Ацтеки
Их подъём был стремительным, расцвет кратким, а конец трагическим. В 1215 году первые ацтеки появились в долине Мехико. А спустя 306 лет построенная ими великая империя рухнула…
Обсидиановым ножом жрец вскрывает мальчику грудь. Вырывает ещё трепещущее сердце и, на мгновение подняв к небу, бросает в воду только что проложенного канала. Возможно, это утолит голод богини Чальчиутликуэ, владычицы проточных вод.
Жрец одет в синее – это цвет воды – синяя накидка, синие сандалии. Мантия украшена бирюзой и нефритом, в мочках ушей и проколотой нижней губе сверкают драгоценные зелёные камни, на запястьях синие и зелёные ожерелья. Голову его украшает венок из перьев цапли, лицо покрыто чёрной древесной смолой, лоб вымазан синей краской. Его окружают другие жрецы в набедренных повязках. Их тела тоже блестят от чёрной смолы. Они играют на флейтах и дуют в большие океанские раковины. В глиняных курильницах, источая густой аромат, дымится священная смола копал. Жрецы достают из клеток перепелов, отрубают им головы и бросают в воду канала. Великий Теночтитлан хочет пить.
Город лежит на острове посреди огромного озера Тескоко. Вода в нём солёная и горькая. Пресную воду везут издалека. Она необходима для так называемых чинамп – плавучих огородов, окружающих столицу, для садов и парков, где цветут амаранты, для бань во дворцах и домах знати, для ритуальных ванн, где проходят обряд очищения пленники, которых принесут в жертву богам, наконец, для нужд всех 200 000 жителей величайшего города Теночтитлана.
Вот почему в год 7 Акатль царь ацтеков Ауицотль повелел провести новый канал от горного источника на берегу Тескоко до своей столицы. Империя Ауицотля простирается от тропических лесов Атлантического побережья до Тихого океана, от высокогорных полупустынь на севере до джунглей на юге (теперь это территория современной Мексики). Сотни городов облагает данью Ауицотль, его подданные исчисляются миллионами. Достаточно одного его слова, и из всех уголков империи тут же доставят все необходимое для строительства канала, прибудут лучшие каменщики, плотники, носильщики.
Но чтобы строительство было удачным, нужно первым делом испросить милость богов. Вот почему верховный жрец вырывает сердце из груди шестилетнего мальчика. Боги ацтеков всегда голодны. Четверо детей должны быть принесены в жертву богине проточных вод, чтобы Теночтитлан больше не испытывал жажды.
Пришельцы из Места цапель
Ни царь, ни жрецы не подозревают, что богиня в гневе и даже самые богатые дары не заставят ее смилостивиться. Они поймут, что строительство канала оказалось святотатством, только когда будет уже слишком поздно и великий город начнет погружаться под воду.
Семанауатль - «пребывающий, существующий» - так ацтеки называли окружающий мир. В центре его - высокогорная долина Мехико, лежащая у подножия гигантских (высотой более 5000 м) вулканов Попокатепетль и Истаксиуатль, время от времени извергающих огненную лаву. Долина протянулась на 120 км с севера на юг, на 80 км с запада на восток, высота над уровнем моря -2000 м. Есть здесь несколько бессточных озер. Самое большое - Тескоко. Земля в этих местах плодородная, почти всегда тепло, но климат тем не менее суров - с ноября по май засуха, а ночами бывают заморозки. Выжить можно только при жесткой организации и самодисциплине.
Люди пришли в этот край много тысячелетий назад. Они строили города и храмы, основывали царства. Рождались и гибли цивилизации. До 700 года здесь жил народ, возводивший священный город Теотиуакан. Затем долиной владели тольтеки, но их царство погибло в опустошительных войнах примерно в 1150 году.
После падения тольтеков в эти густонаселенные районы стали проникать ацтеки. Это были чужаки - бедные, безродные, непрошеные. Но их вдохновляла мрачная религия, делала сильными вера в грозных всемогущих богов. Предания ацтеков гласили, что они пришли из Ацтлана - «Места, где живут цапли», откуда-то с северо-востока нынешней Мексики. Долго странствовали, пока наконец не добрались до высокогорной долины. Здесь они разгромили врагов, а сердце их вождя бросили в озеро Тескоко. В месте, где оно упало, возник остров. На нем рос кактус, а на кактусе - о чудо! - ацтеки увидели орла, державшего в когтях змею. Это было знамение. Ацтеки поняли, что наконец нашли свою землю обетованную. Ведь однажды их жрецу явился во сне бог и повелел всему народу отправиться в долгое странствие, пока не увидят они орла, сидящего на кактусе нопаль и клюющего змею. На этом месте ацтекам следовало основать великий город. На самом деле этот загадочный народ появился в долине около 1215 года. Все плодородные земли уже были к тому времени заняты, и пришельцам оставалось селиться только на болотах и в опустошенных саранчой районах. Около ста лет ацтеки были наемниками в армиях государств, которые возникли после падения тольтеков и беспрерывно боролись друг с другом. За это время они научились воевать, награбили немало добычи, да и собственную территорию расширили. В 1325 году они перебрались на топкий остров посреди озера Тескоко и основали Теночтитлан. Это название можно перевести как «У кактуса нопаль».
В 1428 году Теночтитлан объединяется с двумя соседними городами, и спустя двенадцать лет ацтеки становятся полновластными хозяевами долины. А еще через шесть десятилетий их отряды выходят к берегам двух океанов - Тихого и Атлантического.
Правитель Теночтитлана, постепенно ставший главным среди других царей, решает разделить свою державу на 55 провинций. Великому властителю ацтеков есть чем гордиться: покорены 450 царств, в его империи живут почти три миллиона человек. Но войны не прекращаются. Ибо враги постоянно угрожают границам, а покоренные города поднимают восстания. И ацтеки ведут бесконечные военные кампании, грабят города и приносят пленных в жертву своим богам.
В 1468 году, еще молодым человеком, на покрытый шкурой ягуара трон восходит Ауицотль. Он первый среди властителей ацтеков велит называть себя «уэй тлатоани» - «тот, кто говорит громко», или «царь царей». Подданные любят и почитают его, твердой рукой правит Ауицотль своей державой.
Чтобы увеличить площадь полей, склоны гор превращают в террасы и окружают каменными стенами. Чтобы доставлять сюда воду, строят дамбы и проводят каналы. Повсюду появляются города, поселки, деревни. Царство обретает мощь - население долины Мехико стремительно растет. Еще быстрее растет и богатеет столица - великий Теночтитлан.
Покоренный источник
Ближе к западному берегу озера Тескоко лежит маленький остров площадью 13,5 кв. км, очертаниями напоминающий топор. Это и есть Теночтитлан. В восьми километрах к югу от него, у города Койоакан, находятся пресные источники. Отныне по велению царя ацтеков они будут снабжать водой столицу. Но царь Койоакана считает это решение большой ошибкой: порой вода в источниках поднимается слишком высоко, и Теночтитлан может в любой момент затопить. Ауицотль в гневе - никто не смеет перечить самому тлатоани! Он посылает войско уничтожить ослушника, чтобы впредь никому не повадно было спорить с царем. Справившись со смутой в Койоакане, подданные Ауицотля выкладывают дно источника каменными плитами и направляют воду в канал. Ацтеки с поразительной эффективностью и быстротой усмиряют не только своих врагов, но и природу. Восемь дней - и строительство завершено. Вода покорно устремляется в Теночтитлан.
Индейская Венеция
Этот город - удивительное творение рук человеческих. Он окружен плавучими огородами. Здесь нет пустырей. План его тщательно продуман - широкие прямые проспекты, площади, каналы. Между ними роскошные дворцы и дома с плоскими тростниковыми крышами. В центре стоит Великий храм - святилище бога дождя Тлалоку и бога солнца и войны Уицилопочтли, величественная пирамида, которую видно из любой точки города. Ступени ее темны от человеческой крови.
С долиной Теночтитлан соединен несколькими дамбами. В город ведут проложенные по этим насыпям широкие мощеные дороги. Толпы людей спешат в столицу империи: рабы и крестьяне, носильщики с грузом нефрита, бирюзы и золота, помощники жрецов, которые тащат в заплечных сумках дрова для храма, цветы, тростник и шипы агавы, которыми истязают себя жрецы. Здесь можно увидеть и ацтекскую знать: яркие мантии, на головах украшения из перьев, переливающихся всеми цветами радуги, в ушах, в носу и в нижней губе - нефритовые, золотые и янтарные кольца. Спешат, не смея ни на час опоздать в Теночтитлан, посланцы покоренных городов - нужно вовремя принести дань грозному царю ацтеков.
Сотни лодок снуют по спокойной глади Тескоко. Крестьяне в каноэ, ловко орудуя веслами, направляются к своим плавучим огородам. Рыбаки закидывают сети. Торговцы везут бревна, бобы какао, маис, обсидиан, а еще рабов и специально откормленных собак. В больших плоских лодках восседают знатные люди, элита империи. Хлопковые тенты защищают их от палящего солнца.
Созданный по приказу Ауицотля новый канал, как и все остальные, проходит прямо через плавучие огороды. Они занимают огромную площадь. Чтобы устроить их, земледельцы укладывали на соленом мелководье бревна и слой за слоем засыпали их илом и водорослями.
И вот теперь прямо посреди озера зеленеют тучные поля, дающие в год по три-четыре урожая. Здесь растут желтый, белый и красный маис, бобы и тыква, источают аромат амаранты и другие цветы. Тысячи земледельцев везут в лодках урожай на рынок, а потом возвращаются в свои домишки, которые стоят прямо посреди плавучих огородов. Некоторые лодки наполнены илом, добытым в каналах, и даже экскрементами, которые специально покупают в Тенотчитлане, - и то и другое ценные удобрения. Чтобы не загрязнять воды озера, в столице устроены общественные уборные. А сразу за плавучими полями начинается сама столица империи. Два широких проспекта рассекают Теночтитлан на четыре части, каждая в свою очередь поделена на районы. Дома на окраине низкие, почти все одноэтажные, из сырцового кирпича. В них только ночуют и совершают обряды. В каждом доме есть свое маленькое святилище - ниша с глиняными фигурками божков. Детей хоронят прямо в подполе, чтобы они и после смерти могли оставаться со своими родителями.
Вся жизнь простых ацтеков проходит во внутренних двориках, здесь играют дети, женщины прядут, ткут одежду. Под ногами валяется мусор: битая посуда, старые одеяла, объедки. Стоят клетки с индюками и собаками -собачье мясо считается деликатесом. В маленьких садиках чуть клонятся от легкого ветра стебли маиса, растут бобы и овощи.
На улицах и площадях Теночтитлана и ночью и днем многолюдно. Женщины в длинных юбках, мужчины в набедренных повязках, почти у всех на плечах накидки. Общественная мораль здесь строга. Появиться на людях в неподобающей одежде, а уж тем более нарушить супружескую верность - значит навлечь позор не только на себя, но и на всю семью. (Хотя, в Теночтитлане, как и в любом большом городе, есть проститутки.)
Одежда должна быть скромной, из кожи или растительных волокон, обуваться подобает в тростниковые сандалии. Мягкие и тонкие хлопковые ткани, привезенные из южных провинций, могут позволить себе только богачи. Они похожи на спустившихся на землю небожителей: на плечах плащи в ярких узорах, на головах диадемы из красных и зеленых перьев, в руках богато украшенные веера.
Их шеи увиты переливающимися золотыми ожерельями из бусин в виде скорпионов, раковин, птиц, крабов и колокольчиков. Слепя глаза, сверкают на солнце золотые нагрудные пластины. На щиколотках молодых людей блестят золотые браслеты, украшенные мозаикой из нефрита или бирюзы. Богатые женщины наносят на кожу желтую краску и придирчиво изучают свое отражение в зеркальцах из полированного обсидиана. Они благоухают тонкими ароматами, а чтобы дыхание всегда было свежим, жуют чикле - смолу саподилового дерева.
Город мастеров
Знатных господ сопровождают слуги и носильщики. Среди них попадаются и свободные, но в основном это рабы, попавшие в неволю за долги. Таких в империи ацтеков великое множество. На улицах столицы легкомысленный простак быстро угодит в ловушку.
Вот на одной из площадей собрались игроки в патолли. На игральной доске смолой нарисованы клетки. Соревнуются, как правило, двое. Побеждает тот, кому удается так бросить игральные кубики, чтобы первому провести по клеткам шесть бобов. Вокруг игроков толпится народ. Кто-то делает ставки, другие просто подошли поглазеть. Самые азартные ставят на кон золото, нефрит, бирюзу и перья кецаля. Но горе тому, кто проиграется, - он попадет в кабалу. Бывали случаи, когда игрокам приходилось отдавать в рабство жен и детей. Кому-то удается через несколько лет вновь обрести свободу, другие так и остаются в неволе. Но принадлежность к сословию рабов не передается по наследству: если раб женится и у него появляются дети, они считаются свободными.
Дети в Теночтитлане повсюду. Они пекут маисовые лепешки и рыбачат. А в 15 лет оставляют родной дом и уходят в телпочкалли - школы для подростков.
Такие интернаты есть во всех городских кварталах. Занятия здесь начинаются за час до восхода солнца с пения священных гимнов. В спартанских условиях юношей обучают тонкостям военного искусства, а также игре на флейте и барабане, чтобы они могли участвовать в священных ритуалах. Помимо учебы молодежь работает на благо общества - ремонтирует храмы, мосты и дороги.
Их воспитывают жестко, даже жестоко, потому что молодые ацтеки должны вырасти несгибаемыми, безжалостными не только к другим, но и к самим себе. Тех, кто посмеет ослушаться учителя, бьют палками. Или того хуже: провинившихся заставляют наклоняться над горящими стручками перца чили - их дым разъедает лицо. Или связывают и бросают на ночь на сырой, промерзающей земле.
Незримые границы разделяют великий Теночтитлан на множество районов. Здесь не выбирают место для строительства дома по своему усмотрению, здесь все живут в кальпулли - общинах, которые объединяют и родственников, и соседей. В одном районе селятся со своими семьями только мастера, которые создают высоко ценимые ацтеками панно: для этого с помощью сока растений разноцветные перья попугаев, колибри, кецалей и других птиц приклеивают на деревянную основу. В другом районе золотых дел мастера делают искусные украшения из «желтых экскрементов богов» - так ацтеки называют золото. Покровитель тех, кто работает по золоту, - мрачное божество Шипе-Тотек, «Наш владыка с ободранной кожей». Это в его честь во время празднеств с пленников сдирают кожу. Внушающие ужас простым ацтекам жрецы тут же заворачиваются в нее и танцуют на улицах.
Тут есть кварталы, где мастера шлифуют нефрит, бирюзу, обсидиан, раковины - делают украшения в виде крохотных цилиндриков или инкрустируют черепа принесенных в жертву пленников. В своих районах живут столяры, изготовители циновок, сандалий, вязальщики веников, каменщики.
Купцы особого назначения
А вот квартал почтеков, странствующих купцов. За высокими стенами, в неприметных низких домиках, живут проводники караванов, они же тайные соглядатаи царя ацтеков. Это те, чье слово на рынке - закон, кто ведет торговлю за пределами империи, пробираясь сквозь непроходимые джунгли и выходя к океанским побережьям. Они торгуют с майя и даже с воинственными тарасками. Почтеки не относятся к знати империи, им не позволено жить во дворцах и носить роскошные одеяния. Но тем не менее они богаты и обладают властью. Ведь почтеки поставляют царю стратегическую информацию - сведения о том, насколько сильно войско противника, новости о внутренних конфликтах в соседних государствах, об обстановке на золотых рудниках. Они глаза и уши царя ацтеков - армия Теночтитлана нередко движется теми путями, которые указывают почтеки.
Лишь в 12 городах империи есть гильдии этих особенных торговцев. У них свои законы, свои судьи. Место почтека, если только его не убьют раньше, чем он успеет завести семью, переходит по наследству к его сыну.
Экспедиции почтеков очень опасны. Повсюду их подстерегают вооруженные враги. Товары, которые они везут, - вожделенная добыча для разбойников. Да и властители соседних государств прекрасно знают, что эти купцы не только торгуют, но и ведут разведку на территории противника.
Поэтому почтеки отправляются в путь только в благоприятные дни, например, в 1 Коатль (день 1 Змея), с оружием в руках и в сопровождении десятков носильщиков. Предварительно жрецы ацтеков тщательно изучают все предзнаменования. Если в сумерки сова издает короткий крик, «смеется», значит, боги будут милостивы. Если крик протяжный - это дурной знак. В ночь накануне странствия почтеки делают надрезы на языке и ушах - приносят свою кровь в жертву богам, а в полночь отрубают перепелке голову и бросают в огонь. Только после этого можно отправляться в путь. Если забыл что-то дома, возвращаться нельзя - плохая примета.
Долгие месяцы почтеки будут идти, опираясь на посохи с изображениями богов. Обычай запрещает мыть голову и обрезать волосы, пока они снова не увидят родной город. А по возвращении почтеки тайно под покровом ночи переправят привезенные товары через озеро в Теночтитлан. Богатства нужно как можно надежнее спрятать от любопытных глаз. Пройдя обряд очищения и принеся в жертву богам раба, почтеки пробираются во дворец и сообщают властителю новости. А потом сколачивают состояния, продавая товары на Тлателолько - величайшем рынке континента.
Тлателолько - некогда самостоятельный город на одном из островов Тескоко - превратился в торговый район ацтекской столицы. Ежедневно сюда приходят до 60 000 человек. За покупателями и продавцами надзирает дюжина судей, стражи рынка контролируют торговые ряды, где продают живых птиц, шкуры ягуаров, медные топоры, нефрит, серебряные украшения, губные проколки, каменные статуэтки, раковины, галлюциногенные грибы теонанакатль, с помощью которых можно увидеть будущее, бумагу из коры и ценную красную краску, которую получают из кошенили.
Здесь торгуют и людьми - рабами, на которых надеты деревянные колодки. Некоторые прямо на месте демонстрируют свою сноровку - искусные рабыни-ткачихи умудряются работать, несмотря на тяжелые оковы на шее. Свободные люди сами продают свой труд - профессиональные ораторы, писцы, певцы, грузчики, проститутки.
В Тлателолько можно купить все, что необходимо ацтеку в повседневной жизни: соль, маис, какао, перец, авокадо, индюков, собак, сандалии, циновки, инструменты, корзины, дрова и множество изделий из магея.
Начинайте день с какао
Магей - это растение семейства агавовых высотой в человеческий рост с длинными мясистыми листьями. Из его волокон ткут одежду, плетут веревки и рыбачьи сети. Из коры делают бумагу, стволы идут на дрова, а шипами истязают себя жрецы. Из перебродившего сока магея получают пульке - не слишком крепкий алкогольный напиток. Но куда выше, чем «простонародный» пульке, ценится какао. Пьют его только богачи. За один боб какао дают помидор или связку дров, за три боба - авокадо, за пять - обсидиановый нож, за сто - индюка. Покупатель должен следить за тем, чтобы не напороться на «фальшивомонетчиков». Мошенники прогревают бобы, чтобы они разбухли, или, просверлив и опустошив их, заполняют грязью и перемешивают с настоящим какао.
Есть особенные, самые дорогие товары, за которые торговцы просят не какао, а куачтли - отрезы хлопковой ткани. Цены устанавливают царские чиновники. Взрослый раб стоит 20 куачтли - на эти «деньги» простой ацтек может жить целый год. Золотая губная проколка обойдется в 25 куачтли, ожерелье из нефритовых бусин в 600 -сделавшему его ремесленнику хватило бы лет на тридцать...
Знатных людей ацтеки называют «пипильтин», и они составляют менее десятой части населения. Пипильтин принадлежит земля, а общины земледельцев платят им подати. Они советники царя, военачальники и жрецы. Чем ближе к центру Теночтитлана, тем выше роскошные дворцы пипильтин - окруженные цветущими садами каменные двухэтажные дома на искусственных платформах, высота которых достигает 12 метров.
Есть дворцы, которые раскинулись на площади больше гектара. Внутри этих огромных строений длинные анфилады комнат, женские и мужские покои, помещения для церемоний, внутренние дворики, комнаты слуг, кладовые, бани, где пахнет душистым фруктовым мылом. Полы и стены из камня или кирпича гладко обмазаны красной штукатуркой. Помещения отделены друг от друга яркими циновками из хлопка или тростниковыми занавесями. Когда по залам дворца гуляет ветер, золотые и бронзовые колокольчики на занавесях мелодично позванивают.
Самый большой и роскошный дворец - царский. По обычаю тлатоани не может жить в резиденции своего предшественника - дворцы семи умерших ацтекских царей высятся в центре Теночтитлана как монументы, свидетельства былого величия их владельцев.
Целый город в городе повелел возвести себе Ауицотль. Здесь его покои и покои его жен, помещения, где располагаются воины и посланники других государств, где заседает высший совет знати. В одних залах царь вершит правосудие, в других внимает поэтам, музыкантам, философам и историкам. Есть в царском дворце оружейная комната, сокровищница, архив, в котором хранятся списки данников всех провинций. Больше 300 комнат в этой резиденции, а еще - внутренние дворики, сады со скульптурами, площадка для игры в мяч, бассейн, зверинец.
Храм смерти
Но центр ацтекской империи, ее сердце -это окутанный слухами и легендами, устрашающе мрачный храмовый комплекс. Он скрывается от взглядов толпы за высокими стенами. Тысячи людей проходят через его ворота. Для многих из них эта дорога будет последней - они никогда не вернутся назад.
Мироздание, как считают ацтеки, имеет форму диска. Над ним свод из тринадцати небесных сфер, под ним - девять уровней подземного мира. В средоточии этих миров и стоит великий храм Теночтитлана.
Стены, которыми обнесена священная площадь, ярко раскрашены. Внутри более семидесяти святилищ, среди них круглая каменная плита бога ветра Эекатля. На ней жрецы возжигают смолу-копал. Есть здесь храм Шипе-Тотека и храм Тонатиу, бога солнца и покровителя воинов, язык его - обсидиановый нож, которым рассекают грудь жертвы, чтобы извлечь трепещущее сердце.
Там же находится Коакалько - святилище, куда после покорения очередного города свозят местных идолов. Ацтеки почитают чужих богов и стремятся заручиться их поддержкой. Это место - символ не только военного, но и сакрального триумфа ацтеков. А рядом со святилищами устроены помещения для воинов. В ярко расписанных, украшенных рельефами залах закапывают жертвенные дары. Стражу здесь несут глиняные фигуры в человеческий рост. Лучшие воины ацтеков - те, кто во время сражения захватили и привели в столицу не менее четырех пленников, - получают право носить одеяния из шкуры оцелота и орлиных перьев.
На центральной площади стоит кальмекак -школа, где отпрыски знати (а вместе с ними несколько особо талантливых детей из народа) получают образование, готовясь стать жрецами, чиновниками и военачальниками. На площади возведен также самый большой стадион для ритуальной игры в мяч и баня. В ней пленники, которых принесут в жертву богам, совершают обряд ритуального омовения.
А посреди площади возвышается главный храм. Пирамида с крутыми ступенями - символическое отображение мифических гор - Коатепека и Тлалокана - достигает 45 м в высоту. У подножия ее извиваются огромные каменные змеи. Каждый царь украшал святыню и расширял ее. А жрецы неусыпно следили за соблюдением всех канонов. На вершине пирамиды два святилища. Построены они таким образом, что утром в день весеннего равноденствия солнце встает точно в просвете между ними.
Оба храма украшены каменными и деревянными рельефами. В северном находится изваяние Тлалока. Это бог дождя и плодородия, который обитает на окутанной облаками райской горе Тлалокан. Его почитали еще тольтеки и властители Теотиуакана. Алтарь - это высеченная из камня фигура лежащего на спине человека, который держит в руках чашу. Туда положат кровавые дары для Тлалока.
В южном святилище находится изображение Уицилопочтли. Это покровитель ацтеков, бог южной стороны света, «Колибри-левша», божество войны и солнца. Уицилопочтли родился на Коатепека - «Змеиной горе». Его матерью была вдова по имени Коатликуэ, что означает «Та, что в змеиной юбке». Однажды, занимаясь уборкой, она увидела, как с неба упало роскошное перо. И тут же почувствовала, что забеременела. Ее дочь Койольшауки, узнав об этом, была оскорблена и подговорила братьев убить мать. Но план их раскрылся, и только что родившийся Уицилопочтли уничтожил своих братьев и сестер. Он обезглавил Койольшауки, отсек ей руки и ноги, а тело сбросил с горы.
Трехметровая, украшенная рельефами базальтовая плита с изображением расчлененной сестры Уицилопочтли лежит у подножия храмовой лестницы. Ступени ее давно потемнели от крови жертв, обезглавленных и сброшенных вниз подобно злосчастной Койольшауки. Центральная площадь - это царство жрецов. Один вид их должен наводить страх на окружающих - тело, вымазанное черной смолой, все в рубцах и надрезах, длинные, немытые, всклокоченные волосы слиплись от собственной крови и крови многочисленных жертв...
Ацтеки почитают около 200 божеств. И каждому полагаются свои жрецы (есть в империи и жрицы, служащие богиням). В честь богов они бьют в барабаны и играют на флейтах. Жрецы следят за чистотой на территории храмов, руководят строительством новых культовых сооружений и управляют храмовыми землями. Они точно знают, когда следует начинать уборку маиса, что сулят те или иные предзнаменования. Каждому дню в 260-дневном ацтекском календаре соответствует свой знак, и жрецы определяют, какая судьба уготована людям. Они хранят знания о звездах и деяниях царей, о мифах и ритуалах. Все записывают с помощью иероглифов на бумаге, сделанной из коры фикуса. В школах-кальмекак жрецы передают свои знания послушникам. Протыкают мальчикам нижнюю губу и вставляют в отверстие драгоценный камень, а девочкам делают надрезы на бедрах и груди в знак того, что те служат божествам.
Но главное дело жреца - приносить богам кровавые дары. Мир этот хрупок, и каждую секунду может произойти страшное несчастье. Только если как следует задобрить богов, солнце будет совершать свой путь по небу, будет литься на землю дождь, расти маис и пылать огонь. Чтобы рождались дети, заканчивались победами войны, возвращались караваны и отступал зимний холод, необходимо постоянно утолять голод ненасытных богов.
В этом мире нужно платить за все. И платить кровью. Поэтому жрецы умерщвляют свою плоть. Они вонзают в тело шипы агавы. Каменными ножами надрезают себе уши и язык. И щелкают окровавленными пальцами так, что капельки крови летят вверх к Тлауискальпантекутли, богу Утренней звезды.
Боги жаждут
Но богам этого мало, они требуют настоящих жертв - пленников, попавших в руки ацтеков во время военных походов. Продев через носы несчастных шнурки или обвязав им шеи веревками, пленников приводят в Теночтитлан и бросают в темницу. Когда приближается день церемонии, верховный жрец выбирает одну или нескольких жертв. Жрецы постятся четыре дня, иногда и дольше, а по ночам стоят в карауле у стен храма. Наконец торжественная процессия отправляется к главному храму для жертвоприношения. Жрецы проводят ритуал очищения жертв и надевают на них пышные одежды того бога, чьей кровавой пищей им предстоит стать.
Теперь обреченные превращаются в ишиптла - воплощение божества. В конце концов пленника ставят перед крутой лестницей святилища: «Ин ие тлекуилишкуак, ин ие тламаматлак» - «Уже у края огня, уже у края храмовой лестницы». Жрецы подхватывают его под руки и ведут наверх. Если ишиптла горд и храбр, он идет сам с высоко поднятой головой - ведь его ждет вечная жизнь в небесных сферах. Других тащат силой. Наверху жертву кладут на каменный алтарь. Четыре жреца держат несчастного за руки и за ноги. Верховный жрец, «дающий огонь», подходит к распластанному человеку, заносит нож и делает на его груди глубокий поперечный надрез. Под звуки священного гимна, он вырывает сердце, ибо в нем находится тейолия, мыслящая сущность человека, чья энергия будет теперь питать бога Уицилопочтли. Окровавленный комок плоти жрец помещает в Кубок орла, круглый камень диаметром 3,5 метра с рельефом, изображающим лик Уицилопочтли в лучах солнца. Теперь покойник стал «воином-орлом», и его тело сбрасывают вниз со ступеней храма. У подножия святилища к нему подбегают жрецы, отрезают голову, сдирают с нее кожу, извлекают мозг и глаза, а затем насаживают на длинный шест, торчащий из цомпантли - стены черепов. Тело расчленяют, как когда-то Уицилопочтли расчленил свою сестру. Несколько кусочков человеческого мяса варят вместе с маисом, и воин, который одолел этого противника на поле брани, вместе со своей семьей приступает к ритуальному пиршеству. Так принесенный в жертву символически принимается в семью этого ацтека.
Главная площадь храмового комплекса Теночтитлана - место для жрецов, знати и храбрых воинов. Только в дни жертвоприношений сюда стекаются толпы народа, чтобы поглядеть на мрачный ритуал. Иногда Ауицотль приглашает и враждующих с ацтеками царей, дабы они своими глазами увидели, как их воины будут умирать во имя Уицилопочтли.
Не только сердца пленников пожирают божественные покровители ацтеков. Тлалок, бог дождя, жаждет крови маленьких детей. Ведь когда они начинают плакать, прекращается засуха. А богиня-мать Тоси требует, чтобы ей приносили в жертву девственниц. Сначала они отдаются царю, а потом жрец закалывает их одним ударом ножа. Тескатлипока, покровитель царя, каждый месяц получает идеально сложенного юношу, а богине Чикомекоатль приносят в дар девочку. Бог маиса Синтеотль требует людей с сыпью на коже.
Людей в ритуальных целях убивали и в других древних царствах Центральной Америки, но в таких масштабах, как ацтеки, - никогда. Во время церемоний жрецы трудятся без сна и отдыха по несколько дней.
Впоследствии один хронист подсчитал количество черепов в цомпантли. Пусть его подсчеты и не совсем точны, но все же позволяют судить о кровавой жатве, которую собирали ацтекские боги - 136 000 черепов.
Краткий триумф
Строительство нового канала, который доставит воду в столицу из Койоакана, наконец завершено, и жрец приносит в жертву богине проточной воды сердца четырех мальчиков. Царь собственной персоной присутствует на церемонии. Его окружают придворные. Они зорко следят, чтобы никто из десятков тысяч поющих и танцующих подданных не посмел даже ненароком взглянуть на тлатоани.
Ауицотль преисполнен величия - он весь в золоте, на голове диадема, украшенная драгоценными камнями и перьями кецаля, в носу огромный сверкающий изумруд. В знак смирения перед богиней он вместе со свитой подбирает и ест землю. Затем обезглавливает и бросает в воду перепела. Раскачивает курильницу с горящим копалом, клубы дыма плывут над каналом.
«О могущественная богиня воды! - восклицает царь, поднимая правую руку. - Добро пожаловать в наш город!» И Ауицотль бросает в канал рыб и лягушек из чистого золота и драгоценных камней.
Ночью Теночтитлан освещен бесчисленными огнями. В открытых чанах трещат просмоленные поленья. Из храмов и жреческих школ доносятся песнопения, звуки флейты и барабанная дробь - там вершат кровавые ночные ритуалы. Где-то лают собаки, кричат редкие птицы в царском зверинце.
К этим звукам примешивается тихое журчание и бульканье. Это вода из далекого источника льется по новому каналу в Тескоко, озеро обширное, но мелкое и бессточное. Вода не найдет из него выхода.
Обреченная цивилизация
Через сорок дней становится ясно - столица огромной империи ацтеков, великий город Теночтитлан обречен. Озеро Тескоко вышло из берегов, уничтожив плавучие огороды и весь урожай маиса и перца, томатов и бобов. Вода плещется на улицах и площадях столицы, затопляя дома, и горожане уже спасаются бегством на каноэ и плотах. Царь Ауицотль в печали - богиня проточной воды немилосердна к нему.
Он отправляется на покаяние к злополучному источнику на южном берегу озера. Царь жертвует ему священную смолу, каучук, бумагу из коры фикуса, перепелов. По его приказу ныряльщики зарывают в илистом дне перья и драгоценные камни. Вода в озере не опускается. Ауицотль велит утопить каменные статуэтки богов, и в первую очередь статую гневающейся владычицы проточной воды Чальчиутликуэ, «Той, что в нефритовой юбке». Он приносит ей в жертву детей, тела которых раскрашены синей и зеленой краской. Ничего не помогает. И тогда Ауицотль велит снести все новые дамбы и заграждения, чтобы вода могла вернуться в привычное русло.
В предании не сказано, сколько времени потребовалось, чтобы Теночтитлан освободился от власти озера. Хроники сообщают, что когда наконец вода сошла, царь повелел снести поврежденные здания и отстроить город заново. И Теночтитлан стал еще пышнее, чем до потопа.
Но это был последний расцвет озерной столицы. Год 7 Акатль соответствует 1499 году по нашему летоисчислению. Вот уже семь лет испанские корабли бороздят Карибское море. Ауицотлю суждено пробыть на покрытом шкурой ягуара троне еще три года, а потом он умрет и место тлатоани займет его племянник Мотеуксома II (Монтесума). Пройдет еще 20 лет - и конкистадоры во главе с Эрнандо Кортесом бросят свои жадные взоры на Теночтитлан. Они ворвутся в город на озере, разграбят его храмы и дворцы, уничтожат дома и плавучие огороды.
От испанских мечей и завезенных захватчиками болезней погибнет больше половины населения империи, а оставшиеся в живых будут порабощены. Испанцы низвергнут Чальчиутликуэ, владычицу проточной воды, и Шипе-Тотека, и Тескатлипоку, и Тлалока, сидящего на окутанной облаками райской горе. Не поможет ацтекам и их покровитель Уицилопочтли, пожравший больше людей, чем любое другое божество. В 1521 году конкистадоры возьмут штурмом главный храм, вытащат оттуда каменного идола и сбросят с той самой обагренной кровью тысяч людей лестницы. Страшное изваяние закопают где-то в Мексике. Там Уицилопочтли покоится и поныне.
Кай Радемахер
Источник:
- ж-л GEO, май 2005 г.