Индейцы Гватемалы и революционная борьба в стране
Индейцы, составлявшие, по данным 1980 г., около 50% семимиллионного населения Гватемалы, изучались в разных аспектах: этническом, культурном, экономическом и социальном1. С начала 80-х годов они стали предметом изучения в аспекте политическом, поскольку активно и широко включились в развернувшуюся в Гватемале революционную борьбу и явились весомым фактором в развитии внутриполитической ситуации. Каковы же причины усиления политической активности индейцев, прецедентов которой не было в стране в предыдущие периоды? Каковы формы и способы участия коренного населения в революционной борьбе, политические и этнокультурные последствия включения его в революционное движение?
К объективным причинам следует отнести начавшееся в конце 60-х — начале 70-х годов развитие капиталистических отношений в Гватемале, в том числе в сельском хозяйстве, и втягивание индейских хозяйств в орбиту этих отношений. Развитие капитализма сопровождается захватом индейских земель иностранными монополиями, в частности нефтяными, местными предпринимателями, высшим и средним офицерским составом, который правящие круги, стремясь заручиться поддержкой армии, наделяют землёй. Сгон коренных жителей с земли при нерешенности аграрной проблемы ведет к малоземелью и безземелью, разорению индейцев, появлению свободной рабочей силы в деревне. Они вынуждены искать временную работу на плантациях побережья или в промышленности и сфере обслуживания, т. е. сменить традиционный социальный статус крестьянина на статус временного рабочего или сельскохозяйственного полупролетария.
Включение индейских хозяйств в орбиту капиталистических отношений ведет к социальной дифференциации. Появляются богатые индейцы, нажившие капитал путем торговли и представляющие низший слой господствующих классов. Они эксплуатируют труд бедных индейцев, а с недавнего времени — и бедных метисов. Средний индейский слой — собственники минифундий, ведущие интенсивное хозяйство без использования чужого труда. Основная же масса коренного населения по-прежнему бедняки, эксплуатируемые крупными собственниками. В качестве эксплуатируемого элемента индейцы, так же как и трудящиеся метисы, противостоят эксплуататорам, т. е. являются субъектом классового противоречия. Эта классовая позиция создает предпосылки для участия аборигенов в революционной борьбе, сближает их между собой, а также с метисами.
В отличие от метисов индейцы являются субъектом и национально-этнического противоречия. Дискриминация осуществляется в национальном масштабе нередко с помощью армии. Только с марта по сентябрь 1982 г. было убито более 4 тыс. индейцев2. Многие пропали без вести. Солдаты сжигают дома, леса, посевы, отбирают скот и продукты. Общий ущерб, нанесенный индейцам западных департаментов с декабря 1981 г. по август 1982 г., составил более 15 млн. кетцалей3. Дискриминация проявляется также в области производственных отношений, образования и т. д. Заработная плата индейцев гораздо ниже, чем метисов, выполняющих ту же работу. Первые, как правило, не получают ни кредитов, ни технической помощи от государства; они практически не имеют доступа даже к начальному образованию.
Классовые и национально-этнические противоречия в Гватемале тесно переплетены. Развитие капиталистических отношений обострило их, создав объективные предпосылки для участия индейцев вместе с метисами в борьбе за их преодоление.
В национально-этническом плане индейцы не представляют единого целого. Они осознают свою общность лишь на уровне ограниченной этнической группы или поселения. Процесс преодоления этнической раздробленности, начавшийся еще до конкисты, был прерван ею, а раздробленность сознательно усугублена завоевателями. Замкнутость и разобщенность этнических групп, жесткий кодекс поведения, прочные обычаи и традиции, враждебность по отношению не только к белым и метисам, но даже к «пришлым» индейцам явились причинами политической пассивности коренного населения в период революции 1944—1954 гг. и революционного движения в 60-е годы. Расширение внутреннего рынка, усиление связей между различными районами, городом и деревней способствуют преодолению традиционной замкнутости индейских общин, расширению их контактов с населением, втягиванию индейцев в национальную жизнь, а также некоторому изменению этнической ситуации, появлению тенденции к национальной консолидации, что также является объективной предпосылкой массового включения индейцев в революционную борьбу.
Значительную роль сыграл и общий подъем революционного движения в Гватемале и во всей Центральной Америке в конце 70-х — начале 80-х годов.
Объективные условия, таким образом, способствовали росту классового и национального сознания индейцев, выходу их из многовековой изоляции. Но в этом процессе важен и субъективный фактор, т. е. внесение революционного сознания в индейскую массу, что подтверждается и опытом революционной борьбы на предыдущих этапах. Так, незрелость объективных предпосылок и отсутствие субъективного фактора в 60-е годы привели к тому, что индейцы, составлявшие большинство народных масс, не приняли участия в революционном движении, что и обрекло его на поражение. «Значительная часть рабочего класса оказалась вне поля нашего зрения, обширные группы крестьян (особенно индейцев) остались за бортом... основные битвы вел главным образом авангард... Народная революционная война предполагает постепенное втягивание масс в борьбу посредством серьезной идеологической, политической и организационной работы и военных действий. Эта работа не проводилась с должной глубиной... И тем самым на спаде революционного процесса обострился разрыв между авангардом и массами»4,— так самокритично оценивала уроки 60-х годов Гватемальская партия труда (ГПТ).
Повстанческие вооруженные силы (ПВС) — революционная организация, созданная в 1962 г., тоже не смогла привлечь народ к борьбе, что во многом объяснялось ее концепцией партизанской войны и вытекавшей отсюда тактикой. Руководители Г1ВС считали, что партизанская война должна являться основой развития любого революционного движения, массы должны включаться в партизанскую борьбу стихийно, стимулируемые самой борьбой. 60-е годы показали, что подобная теория «очага» ошибочна: массы сами по себе не включаются в войну, в результате социальная база, ресурсы, возможности революционеров оказываются ограниченными.
Причиной поражения революционного движения в 60-е годы явилось и то, что возглавлявшие ее организации действовали разрозненно, у них были серьезные разногласия по теоретическим и практическим вопросам, а поодиночке они не могли добиться необходимых результатов, даже ведя работу среди населения.
Основные уроки, вынесенные революционерами из поражения 60-х годов, были следующие: без активного участия широких народных масс революционная борьба обречена на провал. Впервые в революционной практике индейцы стали рассматриваться как одна из основных движущих сил — и не только потому, что составляют большинство населения, но и потому, что они — основная производительная сила в стране. Для включения народа в борьбу были необходимы предварительная работа, как военная, так и политическая, кропотливая и планомерная организация масс, повышение их сознания до такого уровня, когда революционная борьба (частью которой является партизанская война) будет рассматриваться как единственный путь к освобождению, причем эта борьба должна возникать «изнутри», а не приноситься «извне».
С начала 70-х годов революционные организации начали планомерную, мирную, сначала подпольную, а затем открытую работу по политической и идеологической подготовке индейцев к включению в борьбу. Это было очень сложно. Неграмотным индейцам, говорящим на разных языках, но не говорящим по-испански, нужно было наглядно объяснить, как и за что бороться, кто друзья, а кто враги, выяснить их требования, чтобы включить в общую программу борьбы, помочь индейцам осознать связь своих устремлений с общими задачами. Организация вооруженного народа (ОВН) работала на северо-востоке страны нелегально с начала 70-х годов до 1979 г. Партизанская армия бедняков (ПАВ)—тоже на северо-востоке, подпольно до 1975 г., ПВС — на севере департамента Петен, нелегально. Обычно создавались маленькие группы из метисов, очень редко — из индейцев, которые и вели работу устно и с помощью очень простых документов. В них, используя известные для индейцев понятия (долгий, тяжкий труд по выращиванию урожая, необходимость коллективного, организованного труда), объяснялось, почему борьба будет долгой и трудной, почему для этого нужна массовая, сплоченная организация и т. д. В таких документах часто использовались рисунки, фотографии, крупный шрифт. Подобная кропотливая работа принесла первые плоды лишь через год после начала подпольной деятельности.
С расширением вооруженной борьбы, включением в нее индейцев деятельность революционных организаций облегчилась. Сейчас разъяснительную работу среди индейцев ведут члены их же общин, сражающиеся в партизанских отрядах. Одна из форм пропаганды — так называемая вооруженная пропаганда. Партизанские части захватывают на время поселок, предприятие, школу и проводят политический митинг на языке населения данной местности. В этих селениях распространяются листовки, бюллетени5. На митингах, в листовках индейцы получают начальные сведения о военных действиях. Сейчас в партизанской борьбе участвует коренное население практически всех этнических групп.
Индейцев, живущих в деревнях, тоже уже нельзя назвать инертной массой. Между деревнями действуют небольшие «группы сдерживания», основная задача их — задерживать врага, вооружась камнями и палками (у индейцев зачастую нет даже мачете, не говоря об огнестрельном оружии, которого не хватает и партизанам), информировать о его приближении. Жители деревень помогают устраивать засады, завалы на дорогах и т. д. Снабжение партизанских отрядов полностью лежит на индейцах той зоны, где эти отряды действуют. Традиционно прочные семейные связи привели к тому, что в борьбу включаются целыми семьями; дети и старики заняты наблюдением, передачей информации, изготовлением нехитрого оружия (например, делаются капканы, бытовавшие еще во времена майя, и устанавливаются на тропинках и деревьях для защиты от парашютистов).
Потенциальная форма борьбы, которая может иметь серьезные последствия, — своего рода общенациональная забастовка в форме отказа индейцев от работы на плантациях побережья. Это привело бы к разрушению всей социально-экономической структуры страны, а в политической области — к предреволюционной ситуации. Однако речь идет о крайней мере, рассчитанной на решающий момент, так как отказ от работы на плантациях означает голод для многих индейских семей, ибо эта сезонная работа — основной источник их существования.
Революционные организации считают, что военные действия должны дополняться легальной политической борьбой в городе и деревне — организацией забастовок, демонстраций, выработкой коллективных договоров и т. д., поскольку революция — длительный политический процесс, состоящий из различных компонентов. Деятельность в этом направлении дает некоторые плоды (в 1980 г. в результате работы, проводимой Комитетом крестьянского единства, на плантациях южного побережья бастовало около 100 тыс. крестьян и сельскохозяйственных рабочих6), но еще требует определенных усилий.
Участие индейцев в революционной борьбе доказывает, что они вступила в нее не стихийно, а сознательно. Индейцы придумывают новые методы борьбы исходя из своих обычаев и традиций, учета местных условий; увязывают свою деятельность с действиями партизанских отрядов; участвуют в выработке и принятии решений; проявляют разумную самостоятельность при выполнении указании революционных организаций.
Впервые в истории Гватемалы индейцы осознали необходимость и справедливость революционной войны. Они разделяют ее задачи и цели, которые выражают и их основные требования, вступают в революционные организации. На Конгрессе индейских народов Гватемалы указывалось, что индейцы должны бороться вместе с рабочими, крестьянами, студентами и другими народными и демократическими силами, что необходимо укреплять союз индейцев и метисов7.
Важным доказательством политического пробуждения индейцев, роста их революционного сознания и активности является создание собственных организаций. Одна из них — Крестьянский комитет Альтиплано (ККА)8, действующий с марта 1982 г. В него входит большинство крестьян и сельскохозяйственных рабочих. В документе, принятом при создании организации, указывается, что цели деятельности — разоблачение преступных действий правительства и армии в отношении индейского населения, установление связей с рабочими и крестьянскими организациями, чтобы совместно выступать против попрания элементарных прав гватемальцев.
В документах организации отражены основные требования индейцев: прекращение актов насилия в отношении мирного населения и обеспечение мирного крестьянского труда; право на создание профсоюзов и сельскохозяйственных кооперативов; снижение цен на продукты и товары первой необходимости; повышение заработной платы промышленным и сельскохозяйственным рабочим.
Организация выступает за объединение всех революционных сил в стране, в том числе за союз рабочих и крестьян, за право народа Гватемалы на жизнь, землю, свободу и демократию; за демократическое, народное, патриотическое, революционное правительство; против избирательного фарса и правящей антинародной военной хунты9.
Из документов ККА следует, что индейцы ощущают свою принадлежность к революционному движению в стране, готовы стать его движущей силой. Осуществление их основных требований было бы вкладом в борьбу за преодоление Классовых и национально-этнических противоречий.
Незрелость политического сознания индейцев проявляется в том, что национально-этническое противоречие они рассматривают как основное, а не как часть классового, в смешении насущных, экономических и долговременных политических задач, в неумении выделить среди них первостепенные и второстепенные. В документах ничего не говорится о формах и методах борьбы за выполнение поставленных требований. Преодолеть эту незрелость — задача революционных организаций Гватемалы.
Длительное время революционные организации в работе с индейцами действовали порознь, но наибольшие плоды эта работа стала приносить с тех пор, как все организации объединились в январе 1982 г. на основе общей программы действий во Фронт национального патриотического единства (ФНПЕ). Этот акт, по мнению членов организаций, имел очень важное значение.
В программе, принятой ФНПЕ 10, указывается, что первый этап революции — антиимпериалистическая, аграрная и народная революция; единственный путь к захвату власти — вооруженная борьба в форме народной революционной войны; после захвата власти будет установлена революционная, патриотическая и народная политическая власть, осуществлять которую будет само население, в том числе и индейцы. В оккупированных партизанами районах уже сейчас возникают зачатки местной революционной власти.
В программе говорится также о преобразованиях, которые будут осуществлены демократическим, революционным правительством: прекращение антинародных репрессий, создание условий для удовлетворения первоочередных потребностей подавляющего большинства народа, проведение аграрной реформы, установление полного равенства между индейцами и метисами, ликвидация всяких форм расовой дискриминации, участие индейского населения в осуществлении политической власти и т. д.
Революционные организации серьезно подходят к национальному вопросу. Основные выводы, сделанные ими, следующие: национальный вопрос — часть общего вопроса революции; национальное противоречие является дополнением к классовому противоречию; они могут быть разрешены только в результате свержения существующего режима и установления народной власти; они должны решаться совместно, дополняя друг друга, но в ходе борьбы нельзя забывать о главенствующей роли классовых факторов по сравнению с национальными. Принятие программы, основные положения которой соответствуют требованиям и чаяниям индейского населения, что подтверждают, в частности, документы ККА, и правильный подход к национальному вопросу имеют большое значение для включения коренного населения в борьбу. Во-первых, это способствует активизации участия индейцев в революционном движении, во-вторых, помогает правильной разъяснительной работе среди них: на первом плане должно стоять включение в общую борьбу за общие цели, что не означает игнорирования национальных требований коренного населения.
Массовое, сознательное включение индейцев в революционное движение имеет важные этнические и политические последствия: преодолеваются замкнутость и разъединенность общин внутри одной этнической группы и разных этнических групп между собой, поскольку все индейцы начинают ощущать себя в одном общем качестве — революционеров; усиливается сближение индейцев с метисами во время военных действий, трудной походной жизни в сельве, в политической работе. Гватемальские революционеры считают, что в ходе современного революционного процесса закладываются основы будущей гватемальской нации, в которой будет сохранена специфика жизни и культуры индейцев.
Вступление индейцев в борьбу подняло ее не только на количественно, но и на качественно новую ступень. Это уже не традиционная «герилья», ведущаяся отдельными партизанскими отрядами, как в 60-е годы, а народная революционная война. По мнению главнокомандующего ПАБ Роландо Морана, «массовое вовлечение индейцев в революцию определило ход народной войны». Он считает, что их участие сделало возможным обновление концепции борь ы, методов и организационных форм11.
Переход борьбы на более высокий уровень развития позволяет решать новые задачи и в военной (активизация, расширение вширь и вглубь военных действий), и в политической области. Руководители революционных организаций считают, что они уже в силах ставить перед собой в перспективе задачу взятия власти, т. е. решать основной вопрос революции.
Уже сейчас эта борьба становится важным вкладом в усилия всех народов Центральной Америки, направленные на экономическое, социальное и политическое освобождение.
Гватемальский опыт имеет большое значение для других латиноамериканских стран, где индейцы составляют значительную часть населения и являются важной экономической и политической силой.
1. Whetten N. L. Guatemala. The Land and the People. New Haven, 1961, Wolf E. R. Sons of the Shaking Earth. Chicago, 1959; Solano F. de. Los mayas del sielo XVIII Madrid, 1974; Bockler C. G., Herbert J.-L. Guatemala: una in terpretacion historico-social. Mexico, 1970; Tenencia de la tierra у desarrollo socio-economico del sector agricola en Guatemala. Guatemala, 1971.
2. Denuncia. Comite Campesino del Altiplano, S. 1., 198Д p. 9.
3. 1 кетцаль = 1 доллар. Informe del Comite Campesino del Altiplano, S. 1., 1982,
4. Аьварадо У. Раздумья. Избр. статьи и материалы. М., 1979, с. 122.
5. Роr esto, Mexico, 1981, N 10.
6. Informador guerrilero, S. 1., 1982, N 4, p. 2.
7. Cuicuilco, S. 1., 1980, N 1, p. 5.
8. Альтиплано — горная область на западе Гватемалы, включающая «индейские» департаменты. Уэуэтенанго. Сан-Маркос, Кесальтенанго, Солола и др.
9. Informe del Comite Compesino del Altiplano, p. 3.
10. Proclama unitaria de las organizaciones revolucionanas EGP, FAR, OPRA у PGT al pueblo de Guatemala.— Guatemala, enero de 1982.
11. Менендес Родригес М. В гватемальской сельве.—Латинская Америка, 1982, № 8, с. 122.