Линда Мансанилья: о корпоративном управлении в Теотиуакане, головных уборах и элементах архитектуры (интервью)
Представляем известного мексиканского учёного, археолога, которая на протяжении 40 лет занималась раскопками долины Теотиуакан.
Д-р Линда Роза Мансанилья, профессор и исследователь Института антропологических исследований Национального автономного университета Мексики (UNAM), член Национального колледжа.
Г-жа Линда Мансанилья любезно согласилась ответить на несколько вопросов от сайта «Мир индейцев» и его постоянных читателей.
Интервью (май 2016 г.)
Вопрос от редакции сайта «Мир индейцев»:
Уважаемая профессор, мы знаем Вас как специалиста по истории одного из величайших городов мира – Теотиуакана. И нам известно Ваше несогласие с некоторыми другими исследователями, отстаивающими предположение, что в Теотиуакане правили цари. Этот спор ведётся уже долгое время. Сегодня многие знания о молчаливой истории Теотиуакана могут быть получены не только благодаря археологическим работам, но и посредством межкультурных исследований, особенно это касается чтения иероглифов майя. О Теотиуакане майя сообщали нам на стелах, панелях и т.д., например, на стеле 31 из Тикаля. На тикальском монументе «Маркадор» сообщается о воцарении «Совы-Копьеметателя» (или Хац’о’м-Куйа) в 374 году, и практически все видные майянисты согласны с тем, что он правил в Теотиуакане. Наш вопрос базируется на этом знании: как Вы можете обосновать свою позицию о корпоративном управлении в Теотиуакане, если иероглифические тексты майя явно указывают на единоличного правителя?
Линда Мансанилья:
Что ж, это сложный вопрос, но на мой взгляд, взгляд человека, работающего в Теотиуакане, корпоративная структура отчётливо прослеживается в городе на уровне домашних хозяйств (речь о многосемейных жилых компаундах с корпоративными группами) и в соуправлении (не единоличный правитель представлен в городе, но всегда коллектив). Тем не менее, я считаю, что в четвёртом столетии н.э. одна из правящих групп (связанная с Пернатым змеем) была изгнана из города, их храм был разрушен, а вся иконография Пернатых змей заменена кошачьими образами. Это наводит меня на мысль, что, возможно, группа Пернатого змея желала единолично править без вмешательства других правящих домов. И они были изгнаны из города. На фреске Мифологических животных, возможно, упомянуто об этом.
Так что это немного неожиданно, что в 378 году вооружённая теотиуаканская группа прибыла в Тикаль и в тот же день умер майяский правитель. Возможно, майя говорят об одном из правящих домов, который был изгнан из города и, вероятно, организовал государственный переворот в Тикале.
Такова моя точка зрения.
Елена Приймак:
Существует ли отображение корпоративного типа правления в Теотиуакане в архитектуре, живописи, фресках, керамике, скульптуре, религии и социальной структуре?
Линда Мансанилья:
Да, я считаю, что Дворцовый комплекс Шаллы, который я раскапывала с 2000 года, является одним из мест, которое может отображать корпоративную структуру правления. На Главной площади имеются четыре строения одинакового размера, которые расположены по сторонам света и связаны с различными божествами. Другим примером является сосуд из Лас-Колинас, найденный Сигвальдом Линне.
Елена Приймак:
Существуют ли предметы, фрески, захоронения или другие свидетельства из Теотиуакана, указывающие на борьбу правящих кланов за доминирование над городом?
Линда Мансанилья:
Да, фреска Мифологических животных, где двух змей атакуют животные, являющиеся эмблемами других групп: представители семейства кошачьих, псовых и хищные птицы.
Также ещё одной подсказкой может быть уничтожение пирамиды Пернатого змея в четвёртом веке н.э.
Дмитрий Иванов:
На теотиуаканских фресках мы видим людей в больших головных уборах. Нам известно, что плюмажи делались из перьев кецаля и других птиц. А из чего же были изготовлены элементы основания? Я говорю, например, о масках сипактли, птиц и бабочек.
Линда Мансанилья:
Мы находили отделённые от черепа лицевые части животных, например, представителей псовых или «comadrejas», которые предназначались для вставки в головные уборы. Однако сама основа должна была быть сделана из кожи или из лёгкого дерева, либо сплетена.
Дмитрий Иванов:
Находили ли в Теотиуакане остатки головных уборов?
Линда Мансанилья:
Мы находили помещённые в ямы плетённые изделия, связанные с черепами.
Дмитрий Иванов:
Какие элементы теотиуаканской архитектуры встречаются в майяских храмах и какие чисто майяские архитектурные элементы никогда не встречались в Теотиуакане?
Линда Мансанилья:
Архитектура Теотиуакана связана с архитектурой талуд-и-таблеро, однако, как однажды отметил Хуан Педро Лапорте, пропорции талуда относительно таблеро у майя отличаются от теотиуаканских. Нами также были найдены ранние примеры архитектуры талуд-и-таблеро в формативных городищах Пуэбла-Тлашкалы, как указывает на это Гарсия Кук.
Dr. Linda Rosa Manzanilla, professor and researcher at the Institute of Anthropological Research of the National Autonomous University of Mexico (UNAM) and a member of El Colegio Nacional.
Interview (may 2016)
Question from editorial staff of the “IndiansWorld”:
Dear professor, we know you as a specialist in history of one of the greatest city in the World – Teotihuacan. And we know that you don’t agree with some other specialists who insist that Teotihuacan was ruled by king. This is a long time dispute. Nowadays there is a lot of knowledge about silent history of Teotihuacan may come not only from archaeological study but from cross cultural research, especially from reading maya hieroglyphs. They told about Teotihuacan on stelaes, panels etc, for example on Stelae 31 from Tikal. From their texts it is known now that teotihuacanos even keep a dynastic count of rulers. Tikals monument “Marcador” tells us about Spearthrower Owl (or Jatz'om Kuy) accession to the throne in 374 ad and almost all prominent mayanists are agree that he ruled Teotihuacan. Our question stems from this knowledge – how can you explain your position about some sort of corporate government in Teotihuacan when maya hieroglyphic text clearly speaks about a single ruler government?
Linda Manzanilla:
Well, this is a difficult one, but from my point of view, working at Teotihuacan, the corporate structure is clear in the domestic level of the city (multifamily apartment compounds with corporate groups), and the co-rulership (no single lord is represented in the city, but always collective entities). Nevertheless, I believe that in the fourth century AD, one of the ruling groups (that of the Feathered Serpent) was banned from the city, its temple destroyed, and all iconography of feathered serpents replaced by felines. This gives me a hint that the group of the Feathered Serpent perhaps wanted to have rulership by themselves, without the concourse of the other ruling houses. And they were thrown out from the city. The Mythological Animal mural painting may be referring to this.
So it is a bit surprising that in 378 AD an armed Teotihuacan group arrives to Tikal and the Maya lord dies that day. So perhaps the Maya are talking about one of the ruling houses that were thrown out of the city and organized perhaps a coup d'état in Tikal.
This is my personal view.
Elena Priymak:
Is there any reflection of corporate type of government of Teotihuacan in architecture, painting, murals, ceramics, sculpture, religion and social structure?
Linda Manzanilla:
Yes. I believe that the Xalla Palatial complex, which I have been excavating since the year 2000, is one of the sites that may reflect the corporate structure of the government. The main plaza has four structures of equivalent size each one to a cardinal point, and related to different deities. Another example is the Las Colinas vessel found by Sigvald Linne.
Elena Priymak:
Is there some artifacts, murals, burial or any other evidence in Teotihuacan, pointing to a struggle of the ruling clans for dominance over the city?
Linda Manzanilla:
Yes, the mythological animals mural painting, where two serpents are being attacked by the animal emblems of the other groups: felines, canids, birds of prey.
Also, the destruction of the pyramid of the Feathered Serpent in the fourth century AD would be another hint.
Dmitriy Ivanov:
On Teotihuacan mural paintings we see people in big headdresses. We know that the plumes were made of quetzal or other birds feathers. But what material were the basic elements made of? I mean for example the cipactli, birds or butterflys masks.
Linda Manzanilla:
We have found the facial portions of animal such as canids, or “comadrejas”, being cut from their skulls to be set in headdresses. But the frame should have been made either from leather, light wood or basketry.
Dmitriy Ivanov:
Were the remains of headdresses found in Teotihuacan?
Linda Manzanilla:
We have found some baskets related to skulls set in pits.
Dmitriy Ivanov:
What are Teotihuacan architecture details in mayan temples and what pure architecture mayan details were never found in Teotihuacan?
Linda Manzanilla:
Teotihuacan architecture is related to the tablero/talud architecture, but as Juan Pedro Laporte once stated, the proportions of the talud with respect to the tablero are different in the mayan area with respect to Teotihuacan. We also find early example of tablero/talud architecture in formative sites in Puebla-Tlaxcala, as stated by Garcia Cook.