украшенный. Шлемы вырезались в форме различных геральдических животных или, что было часто, черепов. Капитаны также носили большое украшение на спине или личный штандарт, так как они представляли свою часть и потому высшие офицеры могли бы следить за ними издалека.
Сами солдаты носили тлауисли (tlahuizli) соответствующие их доблести. Те, кто захватил 2 пленников, одевали красное тлауисли; захватившие трёх носили бабочкообразное спинное украшение и накидку-тиматли; имевшие на счету 4 жертвы облачались в костюм и шлем ягуара; те, кто схватил пятерых, носили зелёный тлауисли. Отборные войска, cuahchicqueh, одевались в жёлтые тлауисли. Жрецы также участвовали в боях и носили платье, соответствующее их достоинству. Раскраска лица и тела придавала облику бойцов ещё более устрашающий вид. Щиты делались из прутьев и раскрашивались или покрывались экзотическими перьями соответственно униформе. Щит солдата высоко ценился, так как считалось, что он представляет его душу. Вообще все регалии были священны и сжигались при похоронах человека.
Крупные заспинные украшения или значки крепились к плечам заслуженных воинов вместе с доспехами и были весьма важны для координации передвижения войск во время битвы. Предпочтительной тактикой было вывести как можно больше войск в единую линию и атаковать врага. Победа достигалась проникновением во вражеский центр ударных частей, обходом врага с фланга или же через двойной охват. Последние два манёвра напрямую зависели от координации и согласованности действий. Для сигнала к наступлению использовались барабаны и трубы-раковины. После этого войска управлялись системой знамён, которые соответствовали полковым знакам и статусу полков; приказы отдавались с холма, откуда командующий руководил битвой.
Вооружение было весьма разнообразно. Предпочитаемым оружием был макуауитль (maquahuitl) — тяжёлая деревянная дубинка, усаженная по обеим сторонам острыми обсидиановыми лезвиями. Его применение было характерно для поединков между представителями армий, а эффективность зависела от личного искусства обладателя. Однако астекские историки сообщают и о использовании иноплеменной лёгкой пехоты с пращами и луками. Их делом было обстреливать врага перед атакой. Ударные части — cuahchicqueh (единич. cuahchic) — действовали, как берсеркеры, чтобы прорвать линии обороны или спровоцировать врага на сражение. За ними следовали прекрасно экипированные ветераны.
Тактика в битве.
Бой обычно открывался с дистанции в 45-50 метров. Затем войска сближались бегом, поднимая оглушительный шум, стуча щитами и возглашая имена своих общин. Преимущество было на стороне атакующих сверху вниз и именно такую позицию отыскивали для себя опытные генералы. Фланговый обход в бою был затруднителен. Астеки преуспевали в этом манёвре потому, что численно превосходили противника и могли растянуть свой фронт, не ослабляя центра.
Когда ряды сходились, исход боя зависел от личной мощи каждого воина. Пиктографические источники изображают возглавляющими атаку опытных солдат со щитами, на которых отмечен их высокий статус (захват 4 и более пленников). Бойцы более низкого статуса (и меньшего опыта) помещались позади этих героев, чтобы они наблюдали за ними и овладевали их боевым мастерством. В их ряды ветераны могли отступить, чтобы отдохнуть во время сражения.
Битва могла продолжаться часами, что зависело от численности врагов в их фронтальной линии. Войска строились в шеренги с широкими интервалами, чтобы сделать применение макуауитля более эффективным. Жестокий характер этого оружия делал сражения весьма кровавыми. Пока передовые воины сражались друг с другом, стоявшие позади них старались уязвить противника комбинацией топора и копья на шесте — тепостопилли (tepoztopilli). Важной целью было пленение врага и люди предпочитали гибель на поле боя плену и смерти при жертвоприношении. Захватывались обычно молодые и малоопытные солдаты, теснившиеся в тылу и скованные своими тяжёлыми деревянными воротниками.
Поскольку бой астекским оружием вёл за собой страшную трату энергии, то в первых рядах люди обычно сменялись через каждые 15 минут, чтобы не ослаблять фронта. Офицеры постоянно двигались вперёд и назад, наблюдая, насколько продвинулись их воины. Если обнаруживалось ослабление противника (о чём объявлялось свистом), флаговые сигналы направляли в то место резервные части. Если прорвать строй не удавалось, то тыловым частям могли сигналами приказать попытаться обойти врага с фланга. Но это ослабляло центр, где враг обычно концентрировал свои основные усилия. Астеки применяли также систему отвлекающих манёвров и маскировки.
Практика обманных манёвров не была высоко развита в западноевропейском военном искусстве и, зачастую, историки отзывались об этом, как о "недостойной" стратегии. Европейские армии предпочитали прямой натиск и исход боя зависел в основном от особенностей местности и жестокости войск. Армии иного типа, как, например, китайские, планировали и исполняли остроумные комплексные манёвры чтобы завлечь врагов в ловушку, где они могли бы быть вырезаны или принуждены к сдаче. Чингисхан поместил искусство обмана во главу списка из 13 правил ведения боя. По его словам "изображение беспорядка требует величайшей дисциплины, а изображение страха требует величайшей отваги".
Ложное отступление с целью заманить врага в ловушку считалось в Мезоамерике высшей формой военного искусства. Достичь этого могли лишь хорошо подготовленные подразделения, действующие согласованно, так как, зачастую, отступление задних рядов производилось при сохранении жизнеспособной передовой линии. Целью таких манёвров было обратить ложное в истинное и обеспечить экономию сил для нанесения решающего удара.
Астеки практиковали несколько вариантов хитростей. "Ложные армии" служили одновременно и приманкой и угрозой. Доимперский владыка мешиков Ицкоатль около 1430 г. завоевал город Куитлауак, снарядив молодёж под видом армии вторжения и послав её к городу на каноэ через лагуну. Армия Куитлауака выступила навстречу, но внезапно обнаружила себя окружённой регулярными войсками мешиков, которые укрывались в болотах. В другом случае мальчики лет 12 облачались в обмундирование солдат различных подразделений, чтобы ввести в заблуждение врага. Так было во время войны с Чалько и, когда они заняли позиции, то враги подумали, что готовится нападение на их правый фланг и выдвинулись навстречу им. Это дало регулярной армии удобную возможность атаковать ослабленный левый фланг противника.
Уловки использовались в сочетании с резервными войсками, которые укрывались в высокой кукурузе на полях вокруг общин, ставших жертвой нападения. Также выкапывались рвы и ямы, в которых, прикрывшись сверху соломой, помещались люди. Когда Мотекусома I в 1454 г. оказался перед лицом более чем стотысячной устрашающей армии уастеков, он приказал двум тысячам своих воинов-cuahchicqueh выкопать ямы и спрятаться там под соломой. Основная армия притворно отступила и завела уастеков на эти заранее подготовленные позиции. По сигналу cuahchicqueh поднялись посередине уастекской армии и нанесли решающий удар (Hassig; 1988).
Война обычно описывается, как серия увёрток и уклонений. Они производились с помощью тщательно выверенных по времени сигналов и безупречных перестроений войсковых частей. Позиционная война или война за овладение неким определённым участком поля боя практиковалось только тогда, когда удержание поля боя давало значительные преимущества. Целью полководцев Астекского Тройственного Союза было завлечение врага в ловушку.
Окружённому противнику оставлялась возможность для бегства, чтобы тем самым вызвать в его рядах паническое отступление по намеченному пути. Затем враг мог быть атакован в наиболее уязвимом положении. Полностью окружённый враг мог быть чрезвычайно опасен, так как большинство солдат было готово скорее умереть в бою, чем сдаться и разделить участь пленников и жертв на алтарях.
Война в городе
После того, как линия обороны бывала прорвана или же после гибели офицеров, разбитая армия могла бежать к своему городу. По большей части, армии Тройственного Союза не сталкивались с укреплениями. Искусство ведения осады было у них развито невысоко, поскольку линии снабжения не были развиты достаточно для того, чтобы поддерживать астекскую армию на одних и тех же позициях в течении долгого времени. Если противник бывал предупреждён, то он мог возвести брустверы или палисады, но они преодолевались при помощи лестниц. Против ворот и стен использовались тараны, а также подкопы, которые велись с использованием кирок. Но самым оригинальным видом укреплений был сам город.
Археологи отмечают, что города Мезоамерики в то время не имели линейной планировки. Например, ранний постклассический город Тула имел улицы, запутанные до степени лабиринта. Это было частью оборонительной стратегии общины. Враг не мог проникнуть в центр города, не зная особенностей пути туда; его можно было заманить в тупики и там атаковать со всех сторон и сверху. Так было и в Теночтитлане. Во многих случаях тлашкаланцы и испанцы были на грани уничтожения в ходе уличных боёв. Им потребовались месяцы, чтобы овладеть городом, где сражение шло за каждый дом.
В сходных ситуациях сами астеки прибегали к услугам военной разведки. Это было делом почтека или групп странствующих торговцев, которые служили в равной мере и послами и шпионами. Они постоянно странствовали по торговым центрам всей Мезоамерики. Так как рынки обычно примыкали к священным участкам, то почтека хорошо знали прямые пути через город.
Священные участки зачастую бывали обнесены стенами, а храмовые пирамиды, стоявшие там, могли использоваться, как убежища или цитадели. Такие пирамиды могли иметь в высоту более 30 метров, а на их ступенчатых платформах могли размещаться войска, храниться оружие и камни для обороны от захватчиков. Раскопки Тлателолько и теночтитланского Темпло Майор (Великого храма) дали прекрасные примеры этих оборонительных приспособлений.
Во время правления Ашаякатля (1468-1479) Теночтитлан распространил свою власть на весь остров, включая общину Тлателолько, которая имела собственного правителя по имени Мокуиуиш (Moquihuix). Тлателолько стремилось к господству над Теночтитланом. Мокуиуиш обвинил группу князей-теночков в похищении тлателольканских женщин. Он разработал план свержения Ашаякатля. Двинувшись по ночным улицам, тлателольканцы атаковали теночков, но были отражены. Вспыхнула война и теночки оттеснили тлателольканцев в один из городских районов, где окружили и перебили их. Мокуиуиш отступил к священному участку своего города и укрепился там на пирамидах. Через несколько часов Ашаякатль сумел пробить стены и лично стал теснить Мокуиуиша по ступеням его Темпло Майор. На вершине они сразились в поединке. Ашаякатль столкнул Мокуиуиша с пирамиды и тот рухнул на площадь. Тлателолько был разрушен до основания и стал штаб-квартирой почтека.
Политика для победы
Степень жестокости астеков зависела, в основном, от степени сопротивления противника. Сожжение полей и уничтожение припасов могли привести к запустению общины, которая должна была служить источником дани. Местных князей не казнили, так как они представляли собой местную власть, необходимую для организации сбора дани. Однако, сожжение храмов, разрушение или захват идолов могло подорвать народный дух, так как от богов зависело плодородие. Это могло также иметь серьёзные последствия и для местной политической организации.
Более традиционные общества Мезоамерики обычно управлялись монархом, происходившим по прямой линии от мифического предка-основателя общины. Иногда, чтобы достичь своего положения, он должен был совершить сверхъестественный поступок. Таким образом, монарх был средоточием так называемой "исторической религии". Это придавало его личности значение, несопоставимое с любой родовитой знатью. Показ родовой истории через идолов или хранение священных связок, содержащих святые реликвии, имел первостепенное значение для поддержания священного статуса монарха. Их культ подтверждал и заверял "истинность" линии наследования божественных монархов.
Поскольку монархи заключали множество брачных союзов, чтобы расширить контроль над территориями, они производили и многочисленное потомство. В результате наследники постоянно боролись за своё продвижение из рядов младших к статусу старших. Это достигалось пропагандой и манипулированием историей путём вставок. Когда уничтожение или исчезновение святых регалий избавляло лидера от публичного доказательства своей легитимности, это открывало возможность оспаривать его положение в будущих поколениях. Установившийся статус мог быть подорван, что вело к переоценке общественного порядка, так как младшая знать пользовалась удобным случаем для выдвижения новых претензий на повышение своего статуса. Это была идеальная ситуация для вмешательства, дававшая астекам преимущество. Они могли поставить разбитых монархов в зависимость от себя в деле поддержания сложившегося социального устройства и привязать их династию к собственной путём брака.
Некоторые идолы из завоёванных городов перевозились в Теночтитлан, где они "держались в плену". Пленники-люди содержались в клетках, чтобы позднее с большой пышностью быть принесёнными в жертву. Когда проводилось торжество в честь мешикского бога Уицилопочтли, то зависимым монархам строго рекомендовалось присутствовать. Такие случаи ознаменовывались парадом пленников, захваченных до того. Их казнь на глазах их собственных разбитых владык несомненно производила неизгладимое впечатление на любых гостей, которые могли подумывать о восстании. Астеки не обладали тонкой иронией. Победители представляли своих пленников персонально, именуя себя «отцами», а тех — «сыновьями».
АСТЕКО-ЧИЧИМЕКСКИЙ СОЮЗ
Первые успехи Мотекусомы I увеличили народную поддержку территориальной экспансии даннической империи. Мотекусома вёл войну с уастеками, ветвью цивилизации майя на побережье Мексиканского залива. В ходе этого он атаковал и Чалько, союзника наиболее яростных врагов мешиков — астеко-чичимекского альянса Тлашкалы, Уэшоцинго и Чолулы.
Термин «чичимеки» означает «род собаки». Так астеки обозначали группы охотников и собирателей, которые вторглись в Мексиканский бассейн в конце Классического периода (около 950 г.). О происхождении этих племён рассказывали, будто они вышли из семи пещер (Чикомосток) где-то к северо-западу от Астлана (эпоним астеков). Согласно их собственной истории, мешики во главе с Уицилопочтли были одной из последних чичимекских групп, прибывших в окрестности озера Тескоко около 1319 г. К этому времени большинство их предшественников стали оседлыми земледельцами, основали собственные города, а их вожди породнились с местными тольтекскими правящими династиями. Мешики последовали их примеру.
Одна из первых чичимекских групп возглавлялась, как принято считать, вождём по имени Камаштли Мишкоатль (Облачный Змей). Он обосновался в Кулуакане к югу от современного Мехико. Его наследники основали свои столицы в современных штатах Пуэбла и Тлашкала. Главнейшими из них были Тлашкала, Уэшоцинго и Чолула. Последний из названных городов был могущественным центром Классического периода, примечательным своей огромной пирамидой. В ходе соперничества чичимекские группы нашли удобным возвышать себя и строить союзы, основываясь на происхождении от полумифических вождей. Поэтому «сыновья» Камаштли Мишкоатля уделяли особое внимание наследованию в союзной структуре своего более высокого положения, чем их потенциальные соперники — мешики Уицилопочтли.
Правители Тлашкалы, Уэшоцинго и Чолулы вели своё происхождение от одного чичимекского предка и сформировали между собой союз, основанный на общем родстве. К 1400 г. Уэшоцинго стало наиболее могущественным членом альянса, господствовало в военном отношении над соседями и прилагало усилия к установлению региональной гегемонии. То же делали и мешики на севере. Между ними неизбежным стал конфликт из-за земель и это привело к почти столетней вражде. Ко времени Конкисты Тройственный Союз во главе с мешика преуспел в подчинении Чолулы и основал свои твердыни на территориях Уэшоцинго и Тлашкалы.
Организация и тактика
Вместо того, чтобы вручить всю власть одному тлатоани (императору), в Уэшоцинго и Тлашкале контроль над общинами был разделён между 4 правителями, каждому из которых был поручен отдельный округ города. В Тлашкале эти сепаратные общины назывались Тисатлан, Окотелолько, Куиауислан и Тепетикпак. Подобное разделение наблюдалось и в боевых порядках. Тлашкаланский историк Муньос Камарго говорит, что организовывалось 4 «эскадрона», стоявших один позади другого. Войска созывались из 143 cabeceras (благородных домов), которые подразделялись на 4 основные общины, а люди действовали группами по 100 человек. Лучники организовывались в отряды по 400 человек. Таким образом только одни тлашкаланцы могли выставить 50 000 войска, но это число возрастало за счёт Уэшоцинго и Чолулы.
Обычно эскадроны сражались посменно, заменяя друг друга в первых рядах через определённое время. Основное внимание уделялось поддержанию сильного фронта, а не растягиванию его линии ради флангового обхода. Однако двойной охват оставался весьма привлекательной тактикой. Держа эскадроны в тылу, тлашкаланцы выжидали, пока враг попытается обойти их с фланга, а потом выдвигали в ту точку два резервных эскадрона (часто лучников) слева и справа, сковывали продвижение врага на одной стороне и атаковали ослабленный фланг на другой.
Чередованием эскадронов они добивались того, что всегда поддерживали свежие силы для попыток прорвать линию врага и не зависели от личных бойцовских качеств отдельных воинов. Основное внимание уделялось тщательно выверенным по времени ударным волнам сплочёнными рядами, а не натиску единым фронтом, как то делали мешики, чьей целью было давить и изматывать противника до полного изнеможения. Заметить утомление тлашкаланцев и выявить их ослабленные участки было трудно, поскольку они быстро выносили убитых и раненых с поля боя.
Вооружение
Значительно было и различие в вооружении. Обожествлённый предок Мишкоатль был известен одновременно и как бог чичимеков и как бог охоты — основного занятия переселяющихся племён. Неудивительно, что лук стал их стратегическим наступательным оружием. Отряды лучников были весьма эффективны. Лук обычно был 1,5 метра в длину; стрелы имели медные и обсидиановые наконечники, способные пробивать двойную стёганую броню.
«Лиенсо де Тлашкала» показывает лучников одетыми в хлопковую стёганую броню и головные уборы, указывающие на высокий статус войск. Тлашкаланские лучники были не просто лёгкими подразделениями, но и подготовленными профессионалами, которые могли отбросить своё оружие и участвовать в битве столь же эффективно, как и ударные части. Во многих случаях эти отряды лучников поддерживались другими специальными частями, которые носили щиты для прикрытия стрелков от вражеских стрел. Эти люди были известны своей способностью замечать и отражать летящие стрелы.
Военные мыслители говорят о двух способах применения лучников. Один из них состоит в том, чтобы поместить их на прочных позициях, откуда они смогут вести быстрый огонь по атакующему неприятелю. Однако, в большинстве случаев лучники легко вооружены и неспособны встретить натиск тех из врагов, кто преодолеет барьер стрел. Поэтому отряды лучников не могли служить точками опоры для отражения атак. Другим способом было применение их в качестве мобильных подразделений либо для зачина боя, после чего их отводили в тыл, либо помещали на флангах, откуда они могли обстреливать фронт врага.
Тлашкаланцы, судя по описаниям, придерживались этой последней стратегии. Это было формой «войны на расстоянии». Лучники эффективно использовались во фланговых движениях, как часть тыловых эскадронов. Это видно на рисунках в «Лиенсо де Тлашкала», где лучники изображены позади или по бокам групп тяжеловооружённых воинов. В случае успешного охвата, лучники могли расстреливать противника залпами с трёх сторон в то время, как тяжеловооружённые войска атаковали с четвёртой. Это приводило к сокрушительным поражениям и многочисленным потерям армии мешиков.
Униформа
Униформа была подобна использовавшейся Тройственным Союзом, отличаясь лишь цветом, характерным для каждого из 4 эскадронов. Поверх стёганой хлопковой брони одевалось тлауисли. «Лиенсо де Тлашкала» указывает, что жёлтый был цветом эскадрона из Тисатлана; красно-белую накидку носили войска Шикотенкатля, верховного командующего Тлашкалы во время правления Мотекусомы II. Командиры и капитаны носили отличительную полосатую красно-белую головную повязку, указывающую на благородство происхождения. Популярен был ehuatl или защитный жилет, носимый вместе с ноговицами и браслетами из оленьей кожи. Волосы украшались орлиными перьями, а люди Уэшоцинго протыкали свои губы клыками из кости и раковин. Раскраска тела была тщательно разработана и подражала раскраске Камаштли Мишкоатля. Она включала в себя красные и белые полосы, а также чернение лица вокруг глаз.
Наспинные украшения и значки 4 эскадронов давали возможность легко их опознавать и подавать сигналы. Капитаны Тисатлана носили у себя за спиной огромную белую цаплю; это напоминало об Астлане, «месте цапель», откуда произошли чичимеки. Войска из Тепектикпака носили зонтообразный значок, увенчанный собачьей головой бога Шолотля — ещё одного чичимекского вождя. Штандартом Окотелолько был кецаль; Куиауислан символизировало изображение холма с большим веером из перьев. Значки этих общинных подразделений использовались для подачи сигналов с окрестных холмов верховным командующим. Часто этот пост занимал сын одного из тлатоке (tlatoque). Однако он был подотчётен четырём правителям, которые могли отменять его приказы. Имеются сообщения о вражде между знатными капитанами и отказе вводить войска в бой в критические моменты, что мешало эффективным действиям.
Стратегической проблемой было снабжение. В то время как мешики могли собирать по одному носильщику на каждых двух воинов, тлашкаланцы не имели действенной системы снабжения. Каждый солдат носил при себе свой кухонный горшок. Их способность продвигаться вглубь вражеской территории была ограничена. Соответственно, война обычно велась на тлашкаланской земле и продолжалась до изгнания врага за её границу.
ВОЙНЫ МЕЖДУ СОЮЗАМИ
После того, как мешики обосновались в Теночтитлане на приспособленном к обороне острове посреди озера Тескоко, они стали стремиться выйти из подчинения тепанекам Аскапоцалько. Сформировав союз со свергнутым правителем Тескоко Несауалькойотлем, они также заручились поддержкой Уэшоцинго и Тлашкалы. Империя тепанеков пала в 1428 г. и Аскапоцалько был захвачен. Мешики стали доминировать в регионе. Тлашкала и Уэшоцинго раскаялись в своей помощи им в этой войне. Территориальная экспансия Теночтитлана привела вначале к подчинению Кулуакана, первой столицы Камаштли Мишкоатля. Затем мешики двинулись на юг и завоевали Шочимилько — житницу региона, известную своей аграрной системой чинамп. Тем временем Уэшоцинго воевало не только против Тлашкалы и Чолулы, но и против Чалько. Они образовали ограниченную империю в долине Пуэбла-Тлашкала.
В 1450 г. Мотекусома I нападает на Чалько. Инцидент этот был спровоцирован требованием мешика, чтобы Чалько доставило камень для воздвижения великого храма Уицилопочтли в Теночтитлане. Чалько отказалось и мешики окружили его, отрезав от всех союзников из Уэшоцинго и Тлашкалы. Борьба за Чалько затянулась на годы, введя мешиков и астеко-чичимекский союз в патовое состояние. Ни одна сторона не могла уничтожить сил другой. Мешики начали постепенно обходить чичимекские государства. Они надеялись расширением своей империи охватить врагов и отрезать их от стратегических ресурсов, ввозимых туда с востока и юга.
«Войны Цветов»
Конфликт продолжался в форме ограниченных битв, называемых Шочияойотль или Цветочные Войны (Xochiyaoyotl). В таких сражениях армии Тройственного Союза и Чичимекского альянса встречались в условленное время и на условленном месте. Профессиональные воины облачались в свои лучшие геральдические уборы для поединков, проводимых только ради захвата пленников. Это напоминало средневековые европейские турниры, где бой был обставлен церемониями, но приводил к серьёзным потерям. Войны в основном были нацелены на то, чтобы дать профессиональным и потенциально профессиональным воинам удобную возможность публично продемонстрировать свою доблесть и повысить статус. Если в плен попадало высокопоставленное лицо, то его отправляли на гладиаторское жертвоприношение, называемое тлауауаналистли (tlahuahuanaliztli) (церемония, возможно воспринятая от сапотеков). Тлашкаланский пленник раскрашивался красными и белыми полосами, олицетворяя Камаштли Мишкоатля, и привязывался к круглому камню, украшенному резьбой в память мешиканских завоеваний. Одним из таких монументов является, вероятно, камень Тисока. Пленник оборонялся игрушечным оружием против 2 воинов-ягуаров и 2 воинов-орлов. Когда его одолевали, то забирали с камня и приносили в жертву. С него сдирали кожу и помещали её на публичное обозрение, а голову вешали на цомпантли (tzompantli) или стеллаж черепов в пределах великого храма.
Ко времени Мотекусомы II (1502-1520) астекский Тройственный Союз подчинил Чолулу, а Уэшоцинго, враждуя с Тлашкалой, потеряло своё ведущее положение в Чичимекским альянсе. К 1510 г. Тлашкала оказалась во вражеском кольце. По периметру государства были сооружены укрепления, обнесённые стенами. План мешика отрезать врага от его стратегических экономических ресурсов выполнялся столь успешно, что соль там стала редкостью.
Мотекусома II решил превратить Цветочные Войны в полномасштабную войну на уничтожение. Первые атаки его имели ограниченные размеры и должны были отвлечь внимание астеко-чичимекского союза от возобновившейся борьбы с миштеками и сапотеками в Оахаке. В 1515г. было условлено о Цветочной Войне у Атлишко и Тройственный Союз привёл туда стотысячную армию. Хотя 200 мешиканских cuahchicqueh и получили приказ завязать стычку, войска Тескоко и Такубы, что для них нетипично, двинулись первыми и были разгромлены тлашкаланцами. Бегство уцелевших внесло беспорядок и нарушило манёвры мешиканских войск. Тлашкаланцы атаковали с трёх сторон с лучниками и разгромили мешиканскую армию. Командующий войсками Тройственного Союза был захвачен, а воины Уэшоцинго убили двух братьев Мотекусомы — немыслимый подвиг для того времени.
К 1519 г. вражда достигла пика, так как Мотекусома стремился объявить себя властелином всего известного ему мира. В этот роковой момент появились испанцы. После двух первоначальных столкновений (Кортес по незнанию послал правителям Тлашкалы в дар арбалет и стрелы, что у астеков значило объявление войны), тлашкаланцы стали союзниками испанцев и помогли им в сокрушении их смертельного врага.
МИШТЕКИ И САПОТЕКИ
В своих усилиях окружить Чичимекский альянс император мешиков Мотекусома I обратил свое внимание на юго-запад. За границей Пуэблы, в Оахаке, лежали богатые золотоносные земли цивилизаций миштеков и сапотеков, а за ними — плодородные земли майя-соконуско в Чиапасе, где в огромном количестве произрастало какао. В Оахаке находился один из крупнейших Месоамериканских торговых центров — Коиштлауака. Мешиканские почтека стали предъявлять непомерные требования к местному правителю Атоналю. В результате 160 торговцев были вырезаны на рыночной площади. Мотекусома I начал войну мщения.
В 1458 г. он назначил командующего по имени Куаночтли, который выступил на Коиштлауаку с армией в 300 000 человек. Из них 100 000 являлись обозом носильщиков. Атональ укрепил границы и ожидал нападения. Астеки вошли в долину Коиштлауака и выстроились к бою. Внезапно со всех сторон из своих горных укреплений на них ринулись миштеки из Тлашиако и Тилантонго. Атональ же предпринял фронтальную атаку и выбил армию астеков за границы Пуэблы.
Но астеки вернулись и окружили Коиштлауаку огромным лагерем, укреплённым палисадом, надеясь голодом принудить миштеков к сдаче. Однако весть об осаде достигла Уэшоцинго и Чолулы, с которыми Атональ находился в федеративной связи. На выручку была послана армия. Астеки были вынуждены немедленно атаковать. Но, вместо того, чтобы штурмовать Коиштлауаку, они двинулись против Тлашиако, оставив поддерживать осаду несколько подразделений cuahchicqueh. Атональ направил на помощь своим миштекским союзникам войска и тем ослабил собственные позиции. Тогда cuahchicqueh срубили сотни сосен и соорудили лестницы. По сигналу они внезапно атаковали стены Коиштлауаки сразу в нескольких местах. Сражение было жестоким, но кратким. Атональ был захвачен и удавлен. Мешики не собирались лишь подчинять Коиштлауаку, но хотели установить над нею прямой контроль. Здесь был помещён гарнизон и астекский военный губернатор. Город теперь стал опорным пунктом для многочисленных кампаний астеков против миштеков и сапотеков на 50 лет вперёд.
Испанский хронист Диего Дуран писал, что миштеки столь же отличаются от астеков, как испанцы от турок. Новые методы дешифровки миштекских пиктографических книг, археологические исследования и устная история, сохранившаяся ещё до сего дня среди народа миштеков проливают новый свет на обширную и доселе неизвестную главу истории и археологии Месоамерики (Troike; 1978).
В течение Классического периода, согласно данным археологии, большая часть штата Оахака, включая миштеков, находилась под господством могущественной империи сапотеков, чьей столицей был Монте-Альбан, расположенный в сердце долины Оахаки. Стенные фрески и каменные монументы, найденные здесь, показывают обширные связи с современниками — Теотиуаканом и Чолулой. Среди Монте-Альбанских barrio (этнический жилой район) один был даже определён, как теотиуаканский. Однако, причины упадка Монте-Альбана к 900 г. н. э. остаются загадкой, хотя и горячо обсуждаются.
Миштекский Кодекс Нэттол (Zouche-Nuttal) (часто называемый Нутталь; Zouche (фр.) – в честь лорда Зуш, которому принадлежал кодекс, Nuttall – в честь Zelia Nuttal, которая кодекс опубликовала – прим. Д.Беляев), находящийся в Британском Музее, может пролить свет на социальные процессы, приведшие к гибели Монте-Альбана. Там рассказывается о великом полководце по имени 8 Олень Накуаа (Лапа Ягуара), который правил миштекской цитаделью Тилантонго (Чёрный Город) в начале XIII в. Эта община располагалась примерно в 80 км северо-западнее Монте-Альбана и в 50 км к югу от Коиштлауаки.
Согласно современным исследованиям, история 8 Оленя показывает, как младшая миштекская и сапотекская знать восстала против власти Монте-Альбана и поделила империю между собой, формируя собственные союзы в Постклассический период (1000 - 1500 гг.). Кодекс Нэттол является рисованным изложением великой эпической поэмы, своего рода Илиады миштекского народа. Восемь основных кодексов, включая Нэттол, которые рассказывают версии этой истории, взятые вместе объясняют 500-летнюю историю союзов и конфликтов правящих домов миштеков и сапотеков после запустения Монте-Альбана. Они также позволяют нам проанализировать военную организацию и способы ведения войны, типичные для Месоамерики до возвышения астеков.
Война Небес
Кодекс Нэттол говорит о великой войне миштеков между 963 и 979 гг. (Rabin; 1979). Она вовлекла в себя несколько классических общин, называемых Ndu Nuu Yuchi (Холм Кремней), Yucu Yoco (Холм Осы), и группы, загадочно именуемой Тау Nuhu (Народ Камня). Долго считалось, что так называемая Война Небес — событие мифическое, но она на самом деле реально вовлекла в себя два наиболее могучих классических центра района Тилантонго.
Руины их храмов и дворцов называются современными миштеками в прямом соответствии с указаниями кодексов. Имеющиеся данные археологии показывают, что здесь в самом деле находились местные представители власти Монте-Альбана.
В конце Войны Небес Народ Камня разгромил Холм Осы (описание иероглифа-топонима, который неизвестно как читается – прим. Д.Беляев), казнил князей и разорил общину. Холм Кремней отомстил агрессорам, но и этот центр был заброшен и правители его перебрались за три мили оттуда в Тилантонго. Кодекс Бодли в Оксфордском университете указывает, что три принцессы уцелели от погрома Холма Осы. Одна вышла замуж за владыку Тилантонго, а две другие — за владык соседней общины в долине, называемой Красный и Белый свёрток (описание иероглифа-топонима, который неизвестно как читается – прим. Д.Беляев) или Уачино. Это привело к другой великой войне, которая окончательно изменила баланс сил в Оахаке.
Владыка 8 Олень Накуаа
Разрушение и запустение классических центров, подобных Холму Осы стало причиной перераспределения власти в Миштеке. К 1041 г. Тилантонго и новое государство Хальтепек на протяжении двух поколений были связаны браками правящих домов. Затем правитель Хальтепека (совр. назв. Санта-Магдалена-Хальтепек – прим. Д.Беляев) получил преимущество путём брачных связей с Уачино, где ещё поддерживалась связь с Монте-Альбаном или наследниками его власти. Хальтепек порвал союзные связи с Тилантонго и его правитель выдал свою дочь 6 Обезьяну Нунуу (Змеиная Накидка) за владыку Уачино. Это угрожало статусу Тилантонго и его правитель в свою очередь атаковал своих родичей в Хальтепеке в 1081 г. Правитель Тилантонго был загадочно убит в 1096 г., а его община была отрезана от доступа в стратегически важную долину Ночиштлан вплоть до взлёта узурпатора по имени 8 Олень Накуаа.
В 1097 г. 8 Олень Накуаа узурпировал трон Тилантонго и повёл войну против Хальтепека и Уачино. Кодекс Бодли указывает, что 8 Оленю Накуаа не оставалось другого выбора, как обратиться на север, где он привлёк себе на помощь одного из владык Коиштлауака. Он сделал себя текухтли (tecuhtli) или родовым главой в церемонии, которая привязала его к Чичимекскому альянсу в Пуэбле и Тлашкале, обосновавшемуся в регионе примерно в тоже время. Дело 8 Оленя могло теперь расцениваться, как международный спор между тольтеко-чичимеками и сапотеками. В 1100 г. брат 8 Оленя Накуаа был атакован Уачино и принесён в жертву. В отмщение 8 Олень Накуаа созвал более 100 верных князей, разгромил Уачино и перебил весь правящий дом, включая госпожу Хальтепека 6 Обезьяну Нунуу. Он публично продемонстрировал свою отвагу, казнив двух вельмож Уачино копьём в ходе гладиаторского жертвоприношения. Их сестра, 13 Змея Сийо, была принуждена к браку и таким образом 8 Олень Накуаа завершил вражду, коренившуюся в Войне Небес, которая состоялась тремя поколениями ранее. Тилантонго стал высшим правящим родом миштеков и оставался таковым и к XVI в., к моменту прихода испанцев.
Хальтепек оставался вассалом Тилантонго до смерти 8 Оленя, но правитель, уцелевший от чистки, породнился с сапотекским родом из долины Оахака. Этот союз связал воедино народы миштеков и сапотеков в одной из двух сильных политических структур, которые продолжали свой спор за долину Оахака.
Падение власти Монте-Альбана привело также к возвышению нескольких независимых городов-государств в долине Оахака. Прямые наследники власти Монте-Альбана оставались в Саачиле и Куилапане, расположенных у подножия гор, где находился городской центр классического периода. Однако, Куилапан постепенно отделился от Саачилы, которая в 1280 г. связала себя союзом с Тилантонго. Затем Куилапан стал стремиться расширить свою власть на миштеков Януитлана (Yanhuitlan) и, возможно, на Хальтепек. В таком положении они и столкнулись с астеками: два военных союза, выросших на обломках Монте-Альбана, Тилантонго и Саачила на одной стороне, а Куилапан, Януитлан и, первоначально, Хальтепек — на другой.
Война и политика у миштеков
Политическая организация миштеков полностью отличалась от астекской. Они были организованы в многочисленные государства с монархом во главе каждого из них. Эти правители соотносились между собой согласно происхождению от одного-двух благородных древних домов, подобных Тилантонго. Гористая местность делала даннические земли настоящим сокровищем. Дань в различных формах, от продуктов питания до золота и военной помощи, платилась младшей знатью более высокородным владыкам. Элитные брачные связи, приводившие к повышению статуса, с успехом практиковались для получения ценностей и земель. Испанский хронист Геррера говорит, что миштеки считали владыку с многими дочерьми очень богатым человеком, потому что он мог манипулировать браками своих детей и требовать большей дани от богатейших младших вельмож, жаждущих породниться с ним. Система данничества поддерживалась в относительной целостности путём ограничения брачных связей в пределах лишь немногих традиционных линий наследования. Это вело к формированию обширных союзнических коридоров, два из которых выросли из легендарного конфликта 8 Оленя. Соперничество за доступ в такую систему было яростным. Постоянно вспыхивали войны за права наследования и сбора дани. Проявление себе эти распри находили в спорах за территории.
Гарантом против узурпации было жречество, которое стояло в обществе на втором месте по могуществу, служа владыкам, советникам и военным вождям. Государство без наследника было государством без статуса в даннической структуре. Здоровье монарха было гарантом здоровья нации и поддержания статуса. Всё это имело религиозный контекст, так как система рангов основывалась на существовании не одинокого бога-хранителя, но уходила корнями к многочисленным обожествлённым предкам. Зачастую советники были родственниками владыки; то была их наследственная обязанность — сохранять родовую систему, высчитывая наиболее выгодные браки и организуя военную силу из вельмож-данников.
Эта система соперничающих фракций связывалась воедино религиозной структурой, выражавшейся в существовании трёх могущественных оракулов. Первый находился в Ачиутла западнее Тилантонго, второй — в Чалькатонго, к югу; а третьим был сапотекский "Великий Провидец" из Митлы в долине Оахака. Руины дворца последнего и поныне представляют собой впечатляющее зрелище.
Именно оракулам миштекская нация была обязана ощущением своего единства. Они служили посредниками при разрешении военных конфликтов; они владели высшим знанием того, что наиболее полезно для нации, поскольку имели равно свободный доступ к информации из всех государств, связанных с ними религией; свои решения они могли подкрепить и сильными храмовыми армиями. Оракул Ачиутлы особенно заботился о решении дел мира и войны, жизненно важных для нации. Именно благодаря власти и авторитету Ачиутлы астеки сталкивались с общенациональными армиями миштеков, когда вторгались в их страну. По большей части войны имели ограниченный характер и велись в основном между правящими домами. Из крестьян в армии рекрутировались только мужчины определённого возраста и силы, составлявшие около 10 % населения. Армии свыше 1 000 человек организовывались в 7 подразделений, каждое во главе с вельможей. Часто война объявлялась официально и назначалось условленное поле боя для встречи — обычно на границе между двумя общинами. Поскольку войны были родовыми спорами, обороняющийся король часто находил более выгодным, чтобы агрессора встретили его советники-капитаны. Выстраивались боевые линии и офицеры избирали себе таких же офицеров для поединка, пока крестьяне бились между собой.
Вооружение
Кодексы показывают нам, что миштеки любому другому оружию предпочитали атлатль (atlati, cusi dzitni). Атлатль — копьеметалка, происхождение которой уходит корнями в далёкие доисторические времена, когда она служила охотничьим орудием. Она состоит из деревянной палки около 60 сантиметра в длину. Сохранились экземпляры, по своей отделке находящиеся среди прекраснейших образцов искусства коренных американцев. Конец её имел выемку и паз чтобы удерживать дротик (nduvua), а с другого конца имелись по бокам два отверстия для указательного и среднего пальцев. Некоторые из них предназначались для метания двух дротиков одновременно. Человек мог метать дротик с помощью атлатля с силой и точностью на 60% превосходящими броски просто рукой.
Война была делом священным и велась по строгим правилам. Бою предшествовал обмен оскорблениями между участниками поединка. Войска сходились на 45 метров и с этого расстояния осыпали друг друга дротиками из атлатлей. Крестьяне использовали пращу. Личные наблюдения за использованием пращи современными миштеками показывают, что они могли применять её с опустошительной для врага точностью. Когда битва переходила в рукопашную схватку, князья оставляли атлатль и действовали медными топорами. Такой топор весил около 900 грамм и мог быть остроконечным на ударной кромке. Другим излюбленным оружием была "утренняя звезда", усеянная острыми обсидиановыми зубцами. Поскольку целью боя было устранить родового соперника, то использовался всякий удобный случай чтобы убить его быстрее и надёжнее — в отличие от цели астеков захватить врага в плен для жертвоприношения. Если верх одерживали защитники, то они, обычно, считали конфликт исчерпанным и не преследовали врага по чужой территории. Удачливый агрессор же стремился атаковать основную укреплённую твердыню обороняющихся. Продвигаясь по долине, он обходил позиции младшей знати, надеясь одолеть самого короля. Миштекские дворцы служили не только резиденциями, но и храмами. Они были хорошо приспособлены для обороны. Дворец в Тилантонго был выстроен на небольшом плоскогорье, ограниченном с трёх сторон обрывами каньона свыше 120 метров глубиной. Подступы к храму защищали оборонительные террасы и платформы высотой в 3 метра. Сам храм был невелик, но отделён хребтом от комплекса резиденции позади него. Захватчик должен был выдержать жестокую битву, прежде чем смог бы добраться до резиденции правителя.
В других случаях миштеки использовали в качестве укреплений руины горных селений Классического периода. Их окружали крутые земледельческие террасы из камня. Когда ожидалась война, то женщины и дети посылались на вершины гор, где они баррикадировались и выжидали исхода битвы. Дворец Хальтепека был выстроен прямо у подножия крутой горы, где имелся даже родник, что позволяло общине держаться там почти неограниченное время. Хотя такая стратегия оставляла общину открытой для грабежа, эффективность её была такова, что она, в конечном итоге, стала гибельной для астеков.
Если враг захватывали в плен, то его ждала ритуальная казнь у храма противника. Его дети мужского пола приносились в жертву, а его род сплавлялся с родом победителя путём принуждения его дочерей к браку. Младшая знать брала жён своих противников, а крестьян могли просто сбрасывать с обрыва. Подобный способ ведения войны вёл к интригам всех сортов, так как правители имели многочисленных жён. Если королевский дом оставался без сыновей, которые могли бы предъявить права на дань и территорию, в права наследования вступала женщина.
Родовые войны были общим пороком любой цивилизации и миштеки не являлись исключением в своих попытках лишить противника всяких прав. Однако, эта практика обеспечивала им постоянную готовность к нападению любой другой нации. После того, как Мотекусома I подчинил Коиштлауаку, он попытался завоевать миштеков и сапотеков по частям. Первый конфликт произошёл вскоре после осады Коиштлауаки. Мешиканские торговцы проходили через долину Оахака, возвращаясь из Теуантепека на тихоокеанском побережье. На этом пути они были перебиты владыкой Митлы по подстрекательству Уашиакака (совр. г. Оахака). Получив первоначальное представление о своём новом противнике, Мотекусома I сровнял Уашиакаку с землёй, использовав элитные подразделения cuahchicqueh. Однако, зная, что он не в состоянии в тот момент завоевать этот район, Мотекусома приказал члену его правящего рода основать новую общину на месте современного г. Оахака и войти в местные брачные союзы. Итогом этой попытки побить миштеков и сапотеков их же оружием стало основание процветающего города. Но это также вынудило астеков участвовать в родовом споре с Куилапаном и держать тут для поддержки союзника сильный гарнизон.
В то время как Тройственный Союз продолжал свою экспансию на востоке, борясь с Чичимекским альянсом, против миштеков и сапотеков не велось большой войны. В 1486 г. на трон взошёл Ауисотль, который спланировал масштабную кампанию с целью пройти через Оахаку в Соконуско к границе Гватемалы. С огромной армией он предпринял серию походов для покорения миштеков и сапотеков. Жизненно важным для интересов его империи было овладеть проходом через долины Оахака и Ночиштлан между торговыми центрами Теуантепека и Пуэблы. Сапотекский владыка Саачилы по имени Косихопи (Cociyobi) происходил из рода 8 Оленя. Он полагался на свой союз с миштеками через Тилантонго и неродовые союзные связи с Януитланом, Хальтепеком и Куилапаном.
Зная, что астеки вначале ударят по этому северному альянсу, он послал советников к оракулу Ачиутлы. Состоялась встреча советников всех миштекских государств. Ради интересов общенациональной безопасности прежние разногласия были забыты. Косихопи хитро спланировал свой замысел. Куилапан вытеснил Саачилу из долины Оахаки; теперь, если их союз сможет выдержать удар астеков, это ослабит соперников Саачилы и укрепит её позиции. Косихопи тайно вошёл в контакт с Ауисотлем и просил мира. Ауисотль обратился против Куилапана и атаковал севернее долины Оахака. Произошла яростная битва. Но, вопреки расчётам Косихопи, миштеки выстояли и отбросили астеков прочь от гор.
Тогда имперская армия обратилась на юг и вошла в Оахаку близ Уицо. Здесь в руинах древнего города укрепились сапотеки. Используя Тройственный Союз для причинения вреда своим соперникам-миштекам, Косихопи заключил перемирие, которое позволило армии Ауисотля пройти через долину Оахака.
Армия астеков, поддержанная миром с Саачилой, совершила многочисленные завоевания на Оахакском побережье и даже вторглась в чиапасское Соконуско. Однако к 1495 г. войска были истощены и стремились вернуться домой после многолетней кампании. Они остановились на гватемальской границе и собирались возвращаться через Теуантепек. Пройдя несколько сот миль, они обнаружили, что сапотеки чтят союзы с иноземцами не более свято, чем со своими сородичами. Наследник Косихопи, Косихоеса, воспользовался ослаблением астеков и начал против них враждебные действия. Сапотеки опустошили склады Теуантепека, разогнали его население и соорудили водные резервуары в высокогорной крепости Гиенгола (Guiengola). Вновь последовало обращение к оракулу Ачиутлы и из Тилантонго от родственника Косихоесы 4 Оленя Кикуаа (Quicuaa) прибыло войско в 24 000 человек.
Астеки Тройственного Союза под личным командованием Ауисотля окружили Гиенголу, надеясь выморить сапотеков голодом. Миштекская федерация вновь использовала старую приманку. Осаждающая астекская армия была атакована с трёх сторон миштеками из их горных укреплений, а с четвёртой на них ринулись сапотеки из Гиенголы. После семи месяцев непрерывных боёв астеки оказались на грани гибели от болезней и отсутствия чистой воды во враждебной стране. Их послы отправились к Косихоесе и предложили мир.
Косихоеса сумел достичь того, чего не удавалось ни одному врагу Тройственного Союза — он превзошёл астеков в стратегии и принудил их к миру на своих собственных условиях. Астеки растратили время, энергию и ресурсы на свои прибрежные завоевания. Они опасались, что все их усилия пропадут даром, если не умиротворить Косихоесу. Ему предложили брачный союз с правящим домом мешиков через женитьбу на дочери Ауисотля — Койоликацин. Он принял это предложение, перенёс столицу сапотеков из Саачилы в Теуантепек, а своих старых соперников, миштеко-сапотекский альянс на севере, оставил своему шурину Мотекусоме II, вступившему на престол в 1502 г. В итоге Януитлан, Хальтепек, Куилапан и Митла были покорены астеками, которые затем атаковали с армией в 400 000 человек владения соперника Теуантепека на побережье — Тутутепек.
Воистину замечательная политическая фигура, Косихоеса, не только заставил астеков сражаться ради него, но и, стравливая своих врагов, добился положения владыки Теуантепека и Соконуско, богатейших земель империи.
Использованы материалы:
P. R. Anawalt, Indian Clothing Before Cortes (Norman: University of Oklahoma Press 1981)
A Comparative Analysis of the Costumes and Accoutrements of the Codex Mendoza', Codex Mendoza: Vol. 1 (Berkeley: University of California Press)
F. Anders & M. Jansen, Scrift und Buck in Alien Mexico (Graz: Academische Druck u Verlaganstalt 1988)
B. E. Byland & J. M. D. Pohl, 'In the Realm of Eight Deer', The Archaeology of the Mixtec Codices (Norman: University of Oklahoma Press)
A. Caso, Interpretation of Codex Bodley (Mexico City: Sociedad Mexicana de Antropologia 1960)
N. Davies, The Toltecs (Norman: University of Oklahoma Press 1980)
K. Flannery & J. Marcus, The Cloud People: Divergent Evolution of the Zapotec and Mixtec Civilizations (New York: Academic Press 1983)
Garcia Cook, 'The Historical Importance of Tlaxcala in the Cultural Development of the Central Highlands', Handbook of Middle American Indians Supplement: Vol i (Austin: University of Texas 1981)
C. Gibson, Tiaxcala in the i6th Century (Stanford: Stanford University Press 1967)
R. Hassig, Aztec Warfare (Norman: University of Oklahoma Press 1988)
E. Matos Moctezuma, The Aztecs (New York: Rizzoli 1989)
H. B. Nicholson, "A Royal Headband of the Tlaxcalteca', Revista Mexicana de Estudios Antropologicos 21: 71-106
E. Rabin, 'The War of Heaven in Codices Zouche-Nuttall and Bodley: A Preliminary Analysis', Actes du XLII Congres des Americanistes 7; ly 1-182, Paris
M.E. Smith, Picture Writing from Ancient Southern Mexico (Norman: University of Oklahoma Press (Norman: Oklahoma Press 1967)
R. Spores, The Mixtec Kings and their People (Norman: University of Oklahoma Press 1967)
N. P. Troike, 'Fundamental Changes in the Interpretation of Mixtec Codices', American Antiquity 43: 553-568
Источник: John M. D. Pohl. Aztec, Mixtec and Zapotec Armies // Men-at-Arms Series (# 239), Osprey. 1991.
Перевод - Зорин Александр Васильевич, Главный хранитель Курского государственного областного музея археологии;
Примечания - Дмитрий Беляев, Sam.
Материал прислал - Зорин А.В.