Индейцы племени екуана: уроки воспитания счастливых детей
Как воспитать счастливого ребенка? Точного ответа на этот вопрос, пожалуй, не знает никто. Каждому любящему родителю приходится искать ответ самостоятельно, поскольку ни в семье, ни в школе этому не учат. Американский психотерапевт и писатель Жан Ледлофф, прожив два с половиной года в племени екуана южноамериканских индейцев, приблизилась к разгадке секрета.
Опыт «ручного периода»
Многие люди уже осознали, что огромное количество понятий и ценностей, переданных родителями, учителями, сверстниками, вожатыми и тренерами, чаще всего не продвигают в понимании жизни, а лишь усиливает замешательство. Как разобраться, что «правильно», а что «неправильно»? На смену детсадовским представлениям приходят противоречивые ценности школы, вуза, семьи, но истина так и остается за пределами человеческого понимания. «Правильность» предполагает, что все люди разделяют общее мнение о желаемых результатах их действий, на самом же деле, у каждого свои идеи, взгляды и поступки. Развитие человека прерывается на том месте, где отсутствует необходимый опыт. Привычки и предрассудки, привитые в цивилизованном обществе, не позволяют опираться на опыт и приводят человека в тупик.
Справка
Жан Ледлофф (26.11.1926 - 15.03.2011) - американская писательница, родилась в Нью-Йорке. Известна миру единственной написанной ей в 1975 году книгой "Как вырастить ребенка счастливым. Принцип преемственности". В молодости бросила учебу в Корнелльском университет отправилась в джунгли Латинской Америки на поиски алмазов. Там, в дебрях Венесуэлы, Жан встретила индейцев племени екуана. По прошествии некоторого времени, она решила вернуться в племя и задокументировать жизнь индейского сообщества, в большей степени уделяя внимания их способу воспитания детей.
Жан Ледлофф, прожившая в диких джунглях среди первобытных индейцев, была поражена, насколько дети южноамериканских племен хорошо воспитаны, послушны, сдержаны, отзывчивы и ведут себя так, как мечтает любой родитель. Старшие дети охотно присматривают за младшими, они трудолюбивы, уверены в себе и не попадают в критические ситуации.
Секрет успешности и послушания состоит в том, что матери носят младенцев на руках круглые сутки до того периода, пока дети не начинают ползать. Тело матери согревает теплом и соответствует континууму (от латинского continuum – непрерывное) ребенка. Ощущения младенца на руках у матери удовлетворяют его потребности и вносят ни с чем несравнимый вклад в его развитие. Он чувствует всем своим нутром, что там его место, что так и должно быть, поскольку ничего о себе еще не знает, кроме ощущения правильности, значимости и желанности. Без этого убеждения человек любого возраста ущербен – он не верит в свои силы, чувствует себя обделенным, ему не хватает спонтанности и привлекательности. Чувство собственной правильности – единственное чувство человека по отношению к себе, на основе которого он может построить свое радостное существование. Без этого чувства он не может понять, сколько ему требуется комфорта, безопасности, любви и удовольствия. Эволюция не подготовила индивида к обращению с ним, не основанному на чувстве правильности его природы. Находясь в утробе матери, ребенок чувствует себя в полной безопасности, рождаясь, он не готов сразу перейти в чуждый внешний мир, в кроватку или коляску.
Справка
Макиритаре (аравакское — «люди реки»), самоназвания: екуана, декуана («люди лодки»), сото («человек»), индейский народ группы карибов на юге Венесуэлы, в верховьях рек Вентуари, Каура и Парагуа (штаты Боливар и Амасонас); небольшая группа — в соседних районах Бразилии (майонгонг). Численность в Венесуэле — 3 тыс. человек, в Бразилии — 1 тыс. человек. Различают 4 локальных группы (в прошлом, вероятно, племена). Говорят на языке макиритаре. Диалекты: кунуана, декуана, ихуаруана, маитси, майонгонг. Испанский и португальский язык распространён мало. Сохраняются традиционные верования.
Контакты карибов с европейцами с середины XVIII века приводили к вооруженным конфликтам, однако до 40-х годов XX века европейцы почти не проникали на территорию макиритаре. В основном макиритаре сохранили традиционную культуру.
С 1980-х гг. распространяется скотоводство. Макиритаре поселяются в крупных (до 500 человек) деревнях.
Общины, в основном эндогамные, жили в больших домах-поселениях. Счёт родства матрилинейный, брак матрилокальный.
Основные занятия — подсечно-огневое земледелие (горький и сладкий маниок, а также кукуруза, бананы и др.), охота, рыболовство, собирательство; делают долблёные лодки, оснащённые моторами. Ремёсла — плетение, резьба по дереву (шаманские скамьи и др.).
Дома круглые, диаметром 15—30 м, высотой 8—16 м. Крыша коническая, из пальмовых листьев, центральный столб символизирует мировую ось, на его вершине изображение дятла — мифологического двойника бога-демиурга (часто заменяется моделью самолёта), стены плетёные, обмазаны глиной и расписаны мифологическими фигурами. В центре дома — помещение для мужчин, у основания столба хоронят вождя или шамана (после чего дом покидают), по периметру — секции для семей.
Традиционная одежда женщин — передник (праздничный вышит бисером), мужчин — пояс с широким концом спереди. Креольская одежда распространяется в основном среди женщин при контактах с белыми. Дом-поселение населяют по 3—4 большие семьи во главе с выборным вождём и шаманом.
Сохранился мифологический эпос «Ватунна». Основные церемонии — праздник строительства нового дома, аграрные и охотничьи праздники, инициации мальчиков и девочек сопровождаются игрой мужчин на бамбуковых флейтах длиной 1,5 м.
В цивилизованном обществе принято оставлять ребенка плакать в кроватке, пока он не устанет и не уснет. Специалисты даже советуют держать дите в эмоциональном вакууме, искать причины плача, а младенец своим истошным криком всего лишь сообщает, что он хочет на руки, на свое законное место. На плач не следует обращать внимания, чтобы не избаловать, не приучить к рукам, показывая, кто здесь главный, а отношения с малышом следует строить так, чтобы заставить его подчиниться желаниям матери. На самом деле, такое отношение приводит к противоположному результату. Поскольку события, происходящие непосредственно после рождения, производят на человека большее впечатление, чем вся оставшаяся жизнь и определяют его отношение к ней. Мир сначала познается в целом, а потом во всех мелких деталях. Изначально индивид усваивает только то, что относится к образу жизни, который потом станет его собственным.
С рождения дети екуана, висящие на теле матери, постоянно присутствуют при любой деятельности своих родителей и представителей рода. Пока малыш в основном спит, он привыкает к голосам людей, звукам окружающего мира, толчкам, резким и неожиданным движениям, к давлению на различные участки тела во время текущей деятельности или отдыха родителя. Также младенец познает ритмы дня и ночи, изменение температуры тела и сладкое ощущение безопасности и тепла от прикосновения к живой плоти. Такой ребенок не плачет, он прикладывается на ходу к груди матери и опорожняет кишечник тогда, когда этого захочет. Малыш ощущает свою правильность, оправдываются его ожидания, усиливается уверенность, что ему нужен именно такой опыт. Во время «ручного периода» младенец движется мало, в основном пребывает в расслабленном состоянии, поэтому его тело становится гибким и приспосабливается к положению тела матери. Органы чувств ребенка получают разнообразный материал в виде событий и предметов, наблюдая которые он тренирует и совершенствует свою деятельность во взаимодействии с мозгом. Постоянное движение работающей матери дает ребенку представление об активной жизни. Он усваивает, что движение – одно из основных свойств этого мира, которое ассоциируется с комфортным чувством самости. Мало двигающаяся мама дает детенышу представление о скучной жизни, вызывая в нем суетливость и непоседливость, как компенсацию недостатка стимуляции с ее стороны. Также, если мать будет относиться к ребенку как к хрустальной вазе, таким он себя будет и чувствовать. Грубоватое, бесцеремонное обращение позволяет ему ощущать себя сильным, выносливым, готовым приспособиться к любым условиям и изменениям. По мере развития ребенок наблюдает окружающий мир, выстраивает ассоциации и расширяет опыт своего восприятия. Любые изменения малыш встречает спокойно, разнообразие событий даже приветствуется. Основная потребность быть на руках удовлетворена, поэтому ребенок, когда начнет ползать, с радостью отделиться от тела матери сам, чтобы продолжить изучение окружающего мира с чувством безопасности и правильности.
Неоправданные ожидания
Малыш племени екуана всегда получает то, что он ждет. Мать кормит его и днем и ночью, гораздо чаще, чем цивилизованные родители. В нашей культуре, приветствующей строгий распорядок дня, ребенок все время ждет, когда мама возьмет его на руки. Чаще всего его ожидания не оправдываются. В большинстве роддомов новорожденного заворачивают в пеленку и кладут в короб, служащий кроваткой, лишая возможности быть в соприкосновении с теплой плотью. Впервые за время своего блаженного существования в чреве матери тело ребенка испытывает пугающую неподвижность и слышит вопли других "жертв". Не теряя веры в свою правильность, он делает единственное, что умеет, – продолжает плакать. Проходит время, но никто не берет его на руки, и он забывается сном. Пребывание в утробе матери стало его первым и последним опытом благополучия. Природа заложила в человеке ожидание, что в таком состоянии он проведет всю свою жизнь. Однако мама кладет малыша в кроватку и закрывает дверь. Пронзительные вопли ребенка отражают его внутреннее состояние. Иногда его перекладывают в коляску, и он может наблюдать ее крышу, краешек неба, кроны деревьев, проплывающие высотные дома, слышит непонятные звуки. Предметы, которые родители поместили за пределы досягаемости малыша, служат приблизительной подменой недополученных впечатлений и опыта. Иногда ребенку подсовывают игрушки в надежде успокоить его, но он почему-то все равно плачет.
Маленький человек не получает необходимых впечатлений, не накапливает опыт, поэтому не может полноценно развиваться дальше. Ребенок чувствует себя ненужным. Всеми силами он пытается привлечь внимание к своей персоне: обслюнявил мамин воротник, пролил кружку с водой. Тогда мама начинает его поучать, и он понимает, что такое внимание лучше, чем ничего. Равнодушие, невнимательность и тоска становятся для ребенка основными критериями жизни. Он уже не представляет других отношений с окружающими, уверенность в своей правильности улетучивается, на смену ей приходят чувства отчуждения и одиночества. С развитием интеллекта человек начинает понимать, что его интересы расходятся с интересами матери, и он начинает бороться с ней, чтобы спасти себя. Чувство независимости ребенка и психическое созревание проистекают из опыта «ручного периода». Лишь пройдя стадию абсолютной зависимости от матери, он может стать самостоятельным и независимым. Ношение на руках обеспечивает зрелый переход ко всем другим стадиям.
Ребенок начинает ползать
Когда ребенок племени екуана начинает ползать, он не уползает далеко и надолго, чувствуя свою безопасность, пускает в ход все свои способности и возможности. Сначала он редко уползает далеко от матери, очень осторожен, поэтому матери нет необходимости вмешиваться в его «деятельность». У малыша развито чувство самосохранения, если мать дает ему понять, чего от него ожидают, он идет ей навстречу. В любом человеке заложен инстинкт, поступать так, как от него ожидают. Где бы ни находилась мать, она ожидает от ребенка, что он будет в безопасности. Наши мамы чаще всего заранее сомневаются в безопасности ребенка, они позволяют детям участвовать в уборке по дому, но делают ясным свое ожидание катастрофы: «Не урони!», «Смотри, упадешь!» Склонность ребенка делать то, чего, как ему кажется, от него ожидают, заставит его подчиниться беспокойствам матери.
Мать екуана никогда не вступает первая в разговор с ребенком, участвует в общении пассивно. Малыш своим поведением показывает ей, чего он хочет, она с готовностью выполняет требования. Мать ухаживает за отпрыском только потому, что он есть. Отец так же безусловно любит малыша, но его одобрение зависит от поведения ребенка. Родители не осуждают и не хвалят кроху, подразумевая, что все его поступки правильны. Похвала и осуждение могут сбить ребенка с толку, он может быть польщен, но на уровне чувств поймет, что не смог сделать того, чего от него ожидают. Ребенок не получает указаний, идущих вразрез с его собственным пониманием того, сколько и как играть, когда есть и спать. Вместе с тем родители не позволяют делать все, что угодно. Задавая определенные рамки поведения, указывают на плохой поступок, а не на то, что ребенок плох. Предоставленная свобода выбора позволяет развивать способность самостоятельно рассуждать и действовать.
Занятия маленького индейца имеют конечной целью развитие независимости. Помогать ему больше или меньше, чем нужно, мешает достижению этой цели. Ребенка глубоко уважают все члены племени, отсутствуют такие понятия, как «хороший» или «плохой». Малыш стремится к гармоничной жизни в коллективе без конфликтов, не ставится под сомнение его «правильность». Взрослые подают пример ребенку не на словах, а на деле.
Младенец, сполна получивший опыт «ручного периода», не будет требовать внимания сверх меры, у него, в отличие от детей цивилизации, нет потребности каждый раз доказывать свою значимость и существование. С течением времени меняются отношения с матерью, на смену полной от нее зависимости приходит осознание полной надежности.
Я есть
Наши дети несут на себе бремя тоски по недополученной любви и привлекают внимание своими разбитыми коленками для получения объятий и поцелуев. Взрослые заставляют малыша что-либо понять, но часто возникает конфликт между уровнем познавательных способностей ребенка и тем, чего, как он чувствует, от него ожидают. Ощущение счастья перестает быть обычным состоянием человека и становится его целью. Основной недостаток отсутствия «ручного» опыта – глубокое чувство беспокойства, словно что-то важное упущено и безвозвратно потеряно. В погоне за счастьем человек связывает свое благополучие с достижением богатства, славы, власти. Но когда получает желаемое, все равно пребывает в тоске и чувствует себя несчастным. Планка достижения желаемой цели зависит от того, насколько мать обделила его в младенчестве впечатлениями «ручного периода». Люди не могут понять истоки этой жажды счастья, которые заключаются в простом желании быть постоянно на руках у матери, ощущая защищенность и всемогущество младенца.
Часто недостаток любви пытаются восполнить в счастливом браке, где каждый из супругов ждет от другого получения возможности побыть ребенком. Отсюда сюсюканье и ласковые прозвища. «Синдром неряхи» – еще одно проявление обделенности вниманием. Устраивая беспорядок, человек доказывает свое существование и просит утверждения окружающих, что он достоин безусловной любви. Позерство и нарциссизм – еще более болезненные претензии на получение внимания. Множество женщин в заблуждении ждут удовлетворения своих детских потребностей, требуя внимания от собственных детей. Мать, бьющая свое чадо в надежде, что он обратит на нее внимание и признает. Наркотики и алкоголь дают очень сходное ощущение пребывания ребенка на руках у матери. Это ощущение кажется где-то совсем близко и его можно поймать. В моменты экстаза чудится, что ты уже в нем, но экстаз прошел, всплывают воспоминания прошлого и страх перед будущим, которые рушат хрупкое чувство настоящего, легкое и прекрасное ощущение «я есть»! Самой частой причиной утраты благополучия и тревожности является появление сомнений в своей способности справиться с жизненными трудностями.
Благодаря тому, что сейчас появилось огромное количество литературы по воспитанию детей, многие мамы, следуя принципу преемственности, описанному Жан Ледлофф, стали носить ребенка на руках или в слингах. Одна моя знакомая мама двоих детей Светлана говорит, что, следуя советам, носила второго ребенка в слинге постоянно. Сейчас мальчику 4 года, и он гораздо спокойнее и ласковей своей старшей сестры, не получившей опыта «ручного периода». Следуя этому принципу, мама с самого начала носила малыша везде с собой и даже иногда выходила на работу. Ребенок ей совсем не мешал, не кричал и не плакал, а у мамы было больше свободы действий.
Американский психотерапевт утверждает, что пропущенный опыт «ручного периода» может быть восполнен детьми и взрослыми любого возраста. Маленьким детям будет полезно посидеть на коленях у родителей или у бабушки с дедушкой, детям постарше необходимо спать в одной постели с одним из родителей. Было проверено на практике, что ребенок 14 лет спал с мамой два месяца, после чего, почувствовав, что получил необходимый опыт, перебрался в свою постель.
В каждом человеке подсознательно заложены инстинкты быть хорошей матерью или отцом, следуя континууму ребенка, а значит и своему континууму, инстинкты человека, заглушенные культурой, начнут работать в полную силу и помогут распознать свои природные стремления. Чувство правоты матери, которая ведет себя в согласии с природой, сыграют огромную роль в закреплении принципа непрерывности.
Смысл жизни – в самой жизни, смысл удовольствия – в стремлении к приятному. Ребенок, лишенный необходимого опыта, обречен на раздвоение личности – одна половина живет событиями внешнего мира, другая – борется с внутренними конфликтами. Вместо этого каждый родитель может помочь своему ребенку вырасти целостной личностью, не пугающейся проблем внешнего мира. Когда родители научатся уважать истинную природу своего вида, они обязательно откроют в себе огромный потенциал быть счастливыми и растить счастливое потомство.
Интервью с Жан Ледлофф "Прикоснись к будущему":
Автор Юлия Савельева.
Источник - Сибирский медицинский портал.
Источник справки по екуана - Etnolog.ru.